Сведения военного характера, составляющие государственную тайну

Из истории института военной тайны

Применительно к деятельности органов военного управления институт военной тайны определен в Постановлении Совета Министров СССР от 12 мая 1987 г., в котором говорится о том, что военную тайну составляют сведения военного характера, разглашение (передача, утечка и т.п.) которых может нанести ущерб интересам Вооруженных Сил. В советский период, с конца 50-х - начала 60-х гг., в Вооруженных Силах сформировалась достаточно стройная и вполне удовлетворявшая потребностям государственного аппарата система ограничительных институтов на доступ к информации: государственная тайна и военная тайна. Военная тайна включала в себя сведения под грифом «секретно», а также сведения ограниченного распространения под грифом «Для служебного пользования». Данный институт нес достаточно большую правовую нагрузку.

Сведения под грифом «секретно» не относились к государственной тайне, а в большей степени были производными от нее. Сведения ограниченного распространения не были определены никакими перечнями. Они были тем самым «инструментом», с помощью которого партийно-советский государственный аппарат среднего и нижнего уровней, а также органы военного управления ограничивали доступ граждан и средств массовой информации к тем сведениям, огласка которых могла повлечь вред интересам обороноспособности и военной безопасности государства. Этому способствовала крайне облегченная процедура установления ограничительной пометки «Для служебного пользования» на любом официальном документе.

Институт военной тайны позитивно влиял на сохранность государственной тайны. В данном смысле военная тайна исполняла защитную функцию для конфиденциальной информации, формирующейся внутри органов военного управления, воинских частей, подразделений, военных образовательных учреждений и предприятий Министерства обороны. Угрозы таким сведениям возникали, как правило, из-за рубежа. В отличие от секретных сведений, составляющих военную тайну, для сведений ограниченного распространения (под грифом «Для служебного пользования») всегда предусматривался отдельный, более упрощенный порядок учета, хранения и обращения. Однако после принятия в 1993 г. Закона Российской Федерации «О государственной тайне» гриф секретности стал применяться исключительно для обозначения сведений, составляющих государственную тайну. Вся система военной тайны де-факто рухнула, оставив за собой шлейф нерешенных проблем, в частности проблему необоснованного рассекречивания огромного количества документов Вооруженных Сил.

При таком положении в органах военного управления возник ряд проблем, суть которых заключается в следующем:

· - если понятие «военная тайна» применять только к военным сведениям, имеющим гриф секретности, то это понятие не будет соответствовать предмету вышеназванного Закона и не решит проблему сохранности огромного количества сведений, не охватывающихся государственной тайной;

· - если военную тайну рассматривать как сведения, не подлежащие оглашению, но при этом не относить ее к государственной тайне, то возникает необходимость законодательного определения этого института и описания его границ.

Попытки разработки критериев для отношения сведений к военной тайне успехом не увенчались. Действительно, для военных сведений, не имеющих грифа секретности, так же, как и для сведений, составляющих государственную тайну, основным критерием является величина ущерба, наносимого безопасности государства. Степень секретности сведений оказывается связанной только с величиной ущерба, т.е. с количественным, а не качественным показателем. Критерии отношения несекретных военных сведений к не подлежащим оглашению в конечном счете также совпадают с критериями отношения сведений, имеющих гриф «секретно», «совершенно секретно» и «особой важности». Кроме того, определенные ограничения на свободное распространение должны иметь и другие военные сведения, которые не относятся ни к государственной тайне, ни к той категории сведений, которая не подлежит оглашению. Речь идет, например: о военно-служебных отношениях, определяемых общевоинскими уставами Вооруженных Сил; статистике воинских правонарушений, которая отрицательно сказывается на ежегодном призыве в армию; распорядке дня военно-учебного заведения и других сведениях, разглашение которых может отрицательно отразиться на установленном порядке прохождения военной службы.

Структура института военной тайны:

· - во-первых, это часть государственной тайны;

· - во-вторых, это другие закрытые сведения в военной области.

Несомненно, что потребность в данном институте продолжает оставаться очень большой и в связи с этим он требует современного теоретического осмысления и законодательного обеспечения.

Так что же такое «военная тайна» на сегодняшний день? И почему законодательство о военной службе требует неукоснительного соблюдения режима обеспечения ее сохранности для каждого военнослужащего? Эти и другие вопросы становятся все более актуальными в современных условиях реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации. Энциклопедическое определение военной тайны сформулировано применительно к ранее действующему законодательству: «Тайна военная - особой важности, совершенно секретные и секретные сведения военного характера, составляющие тайну государственную и тайну служебную, охраняемые Советским государством. Разглашение военнослужащими военной тайны, если оно не содержит признаков измены Родине, влечет за собой наказание по закону об уголовной ответственности за воинские преступления». Важность же и специфичность сведений, отнесенных к военной тайне, обусловлены требованиями обеспечения военной безопасности государства.

В соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» строгое хранение государственной и военной тайны является обязанностью всех военнослужащих. Такая обязанность закреплена и в тексте Военной присяги, которую принимает каждый, кто присягает на верность служения своему Отечеству. В чем же проявляется специфичность и важность сведений, составляющих военную тайну? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо предварительно уточнить его предмет, т.е. проанализировать сведения, о которых идет речь. Прежде всего, военная тайна - это часть государственной тайны.

· - о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных Федеральным законом «Об обороне», об их боевой и мобилизационной готовности, о создании и об использовании мобилизационных ресурсов;

· - о планах строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск Российской Федерации, о направлениях развития вооружения и военной техники, о содержании и результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения и военной техники;

· - о разработке, технологии, производстве, об объемах производства, о хранении, об утилизации ядерных боеприпасов, их составных частей, делящихся ядерных материалов, используемых в ядерных боеприпасах, о технических средствах и (или) методах защиты ядерных боеприпасов от несанкционированного применения, а также о ядерных энергетических и специальных физических установках оборонного значения;

· - о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники, о свойствах, рецептурах или технологиях производства новых видов ракетного топлива или взрывчатых веществ военного назначения;

· - о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, об их проектировании, строительстве и эксплуатации, а также об отводе земель, недр и акваторий для этих объектов;

· - о дислокации, действительных наименованиях, об организационной структуре, о вооружении, численности войск и состоянии их боевого обеспечения, а также о военно-политической и (или) оперативной обстановке.

В силу специфических особенностей и характера деятельности, Вооруженные Силы обладают несравненно большим количеством сведений, составляющих государственную тайну, по сравнению с другими ведомствами и организациями. Как видно из вышеназванного Перечня, сведения в военной области - это прежде всего информация, которая отражает организацию и деятельность Вооруженных Сил государства. Следовательно, данные сведения являются военной составляющей государственной тайны и, несомненно, образуют ту часть военной тайны, которая охраняется законом. Признаются содержащими государственную тайну лишь наиболее важные сведения в военной области, разглашение которых может причинить значительный ущерб интересам государства. Остальные же сведения военного характера с учетом интересов военной службы и в связи с особым характером этой службы должны быть признаны не подлежащими оглашению. Они являются второй составляющей военной тайны. Перечень таких сведений должен устанавливаться компетентными органами военного управления. Основным источником для понимания правовой природы института военной тайны являются нормы УК РСФСР 1960 г., в котором понятия государственной и военной тайны в ряде составов преступлений (например, «измена Родине» и «шпионаж») четко разграничивались, а в ст. 259 «Разглашение военной тайны и утрата документов, составляющих военную тайну» объединялись. Законодательством о воинских преступлениях была предусмотрена уголовная ответственность не только за разглашение сведений военного характера, составляющих государственную тайну, но и за разглашение иных военных сведений, не подлежащих оглашению, хотя и не являющихся государственной тайной. Это означало, что имелись и такие военные сведения, которые, не составляя государственной тайны, тем не менее являлись важными с точки зрения интересов боеготовности и боеспособности войск, поскольку разглашение их могло причинить определенный ущерб Вооруженным Силам. Такие сведения также охватывались понятием военной тайны. Таким образом, под военной тайной следует понимать сведения военного характера, как составляющие государственную тайну, так и не составляющие государственную тайну, но не подлежащие оглашению. В настоящее время в Вооруженных Силах Российской Федерации действует Временный перечень сведений, подлежащих засекречиванию. Соответственно сведения, находящиеся в этом перечне, и составляют ту часть военной тайны, которая структурно входит в государственную тайну и охраняется уголовным законом.

Однако вторая составляющая военной тайны, т.е. круг военных сведений, не подлежащих оглашению, но не имеющих грифа секретности, на сегодняшний день не предусмотрена специальным перечнем и не имеет уголовно-правовой охраны. Указанные сведения в современных условиях становятся объектом шпионской деятельности иностранных спецслужб.

Вооруженные Силы нуждаются в том, чтобы сведения об их внутренней жизни не выходили за пределы определенного круга лиц, не становились достоянием посторонних, так как это может причинить серьезный ущерб интересам боевой готовности и боеспособности войск. Именно поэтому в Вооруженных Силах Российской Федерации должен устанавливаться такой порядок, который исключил бы утечку не только военных сведений, составляющих государственную тайну, но и иных военных сведений, признаваемых органами военного управления не подлежащими оглашению. За нарушение данного порядка, т.е. за невыполнение военнослужащими своих обязанностей по строгому хранению военной тайны, законом должна быть установлена уголовная ответственность. Это означает, что меры уголовно-правового принуждения должны применяться не только в случаях, когда военная тайна по своему содержанию является государственной, но и когда она таковой не является. Разглашение военных сведений конфиденциального характера, не подлежащих оглашению, но не отнесенных органами военного управления к государственной тайне, должно признаваться преступлением. До принятия Уголовного кодекса 1996 г. охране указанной категории сведений придавалось особое значение: в ст. 259 УК РСФСР была предусмотрена ответственность за их разглашение. Круг военных сведений, не подлежащих оглашению, определялся органами военного управления - компетентными воинскими должностными лицами на основе примерного перечня, утверждаемого приказом министра обороны. Сейчас такого перечня нет. Однако это не означает, что ранее охраняемые военные сведения теперь должны быть доступны любому, кто ими заинтересуется. На наш взгляд, этот пробел в законодательстве в ближайшее время должен быть устранен, иначе будет продолжаться утечка военной информации, что приведет к снижению боевой готовности Вооруженных Сил.

Мы живем в период бурного развития информационных технологий, в том числе применяемых в военных и разведывательных сферах деятельности государства, строим современные Вооруженные Силы в условиях борьбы с мировым терроризмом. Не оставляет сомнений тот факт, что анализ большого количества доступной военной информации может существенно приблизить потенциального противника к обладанию сведениями, составляющими государственную тайну Российской Федерации. Для этого он использует новейшие компьютерные технологии, позволяющие быстро анализировать, сортировать полученную информацию и в конечном итоге получить объективные сведения о тех или иных сторонах деятельности интересующего его государства. В таких условиях роль военной тайны в обеспечении военной безопасности России становится все более актуальной. Исходя из вышеизложенного, можно сформулировать определенные выводы и предложения, касающиеся второй составляющей военной тайны:

· - во-первых, органы военного управления обязаны ограничивать доступ к определенным категориям информации - огромной массе сведений военного содержания, не имеющих грифа секретности, но не подлежащих оглашению. Речь идет о сведениях, содержащих такую информацию, которая при соответствующем анализе может быть использована во вред военной безопасности государства;

· - во-вторых, необходимость в дополнительной защите компонентов военных сведений, не являющихся государственной тайной, но не подлежащих оглашению (военных сведений конфиденциального характера), обусловлена тем, что в обобщенном виде они впоследствии могут стать государственной тайной;

· - в-третьих, совокупность военных сведений, не подлежащих оглашению, но не имеющих грифа секретности, должна определяться органами военного управления и предусматриваться специальным перечнем, утверждаемым министром обороны. Например, нормативным актом, юридически закрепляющим данный подход, может служить Перечень сведений конфиденциального характера, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г.;

· - в-четвертых, ответственность военнослужащих за разглашение таких сведений должна наступать в рамках специальной нормы, устанавливающей уголовную ответственность за разглашение военной тайны, введенной в разд. XI Уголовного кодекса Российской Федерации «Преступления против военной службы».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: