double arrow

Карта обеспечения дисциплины учебными материалами

Карта самостоятельной работы студентов

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Одним из важных моментов в подготовке квалифицированных специалистов высшего профессионального образования играет самостоятельная работа студентов (СРС). Рассмотрим виды и коснемся контроля СРС по технологическому образованию в рамках дисциплины «Методика преподавания технологии с практикумом» для специальности «Педагогика и методика начального образования» в вузе.

Самостоятельная работа может выполняться студентами как в аудиторное, так и внеаудиторное время. Основная цель СРС состоит в проверке и оценке достигнутого обучающимися уровня знаний и умений теоретического и практического характера. Аудиторная СРС проходит под непосредственным руководством преподавателя, в то время как обязательным условием внеаудиторной работы является предварительная консультация с педагогом. Цель и требования к самостоятельной работе могут быть предложены как преподавателем, так и студентами. Получить разъяснение по отдельным видам работ можно как при личной встрече с педагогом на консультациях, так и при помощи электронной почты.

Рассмотрим аудиторную самостоятельную работу. Традиционной формой является проведение устных и письменных опросов по изученным темам и разделам курса (например, опрос по терминам), изготовление образцов изделий на практических занятиях с целью организации выставок в вузе или демонстрации на уроках технологии в начальной школе.

Материал, предлагаемый студентами в качестве сообщений, докладов, рефератов и творческих работ, должен содержать как теоретические сведения по теме, так и быть практически полезен для преподавания «Технологии» в начальной школе. Например, студентам рекомендуется подготовить доклады по темам «Краткие сведения из истории бумажной промышленности», «Изготовление бумаги и картона», «Производство текстильных материалов», «Виды тканей и волокон», «История использования человеком волокнистых материалов и тканей», «История народных промыслов России (Алтая)» и др. Текст доклада должен включать вопросы к слушателям для активизации их внимания, обращения к прошлому опыту, предоставления своего решения возникшей проблемы и быть интересен как студентам, так и учащимся начальной школы. Рекомендуется подготовить наглядные материалы.

Составление планов-конспектов уроков технологии по авторским программам и подготовка наглядных пособий к разрабатываемым урокам может происходить аудиторно и внеаудиторно с предварительной консультацией преподавателя. Анализ предложенных планов-конспектов уроков или их фрагментов, демонстрация и обсуждение фрагментов уроков осуществляется в рамках аудиторной самостоятельной работы на лабораторных занятиях.

С целью развития интереса студентов к самостоятельной работе традиционно проводятся различные конкурсы. Например, конкурс проектов по оформлению кабинета технологии на педагогическом факультете, конкурс творческих работ исследовательского характера «Обобщение опыта народных умельцев». В качестве умельцев могут выступать родственники и знакомые, которые занимаются народным творчеством. В обобщении опыта раскрываются биография, секреты мастерства и многое другое.

Составление аннотированного библиографического каталога по технологическому образованию позволяет студентам подобрать материал и литературу для выполнения индивидуальных заданий, а с другой стороны показывает степень разработанности отдельных вопросов в теории и практике. Традиционное анкетирование с целью выявления знания студентами авторских программ по технологии для начальной школы, защита педагогической практики по технологии также могут быть отнесены к аудиторной СРС.

Представление текущих результатов выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ с успехом осуществляется на лекционных, практических занятиях и заседаниях кружка. Студенты, проявляющие интерес к данной дисциплине, посещают научно-исследовательский кружок «Технологическая культура младшего школьника».

Выполнение индивидуальных заданий по желанию студентов позволяет выявить наиболее творческих, инициативных людей и наметить перспективы их дальнейшей научно-исследовательской работы по изучаемой дисциплине.

Поскольку «Технология» предоставляет уникальные возможности для проведения разнообразной внеклассной работы, каждому студенту предлагается выполнить творческую работу на тему «Организация внеклассной работы по художественным видам труда». В ней рекомендуется раскрыть возможности использования предмета «Технология» для кружковой работы в начальной школе, определить содержание и представить перспективное планирование работы кружков и других форм внеклассной работы на учебный год (класс на выбор студента) и т.п.

Для учащихся начальной школы в качестве демонстрационного материала студентам требуется изготовить коллекции«Виды бумаги и картона», «Виды текстильных материалов», «Природные материалы», «Утилизованные материалы».

Внедрение компьютерных технологий в учебный процесс выявило необходимость создания компьютерных тестов. Сегодня любой студент сможет оценить уровень своей подготовленности по «Методике преподавания технологии с практикумом», пройдя компьютерное тестирование. Подготовка к нему, к зачетам и экзаменам, а для студентов–заочников к контрольной работе осуществляется также в рамках внеаудиторной самостоятельной работы, как и работа с информационными ресурсами, включая электронный учебник по предмету и интернет.

Если в начале изучения дисциплины студенты выполняют больше репродуктивную работу (например, конспектирование правил по технике безопасности при работе с различными инструментами, виды бумаги и картона, исследование свойств различных материалов), то к концу изучения курса самостоятельная работа приобретает ярко выраженный творческий характер (например, сочинение-рассуждение по поводу прочитанной статьи К.Д. Ушинского «Труд в его психическом и воспитательном значении»; проведение предметной конференции «Значение труда в жизни человека» и представление докладов студентов по этой проблеме. Лучшие доклады оформляются в виде статей и публикуются в студенческих сборниках).

Таким образом, качественное выполнение всех заданий для самостоятельной работы студентов педагогического факультета и успешная сдача зачета или экзамена, требуют постоянной творческой работы в течение семестров или межсессионных периодов (для заочников). Многолетний опыт преподавания в вузе позволяет оценить эффективность самостоятельной работы студентов. По количеству и степени проработанности отдельных видов заданий для самостоятельной работы можно судить о степени заинтересованности, проявлении творчества студентов и о том, какие новые знания они приобрели, насколько объективно оценивают процесс и результат этой деятельности. Хочется сказать, что с каждым годом, интерес студентов к этому виду деятельности повышается, скорее всего, это объясняется широким выбором различных по своему характеру заданий и возможностью их выбора с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.

Самостоятельная работа состоит из двух видов учебного труда: репродуктивного, необходимого для формирования соответствующих умений и навыков технологического характера и учебного художественно-конструкторского творчества, стимулирующего становление творчески активной личности учителя. Каждая тема сопровождается перечнем практических творческих заданий, включающих либо выполнение образца творческой работы для показа школьникам, либо методическую или технологическую разработку урока технологии. Учитывая, что выполнение практических заданий требует больших временных затрат, студенты завершают и оформляют творческие композиции и изделия в процессе самостоятельной работы.

Таблица

Модуль Номер темы Самостоятельная работа студентов Формы контроля
Содержание работы, формы работы Сроки выполнения Общая трудоемкость
4 семестр
Общие вопросы   Выписать 10 поговорок и пословиц о труде. Составить таблицу «Краткая история технологического образования в России», выделив временные интервалы и охарактеризовав их. Февраль 1 неделя   Письменная проверка
    Реферат «Методы обучения технологии младших школьников». Май 1 неделя   Обсуждение на занятии. Опросы на аудиторных занятиях.
Работа с бумагой и картоном   Составить коллекцию «Виды бумаги и картона» (не менее 10 видов). Февраль 3 неделя   Работа с раздаточным дидактическим материалом
    Проанализировать программы и учебники по технологии для начальной школы: особенности конструирования и моделирования, виды объектов, предлагаемых учащимся для конструирования и моделирования. Март 1 неделя   Групповая работа, совместное обсуждение на занятии
    Доклады на практическом занятии: а) краткие сведения из истории бумажной промышленности. б) изготовление бумаги и картона Конспекты: а) виды бумаги и картона, б) ознакомление с волокнистым строением бумаги, в) правила по технике безопасности при работе с ножницами и клеем. Выполнение одной аппликации. Март 3 неделя   Заслушивание доклада     Письменная проверка     Практическая работа
    Выполнить одно изделие любым из предложенных способов. Рассказ о нетрадиционных техниках художественного конструирования из бумаги. Апрель 1 неделя   Практическая работа Представление творческой работы
    Создание архитектурного макета (или модели транспортного средства) из бумаги и картона по собственному эскизу. Апрель 4 неделя   Практическая работа  
    Выполнить два изделия папье-маше (муляж, голову куклы для кукольного театра, макет, маску и т.п.), выполненных разными способами. Доклад на практическом занятии «Папье-маше в художественном конструировании младших школьников». Май 2 неделя   Практическая работа     Представление творческой работы
    Выполнить аппликацию, используя не менее пяти фигур, выполненных в технике оригами. К каждой фигуре выполнить инструкционную карту. Доклады на практическом занятии «Из истории возникновения оригами», «Возможности оригами для всестороннего развития ребенка». Май 3 неделя   Практическая работа     Представление творческой работы
5 семестр
Общие вопросы   Разработка проверочной работы по технологии в начальных классах. Сентябрь 3 неделя   Опросы на аудиторных занятиях. Письменная проверка
    Составление коллекции утилизованных материалов. Октябрь 1 неделя   Работа с раздаточным дидактическим материалом
    Выполнение творческих работ, посвященных истории появления и развития народных промыслов (ремесел) России или Алтая. Обобщение опыта народных умельцев. Декабрь 1 неделя   Доклад, реферат, использование ресурсов Интернет
Методика преподавания технологии в начальной школе   Творческие работы: «Подготовка и проведение уроков технологии в начальной школе», «Возможности использования предмета «Технология» для кружковой работы в начальной школе». Октябрь 3 неделя   Опросы на аудиторных занятиях. Доклад, реферат
    Составление планов-конспектов уроков по технологии. Подготовка методического материала к урокам. Ноябрь 2 неделя   Тестирование. Демонстрация фрагмента урока, анализ
    Составление сводного плана-сетки для уроков технологии в начальной школе, отражающего связь данных уроков с другими учебными предметами школьного цикла. Ноябрь 4 неделя   Демонстрация фрагмента урока, анализ
    Разработка программы школьного кружка на учебный год (четверть). Декабрь 2 неделя   Опросы на аудиторных занятиях. Письменная проверка
Анализ авторских программ   Анализ УМК по авторским программам О.А. Куревиной и Е.А. Лутцевой, Н.М. Конышевой Сентябрь 4 неделя   Сообщение, подготовка рецензий на пособия
    Анализ УМК по авторским программам В.Д. Симоненко, Т.М. Геронимус, дидактический материал Е.А. Лутцевой и И.И. Колисниченко. Октябрь 2 неделя   Сообщение, подготовка рецензий на пособия
    Анализ УМК по авторским программам Б.М. Неменского и Т.Я. Шпикаловой. Октябрь 4 неделя   Сообщение, подготовка рецензий на пособия
Работа с текстильными материалами   Составление коллекции тканей.   Ноябрь 1 неделя   Работа с раздаточным дидактическим материалом
    Изготовление аппликации из ткани. Доклады «Производство тканей», «Интересные факты из истории возникновения текстильной промышленности», «Простейшие наблюдения и опыты на уроках труда в начальной школе (свойства тканей и волокнистых материалов)». Ноябрь 3 неделя   Практическая работа Доклады, рефераты
    Разработка дидактического пособия «Виды швов». Ноябрь 4 неделя   Работа с раздаточным дидактическим материалом
    Изготовление вышивки. Доклад по теме «Из истории вышивки». Декабрь 3неделя   Практическая работа Доклады
    Папье-маше из ниток (изделие из коконов). Декабрь 3 неделя   Практическая работа
    Изготовление мягкой игрушки. Декабрь 4 неделя   Практическая работа
Работа с природными материалами   Ниткопись, рисование пухом (ватой), работа с тесьмой, шнуром и веревкой (на выбор студента).   Декабрь 4 неделя   Практическая работа
5 семестр
Методика преподавания технологии в начальной школе   Составление планов-конспектов уроков по технологии. Подготовка методического материала к урокам. Февраль 4 неделя   Демонстрация фрагмента урока, анализ
Работа с текстильными материалами   Выполнить изделие в технике «пэчворк».     Февраль 1 неделя   Практическая работа  
    Доклад на практическом занятии "Краткие сведения из истории вязания". Изготовление коллекции «Виды пряжи» (не менее 10 видов). Выполнение одной вязаной работы (спицами или крючком) на выбор студента. Февраль 2 неделя   Защита доклада   Работа с раздаточным дидактическим материалом Практическая работа
    Изготовить салфетку набивной техникой нанесения рисунка на ткань. Февраль 3 неделя   Практическая работа  
    Доклад из истории макраме. Выполнение одной работы в технике макраме на выбор студента. Март 1 неделя   Защита доклада Практическая работа  
    Выполнить одно изделие: ниткопись, рисование пухом (ватой), изонить (сложную композицию), работа с тесьмой, шнуром и веревкой (на выбор студента). Нарисовать по 1 эскизу изделий каждого вида. Март 1 неделя   Практическая работа  
Работа с природными материалами   Выполнение аппликаций из засушенных растений Нарисовать по 1 эскизу изделий каждого вида. Март 2 неделя   Практическая работа  
    Выполнить аппликацию на свободную тему. Март 3 неделя   Практическая работа
    Выполнение монотипии. Март 4 неделя   Практическая работа
    Доклад: краткие сведения из истории использования человеком кожи в декоративно-прикладном искусстве. Выполнение одного вида работы с кожей на выбор студента. Март 4 неделя   Представление доклада     Практическая работа
    Выполнить композицию из овощей, плодов и фруктов на свободную тему (студенты объединяются в группы по несколько человек). Март 4 неделя   Практическая работа  
    Выполнить из глины одно изделие по собственному замыслу. Май 1 неделя   Практическая работа
    Выполнить одну аппликацию из соломы или бересты. Изготовить одно объемное изделие из соломки способом плетения. Май 2 неделя   Практическая работа  
    Выполнить одну аппликацию из перьев, пуха на любом фоне по желанию студента (картон, наждачная бумага…). Май 2 неделя   Практическая работа  
Работа с пластичными материалами   Выполнить аппликацию пластилином на свободную тему. Изготовить одно объемное изделие на выбор студента: - скульптуру животного; - игрушку; - предметы быта (например, вазу для цветов, чайную чашку и т.д.). Вылепить барельеф. Май 3 неделя   Практическая работа  
    Выполнить одно из предложенных ниже: - игрушка, выполненная из ваты; - поделка из древесных опилок; - панно по срез камня из цветных карандашей. Май 3 неделя   Практическая работа  
Работа с бисером   Доклад: а) краткие сведения из истории бисероплетения; б) сообщение о народных умельцах, занимающихся бисероплетением, ткачеством и вышивкой бисером. Выполнение бисерного панно. Май 4 неделя   Защита творческой работы   Практическая работа
Работа с конструктором   Выполнить три поделки по своему замыслу.   Май 4 неделя   Практическая работа  
               

Таблица

№ п/п Наименование Вид Форма доступа Рекомендуемое использование Потребность Альтернатив. замены
  Методика преподавания технологии с практикумом. Учебный терминологический словарь Печатный.   Библиотека.   Все формы обучения Очная – 60 Заочная - 40 Несколько словарей, энциклопедий по предмету
  Методика преподавания технологии с практикумом. Учебно-методический комплекс дисциплины: электронное издание. № гос. регистрации – 0320801309. Электронный. CD   Медиатека кафедры методики начального образования Все формы обучения Очная – 60 Заочная - 40 Нет
  Сайт «Преподавание технологических дисциплин в педагогическом вузе» www.biysk.ru/~zav/ Электронный   Internet Все формы обучения Очная – 60 Заочная - 40 Нет
  Мультимедиа презентации «Обобщение опыта народных умельцев», презентации по итогам дипломных исследований по предмету «Методика преподавания технологии с практикумом» CD, DVD Медиатека кафедры методики начального образования Все формы обучения   Очная – 60 Заочная - 40 Нет
  Тесты по дисциплине «Методика преподавания технологии с практикумом» Электронный   Медиатека кафедры методики начального образования Все формы обучения   Очная – 60 Заочная - 40 Нет
  Видеофильмы «Уроки технологии в начальной школе» Видеокассеты Медиатека кафедры методики начального образования Все формы обучения   Очная – 60 Заочная - 40 Нет
  Фото- и видеоматериалы Видеокассеты, CD, DVD Медиатека кафедры методики начального образования Все формы обучения   Очная – 60 Заочная - 40 Нет
  Web сайт «Ручное творчество» www.bigpi.biysk.ru/zotova/ Электронный   Internet Все формы обучения   Очная – 60 Заочная - 40 Нет
  Методика преподавания технологии с практикумом. Рабочая тетрадь. Печатный.   Библиотека.   Все формы обучения   Очная – 60 Заочная - 40 Нет
  Энциклопедии по искусству CD Библиотека Все формы обучения   Очная – 60 Заочная - 40 Нет

Таблица


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: