Воображение младших школьников.
Методика "Дорисовывание фигур"
Цель: изучение оригинальности решения задач на воображение.
Оборудование: набор из двадцати карточек с нарисованными на них фигурами: контурное изображение частей предметов, например, ствол с одной веткой, кружок-голова с двумя ушами и т.д., простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т.д.), цветные карандаши, бумага. Порядок исследования. Ученику необходимо дорисовать каждую их фигур так, чтобы получилась красивая картинка.
Обработка и анализ результатов. Количественная оценка степени оригинальности производится подсчетом количества изображений, которые не повторялись у ребенка и не повторялись ни у кого из детей группы. Одинаковыми считаются те рисунки, в которых разные эталонные фигуры превращались в один и тот же элемент рисунка.
Подсчитанный коэффициент оригинальности соотносят с одним из шести типов решения задачи на воображение. Нулевой тип. Характеризуется тем, что ребенок еще не принимает задачу на построение образа воображения с использованием заданного элемента. Он не дорисовывает его, а рисует рядом что-то свое (свободное фантазирование).
1 тип - ребенок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается изображение отдельного объекта (дерево), но изображение контурное, схематичное, лишенное деталей.
2 тип - также изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями.
3 тип - изображая отдельный объект, ребенок уже включает его в какой- нибудь воображаемый сюжет (не просто девочка, а девочка, делающая зарядку).
4 тип - ребенок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету (девочка гуляет с собакой).
5 тип - заданная фигура используется качественно по-новому.
Если в 1-4 типах она выступает как основная часть картинки, которую рисовал ребенок (кру жок-голова), то теперь фигура включается как один из второстепенных элементов для создания образа воображения (треугольник уже не крыша, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину).
ИНСТРУКЦИЯ: Вам будет предложено несколько вопросов об особенностях Вашего поведения в различных условиях и ситуациях. Это не испытание ума или способностей, поэтому нет ответов хороших или плохих. Мы заинтересованы в правдивых ответах. На ответы следует отвечать поочередно, не возвращаясь к предыдущим ответам. Отвечайте «да», «не знаю», «нет». Не пропускайте какого-либо вопроса.
| Вопрос | Ответ | ||
| «Да» | «Нет» | «Не знаю» | |
| 1. Относите ли Вы себя к людям, легко устанавливающим товарищеские контакты? | |||
| 2. Способны ли Вы воздержаться от того или иного действия до момента, пока не получите соответствующего распоряжения? | |||
| 3. Достаточно ли Вам непродолжительного отдыха для! восстановления сил после утомительной работы? | |||
| 4. Умеете ли Вы работать в неблагоприятных условиях? | |||
| 5. Воздерживаетесь ли Вы во время дискуссий от неделовых, эмоциональных аргументов? | |||
| 6. Легко ли Вы возвращаетесь к ранее выполняемой работе после длительного перерыва (после отпуска, каникул и т. д.)? | |||
| 7. Будучи увлеченным работой, забываете ли Вы об усталости? | |||
| 8. Способны ли Вы, поручив кому-нибудь определенную работу, терпеливо ждать ее окончания? | |||
| 9. Засыпаете ли Вы одинаково легко, ложась спать в разное время дня? | |||
| 10. Умеете ли Вы хранить тайну, если Вас об этом просят? | |||
| 11. Легко ли Вам возвращаться к работе, которой Вы не занимались несколько недель или месяцев? | |||
| 12. Можете ли Вы терпеливо объяснять кому-либо что-то непонятное? | |||
| 13. Нравится ли Вам работа, требующая умственного напряжения? | |||
| 14. Вызывает ли у Вас монотонная работа скуку или сонливость? | |||
| 15. Легко ли Вы засыпаете после сильных переживаний? | |||
| 16. Можете ли Вы, если нужно, воздержаться от проявления своего превосходства? | |||
| 17. Ведете ли Вы себя, как обычно, в кругу незнакомых Вам людей? | |||
| 18. Трудно ли Вам сдерживать злость или раздражение? | |||
| 19. В состоянии ли Вы владеть собой в тяжелые минуты? | |||
| 20. Умеете ли вы, когда это требуется, приспособить свое поведение к поведению окружающих? | |||
| 21. Охотно ли Вы беретесь за выполнение ответственных работ? | |||
| 22. Влияет ли обычное окружение, в котором Вы находитесь, на Ваше настроение? | |||
| 23. Способны ли Вы переносить неудачи? | |||
| 24. В присутствии того, от кого Вы зависите, говорите Вы так же свободно, как обычно? | |||
| 25. Вызывают ли у Вас раздражение неожиданные изменения в распорядке дня? | |||
| 26. Есть ли у Вас на все готовый ответ? | |||
| 27. В состоянии ли Вы вести себя спокойно, когда ждете важное для себя решение? | |||
| 28. Легко ли Вы организуете первые дни своего отпуска, каникул? | |||
| 29. Обладаете ли Вы быстротой реакции? | |||
| 30. Легко ли Вы приспосабливаете свою походку или манеры к походке или манерам людей более медлительных? | |||
| 31. Ложась спать, засыпаете ли Вы быстро? | |||
| 32. Охотно ли Вы выступаете на собраниях, на семинарах? | |||
| 33. Легко ли Вам испортить настроение? | |||
| 34. Легко ли Вы отрываетесь от выполняемой работы? | |||
| 35. Воздерживаетесь ли Вы от разговоров, если они мешают другим? | |||
| 36. Легко ли Вас спровоцировать на что-либо? | |||
| 37. При совместном выполнении какой-либо работы легко ли Вы срабатываетесь с партнером? | |||
| 38. Всегда ли Вы задумываетесь перед выполнением какого-либо важного дела? | |||
| 39. Если Вы читаете какой-либо текст, то удается ли Вам следить от начала до конца за ходом рассуждений автора? | |||
| 40. Легко ли Вы вступаете в разговор с попутчиком? | |||
| 41. Воздерживаетесь ли Вы от убеждения кого-либо в том, что он не прав, если такое поведение целесообразно? | |||
| 42. Охотно ли Вы беретесь за работу, требующую большой ловкости рук? | |||
| 43. В состоянии ли Вы изменить уже принятое Вами решение, учитывая мнение других? | |||
| 44. Быстро ли Вы привыкаете к новой системе работы? | |||
| 45. Можете ли Вы работать ночью, после того, как работали весь день? | |||
| 46. Быстро ли Вы читаете беллетристическую литературу? | |||
| 47. Часто ли Вы отказываетесь от своих намерений, если возникают препятствия? | |||
| 48. Сохраняете ли Вы самообладание в ситуациях, которые того требуют? | |||
| 49. Просыпаетесь ли Вы обычно быстро и без труда? | |||
| 50. В состоянии ли Вы воздержаться от моментальной, импульсивной реакции? | |||
| 51. Можете ли Вы работать в шумной обстановке? | |||
| 52. Можете ли Вы воздержаться, когда необходимо, от того, чтобы не сказать правду прямо в глаза? | |||
| 53. Успешно ли Вы сдерживаете волнение перед экзаменом, накануне встречи с начальником и т. п.? | |||
| 54. Быстро ли Вы привыкаете к новой среде? | |||
| 55. Нравятся ли Вам частые перемены? | |||
| 56. Восстанавливаете ли Вы полностью свои силы после ночного отдыха, если накануне днем у Вас была тяжелая работа? | |||
| 57. Избегаете ли Вы занятий, выполнение которых требует разнообразных действий в течение короткого времени? | |||
| 58. Как правило, Вы самостоятельно справляетесь с возникшими трудностями? | |||
| 59. Ожидаете ли Вы окончания речи кого-либо, прежде чем начинаете говорить сами? | |||
| 60. Умея плавать, прыгнули бы Вы в воду, чтобы спасти утопающего? | |||
| 61. Способны ли Вы к напряженной учебе, работе? | |||
| 62. Можете ли Вы воздержаться от неуместных замечаний? | |||
| 63. Придаете ли Вы значение постоянному месту во время работы, приема пищи, на лекциях и т. п.? | |||
| 64. Легко ли Вам переходить от одного занятия к другому? | |||
| 65. Взвешиваете ли Вы все «за» и «против» перед тем, как принять важное решение? | |||
| 66. Легко ли Вы преодолеваете встречающиеся Вам препятствия? | |||
| 67. Воздерживаетесь ли Вы от рассматривания чужих вещей, бумаг? | |||
| 68. Испытываете ли Вы скуку, когда занимаетесь стереотипной деятельностью, которая всегда выполняется одинаково? | |||
| 69. Удается ли Вам соблюдать запреты, обязательные в общественных местах? | |||
| 70. Воздерживаетесь ли Вы во время разговора, выступления или ответа на вопросы от лишних движений и жестикуляций? | |||
| 71. Нравится ли Вам оживленное движение вокруг? | |||
| 72. Нравится ли Вам работа, требующая больших усилий? | |||
| 73. В состоянии ли Вы длительное время сосредотачивать внимание на выполнении определенной задачи? | |||
| 74. Любите ли Вы задания, требующие быстрых движений? | |||
| 75. Умеете ли Вы владеть собой в трудных жизненных ситуациях? | |||
| 76. Если надо, подниметесь ли Вы с постели сразу после пробуждения? | |||
| 77. Можете ли Вы после окончания порученной Вам работы терпеливо ждать, когда закончат свою работу другие? | |||
| 78. Действуете ли Вы так же четко и после того, как стали свидетелем каких-либо неприятных событий? | |||
| 79. Быстро ли Вы просматриваете газеты? | |||
| 80. Случается ли Вам говорить так быстро, что Вас трудно понять? | |||
| 81. Можете ли Вы нормально работать не выспавшись? | |||
| 82. В состоянии ли Вы длительное время работать без перерыва? | |||
| 83. Можете ли Вы работать, если у Вас болит голова, зубы, и т. п.? | |||
| 84. Спокойно ли Вы продолжаете работу, которую необходимо окончить, если знаете, что Ваши товарищи развлекаются и ждут Вас? | |||
| 85. Отвечаете ли Вы быстро на неожиданные вопросы? | |||
| 86. Быстро ли Вы говорите обычно? | |||
| 87. Можете ли Вы спокойно работать, если ожидаете гостей? | |||
| 88. Легко ли Вы меняете свое мнение под влиянием разумных аргументов? | |||
| 89. Терпеливы ли Вы? | |||
| 90. Можете ли приспособиться к ритму человека более медлительного, чем Вы? | |||
| 91. Можете ли Вы планировать свои занятия так, чтобы выполнять в одно и то же время несколько взаимосвязанных дел? | |||
| 92. Может ли веселая компания изменить Ваше угнетенное состояние? | |||
| 93. Умеете ли Вы без особого труда выполнять несколько действий одновременно? | |||
| 94. Сохраняете ли Вы психическое равновесие, когда являетесь свидетелем несчастного случая? | |||
| 95. Любите ли Вы работу, требующую множества разнообразных манипуляций? | |||
| 96. Сохраняете ли Вы спокойствие, если кто-либо из близких страдает? | |||
| 97. Самостоятельны ли Вы в трудных жизненных условиях? | |||
| 98. Свободно ли Вы чувствуете себя в большой или незнакомой компании? | |||
| 99. Можете ли Вы сразу прервать разговор, если это требуется (например, при начале киносеанса, концерта, лекции)? | |||
| 100. Легко ли Вы приспосабливаетесь к методам работы других людей? | |||
| 101. Нравится ли Вам часто менять род занятий? | |||
| 102. Склонны ли Вы брать инициативу в свои руки, если случается что-нибудь из ряда вон выходящее? | |||
| 103. Воздерживаетесь ли Вы от смеха в неподходящих случаях? | |||
| 104. Начинаете ли Вы работать сразу же интенсивно? | |||
| 105. Решаетесь ли Вы выступить против общественного мнения, если Вам кажется, что Вы правы? | |||
| 106. Удается ли Вам преодолеть состояние временной депрессии (подавленности)? | |||
| 107. Нормально ли Вы засыпаете после сильного умственного утомления? | |||
| 108. В состоянии ли Вы спокойно долго ждать, например, в очереди? | |||
| 109. Воздерживаетесь ли Вы от вмешательства, если заранее известно, что оно ни к чему не приведет? | |||
| 110. Можете ли Вы спокойно аргументировать свои высказывания во время бурного разговора? | |||
| 111. Можете ли Вы мгновенно реагировать на необычную ситуацию? | |||
| 112. Ведете ли Вы себя тихо, если Вас об этом просят? | |||
| 113. Соглашаетесь ли Вы без особых внутренних колебаний на болезненные врачебные процедуры? | |||
| 114. Умеете ли Вы интенсивно работать? | |||
| 115. Охотно ли Вы меняете места развлечений, отдыха? | |||
| 116. Трудно ли Вам привыкнуть к новому распорядку дня? | |||
| 117. Спешите ли Вы оказать помощь в неожиданном случае? | |||
| 118. Присутствуя на спортивных соревнованиях, в цирке и т. п., воздерживаетесь ли Вы от неожиданных выкриков и жестов? | |||
| 119. Нравятся ли Вам занятия, требующие по своему характеру ведения беседы со многими людьми? | |||
| 120. Владеете ли Вы мимикой? | |||
| 121. Нравятся ли Вам занятия, которые требуют энергичных движений? | |||
| 122. Считаете ли Вы себя смелым человеком? | |||
| 123. Прерывается ли у Вас голос (Вам трудно говорить) в необычной ситуации? | |||
| 124. Можете ли Вы преодолеть нежелание работать в момент неудачи? | |||
| 125. В состоянии ли Вы длительное время стоять, сидеть спокойно, если Вас об этом просят? | |||
| 126. В состоянии ли Вы преодолеть свое веселье, если это может кого-нибудь задеть? | |||
| 127. Легко ли Вы переходите от печали к радости? | |||
| 128. Легко ли Вы выходите из равновесия? | |||
| 129. Соблюдаете ли Вы без особых затруднений обязательные в Вашей среде правила поведения? | |||
| 130. Нравится ли Вам выступать публично? | |||
| 131. Приступаете ли Вы к работе обычно быстро, без длительного подготовительного периода? | |||
| 132. Готовы ли Вы прийти на помощь другому, рискуя жизнью? | |||
| 133. Энергичны ли Ваши движения? | |||
| 134. Охотно ли Вы выполняете ответственную работу? |






