Елена Калитеевская Гештальт - 98 8 страница

Участники групп духовного целительства наблюдались и опрашивались нами в течение двух лет (1981-1983). Углубленное обследование отдельных респондентов проводилось в течение шестимесячного периода. Вслед за рассылкой опросников добровольцы приглашались для прохождения интервью. Каждый респондент был опрошен за период исследования трижды.

Критерии отбора

Обсервационные техники использовались с целью выявления и отбора групп духовного целительства, расположенных в районе г Балтимора. Группы включались в исследование в том случае, если их члены

-120-

встречались регулярно (от двух раз в месяц до одного раза в неделю) с целью совершения ритуалов исцеления; все обследованные нами респонденты являлись постоянными участниками этих ритуалов. Для прохождения углубленного интервью нами было отобрано 176 человек, представлявших 23 разных группы духовного целительства. В среднем на момент начала обследования респонденты участвовали в ритуалах исцеления в течение 2-3 лет, хотя некоторые из них участвовали в них уже более 20 лет, а некоторые — менее 6 месяцев. За период проведения исследований некоторые респонденты (их оказалось менее 10) вышли из групп или перешли из одной группы в другую. В то же время никто из них не утратил своей веры в исцеление, несмотря на переход в другую группу.

Методы оценки

С целью определения состояния здоровья были использованы специальные протоколы, позволявшие оценить степень физического, психического и поведенческого благополучия или «качества жизни». Два индикатора состояния физического здоровья были основаны на «спектре физического здоровья Беллока, Бреслоу и Хочстима (Belloc, Breslow and Hochstim, 1971). Индекс физического здоровья подсчитывался на основании оценки субъективных характеристик здоровья, энергии и сна. Индекс выраженности болезненных проявлений подсчитывался на основе средневзвешенных показаний трех шкал: шкалы нетрудоспособности (функциональной нетрудоспособности); шкалы хронического заболевания; шкалы ухудшения зрения или слуха и шкалы острых симптомов болезни.

Два индикатора психического здоровья включали совокупный индекс благополучия Кэмпбелла и соавторов (Campbell et al., 1976) и итоговый показатель краткого симптоматического опросника (Derigatis &. Melisataros, 1983), состоящего из 53 вопросов, направленных на определение психосоциальною дистресса и включающего 9 подшкал. Мы использовали общий индекс тяжести расстройства и показатели трех из девяти подшкал — тревоги, депрессии и враждебности

С целью определения поведенческого благополучия респондентов (их приверженности здоровому образу жизни) использовался индекс

- 121-

поведенческого благополучия, представляющий собой набор из девяти вопросов, позволяющих оценить следование респондентов здоровым или патологическим ролям.

В дополнение к методам оценки «качества жизни» использовались углубленные открытые вопросы, направленные на оценку личного опыта исцеления и оздоравливающих эффектов участия в исцеляющих ритуалах. Ответы на эти открытые вопросы качественного характера кодировались на основе оценки их содержания.

Для того чтобы оценить возможные психодинамические изменения, происходящие у вовлеченных в группы духовного целительства респондентов, была использована проективная методика «Карточный тест мандалы», разработанная на основе юнгианской практики рисования мандал Джоанной Келлогг (Kellogg, 1978). Методика предполагает комбинирование набора символов с цветом. Данные символы коррелируют с определенными личностными свойствами и психическим состоянием респондентов (Di Leo, Grof and Kellogg, 1977; Kellogg, Mac Rae, Bonny, Di Leo, 1977; Kellogg, 1978; McRae, 1980; Buch, 1988). Тест позволяет определить индивидуальные психологические тенденции на уровне разных форм когнитивных процессов и психических состояний. В контексте ритуального целительства эти тенденции могут иметь определенную связь с переживанием исцеления (Csordas, 1983; Fischer, 1975, 1976).

Карточный тест мандалы основан на конструкте, названном Большой Круг Мандалы, отражающем прохождение индивидом двенадцати психодинамических стадий развития (Kellogg, 1978, 1986). Анализ и интерпретация результатов тестирования построены на данном конструкте.

Использованный нами вариант карточного теста мандалы состоит из набора карт с изображением различных символов, а также набора Цветных карт. После заполнения опросников респонденты должны были выбрать по четыре наиболее привлекательных для них карты с изображением символов и подобрать к ним цветные карты.

Анализ результатов

Общими вопросами, на которые мы стремились ответить в нашем Исследовании, являлись следующие: в какой мере заявления респондентов об исцелении связаны с изменениями индикаторов физического

-122-

и психического здоровья и состояния сознания9 Для того чтобы оценить эту связь, использовался перекрестный анализ, предполагавший учет распределения индикаторов в разные моменты времени, а также количественное сравнение результатов измерений. Поскольку различия между двумя типами групп духовного целительства, действующими в районе г. Балтимора — христианскими харизматическими группами и «нью-эйдж» группами, описанными нами ранее (Glik, 1986, 1988),- были несущественны, мы изучали общую выборку, состоящую из респондентов, представляющих разные типы групп. Это было связано с предположением, что изучаемые нами процессы происходят независимо от идеологических, организационных и ритуальных различий между группами.

Результаты исследований

Возраст респондентов колебался от 35 до 65 лет, 40 % из них были либо холостыми, либо разведенными; большинство из них были белыми и принадлежали к среднему или рабочему классу. Среди респондентов было вдвое больше женщин, чем мужчин, тем не менее достоверные различия между мужчинами и женщинами были выявлены лишь по ограниченному числу индикаторов состояния здоровья (Glik, 1986). Состояние здоровья подавляющего большинства респондентов оценивалось как среднее для их возрастной группы. У определенного процента респондентов были выявлены лишь хронические или связанные со стрессом заболевания. Менее чем у семи процентов респондентов имелись тяжелые заболевания или терминальные состояния.

Во время второго и третьего интервью респондентов спрашивали о достигнутом с момента первого интервью и связанном с ритуалами духовного целительства улучшении состояния. Эти вопросы были ориентированы на выявление исцеляющего эффекта в целом и не касались каких-либо специфических проблем. Подсчитывался средний показатель положительных ответов на этот вопрос во время второго и третьего интервью, отражающий общий уровень исцеления за период исследования.

- 123-

Т а б л и ц а

Уровни исцеления в группе респондентов (N = 170)

  N %
Отсутствие исцеления (0)   8.1
Очень слабое исцеление (1)    
Слабое исцеление (2)   13.7
Частичное исцеление (3)   27.5
Почти полное исцеление (4)   24,4
Полное исцеление (5)   20.0
Средний показатель = 2,96    

Как видно из таблицы 1,13 респондентов (8,1 %) заявили об отсутствии какого-либо исцеления; 10 респондентов (6,3 %) заявили, что исцеление было очень слабым; 22 респондента (13,7 %) ответили, что исцеление было слабым; 44 респондента (27,5 %) отметили частичное исцеление; 39 респондентов (24,4 %) отметили эффект почти полного исцеления и 32 респондента (20 %) констатировали эффект полного исцеления.

Результаты мультивариативного анализа (MANOVA) показателей качества жизни в разные моменты времени, выступавших в качестве зависимых переменных и показателей исцеления, выступавших в качестве независимых переменных, представлены в таблице 2. Представленные в таблице 2 данные показывают, что различия в показателях качества жизни между респондентами, констатировавшими исцеление, и теми, кто отрицал эффект исцеления, были значимыми и касались показателей тяжести заболевания, физического и поведенческого благополучия. Таким образом, отметившие эффект исцеления лица имели лучшие показатели физического здоровья и здорового поведения. В то Же время существенных различий в показателях психического здоровья между теми, кто констатировал эффект исцеления, и теми, кто его отрицал, отмечено не было.

-124-

Результаты мультивариативного анализа показателей состояния здоровья

Т а б л и ц а

а) Тяжесть заболевания (зависимая переменная) F = 2,48, DF (3,180); Wilks lambda = 0,96
  1 измерение 2 измерение 3 измерение
Неисцелившиеся (N=68) 2,18(1,14) 1,88(1,34) 1,84 (1,29)
Исцелившиеся (N=131) 1,85 (1,28) 1,65 (1,19) 1,40 (1,40)
univariate F 3,44* 1,44 4,95*
b) Физическое благополучие (зависимая переменная) F = 2,85,DF (3,194); Wilks lambda = 0,95*
  1 измерение 2 измерение 3 измерение
Неисцелившиеся (N=68) 15,2 (2,9) 15,5 (2^2) 14,07 (3,19)
Исцелившиеся (N==131) 16,4 (2,7) 16,5 (2,44) 14,91 (2,52)
univariateF 8,28** 6.63* 4,10*
с) Общее благополучие (зависимая переменная) F = 0,63, DF (3,186); Wilks lambda = 0,98 (N S)
  1 измерение 2 измерение 3 измерение
Неисцелившиеся (N=68) 1.69 (0,84) 1,74 (0,74) 1,74 (0,80)
Исцелившиеся (N=131) 1,64 (0,69) 1,61 (0,69) 1,64 (0,72)
univariate F 0,17 1,43 0,37
d) Индекс общей тяжести состояния (зависимая переменная) F = 0,71, DF (3,189); Wilks lambda = 0,99 (N S)
  1 измерение 2 измерение 3 измерение
Неисцелившиеся (N=68) 0,62 (0,24) 0,59 (0,31) 0,53 (0,31)
Исцелившиеся (N=131) 0,57 (034) 0,53 (0,27) 0,53 (033)
univariate F 0,87 2,12 0,73

- 125-

е) Поведенческое благополучие (зависимая переменная) F=1.45, DF (3,195) Wilks lambda = 0. 99 (N.S.)
  1 измерение 2 измерение 3 измерение
Неисцелившиеся (N=68) 3.47 (2,0) 2.86(1 84) 2,67(1,67)
Исцелившиеся (N=131) 3,78(1,8) 3.32(1,72) 3,19(1.78)
univariate F 1,19 3.05 3,99*

В таблице 3 представлены корреляции между показателями уровней исцеления и изменениями качества жизни. Изменения качества жизни определялись на основе вычитания индивидуальных показателей в ходе завершающего интервью' положительные величины свидетельствуют о достигнутом улучшении, в то время как отрицательные величины — об ухудшении состояния, за исключением показателей поведенческого благополучия, которые имеют противоположную направленность. Как и ожидалось, различные показатели качества жизни оказались взаимосвязаны, что указывает на высокую согласованную валидность разных критериев. Однако изменения показателей качества жизни во времени не были существенно связаны с заполненными респондентами уровнями исцеления (смотри первый столбец в таблице 3).

Необходимо отметить, что каких-либо значимых тенденций в изменениях качества жизни в данной выборке нами обнаружено не было. Состояние некоторых лиц улучшалось, других — ухудшалось, однако значимых изменений уровня здоровья за период исследования, свидетельствующих о том, что данный контингент лиц стал более «здоровым», не было выявлено. Кроме того, повторный мультивариативный анализ, направленный на определение корреляций между утверждениями о достигнутом исцелении и изменением качества жизни, также показал отсутствие достоверных различий между теми, кто контактировал эффект исцеления, и теми, кто его отрицал.

Таблица 4 показывает выбор респондентами карт с разными символами, связанными со стадиями Большого Круга Мандалы (Kellogg, 1086). Эти стадии, в свою очередь, характеризуют уровень психического развития респондентов и особенности их когнитивных процессов. Большой Круг Мандалы можно разделить на три группы стадий и соответствующими им значениями:

-126- по -127-

Корреляционная матрица: связь между заявленным исцелением

и изменениями показателей физического, психического

и поведенческого здоровья

Т а б л и ц а 3

  AV ER ILL SEVCH GW BCH GSI CH DEP CH AN XCH HOS CH PHY SCH BEN СН
ILL SEVCH 0,06                
GW BCH – 0,02 0,05              
GSI CH 0,05 0,13 * 0,14   *              
DEP СН 0,05 0,00 0,33 ** 0,54 **          
AN XCH 0,06 0,07 0,08 0,50   ** 0,33 **        
HOS СН – 0,02 0,02 0,24   ** 0,40 ** 0,34   ** 0,37   **      
PHY SCH 0,02 0,21 ** 0,16 * 0,19 * 0,12 * 0,10 * 0,05   1
ВЕН СН 0,03 – 0,15** – 0,02 – 0,18* – 0,13* – 0,17** – 0,09 – 0,24 **    
m 3 5 0,42 – 0,027 0,03 0,05 0,07 0,02 - 1,462 – 1,00  
SDS 0,9 0,98 0,60 0,12 0,38 0,39 0,33 2,57 2,09  
                                     

Примечания:

AVER — уровень исцеления

ILL SEVCH — изменения тяжести заболевания

GWBCH — изменения общего благополучия

GSICH — изменения общей тяжести состояния

EPCH — изменения показателя депрессии

ANXCH — изменения показателя тревоги

HOSCH — изменения показателя враждебности

PHYSCH — изменения физического благополучия

BENCH — изменения поведения

-128-

Таблица

Выбор карт, соответствующих трем группам стадий Большого Круга Мандалы

а) стадии с 1 по 4
  1 измерение 2 измерение 3 измерение
N % N % N %
Отсутствие выбора            
1-2 места   4        
3-4 места 6          
b) Стадии с 5 по 8
  1 измерение 2 измерение 3 измерение
N % N % N %
Отсутствие выбора            
1-2 места            
3-4 места            
с) Стадии 9-12
  1 измерение 2 измерение 3 измерение
N % N % N %
Отсутствие выбора            
1-2 места            
3-4 места   4        

- 129-

1 Стадии с 1 по 4 включительно указывают на переработку материала на уровне бессознательного, опыт рождения, развития и психоаналитического самоопределения.

2 Стадии с 5 по 8 включительно указывают на переработку материала на уровне сознания, опыт сознательной деятельности и самоактуализации.

3 Стадии с 9 по 12 включительно указывают на переработку материала как на сознательном, так и на бессознательном уровнях, процессы психологических изменений, трансформации и фрагментации, экстатические переживания.

Данные тестирования с использованием карточного теста мандалы, полученные в разные моменты времени, представлены в таблице 4. Наибольшего внимания заслуживает тот факт, что респонденты чаще всего отдавали предпочтение картам, соответствующим стадиям с 5 по 8 и с 9 по 12, и гораздо реже — картам, соответствующим стадиям с 1 по 4. Наиболее «популярными» были стадии с 9 по 12, часто связанные с «измененными состояниями сознания» и опытом психологической трансформации.

В таблице 5 представлена связь между выбором карт, соответствующих разным стадиям Большого Круга Мандалы и заявленными респондентами эффектами исцеления в разные моменты исследования. Заявившие о значительных положительных изменениях в своем состоянии респонденты значительно чаще стали выбирать карты, соответствующие стадиям с 5 по 8 и с 9 по 12. Те же, кто констатировали отсутствие эффектов исцеления, выбирали эти карты примерно с той же самой частотой, независимо от момента тестирования. Изменения в частоте выбор карт, соответствующих стадиям с 1 по 4, у тех, кто отметил эффект исцеления, и тех, кто его отрицал, были сходными.

В таблице 6 представлен выбор разных цветов при тестировании с использованием карточного теста мандалы Цвета имеют условные обозначения в зависимости от их интенсивности и связаны с различными группами описанных выше стадий Мы разделили цвета на три основные группы по степени их интенсивности, каждая группа имеет свое психологическое содержание.

1) темные оттенки — отражающие переработку материала на уровне бессознательного,

-130-

Изменения в выборе карт во времени у лиц, отметивших эффект исцеления, и тех, кто его отрицал

а) стадии с 1 по 4 Неисцелившиеся Исцелившиеся
N % N %  
Более редкий выбор         xy2
Нет изменений выбора         3,8
Более частый выбор         (N. S.)
b) стадии с 5 по 8 Неисцелившиеся Исцелившиеся  
N % N %  
Более редкий выбор         xy2
Нет изменений выбора          
Более частый выбор 5        
с) стадии с 9 по 12 Не исцелившиеся Исцелившиеся  
N % N %  
Более редкий выбор         xy2
Нет изменений выбора         8,2 4 **
Более частый выбор 4        

2) средние по интенсивности оттенки — отражающие переработку материала на уровне сознания,

3) светлые оттенки — отражающие переработку материала на уровне как сознания, так и бессознательного, а также опыт психологической трансформации

- 131-

Как видно из таблицы 6, общее распределение цветов указывает да то, что большинство респондентов избегают темных оттенков, отдавая предпочтение средним по интенсивности и светлым оттенкам Выбор цветов, таким образом, аналогичен выбору карт, соответствующих разным стадиям.

Таблица 6

Распределение цветов разной интенсивности в выборе цветовых карт респондентами в разные моменты исследования

а) темные оттенки 1 измерение 2 измерение 3 измерение
N % N % N %
Отсутствие выбора       7 6    
1-2 места   7   2    
3-1 места   2        
b) оттенки средней интенсивности 1 измерение 2 измерение 3 измерение
N % N % N %
Отсутствие выбора            
1-2 места            
3-4 места            
с) светлые оттенки 1 измерение 2 измерение 3 измерение
N % N % N %
Отсутствие выбора            
1-2 места            
3-4 места           5

-132-

В таблице 7 представлена связь между выбором цветов и заявленными респондентами эффектами исцеления. Те, кто отрицал какие-либо эффекты исцеления, продолжали избегать выбора темных цветов. Те же, кто заявлял о достигнутом исцелении, также продолжали отдавать предпочтение более светлым оттенкам, причем частота их выбора со временем увеличивалась. Выбор же оттенков средней интенсивности существенно не менялся.

Таблица 7

Изменения в выборе цветов разной интенсивности во времени у лиц, отметивших эффект исцеления, и тех, кто его отрицал

а) темные оттенки Неисцелившиеся Исцелившиеся  
N % N %  
Более редкий выбор 7       xy2
Нет изменений выбора 1       11, 5**
Более частый выбор          
Ь) оттенки средней интенсивности Неисцелившиеся Исцелившиеся  
N % N %  
Более редкий выбор         xy2
Нет изменений выбора         1,5
Более частый выбор          
с) стадии с 9 по 12 Неисцелившиеся Исцелившиеся  
N % N %  
Более редкий выбор         xy2
Нет изменений выбора         4,6 6*
Более частый выбор          

- 133-

Обсуждение

Целью данного исследования было изучение связи между «объективными» индикаторами состояния здоровья (качества жизни) и психической динамикой (карточный тест мандалы), с одной стороны, и заявлениями участников групп духовного целительства о достигнутом исцелении, с другой стороны. Результаты исследования свидетельствуют о наличии весьма слабой связи или даже ее отсутствии между изменениями качества жизни респондентов во времени и их утверждением о достигнутых эффектах исцеления. В то же время была отмечена некоторая связь между психодинамическими феноменами и утверждением об исцелении: те лица, которые заявляли о выраженных эффектах исцеления, демонстрировали более значительные изменения в своем психическом состоянии, определяемые с помощью карточного теста мандалы. Кроме того, те, кто сообщал о более высоком уровне физического и поведенческого благополучия, часто заявляли и о достигнутом исцелении.

Значительное число подвергшихся опросу лиц положительно отвечали на вопросы, касающиеся эффектов исцеления, хотя вопросы касались лишь тех эффектов, которые проявлялись в период проведения исследований. Хотя несколько человек заявили о полном исцелении, большинство опрошенных отметили лишь определенное улучшение в состоянии своего здоровья или жизненной ситуации (Glik, 1990b). Более того, как и в исследованиях Клейнмана и Санга (Kleinmann and Sang, 1979) и Финклер (Finkler, 1981), в нашем исследовании были те, чье состояние, по их мнению, за период наблюдения существенно не изменилось. Результаты наших исследований согласуются со сделанными ранее наблюдениями, состоящими в том, что измеряемое с помощью конвенциональных методов качество жизни в результате ритуалов Целительства существенно не меняется.

Проведение карточного теста мандалы на выборке участников групп религиозного целительства позволило выяснить, как различные способы когнитивной переработки материала или переход от одного из Них к другому связаны с заявлениями респондентов о достижении исцеления. Можно предполагать, что изменения в способах когнитивной Переработки материала могут вызывать изменения восприятия, которые, в свою очередь, связаны с ощущением «исцеления».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: