Контрольно-корректирующая технология обучения

Атутова А.Б., преподаватель математики

Проблема качества образования в начале ХХI века встает со всей остротой в условиях социально-экономических перемен и реформирования системы образования. В этих условиях педагогу, необходимо ориентироваться в широком спектре современных технологий, искать и применять новые формы и методы. Оптимальным можно считать только то обучение, которое способствует самообучению. Если раньше требования к учащимся в основном сводились к получению ими готовых знаний, то теперь задачи обучения сочетаются с необходимостью овладеть приемами самостоятельного приобретения знаний и их применения.

Данная технология впервые была предложена в 60 годы американскими психологами Дж. Кэрроллом и Б. Блумом, она имела название технология полного усвоения знаний. В России эта технология стала известна благодаря работам М. В. Кларина. Технология полного усвоения знаний является одним из вариантов программированного обучения. Данная технология обучающая, общепедагогическая, адаптационная. Контрольно-корректирующая технология обучения как модифицированный вариант технологии полного усвоения знаний впервые была использована учителями из города Тобольска.

Принципы

-осознанная перспектива

-динамичность

-гибкость

-дифференциация

-педагогическое консультирование деятельности

Цель процесса обучения – обеспечить каждому учащемуся условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных интересов, потребностей в процессе освоения содержания образования.

Восточная мудрость гласит: ”Можно коня привести к воде, но нельзя заставить его пить”. Чем сильнее принуждение к деятельности, тем сильнее он отторгается человеком, как чуждая, нужная ни ему, а кому-то другому. Личность развивается в процессе собственной деятельности. Многочисленные исследования показали, что внутри классная индивидуализация происходит в основном в рамках самостоятельной работы, поскольку именно такая форма работы позволяет давать учащимся различные задания, выполняемые в индивидуальном темпе.

Технология контрольно-корректирующего обучения способствует:

1. развитию самопознания, самовыражения и самоутверждения;

2. развитию волевых качеств личности (от умения управлять собой, концентрировать усилия, выдерживать и выносить нагрузки, до способности управлять своей деятельностью, добиваться в ней высоких результатов);

3. развитию речи, мышления во всех видах: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое;

4. овладением теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением;

5. формированию универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие коммуникативных, познавательных качеств личности.

Задачи:

· совершенствование принципа сознательности и активности учащихся в обучении за счет использования контрольно-корректирующей технологии обучения;

· освоение учащимися приемов самостоятельного приобретения знаний;

· использование групповой работы, дифференцированного подхода, для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся;

· организация личностно-ориентированного обучения через создание индивидуальных образовательных траекторий учащихся.

Результативность:

1. в значительной степени увеличивает % усвоения и качество знаний по данной теме;

2. большую часть времени учащиеся занимаются самостоятельно в соответствии со своими возможностями, способностями;

3. реализация индивидуальных образовательных траекторий учащихся, что составляет основу организации личностно-ориентированного обучения;

4. получение стабильных хороших итоговых результатов при наличии различных способностей учащихся;

5. совершенствование методического мастерства учителя, через применение разнообразных форм и методов обучения, которые позволяют повысить эффективность учебно-воспитательного процесса;

6.оптимизация процесса обучения через учет индивидуальных особенностей учащихся.

Трудности:

· большая аналитическая работа учителя;

· большая подготовка методического материала;

· определенная организация ученических посадочных мест;

· изменение мотивационных установок учащихся, ориентированных на традиционные формы обучения.

Контрольно-корректирующая технология обучения предусматривает следующие этапы: информационный ввод, работа с учебными элементами, итоговый контроль.

I. Информационный ввод

Информационный ввод- это введение учащихся в тему.

Цель:обратить внимание учащихся на узловые моменты темы, наиболее сложные вопросы и понятия.

Методы познания: (осуществляет учитель)

Словесные Словесно-наглядные Наглядные
рассказ лекция объяснение беседа демонстрация запись на доске   показ иллюстрирование презентации  

II. Работа с учебными элементами.

Учебный элемент– это отдельный фрагмент темы.

Цель:Самостоятельное приобретение знаний, использование личностного и творческого подхода в обучении, работа в индивидуальном темпе.

Преподаватель контролирует и координирует деятельность учащихся. Учащийся самостоятельно получает новые знания, закрепляет их, является руководителем своего процесса обучения

Работа с учебными элементами:работа с учебником; работа с карточками; лабораторно- практическая работа. Форма организации: индивидуальная. групповая работа; коллективная работа

Диагностическая проверка - выявляет необходимость коррекционной работы.

Учащиеся, усвоившие тему, получают проверочные работы, после выполнения которых, выходят на итоговый контроль.

Учащиеся, испытывающие трудности, доработку осуществляют разными способами;

- самостоятельно (работая с коррекционными карточками);

с помощью сильных учеников;

- с помощью преподавателя.

III. Итоговый контроль

Итоговый контроль - заключительный этап при использовании контрольно-корректирующей технологии обучения.

Цель: проверить успешность и качество знаний, уровень формирования общеучебных умений учащихся.

При использовании контрольно-корректирующей технологии обучения сроки итогового контроля для учащихся разные.

Более способные учащиеся раньше выходят на итоговый контроль, а оставшееся на изучение данной темы время, решают задания повышенного уровня сложности, олимпиадные, части С – Единого государственного экзамена.

Задания итогового контроля обязательно дифференцированы, потому что в ходе изучения данной темы каждый учащийся решил свое число заданий, разных по уровню сложности.

Итоговый контроль может проходить в форме: контрольной работы; зачета; индивидуального собеседования.

Контрольно-корректирующая технология обучения предусматривает:

· Достижение каждым учащимся реального для него уровня успеваемости;

· Самостоятельная мыслительная деятельность, сознательность, активность учащихся;

· Отсутствие прямого принуждения;

· Разнообразие видов самостоятельных работ, позволяющих учащемуся самому доходить до истины;

· Использование дифференцированных и разноуровневых заданий;

· Содействие средствами индивидуализации выполнение учебных программ учащимися, предупреждение неуспеваемости;

· Стремление к созданию успеха у каждого учащегося;

· Скорость усвоения, закрепления и контроля индивидуальные для каждого учащегося;

· Отличительная особенность: каждый учащийся получает лист индивидуального маршрута, который ему позволяет достичь реального результата.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: