Максимальная оценка за всю серию равна 120 баллам

Суммарный балл за задание при максимально успешном выполнении равен 60 баллам.

Б) Пересказ текста

Суммарный балл складывается из оценок по всем четырём критериям и при максимально успешном выполнении равен 60 баллам.

А) Составление рассказа по серии из четырёх сюжетных картинок.

Максимальный балл – 30 баллов.

И) Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах.

Инструкция: дом – дома, …

Стол - …, стул - …, окно - …, звезда - …, ухо - ….

Инструкция: дом – много домов, …

Стол - …, стул - …, окно - …, звезда - …, ухо - ….

Оценка грамматического структруирования

3 балла – правильно образованная форма;

2 балла – самокоррекция;

1 балл – коррекция после стимулирующей помощи;

0 баллов – неверная форма слова или невыполнение.

Другие виды оценок в этом задании не используются.

Максимальная оценка в этой серии образуется путём сложения всех баллов, начисленных за грамматическое структруирование (без учёта дополнительных штрафных оценок, способ начисления которых выделен в тексте мелким шрифтом), и равна 150 баллам.

С е р и я 4. ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.

Эти задания сложны и информативны. С целью разграничения допускаемых ошибок их оценка производится по 4 критериям. Начисленные баллы затем суммируются.

Инструкция: разложи эти картинки по порядку и составь рассказ.

Критерий смысловой адекватности и самостоятельности выполнения:

15 баллов – картинки разложены самостоятельно и правильно, в рассказе верно передан смысл происходящего;

10 баллов – использование стимулирующей помощи при раскладывании картинок, либо при уяснении смысла происходящего, либо и на том и другом этапе;

5 баллов – при раскладывании картинок или при интерпретации происходящего понадобилась развёрнутая помощь в виде наводящих вопросов или же при правильно разложенных картинках дано собственное толкование событий;

0 баллов – невозможность адекватного понимания происходящего даже при оказании второго вида помощи.

Критерий возможности программирования текста.

15 баллов – рассказ содержит все основные смысловые единицы в правильной последовательности, между ними имеются связующие звенья, нет трудностей переключения;

10 баллов – пропуск отдельных смысловых звеньев, или отсутствие связующих элементов, или неоправданные повторы однотипных, упрощённых связующих элементов;

5 баллов – выраженная тенденция к фрагментарности текста, перечислению деталей, событий без обобщающей сюжетной линии, неоднократные необоснованные повторы слов, грамматических конструкций, или наличие непродуктивных слов, или сочетание нескольких ошибок из предыдущего пункта;

0 баллов – невозможность самостоятельного построения связного текста.

Критерий грамматического оформления.

15 баллов – рассказ оформлен грамматически правильно с использованием сложных и разнообразных грамматических конструкций;

10 баллов – рассказ оформлен грамматически правильно, но однообразно или имеются нарушения порядка слов;

5 баллов – наблюдаются единичные негрубые аграмматизмы либо параграмматизмы (несоблюдение грамматических обязательств);

0 баллов – множественные аграмматизиы;

Критерии лексического оформления.

15 баллов – адекватное использование вербальных средств;

10 баллов – длительный поиск слов с актуализацией непродуктивной лексики или единичные близкие словесные замены;

5 баллов – выраженная бедность словаря, неоднократные вербальные замены (семантически близкие), искажение звуковой структуры слов;

0 баллов – далёкие вербальные парафазии, неадекватное использование вербальных средств;

Инструкция: послушай рассказ внимательно и приготовься пересказывать.

«ГАЛКА И ГОЛУБИ»

Галка услыхала, что голубей хорошо кормят. Побелилась она в белый цвет и влетела в голубятню. Голуби её не узнали и приняли. Но галка не выдержала и закричала по-галочьи. Голуби всё поняли и выгнали её. Тогда она вернулась к своим. Но те её также не признали и выгнали.

По окончании пересказа задаются вопросы, позволяющие судить о том, насколько ребёнок понял смысл ситуации:

- почему галку не признали свои?

- понравилось ли тебе поведение галки и почему?

Критерии смысловой адекватности и самостоятельности выполнения.

15 баллов – правильный и самостоятельный пересказ, верное понимание смысла происходящего;

10 баллов – неточное описание ситуации с правильными ответами на вопросы, указывающими на понимание скрытого смысла, или правильное и полное описании ситуации с пониманием смысла после уточняющих вопросов;

5 баллов – правильное описание ситуации с буквальным пониманием смысла истории даже после уточняющих вопросов;

0 баллов – искажение ситуации при пересказе, неадекватное толкование смысла даже в условиях помощи.

Критерий возможности программирования текста.

15 баллов – пересказ содержит все основные смысловые звенья в правильной последовательности, между ними имеются связи, нет трудностей переключения;

10 баллов – пропуск отдельных смысловых звеньев или отсутствие связующих звеньев, или неоправданные повторы однотипных связующих элементом;

5 баллов – тенденция к фрагментарности текста, к перечислению событий без обобщающей сюжетной линии, неоднократные необоснованные повторы слов или грамматических конструкций (стереотипность оформления), необходимость наводящих вопросов для построения текста или сочетание нескольких ошибок из предыдущего пункта;

0 баллов – невозможность построения связного текста даже в условиях помощи в виде вопросов;

Критерий грамматического оформления.

15 баллов – пересказ оформлен грамматически правильно с использованием сложных и разнообразных грамматических конструкций;

10 баллов – пересказ оформлен грамматически правильно, но однообразно, или имеются нарушения порядка слов;

5 баллов – наблюдаются единичные негрубые аграмматизмы либо параграмматизмы (несоблюдение грамматических обязательств);

0 баллов – множественные аграмматизмы.

Критерий лексического оформления.

15 баллов –адекватное использование вербальных средств;

10 баллов – поиск слов с использованием непродуктивной лексики или единичные близкие словесные замены;

5 баллов – выраженная бедность словаря, неоднократные вербальные замены (семантически близкие), искажение звукового состава слова («выгнули» вместо «выгнали», «примули» вместо «приняли» и т.д.);

0 баллов – далёкие вербальные парафазии, неадекватное использование вербальных средств.

В качестве дополнительных оценок, не влияющих на балл за серию, но учитываемых при вычислении индексов, подсчитываются:

1. Количество вербальных замен, т.е. замены одного слова на другое, чаще семантически близкие (например «лебеди» вместо «голуби», «увидела» вместо «услышала» и т.д.). Этот вид ошибок оценивается по 15-бальной шкале с отрицательным знаком. Штрафная оценка входит в задний индекс. Для пересчёта количества ошибок в баллы используется следующая шкала:

0 баллов – при отсутствии ошибок или одной ошибке;

-5 баллов – за 2 – 3 ошибки;

-10 баллов – за 4 – 5 ошибок;

-15 баллов – за 6 и более ошибок.

2. Средняя длина текста. Определяется путём суммарного подсчёта слов в обоих текстах (учитываются все слова, включая служебные) и деление результата на 2. Полученное число соотносится с бальной оценкой:

15 баллов – 32 слова и больше;

10 баллов – 25-31,9 слова;

5 баллов – 18-24,9 слова;

0 баллов – 17 и менее слов.

Этот показатель мы включили в передний индекс со знаком «+». Малая длина текста свидетельствует о трудностях смыслового программирования и грамматического структурирования.

3. Индекс прономинализации. Представляет собой отношение доли местоимений к доле существительных. Для вычисления этого показателя следует общее количество местоимений в обоих текстах разделить на общее количество существительных, а полученный результат разделить на 2. Среднее значение индексов прономинализации представлены в таблице среднегрупповых показателей дополнительных оценок. Этот параметр не включён ни в один из индексов, но может быть полезен при качественном анализе результатов. Высокий индекс прономинализации, как правило, наблюдается при ослаблении парадигматических связей языка, опирающихся на работу задних отделов мозга. Трудности выбора нужного слова в таком случае компенсируются использованием местоимений. Мы не предлагаем бальной оценки этого показателя. Для младших школьников условно высоким можно считать индекс от 1,0 и выше, а низким – меньше 0,7.

4. Средняя длина синтагмы (отрезок речи между двумя паузами). Вычисляется путём деления общего количества слов в двух самостоятельных текстах на количество синтагм, полученный результат делится на 2. Средняя длина синтагм для каждой группы представлена в таблице среднегрупповых показателей дополнительных оценок. Значение выше среднего можно условно оценивать как большую, а ниже – как малую длину синтагмы. Малая длина синтагм указывает на синтагматические трудности, т.е. функциональную недостаточность передних отделов коры мозга. параметр не включён в индексы, но используется для качественного анализа.

5. Стереотипность грамматического оформления высказывания. Подсчитывается количество стереотипно построенных грамматических конструкций. Оценивается через систему штраыных очков:

0 баллов – за 0-1 ошибку;

-5 баллов – за 2-3 ошибки;

-10 баллов – за 4-5 ошибок;

-15 баллов – за 6 и более ошибок.

Большое количество таких ошибок свидетельствует об инертности, трудностях грамматического стрктурирования, что можно расценивать как проявление «передних» проблем. Показатель также не входит в индексы, но может использоваться при качественной интерпретации данных.

С е р и я 5. ИССЛЕДОВАНИЕ НОМИНАТИВНОЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: