Елена Калитеевская Гештальт - 98 3 страница

В ходе создания мандалы задействуются как активные, так и рецептивные аспекты психики и проявляются те ее качества, которые обычно не проявлены. Ценность рисования мандал заключается в их

-32-

стимулирующем воздействии на психическую жизнь. Независимо от того, нравится человеку или нет выполненная им работа, он все равно создал что-то новое. Правда, чтобы он это осознал, его восприятие реальности и самого себя должно измениться.

Мандала в качестве проективного средства

Чтобы моя интерпретация мандалы была точна и содержательна, я стараюсь рассматривать ее «свежим взглядом», «наивно», воспринимать ее не разумом, а чувствами, так, как воспринимают музыку. Часто я располагаю лишь самыми краткими сведениями о пациенте – я знаю только, мужчина это или женщина и в каком положении следует рассматривать работу. Также на рисунке обычно ставиться дата. В тех же случаях, когда я имею опыт личного общения с пациентом, я пытаюсь соотнести свои впечатления о нем с его работой. И в той, и в другой ситуации есть свои преимущества и недостатки.

В процессе восприятия работы пациента, я думаю, у меня происходит изменение состояния сознания, и я становлюсь с ней одним целым. Мандала становится для меня своеобразным катализатором: возникают определенные ощущения, чувства, мысли и ассоциации. Я начинаю испытывать глубокую эмпатию к автору рисунка. Мандала воспринимается мной как моментальный снимок, фиксирующий один из моментов жизненного процесса, и в этом смысле имеющий временные границы.

Мандала также может восприниматься как капля взятой на анализ крови, по которой можно определить, что за изменения происходят в организме и каков эффект лечения. И это – не единственная аналогия с биологическими пробами: мандалу можно рассматривать еще и как живую клетку, обладающую целостностью и жизнеспособностью. Гармония и красота присущи «здоровым» мандалам, так же как они присущи здоровым живым организмам.

Восприятие мандалы представляет собой процесс, предполагающий некий диалог и взаимодействие. Невербальный, иррациональный, интуитивный способ познания может быть при этом столь же валидным, как и рациональный, аналитический.

-33-

Одна из книг, оказавших на меня большое влияние, – это книга «Символическое и реальное» Иры Прогофф (Progoff, 1963). Говоря об интеграции, Прогофф приводит хасидский текст: «Это дорога, но не та дорога, по которой просто идут. Это дорога, которую ты создаешь своими руками. Один за другим ты носишь тяжелые камни и потом мостишь ими свой путь. Дорога возникает у тебя под ногами, ибо реальность – это не символ, который ты интерпретируешь. Реальность, как и отношения человека с истиной, растет как ткань его жизни» (Progoff, 1963, p. 212). Этот текст в свое время поразил меня, и я продолжаю обращаться к нему до сих пор. Он помог мне понять многие вещи, связанные с восприятием мандалы и внутренним диалогом с нею. Большое значение в ходе последнего имеет символическая коммуникация. Чтобы эффективно использовать мандалу в качестве психотерапевтического и диагностического средства, психотерапевт должен обладать двумя важнейшими качествами – развитым эстетическим чувством и толерантностью к неопределенности. Иногда, глядя на мандалу, невозможно в ней уловить никакого смысла. Тогда я останавливаю свое рациональное мышление и просто жду. Такое ожидание в состоянии покоя, так же как пауза в музыкальном произведении (или как пустота в сосуде), предполагает временное подавление потребности в понимании (в данном случае визуального материала) и часто оказывает интегрирующее воздействие. Моменты тишины и «молчания» разума обычно предшествуют переходу на новый, более глубокий, уровень восприятия и понимания работы.

Для понимания содержания мандалы – как психотерапевтом, так и пациентом – бывает полезно представить, что созданный пациентом визуальный образ – это один из моментов сновидения. Иногда на рисунок нужно помедитировать, прежде чем он откроет свой смысл. Иногда изображение вызывает у психотерапевта и у пациента волну разных чувств и мыслей. Открывая свое сознание для всей этой информации, ее следует затем подвергнуть вторичной «переработке».

Иногда, если пациент создает за определенный период времени целую серию мандал, можно видеть, как цвета из внутренней части изображения перемещаются во внешнюю его часть или наоборот, что отчасти напоминает то, как распускается цветок. В других случаях определенные цвета и формы с течением времени перемещаются из левой нижней части мандалы (той части, которая отражает преимуще-

-34-

ственно бессознательные процессы) в ее верхний левый сектор и далее — в ее верхнюю точку и в правую часть (те части, которые отражают сознательные процессы и трансформацию сознания).

Мой опыт показывает, что существуют две основные категории изображений. Одна из них включает симметричные мандалы, напоминающие цветок или апельсин в разрезе. Такие мандалы отражают исключительно текущий момент времени; при этом отсутствующие в рисунке цвета и формы связаны с тем психическим материалом, который в настоящий момент находится за пределами осознания. Композиционно более сложные мандалы, в разных секторах которых представлены разные цвета и формы, относятся ко второй категории изображений. Такие мандалы часто отражают как осознаваемый, так и неосознаваемый материал, который, возможно, более полно раскроется в дальнейшем.

-35-

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ФОРМЫ

Джоанна Келлогг (Joan Kellogg)

Введение

Чтобы понять психологическое содержание мандалы, необходимо учитывать как особенности ее цвета, так и особенности формы. Однако нужно иметь в виду, что формы, психологическое содержание которых описывается в данной главе, редко присутствуют в мандале в чистом виде. Все эти формы имеют свои вариации и нередко сочетаются между собой. Последовательность, в которой эти формы здесь приводятся, прослеживается далеко не в каждой серии рисунков. В случаях патологии обычно имеет место ограниченный набор форм.

Серия работ отражает определенный цикл развития и изменений и должна интерпретироваться с учетом данного обстоятельства. Эти рисунки представляют собой архетипические этапы пути, который проходят и больной, и здоровый человек. Каждая мандала отражает психическое состояние автора в тот или иной момент его развития и включает множество аспектов опыта, некоторые из которых автору рисунка предстоит освоить в будущем.

Число мандал в приведенном ниже наборе, так же как и характер их форм, являются фиксированными. Всякая психологическая и философская система предполагает свое понимание процесса развития. Выбор мною тринадцати стадий произволен, хотя циркулярная форма, с помощью которой я иллюстрирую процесс развития, является очень важной.

Каждая стадия процесса развития иллюстрируется двумя формами, включенными в карточный тест © MARI ® (аббревиатура Mandala Assessment and Research Instrument). В моих более ранних публикациях (Kellogg, 1978, 1981) приводились несколько иные рисунки для каждой стадии. Эти рисунки представлены на странице 65. Первоначально ну-

-36-

левая стадия не была представлена никакой формой и рассматривалась как составная часть первой стадии. В публикации 1984 г. уже пришла к «писку» из 13 стадий с соответствующими им формами.

Нулевая стадия: «Чистый свет»

«Чистый свет» отражает первичную дуальность, опыт которой, возможно, хранится в клеточной памяти, — дуальность света и тьмы Она может быть связана с моментом зачатия который запечатлевается в клеточной памяти подобно взрыву.

В некоторых случаях мандалы этой стадии отражают идентификацию с одной лишь стороной дуального опыта, например с энергией света, воспринимаемой как вибрация. Переживание же темноты и неподвижности может ассоциироваться с тишиной. И в том и в другом случае чувство пространства и времени утрачивается.

Данное состояние может иметь мистическую окраску и в то же время переживаться во время психоза. Слова раввина Дова Баера точно передают это состояние: «Прежде чем из яйца появится курица, оно должно перестать быть яйцом. Всякая вещь должна утратить свою изначальную идентичность, прежде нем она станет чем-то иным. Поэтому, прежде чем вещь превратится во что-то иное, она должна пережить состояние небытия». «Чистый свет» как раз выражает тайный опыт не бытия (Epstein. 1978, р. 116).

Вербальные ассоциации с «Чистым светом» вибрация невесомость утрата чувства пространства и времени, сосуществование со всем, объединяющий опыт, положительное переживание полной темноты и тишины, единство с источником творенья, творчества, Нети-Нети.

Первая стадия: «Пустота»

Данное состояние в некоторых случаях может отражать момент временной бессознательности, следующий запереживанием оргазма. У лиц, страдающих эпилепсией, оно может быть связано с переживанием с следующего за припадком измененного состояния сознания. Мо-

-37-

Рис. 1. Kapты А и В (к нулевой стадии «Чистый свет»)

-38-

Рис.2. Карты С и D (к первой стадии «Пустота»)

-39-

жет иметь место ощущение соединения с материей, приходящее на смену ощущению света, а также идентификация с черным углем. Может возникать и ощущение различных препятствий, чувство тяжести, неподвижности и сдавливания.

Подобные переживания могут быть характерны для депрессии, а также передавать пренатальный опыт выхода из матки. В качестве иллюстрации этой стадии можно использовать миф об Озирисе.

Данная стадия может ассоциироваться с паутиной, а также с пренатальным опытом, когда оплодотворенная яйцеклетка на ранних стадиях ее деления прикрепляется к стенкам матки.

Вербальные ассоциации с «Пустотой» чернота, тяжесть, инерция, холод, влажная бездна, покинутость, безнадежность, одиночество, окаменелость, раздавленность, мрак, изгнание из Рая.

Вторая стадия: «Блаженство»

Данное состояние, по-видимому, связано с внутриматочным опытом. Оно может ассоциироваться с некоторыми моментами мифов, повествующих о сотворении мира, с «первомиром», а также с космическим семенем, кормящей грудью и ощущением безграничных возможностей, Млечным Путем. Это состояние может быть также связано с переживанием Бога-творца, незримо присутствующего во всем окружающем. Если внутриутробное развитие было осложнено, к данному состоянию может примешиваться ощущение бренности существования, желание пережить опыт диссоциации, утраты контакта с собственным телом и его потребностями. Усиливая ассоциации с разрушением, в мандалах данной стадии могут присутствовать изображения множества фрагментов того, что некогда являлось единым целым, точки разного цвета, рассеянные по всему пространству рисунка.

Поскольку данная стадия связана с внутриматочным опытом, она может вызывать ассоциации с водой, способной питать жизнь, очищать и растворять. Для мандал этой стадии характерна текучесть и отсутствие четкой структуры. Связанные с ними переживания, с одной стороны, соотносятся с оплодотворением и регенерацией физического мира и с очищением и духовным возрождением — с другой

-40-

Данная стадия предшествует появлению раскраивающейся по часовой стрелке спирали, которая, в конце концов, приводит к седьмой стадии. Эго состояние редко присутствует в чистом виде, чаще всего оно проявляется в ощущении удовольствия, блаженства и пассивности, а также «растворения» в других, когда утрачивается привычное чувство «я». На мифологическом уровне могут возникать ассоциации с расчленением Озириса Ураном и Геей. Данное состояние может также отражать внутриутробные переживания, предшествующие выходу из материнского организма и развитию самосознания. У пациента, создавшего такую мандалу, высока вероятность внетелесных переживаний, вызванных спонтанным регрессом

Используемые на данной стадии цвета различны, однако следует выделить голубой цвет. В тех же случаях, когда регресс не столь глубок и ощущение утраты чувства «я» отсутствует, может использоваться сочетание более темных и более светлых оттенков синего цвета, дополняемых изображением белых или желтых точек в виде звезд. В некоторых случаях может присутствовать сиреневый цвет в сочетании с желтыми или золотыми вкраплениями, что указывает на духовные переживания. Вторая стадия в большей степени связана с раскрытием потенциальных возможностей, чем с проявлением актуально присутствующих качеств.

Формирование границ круга является значимым показателем дифференциации, так же как осознание целостности круга указывает на развитие чувства собственной уникальности. Слабо же обозначенные на второй стадии внешние границы круга указывают на низкую степень психической дифференциации.

При переживании второй стадии может визуализироваться эффект (перелива» или «мерцания» цвеюв, которые затем проецируются на мандалу. Данный эффект характерен как для галлюцинаторных переживаний, так и для видений мистиков.

Вербальные ассоциации с «Блаженством» внутриматочный опыт, полет, бесплотность, невидимость, воздушность, доверие, пространство самоотдача, пассивность, «я» без границ, нарциссизм, отпущение грехов, опыт полного принятия, бытие как противоположность деянию, расплавление, идентификация со всем, женский оргазм, самадхи, опьянение.

-41-

Рис. 3. Карты Е и F (ко второй стадии «Блаженство»)

-42-

Третья стадия: «Лабиринт, спираль, вихрь»

Все мы находились в период внутриутробного развития в связи с материнским организмом, и эта связь осуществлялась с помощью пуповины. Отчасти из-за этого в ситуациях сепарации мы испытываем тревогу. Парадоксальным образом тревога возникает и в момент угрозы, и в момент освобождения. Являясь отражением психического макрокосма, круг изначально двойственен: в одно время он ассоциируется с целостностью, в другое — с той утратой первичной целостности, которую несет опыт рождения.

Ассоциация с пуповиной была бы неполной, если бы мы ограничились лишь индивидуальным опытом. Мифологические и религиозные тексты изобилуют описанием того космического чрева, в котором первоначально протекало развитие земли и человека. Иногда символом этого чрева считается Млечный Путь. Различные храмовые сооружения с древнейших времен имели наверху отверстие для того, чтобы свет звезд проникал в их внутреннее пространство. Это отверстие также является символической пуповиной, с помощью которой человек соединяется с Вселенной.

Когда рыба мечет икру, выбрасываясь в воду, она формирует нити молочной субстанции, распространяющиеся в виде сетки или спирали. В наиболее характерном виде мандалы этой стадии могут включать голубой и розовый цвета — цвета мадонны и младенца. Когда же лабиринт изображается черным цветом на белом поле, это может указывать на формирование ощущения пространственно-временной протяженности. К этой же стадии относится образ сутрамы — серебряной нити, связывающей феноменальный мир с его первопричиной (Cirlot, 1962, р. 111). «Представление о мире как о лабиринте... ведет к идее «центра» как символа высшей цели человека, символа обретенного рая или небесного Иерусалима» (Cirlot, 1962, xxvii). Можно отметить, что если древний человек воспринимал видимые формы феноменального мира как подвижные и «текучие», то представители более зрелых культур воспринимали его как нечто статичное, передавая это преимущественно в геометрических фигурах. Поэтому можно предполагать, что в состоянии психического регресса будут использоваться преимущественно извилистые линии в виде изображений спирали или вихря.

-43-

Рис. 4. Карты G и Н (к третьей стадии «Лабиринт, спираль, вихрь»)

-44-

Характерные для этой стадии изображения лабиринта могут ассоциироваться с путешествием, которое не имеет конечной цели, поиском того, о чем нет ясного представления: «Мы обнаружили, что, лежа на кушетке и погружаясь в... состояние, пациенты начинают ощущать вихреобразное движение. Во время движения по родовому каналу ребенок также совершает вращательные движения. Лабиринт же имеет два выхода: один ведет к смерти, забытью, во чрево; другой ведет наружу и связан с пробуждением. Поэтому я полагаю, что связанные с движением по лабиринту ритуалы отражают опыт погружения в сон, которое, в свою очередь, может отражать опыт биологического рождения. Это может быть вторым вариантом интерпретации символа лабиринта, наряду с ассоциацией с движением экскрементов по кишечнику» (Roheim, 1973, р. 290-291).

Как отмечает Херманн (Hermann, 1935. р. 415-418), примитивные животные и молодые особи некоторых более высокоорганизованных видов передвигаются не прямолинейно, а по извилистой траектории. Поэтому Херманн считает, что прямые линии в большей степени отражают функции Эго, в то время как спираль — функции Оно или первичные процессы. С этим трудно не согласиться. «Если вихреобразное или спиралевидное движение отражает опыт погружения в сон и подчинение Эго Оно, мы можем понять, почему врата подземного мира также представляют собой лабиринт» (Roheim, 1973, р. 291). Лабиринт является одним из вариантов мандал, создаваемых австралийскими аборигенами. Эти мандалы изображаются в виде концентрических кругов и ассоциируются с влагалищем и маткой.

Мировое древо, жезл шамана и другие схожие с ними образы ассоциируются у меня с той пуповиной, которая связывает нас с Самостью или отвергнутой частью нашего «я», что также предполагает идентификацию с плацентой и архаичными воспоминаниями: «Тесно связанной с мистической доктриной идентификации является вера в духовных двойников. В Центральной Австралии мистические двойники ассоциируются с предками, выступающими в качестве ангелов-хранителей... Аналогичное представление бытует среди представителей племени барди, где духовный двойник ассоциируется, однако, не с предками, а с плацентой. Хотя плацента во время рождения человека погибает, считается, что ее душа растет как ребенок и умирает вместе со своим «хозяином». Она обычно остается на родине челове-

- 45-

ка, даже если он временно отсутствует. Она может приходить к нему во сне и говорить ему о том, что «неблагополучно» у него дома» (Roheim, 1971, р. 239).

Символ лабиринта также, возможно, имеет отношение к биологической памяти. Вспомните хотя бы о том, что нуклеиновые кислоты ДНК и РНК представляют собою спирали. На мифологическом уровне символу лабиринта соответствует образ женщины-паука и ее шелковой паутины. Другим мифологическим образом, отражающим процессы раннего биологического развития, является образ Бога, творящего жизнь своим дуновением на воду. Это, однако, предполагает связь спиралевидного, порождающего жизнь движения со ртом, а не с гениталиями.

Вербальные ассоциации с «Лабиринтом» внутриматочный опыт, сосредоточение, оплодотворение, дыхание Бога, вихрь, дуновение, вонзенная в сердце стрела, ранение (стигма, карма), проникающий в яйцеклетку сперматозоид, вхождение во храм, ощущение предначертанности, судьба, подчинение силе, безнадежность, серебряная нить, паутина, майя, виноградная лоза, ДНК, наследственность.

Четвертая стадия: «Начало»

Эта стадия ассоциируется с началом мира и человека в мире или во вселенной чрева, с оплодотворенным яйцом или развившимся плодом, все еще являющимся частью Великой Матери, представляющими собой самостоятельные сущности, заключенные в материнский «контейнер»... Эту стадию также можно связать с оральной стадией психосексуального развития, с нарциссической установкой.

Используемые для создания мандалы этой стадии цвета позволяют понять особенности ее содержания. Розовый центр, окруженный голубым цветом, указывает на инфантильный характер переживаний Фиолетовый центр свидетельствует о нарциссических тенденциях. Красный центр на синем фоне будет указывать на пассивно-агрессивный стиль реагирования. То же справедливо для мандалы с синим центром на красном фоне. Поскольку возможно множество вариантов сочетания цветов, следует соотнести психологическое содержание цвета с содержанием формы.

-46-

Рис. 5. Карты I и J (к четвертой стадии: «Начало»)

-47-

Круг с точкой посередине использовался в качестве обозначения Бога или того единого источника, из которого все произошло. В то же время это символ для обозначения плода во чреве матери, где центр - это плод.

Внешние границы круга могут символизировать при этом «вселенную» материнского организма. Положительный характер переживаний на этой стадии передается через цвет: розовый, голубой или сиреневый цвета выражают ностальгию по утраченному. Изображенные с использованием этих цветов мандалы могут указывать на потребность в регрессе, с тем чтобы пережить состояние счастливого забытья. Об этом состоянии нам, в частности, напоминают изображения мадонны с младенцем.

Нарциссизм как характеристика этой стадии указывает на потребность в утверждении собственной уникальности, однако при этом человек остается пассивным и проявляет зависимость от окружающих. Как уже было отмечено, эта стадия может соотноситься с оральной фазой психосексуального развития. При этом форма мандалы может символизировать материнскую грудь.

Данная стадия может также передавать опыт зачатия и рождения. Мандалы этой стадии иногда символизируют Эго, расположенное в центре психики. Характер изображения центра может многое сказать о самооценке: размер центра говорит об экспансивности или, наоборот, сдержанности и стеснительности. Ощущение безопасности или ее отсутствия будет проявляться в тех линиях и формах, которые поддерживают центральный элемент. Как и на предыдущей стадии, здесь будут преобладать извилистые линии.

Немало мандал этой стадии можно найти среди изображений готической розы и буддистских изображений. При этом часто передается глубина пространства. Центр как источник внутренней энергии стимулирует развитие и, в конце концов, достижение стадии «оквадрачивания круга». На более зрелых стадиях развития квадрат, заключенный в круг, выступает в качестве канала для прохождения психической энергии.

Если внутриутробное развитие протекало благоприятно, центр может изображаться в виде окруженного водой острова или корабля Воспоминания об этом периоде развития часто служат своеобразным Убежищем для тех, кто переживает стресс на более поздних стадиях развития. Алкоголики склонны регрессировать именно к этой стадии, к

-48-

отказу от всякой активности. В крайних случаях мандалы этой стадии могут также указывать на проявление магического сознания с восприятием себя в качестве центра вселенной.

Вербальные ассоциации с «Началом» круг внутри круга, мать и дитя, мадонна с младенцем, оплодотворение, плод во чреве, новая жизнь.

Пятая стадия: «Мишень»

Данная стадия ассоциируется с обсессивно-компульсивными проявлениями, навязчивым движением по кругу. Она отражает опыт завершения блаженного пребывания плода во чреве матери и начале родов. В этом случае можно предполагать у пациента дефензивность или даже паранойяльные проявления, а также стремление сохранить за собой свою территорию. Трудно исключить проявления ритуального поведения и магического мышления. Связанное с этой стадией поведение изменить бывает трудно, однако, когда изменения все же происходят, они хорошо проявляются в создаваемых в последующем мандалах. Иногда мандалы этой стадии имеют не плоскостной, а объемный характер.

Компульсивные проявления на этой стадии связаны со стереотипным поведением; магическое же мышление предполагает проекцию психологического материала на внешний мир. Иногда, когда имеются паранойяльные проявления, внешний мир может восприниматься как угрожающий, несущий боль и напряжение. Нередко мандалы этой стадии ассоциируются с воронкой, что связано со стремлением индивида сохранить контроль над ситуацией.

Ощущение беспомощности и уязвимости может вести к проявлениям магического мышления и совершению ритуальных действий, способных оградить индивида от враждебных сил. При заболевании анорексией данное состояние подобно крепости, в которой сам человек становится узником. Когда окружающая среда воспринимается как враждебная, внешние границы мандалы становятся очень толстыми и изображаются темными оттенками. На этой стадии нередки также проявления зависимого поведения.

-49-


 
 


-50-

«Концентрические круги или различные их варианты ассоциируются... с чревом, пупком... вичиной. Заключительная стадия инициации называется инхура (отверстие), поскольку отверстие является центральным символом во всем ритуале» (Roheim, 1973, р. 125).

Вербальные ассоциации с «Мишенью»: давление, засасывание, воронка, паранойя, угроза, обсессивно-компульсивные реакции, защитные ритуалы, магия.

Шестая стадия: «Парадоксальное расщепление, единоборство с драконом»

Шестая стадия представлена расщепленным кругом, символизирующим «я» и тень, борьбу противоположностей, эдипальную стадию космических масштабов, когда небесный бог борется с земной богиней. Что касается ассоциаций с опытом внутриутробного развития, то данная стадия может символизировать отношения плода с плацентой, играющей в этом случае роль «другого» — темной части «я». Любопытно читать отчеты лиц, переживших регрессивные состояния, связанные с внетелесными переживаниями, когда человеку кажется, что на его спине или шее находится некая серая масса. Это напоминает описания Роберта Монро (Monroe, 1971, р. 140): «Я лежал в состоянии глубокой релаксации поздним вечером в своей спальне, когда начал ощущать легкие вибрации. Я заметил перекинутую через мое тело маленькую ногу и ощутил сидящее на моей шее тело».

Расщепление или ощущение расщепления может ассоциироваться с разделенным надвое кругом, предшествующим появлению примиряющего, объединяющего центра. Это напоминает деление клетки и предполагает ощущение отчуждения, одиночества, а в некоторых случаях и депрессии.

На данной стадии укрепление границ Эго имеет большое значение. Мандалы этой стадии часто напоминают пейзаж, на котором имеется линия горизонта, делящая рисунок на две половины, подобно той трещине, которая разделяет мир у Кастанеды. Это разделение предшествует восходу солнца или появлению нового «я». Прежде чем это произойдет, следует ожидать усиления борьбы противоположностей, амбивалентности, полярности и непримиримых противоречий. Все это делает данную стадию периодом парадоксов.

-51-


 
 


-52-

Расщепленный круг с его парадоксами прекрасно описан в работе Дэвида Вилласенора (Villasenor, 1963, р. 14, 38) при интерпретации песочных композиций. Одна из них представляла собой поделенный белой лентой надвое круг; лента символизировала Млечный Путь, по одну его сторону располагалась оранжевая гремучая змея, а по другую сторону — черная. В нижней половине круга находился круг оранжевого цвета с черным центром, выступающий в качестве объединяющего обоих родителей символа.

Данная стадия, воспринимаемая часто как инициация во взрослое состояние и как эдипальная фаза психосексуального развития, может предполагать переживание страха кастрации.

Образы небесного бога и земной богини присутствуют в разных мифах. Противостояние между ними передается через изображения пейзажного характера. В случаях психической патологии разделение круга пополам иногда бывает несимметричным, когда, например, линия горизонта рисуется выше центра. Присутствие встающего над горизонтом солнца может иметь большое значение: «Король Ашанти является правителем священной страны. Будучи избранным матерью-королевой и народом, король выступает земным воплощением солнца, считается его сыном. Его душа наполнена энергией солнца и является источником жизни и благословения. Являясь сыном солнца, король называется «тем, кто утверждает начало времени». Он говорит о себе: «Я — центр мира, вокруг которого все вращается». Король изображается в виде креста — символа солнца. Золотой цвет является его священным цветом, который используется во многих орнаментах, и в ходе некоторых церемоний тело короля покрывается золотой пылью» (Parrinder, 1976, р. 70).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: