Основные положения по обеспечению сохранности военной тайны

Области применения института военной тайны

Следует отметить, что в современных условиях областью применения института военной тайны может стать защита пограничных сведений, которые при соответствующей интеграции становятся государственной тайной, либо производных от нее сведений. В деятельности Вооруженных Сил военных сведений конфиденциального характера образуется достаточно много (научно-технические военные сведения, разведывательные сведения, внешнеполитические сведения, сведения о международных террористах и террористических организациях и т.п.). Даже при косвенном их упоминании должностные лица вынуждены засекречивать ту или иную информацию, что неизбежно приводит к увеличению числа грифованных документов, создает неудобства в работе, влечет необходимость расширения числа сотрудников, которым необходимо оформлять допуск к государственной тайне, и т.д. Подобное положение дел порождает и обратный процесс, имеющий крайне негативные последствия: стремление к максимальному представлению военной информации в открытом виде, чтобы не связывать себе руки режимными ограничениями. Последствия таких решений очевидны: потеря контроля над военной информацией, которая при определенных условиях может привести (и приводит) к утечке сведений, составляющих государственную тайну. Таким образом, исходя из вышеприведенных аргументов, есть необходимость в теоретическом и законодательном определении военной тайны. В целях приведения в соответствие положений, раскрывающих содержание государственной и военной тайны в федеральных законах, нормативных актах органов военного управления, охраняемые сведения военного содержания необходимо классифицировать следующим образом:

а) сведения в военной области, составляющие государственную тайну;

б) военные сведения конфиденциального характера, не подлежащие оглашению, доступ к которым ограничен органами государственной власти и военного управления в соответствии с федеральным законом;

в) военные сведения ограниченного распространения.

Первые две категории несут значительную правовую нагрузку и, несомненно, требуют уголовно-правовой охраны. Третья категория не требует такой охраны. Достаточно будет дисциплинарных мер воздействия со стороны органов военного управления в соответствии с общевоинскими уставами. В практическом значении военную тайну следует рассматривать в узком смысле, выделяя только вторую ее составляющую, чтобы отграничить от государственной тайны и не допустить чрезмерного засекречивания военных сведений. Целесообразно закрепить в законодательстве такое ее определение:

Военной тайной признаются сведения военного содержания конфиденциального характера, доступ к которым ограничен органами государственной власти и военного управления в соответствии с федеральным законом.

Предлагается отразить приведенное определение, например, в Указе Президента Российской Федерации «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» 1997 г. №188 и на основании указанных норм закрепить режим обеспечения сохранности военной тайны в Уголовном кодексе Российской Федерации.Представляется целесообразным на федеральном уровне, с учетом отечественной и зарубежной практики, ввести для данной категории сведений специальный гриф «конфиденциально». Данный подход к решению проблемы нормативного оформления военной тайны объясняется также расширяющимися политическими, военными, экономическими взаимосвязями России с зарубежными партнерами. Чтобы не допустить разглашения указанных сведений, требуется приведение в соответствие с реалиями настоящего времени режима и порядка их использования. Законодательное определение института военной тайны послужит базой для создания режима обеспечения ее сохранности. Реализовать это необходимо в как можно короткие сроки. За основу можно взять систему нормативного регулирования защиты государственной тайны, учитывая исторический опыт развития этого института, а также проверенные на практике нормы отечественного и зарубежного законодательства. Для этого, возможно, потребуется создание отдельного нормативного акта (например, в форме указа Президента Российской Федерации)

· Определение полномочий центральных органов военного управления в области отнесения сведений к военной тайне.

· Установление перечня сведений, которые в обязательном порядке должны быть отнесены органами военного управления к военной тайне. Здесь речь может идти о включении в данный институт таких видов информационных данных, как тактико-технические характеристики отдельных образцов вооружения и техники, дислокации некоторых воинских частей и подразделений.

· Регламентация обеспечения защиты персональных данных о военнослужащих при накоплении и хранении этой информации в информационных системах Министерства обороны.

· Установление предельных сроков сохранения указанных сведений в режиме «не подлежащих оглашению» под грифом «конфиденциально» и порядка периодического пересмотра массивов таких сведений на предмет снятия ограничений.

· Формирование исчерпывающего перечня сведений, содержащихся в иных законодательных актах, доступ к которым не может быть ограничен.

· Установление порядка хранения и условий распоряжения военными сведениями ограниченного распространения при обращении их в военно-служебных отношениях в целях обеспечения их безусловной сохранности при передаче от одного субъекта другому.

· Одним из основных разделов предполагаемого подзаконного акта должен быть раздел, содержащий нормы, устанавливающие систему защиты сведений, составляющих военную тайну. Здесь необходима более подробная регламентация соответствующих правоотношений, направленная на реализацию принципа создания единого защищенного «информационного поля» в органах военного управления. Одним из оптимальных способов организации защиты сведений, составляющих военную тайну, может быть максимальное приближение уровня защиты этих сведений к государственной тайне (использование единого делопроизводства, защищенных линий связи и технических средств, возложение обязанностей по контролю за обеспечением сохранности данных сведений на соответствующие подразделения по защите государственной и военной тайны).

· Деятельность по обращению и защите сведений, составляющих военную тайну, должна быть ограничена системой соответствующих допусков. При этом военнослужащим и другим лицам, которые имеют допуск на работу со сведениями, составляющими государственную тайну, оформлять отдельный допуск нецелесообразно. Речь об оформлении допуска может идти, например, тогда, когда в суде рассматриваются дела о преступлениях против порядка обеспечения сохранности военной тайны (при допуске к таким сведениям лиц, участвующих в деле, и т.п.). С учетом особого характера военных сведений ограниченного распространения - третьей составляющей военной тайны - их разглашение может неблагоприятно отразиться на военном управлении, особенно в боевых условиях. За нарушение военнослужащими правил обеспечения сохранности таких сведений целесообразно предусмотреть дисциплинарную ответственность, вплоть до введения специального вида наказания - в виде дисциплинарного ареста. По предложению центральных органов военного управления в текст Дисциплинарного устава Вооруженных Сил целесообразно включить ряд составов дисциплинарных правонарушений, связанных с разглашением военных сведений ограниченного распространения. Данный вид ответственности вполне применим для регулирования военно-служебных отношений, связанных с защитой третьей составляющей военной тайны. Следует отметить, что при всех положительных моментах военного права оно тем не менее призвано регулировать только военно-служебные отношения, поэтому третья категория сведений, составляющих военную тайну, может находиться под охраной Дисциплинарного устава. Однако первые две составляющие военной тайны, безусловно, требуют уголовно-правовой охраны, поскольку обусловлены важностью тех сведений, которые могут быть разглашены или утрачены.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: