Гражданская война и интервенция. Первая волна русской эмиграции: идеология, политическая деятельность, лидеры

Разгон Учредительного Собрания.

Начало формирования однопартийной политической системы.

Кризисы власти. Большевистская стратегия: причины победы. Октябрь 1917 г. Экономическая и политическая программа большевиков.

Вопрос №6: Временное правительство и Петроградский Совет.

Вопрос №5: Альтернативы развития России после Февральской революции.

Альтернативы русской истории в период революции определялись главным образом взаимоотношением и борьбой входящих в него групп и политических партий. Альтернативы русской истории в период революции определялись главным образом взаимоотношением и борьбой входящих в него групп и политических партий.

В 1905-1907 гг. в России насчитывалось уже около 50 партий различной идеологической и политической ориентации; к 1917 году количество партий практически удвоилось.

Среди крупнейших партий следует выделить:

1. Социал-демократическую рабочую партию (большевиков и меньшевиков).

2. «Трудовую группу» (трудовики), образовавшуюся в период деятельности первой государственной Думы.

3. Общероссийскую политическую партию социалистов-революционеров (эсеры).

Эти партии объединяло стремление к коренным преобразованиям в России. В принципе все перечисленные партии, кроме большевистской, в той или иной степени можно отнести к партиям парламентского типа.

Революция 1917 года прервала деятельность большинства российских политических партий. В результате чего на протяжении более чем 70 лет в России была однопартийная система, не допускавшая никакой оппозиции.

Основная и, может быть, крупнейшая по всей истории России альтернатива возникает в 1917 г., Февральская революция сметает монархический режим. В течение нескольких месяцев борьба за власть и выбор исторических путей развития страны идет в основном между центром, представляемым коалицией социалистов-революционеров и меньшевиков, с одной стороны, и левыми силами во главе с большевиками - с другой. Спор идет, прежде всего, вокруг реализации аграрной реформы, а также по поводу выхода России из войны. Ситуация требует скорейшего предоставления крестьянам помещичьих земель. Это прекрасно понимают лидеры народнического толка - эсеры и народные социалисты, подготовившие Декрет о земле. Но Временное правительство эсеров и меньшевиков медлит. Оно ждет ноября, когда намечено созвать Учредительное собрание - национальный парламент, который законным порядком должен принять необходимые решения.

Начиная с Февральской революции 1917 г. ход событий в России содержал различные альтернативы общественного развития:

· буржуазно-демократическую - если бы А.Ф. Керенскому - ключевой фигуре 1917 г. - удалось создать дееспособные государственные институты, добиться единения общества и приступить к разрешению основных социально - экономических и политических проблем русской жизни.

· генеральско-диктаторскую - если бы верховный главнокомандующий Л.Г. Корнилов смог установить свою власть в стране.

· однородносоциалистическую - если бы была выполнена резолюция II Съезда Советов о создании правительства из представителей всех социалистических партий.

· большевистско-леворадикальную - с приходом к власти большевиков началась реализация этой модели общественного развития России.

Как известно, в ходе Февральской революции на общегосударственном уровне установилось двоевластие: с одной стороны, Временное правительство - правительство буржуазии и помещиков, с другой - Петроградский Совет - рабочее правительство, выражавшее интересы пролетариата и беднейшей части городского и сельского населения. Эти учреждения выступали одновременно центрами притяжения и отталкивания различных слоев населения, поскольку выражали интересы прямо противоположных частей общества. Между ними и развернулась борьба за власть.

Едва возникнув, они немедленно приступили к созданию необходимого фундамента власти, но Временное правительство преуспело больше: оно сумело взять в свои руки все властные структуры, оставшиеся от прежнего режима. Они быстро мобилизовали депутатов «слонявшихся без дела» после роспуска и направили на «комиссарские» места в столичные учреждения. Единственным критерием, который при этом принимался в расчет, была их партийность. Благодаря этому прежний административный аппарат Думы достался Временному правительству.

Одновременно формировал свои структуры Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов, но делал это по-иному: он занимался созданием преимущественно низовой системы управления, организацией рабочих и солдат, обеспечением безопасности и порядка в столице и решением жизненно важных проблем, прежде всего - продовольственной. Такая разная социальная направленность и разнородность занятий сразу же вызвали трения между этими структурами. Однако до открытого противоборства тогда дело не дошло. Антагонизм между ними сглаживался важнейшей нерешенная проблемой - ликвидация монархии.

2 марта 1917 г. между Петро-советом и Временным правительством было подписано соглашение о совместном управлении государством. Однако в первые недели после свержения монархии основной политической силой являлся народный фронт. Именно тогда народ впервые почувствовал реальную возможность влиять на ход событий. Это осознали и политические партии. Они пустились во все тяжкие, задабривая, угождая и даже заискивая перед народом с единственной целью заполучить его в свое распоряжение, с его помощью захватить власть и решить политические и социально-экономические задачи в своих интересах. Главным штабом народного фронта, его политическим центром был Петро-совет. Председателем его исполнительного комитета был избран лидер меньшевиков Чхеидзе, а его товарищами (заместителями) эсер Керенский и меньшевик Скобелев.

Вскоре после оформления буржуазно-помещичьего стана и его выхода из антицаристского фронта разлом прошел по революционной демократии. Всероссийское совещание Советов, состоявшееся в начале апреля 1917г., положило начало расколу народного фронта на два лагеря - леворадикальный и центристский (демократический). Так, в течение марта возникло три самостоятельных социально разнородных потока - буржуазно-помещичий, центристский и леворадикальный. Политическая обстановка в стране заметно осложнилась. Раскол народного фронта повлек серьезные политические последствия, чреватые для судеб революции и страны в целом. Сложившаяся ситуация благоприятствовала возникновению диктаторского режима.

18 апреля министр иностранных дел Милюков вопреки обещаниям заявил, что правительство России намерено довести войну до решительной победы. Народ понял, что его одурачили, и хлынул на улицы, чтобы выразить свое негодование, а возмущение солдат вообще не знало границ. В ходе апрельского кризиса были предприняты попытки к установлению диктатуры как со стороны буржуазно-помещичьего, так и со стороны левых сил.

Первая попытка была связана с действиями генерала Корнилова. Он приказал верным ему частям выйти на Дворцовую площадь с заданием подавить выступления рабочих и солдат орудийным огнем и изменить ситуацию в пользу Временного правительства, но его переубедили члены исполкома Петро-совета. Корнилов уступил и отвел воинские части в казармы.

Тогда же с помощью военной силы пытался решить вопрос о власти и представитель левого лагеря Линде. Он привел к Мариинскому дворцу самую крупную и боеспособную воинскую часть Петроградского гарнизона - Финляндский полк с целью привлечь Временное правительство к ответу. Действия этого полка готовы были поддержать солдаты, оказавшиеся в тот момент у Мариинского дворца. Членам Петро-совета опять же удалось удержать и Линде от последнего шага.

Уже в начале июля Петроград оказался на грани вооруженного восстания. 3 июля к зданию Петербургского комитета явились солдаты пулеметного полка и поставили вопрос об отстранении Временного правительства и передаче государственной власти Советам. Но большевики посчитали, что в сложившейся обстановке требовать смены власти преждевременно. Однако огромные массы рабочих и солдат уже вышли на улицы, развернулось полустихийное восстание. Страна оказалась перед угрозой установления диктатуры пролетариата.

Инициативу по подавлению этого мятежа взял на себя Керенский и возглавил правительство, которое действовало преимущественно насильственными методами. В стране установился диктаторский режим, названный в последствии - военной диктатурой. Период демократии в России закончился, а народовластие трансформировалось в диктатуру Временного правительства. Тем самым была исчерпана еще одна альтернатива, обозначенная в начале XX в., а именно существование России в форме демократической республики.

22 октября по всей стране беспрепятственно прошли многолюдные демонстрации рабочих с требованием проведения Всероссийского съезда Советов. Социалистическая революция победила.

История советского гос.управления берет начало со II съезда Советов. Он собрался в переломный момент, когда Петроград был в руках восставших рабочих и крестьян, а Зимний дворец, где заседало буржуазное Временное правительство, еще не был взят восставшими. Создание новой системы гос.управления начиналось с выработки и провозглашения определенных политических постулатов. В этом смысле первым «управленческим» документом новой власти следует признать обращение II съезда Советов «Рабочим, солдатам, крестьянам!», принятое на первом заседании съезда 25 октября 1917 г, которое началось в 10 часов утра. Этот документ провозглашал установление советской власти, т.е. образование Советского государства. Здесь же были сформулированы основные направления внутренней и внешней политики нового государства: установление мира, безвозмездная передача земли крестьянству, введение рабочего контроля над производством, демократизация армии и др.

Советская государственность рождалась под сильным влиянием демократических настроений, царивших в обществе. На том же II съезде Советов Ленин утверждал, что большевики стремятся построить государство, в котором «правительство всегда было бы под контролем общественного мнения своей страны... По нашему представлению, - говорил он, - государство сильно сознательностью масс. Оно сильно тогда, когда массы все знают, обо всем могут судить и идут на все сознательно». Столь широковещательный демократизм предполагалось осуществить путем привлечения масс к управлению государством.

В итоге, II съезд Советов провозгласил создание нового государства, сформировал органы власти и управления. На съезде были сформулированы наиболее общие принципы организации советской государственности и положено начало созданию новой системы гос.управления. В начале ноября 1917 г. на пленарном заседании ВЦИК была принята компромиссная резолюция «Об условиях соглашения социалистических партий». В ней подчеркивалось, что соглашение возможно лишь при условии признания II съезда Советов «единственным источником власти» и признания «программы Советского правительства, как она выражена в декретах о земле, мире». Это позволило расширить социальную базу управленческих процессов и тем самым укрепить государственную власть.

Блок с левыми эсерами позволил большевикам решить важнейшую политическую и управленческую задачу - объединить Советы рабочих и солдатских депутатов с Советами крестьянских депутатов. Объединение произошло на III Всероссийском съезде Советов в январе 1918 г. На съезде был избран новый состав ВЦИК, в который вошли 160 большевиков и 125 левых эсеров. Однако союз с ними оказался недолговечным. 18 марта 1918 г., не признав ратификацию Брестского мира, левые эсеры вышли из правительства, а в июле того же года подняли мятеж против советской власти, который был быстро подавлен. Разрыв союза большевиков с левыми эсерами отразил проистекавшие в обществе процессы, приведшие к разрастанию гражданской войны, которая, безусловно, наложила отпечаток на формировавшуюся систему управления страной.

В марте 1918 англо-франко-американские войска высадились в Мурманске; в апреле - японские войска во Владивостоке; в мае начался мятеж Чехословацкого корпуса. Все это создало серьезные проблемы для новой власти. К лету 1918 на 3/4 территории страны образовались многочисленные группировки и правительства, выступавшие против советской власти. Советское правительство приступило к созданию Красной Армии и перешло к политике «военного коммунизма».

Во 2-й половине 1918 Красная Армия одержала первые победы на Восточном фронте, освободила территории Поволжья, часть Урала. После Ноябрьской революции в Германии Советское правительство аннулировало Брестский мир, были освобождены Украина и Белоруссия. Однако политика «военного коммунизма», а также «расказачивание», направленное фактически на уничтожение казачества, вызвали в различных регионах крестьянские и казачьи восстания и дали возможность руководителям антибольшевистского лагеря сформировать многочисленные армии и развернуть широкое наступление против Советской республики. На территориях, занятых белогвардейцами и интервентами, ширилось партизанское движение.

В марте - мае Красная Армия успешно отразила наступление белогвардейских сил с востока (адмирал А. В. Колчак), юга (генерал А. И. Деникин), запада (генерал Н. Н. Юденич). В результате общего контрнаступления советских войск Восточного фронта в мае - июле были заняты Урал и в последующие полгода, при активном участии партизан, - Сибирь. В апреле - августе 1919 интервенты были вынуждены эвакуировать свои войска с юга Украины, из Крыма, Баку, Ср. Азии. Войска Южного фронта разгромили армии Деникина под Орлом и Воронежем и к марту 1920 оттеснили их остатки в Крым. Осенью 1919 была окончательно разгромлена под Петроградом Армия Юденича.

В начале 1920 были заняты Север и побережье Каспийского м. Государства Антанты полностью отозвали свои войска и сняли блокаду. После окончания советско-польской войны Красная Армия нанесла ряд ударов по войскам генерала П. Н. Врангеля и изгнала их из Крыма. В 1921-22 были подавлены антибольшевистские восстания в Кронштадте, на Тамбовщине, в ряде районов Украины и др., ликвидированы оставшиеся очаги интервентов и белогвардейцев в Средней Азии и на Дальнем Востоке (октябрь 1922).

Гражданская война принесла огромные бедствия. От голода, болезней, террора и в боях погибло (по различным данным) от 8 до 13 млн. человек, в том числе около 1 млн. бойцов Красной Армии. Эмигрировало к концу Гражданской войны до 2 млн. человек. Ущерб, нанесенный народному хозяйству, составил около 50 млрд. золотых рублей, промышленное производство упало до 4-20% от уровня 1913, сельскохозяйственное производство сократилось почти вдвое.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: