double arrow

ПЛАН УРОКА. Дать общие представления об уровне развития России в начале и в разные периоды XX в

Тема: Февральская революция 1917 г.

Задачи:

1. Образовательная:

Дать общие представления об уровне развития России в начале и в разные периоды XX в.

2. Развивающая:

Развитие навыков анализа параметров политического развития и работы с картой.

3. Воспитательная:

Усвоение факта, что внешнее величие не означает отсутствия глубокого кризиса.

План урока:

  Этапы   Основное содержание     Рекомендуемые формы и методы   Средства обучения   Время (мин)
I. Организационный момент 1. Взаимное приветствие учителя и учеников 2. Проверка наличия личного состава     Опрос старосты    
II. Проверка домашнего задания I. Ответ с места: 1. Какой революционный орган осуществлял Октябрьскую революцию и кто его возглавлял?   II. Фронтальный опрос: а) Когда произошла Октябрьская революция? б) Какие бои за власть были самыми первыми?   I. 2. Как проходила революция в Москве?   II. в) Что провозгласил II ВСС? [Декрет о мире и Декрет о земле] г) Что такое аннексия? д) что такое контрибуция? е) что такое репарация?   I. 3. Система власти, провозглашённая до Учредительного собрания; 4. Ход проведения Учредительного собрания;   [Доделать систему власти]      
III. Изучение нового материала [Интервенция являлась неотъемлемой частью Гражданской войны. Тем не менее, не следует преувеличивать её значение. Россия не была банановой республикой – и сражаться с индустриальным государством в полную силу значило ослабить себя в непонятной авантюре. Тем более, что ПМВ ещё не закончилась. Насильно удержать Россию в Антанте? Хотя цели, несомненно, и борьба с «красной угрозой», и ослабление России]   Интервенция – вторжение сил одного государства на территорию другого. Иностранная военная интервенция по значению вторична к Гражданской войне, поскольку не имела решающего значения в ходе конфликта.   [дек 1917 г. – англо-французское соглашение о разделе зон влияния в России (как в своё время в отношении Китая)] Весна 1918 г. – интервенция в Мурмаске (Англия) и на Дальнем Востоке (Япония). Позже присоединяются США и Франция, делят другие области (Сибирь, Бессарабия, Крым).   Движущие силы Гражданской войны – социальные противоречия, возникшие в процессе индустриализации и приведшие к трём революциям. Они находят своё выражение в рамках революционной ситуации. С развитием конфликта позиции сторон становились все более непримиримыми и интегрировали насилие как фактор российской политической культуры. [это найдёт отражение в поддержке сталинских чисток. Как называется идеология, основанная на политическом насилии?]   Создание РККА: 15 янв 1918 г. – декрет о создании Рабоче-крестьянской Красной армии; май 1918 г. – декрет ВЦИК о всеобщей мобилизации [через военкоматы]; Л.Д. Троцкий – нарком по военным делам и председатель Революционного военного совета республики. [т.е. и комплектовал и командовал]: 1. Привлекал царских офицеров; 2. Заложничество семей царских офицеров; 3. Ввел политкомиссаров; [Замполиты – формально для воспитания. На самом деле присматривали за командиром   РККА стали монолитной силой с единым руководством и системой эффективного управления. Все противники РККА лишь условно объединены как белые. Зачастую эти силы друг с другом не были связаны не генетически, не институционально, т.е. не подчинялись друг другу и не имели общих интересов]   Белая армия: ноя 1917 г. – начало формирования Добровольческой армии. [воззвание ген. М.В. Алексеева прибыть в Новочеркасск для формирования Добровольческой армии. Командующий – Л.Г. Корнилов => А.И. Денинкин] Причины социальной изоляции белых: 1. Отсутствие социально-экономической программы в отношении трудящихся; 2. Абстрактность демократических лозунгов; [фактически равносильно, как будто они собираются вернуться к прежним порядкам] 3. Перекладывание ответственности за изменения на грядущее Учредительное собрание; [у большевиков в это время – уже декреты вовсю] 4. Доминирование репрессивных мер мотивации войск и гражданского населения;   Восточный фронт: май 1918 г. – мятеж чехословацкого корпуса (белочехи); [почему-то ехали через Сибирь, растянулись. Их приказали разоружить – но в ответ они сами сместили большевиков] Формируются правительства: 1. Самара – комитет Учредительного собрания (Комуч); Эсеры; 2. Омск – Коалиционное Сибирское правительство (директория); авг 1918 г. – Народная армия Комуча заняла Казань; лето 1918 г. – эскалация террора с обеих сторон; красный террор vs белый террор; [царская семья => покушение на большевиков => массовый террор] 1. Личное руководство Л.Д. Троцкого; 2. Военно-полевые суды; 3. Заградотряды; 4. Концлагеря; сен 1918 г. – взятие Казани, разгром Народной армии;   ноя 1918 г. – военный переворот в Омске, разгон Сибирского правительства; вес 1919 г. – наступление Колчака, опасность соединения с Добровольческой армией; [рост крестьянских выступлений и забастовок на большевистских территориях. Новый виток репрессий] апрель-июнь 1919 г. – наступательные операции красных, разгром Колчака. Уфимская директория.   Южный фронт: Май 1919 г. – восстание донских казаков в ответ на красный террор [нелюбовь ещё с революции 1905 г.]; май-сентябрь 1919 г. – наступление Добровольческой армии [поход на Москву с сен 1919 г.]   окт 1919 г. – весна 1920 г. – контрнаступление красных, разгром Добровольческой армии;   Зеленые: Н.И. Махно – лидер анархистской республики; 1920 г. – ок. 50 тыс бойцов;   Советско-польская война: 25 апр 1920 г. – 18 мар 1921 г. – советско-польская война; Ю. Пилсудский – лидер и военачальник Польши. Цель: восстановление границ 1772 г. (Зап. Украина и Зап. Беларусь) при поддержке Антанты; 1919 г. – захват территорий; май – авг 1920 г. – контрнаступление красной армии (Киев => Варшава); несогласованность Западного и Юго-Западного фронта; потеря таки земель [авантюра? Видимо, потому что не стали просто подписывать договор – а попытались променять строй Польши]   Южный фронт 2: Добровольческая армия П.Н. Врангеля vs южный фронт М.В. Фрунзе; 8 окт 1920 г. – форсирование Сиваша и удар В.К. Блюхера с фронта;   Дальний Восток: Образование Дальневосточной республики, вывод японских войск; окт 1922 г. разгром белых на ДВ.   «Малая война» (1921-1922): [когда стало ясно, что помещики не вернутся] 1. Антоновщина – крестьяне Тамбовской губернии; М.Н. Тухачевский, химическое оружие, расстрелы на месте; [крестьянские отряды не были связаны между собой. Антонов возглавлял наиболее крупный отряд. Движения как такового тоже не было, поскольку не было идеологии] 2. 1–18 мар 1921 г. – Кронштадтское восстание. «За Советы без коммунистов»;   Политика «военного коммунизма» была оправдана в условиях наличия классового врага в лице идеологически слабых белых ретроградов. После разгрома этой силы перед большевиками встала необходимость выполнения обещаний построения более справедливого общества. План:     1. Интервенция;     2. Красные;   3. Белые;     4. Восточный фронт; (белочехи, Комуч и директория)     5. Южный фронт;   6. Зеленые; (батька Махно)   7. Советско-польская война; (Ю. Пилсудский, Тухачевский и Егоров)   8. Южный фронт 2;   9. Дальний Восток; (ДВР)     10. «Малая гражданская война» (Антоновщина и Кронштадтское восстание) 1. Учебник;   2. Тетрадь с конспектами; 3. Карты: а) Российской империи; б) Советского Союза; в) Российской Федерации    
III. Оглашение итогов и домашнего задания 1. Назвать оценки за работу на уроке и критерии оценивания; 2. Домашнее задание: а) записи в тетради; б) § 10; в) по пану выписать основные события;      
  Самостоятельная работа    
  1. Социальная опора революции в Петрограде (с мотивацией!!!) (2) 1. Два органа революционной власти (политическая и социальная ориентация!!!) (2)    
  2. Двоевластие (в конкретно-историческом смысле) 2. Продразвёрстка    
  3. Первый кризис власти (причины, ход, итоги) (3) 3. Второй кризис власти (причины, ход, итоги) (3)    
  4. Корниловский мятеж (3) 4. Признаки революционной ситуации в октябре (3)    
  5. Контрибуция 5. Аннексия    
  6. Решения II ВСС (без sXe’мы!!!) (3) 6. Военный коммунизм (без определений!!!) (3)    
  7. Принципы формирования РККА (3) 7. Причины изоляции белых (4)    
  8. Третья сила (название, идеология, лидер) 8. Антисоветские органы власти Сибири (2)    
  9. Какие конфликты был порождены в результате социальных противоречий поздней индустриализации 9. Какие последствия для политической жизни общества имели конфликты, порожденные противоречиями поздней индустриализации    
           


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: