Весна 1919 - весна 1920 гг

Глава 8. Заключительные положения

Глава 7. Международное сотрудничество

Глава 6. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области уничтожения химического оружия

Глава 5. Права граждан, проживающих и работающих в зонах защитных мероприятий

Глава 4. Общие принципы обеспечения безопасности граждан и защиты окружающей среды при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия и основные задачи по их обеспечению

Глава 3. Надзор и контроль за выполнением работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия

Глава 2 Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области проведения работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия

Глава 1. Общие положения

Последствия и уроки войны.

Для России Гражданская война и интервенция обернулись величайшей трагедией. Ущерб, нанесенный народному хозяйству, превысил 50 млрд. золотых руб.

Маргинализация населения (маргинал – человек, выпавший из своей социальной ячейки и не нашедший новую (дезертиры, беспризорники, беженцы, раскулаченные)). Детская беспризорность: в 1922 г. на улицах оказалось до 7 млн. детей. Россия потеряла около 10 млн. человек убитыми. Около 2 млн. человек оказались в эмиграции. Это были предприниматели, дворянство, творческая и научная интеллигенция – цвет России, ее интеллектуальное богатство. Сократился и без того тонкий слой образованных. Это закрепляло разрыв нового общества с историко-культурной традицией страны.

Милитаризация управления: решения органов власти принимали форму военных приказов. К 1921 г. демократические основы внутрипартийной жизни были во многом подорваны. Происходит милитаризация сознания. Экономические задачи формулировались в терминах военных кампаний» «битва за урожай», «борьба за выполнение плана», «хозяйственный фронт» и т.д. Коренная ломка массовой психологии. Тип труженика сменяется типом грубого воина или чванливого бюрократа. Непрестижным стало думать самостоятельно, разговаривать вежливо (это признак «интеллигентишки»), трудиться прилежно. Обесценилась человеческая жизнь.

В 1919-1920 гг. началась романтизация насилия против «эксплуататоров», превозносилась борьба «трудящихся», «рабоче-крестьянского гос-ва» против «буржуазии», «помещиков», «интервентов». Началась идеализация «красных» и демонизация «белых», замалчивание сложностей и противоречий этого периода. Сейчас же наблюдаются противоположные тенденции. Все это искажает картину великой национальной трагедии.

В современном российском обществе часто ставится вопрос: «кто виноват?» в развязывании войны. Вопрос этот непродуктивен, неконструктивен. "Виновных нет, вернее: все виноваты", – писал И. Гессен.

Шульгин о белом движении писал, что начатое «почти святыми» оно попало в руки «почти бандитов».

Борис Васильев: “Пусть же над красными и белыми обелисками вознесет Россия венок скорби и уважения. Тогда придет покаяние. И только тогда закончится гражданская война”.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 декабря 2010 г. N 347-ФЗ в статью 1 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 1. Основные понятия и их определения, используемые в настоящем Федеральном законе

В целях настоящего Федерального закона используются следующие понятия и их определения:

химическое оружие - в совокупности или в отдельности токсичные химикаты, боеприпасы и устройства, специально предназначенные для смертельного поражения или причинения иного вреда за счет токсических свойств токсичных химикатов, высвобождаемых в результате применения таких боеприпасов и устройств, а также оборудование, специально предназначенное для использования непосредственно в связи с применением указанных боеприпасов и устройств;

уничтожение химического оружия - процесс необратимого преобразования токсичных химикатов, боеприпасов и устройств, оборудования в целях приведения в состояние, не пригодное для использования в качестве химического оружия;

перевозка химического оружия - перемещение химического оружия на специальном автомобильном или железнодорожном транспорте от объекта по хранению химического оружия до объекта по уничтожению химического оружия;

объект по хранению химического оружия - совокупность специально выделенной и охраняемой территории, на которой постоянно находится химическое оружие, и основных и вспомогательных зданий и сооружений, предназначенных для его хранения;

объект по уничтожению химического оружия - совокупность специально выделенной и охраняемой территории и основных и вспомогательных зданий и сооружений, предназначенных для уничтожения химического оружия, хранения, утилизации и захоронения отходов, образующихся в процессе уничтожения химического оружия;

зона защитных мероприятий - территория вокруг объекта по хранению химического оружия или объекта по уничтожению химического оружия, в пределах которой осуществляется специальный комплекс мероприятий, направленных на обеспечение коллективной и индивидуальной защиты граждан, защиты окружающей среды от возможного воздействия токсичных химикатов вследствие возникновения чрезвычайных ситуаций; площадь указанной зоны зависит от расчетного или нормируемого безопасного уровня загрязнения окружающей среды и утверждается Правительством Российской Федерации;

ГАРАНТ:

См. Положение о зоне защитных мероприятий, устанавливаемой вокруг объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия, утвержденное постановлением Правительства РФ от 24 февраля 1999 г. N 208

О зонах защитных мероприятий, устанавливаемой вокруг объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия см. справку

поликлиническое консультативно-диагностическое обследование граждан - консультирование и обследование граждан в диагностических центрах, специально созданных при территориальных лечебных учреждениях, с привлечением при необходимости специалистов профильных научно-исследовательских институтов, медицинских центров, лабораторий и специализированных лечебных учреждений в целях выявления заболеваний на ранних стадиях и проведения экспертизы для установления связи заболеваний с функционированием объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия;

информация в области проведения работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия - сведения о состоянии здоровья граждан и объектов окружающей среды в районах размещения объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия, мероприятиях по обеспечению химической, санитарно-гигиенической, экологической и пожарной безопасности при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия, а также о мерах по предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий при выполнении указанных работ, предоставляемые по запросам граждан и юридических лиц, в том числе общественных объединений.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 1 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 ноября 2001 г. N 157-ФЗ в статью 2 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 2. Уничтожение химического оружия, хранящегося на территории Российской Федерации

Химическое оружие, хранящееся на территории Российской Федерации, подлежит уничтожению.

Сроки уничтожения химического оружия устанавливаются Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

Порядок проведения и объем работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия устанавливаются Правительством Российской Федерации по согласованию с субъектами Российской Федерации, на территориях которых хранится и уничтожается химическое оружие, а также осуществляются перевозки химического оружия.

Уничтожение химического оружия осуществляется на объектах по уничтожению химического оружия, расположенных, как правило, на территориях субъектов Российской Федерации, где размещены объекты по хранению химического оружия.

Места размещения объектов по уничтожению химического оружия согласовываются с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, на территориях которых размещены объекты по хранению химического оружия, а маршруты перевозки химического оружия - с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, на территориях которых осуществляются такие перевозки.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 2 настоящего Федерального закона

Статья 3. Правовое регулирование в области хранения, перевозки и уничтожения химического оружия

Проведение работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия регулируется федеральными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Действие настоящего Федерального закона распространяется на проведение работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия, включая проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, промышленно-технологических и иных видов работ, на обеспечение безопасности персонала объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия, граждан, постоянно или преимущественно проживающих в зонах защитных мероприятий, а также граждан, работающих в организациях независимо от организационно-правовых форм, расположенных в указанных зонах, и защиту окружающей среды.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 3 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 331-ФЗ в статью 4 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2012 г.

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 4. Основные направления работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия

Основными направлениями работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия являются:

разработка проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих проведение работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия, обеспечение безопасности граждан и защиту окружающей среды при проведении этих работ, а также федеральных целевых программ по проведению работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия;

ГАРАНТ:

Постановлением Правительства РФ от 21 марта 1996 г. N 305 утверждена федеральная целевая программа "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации"

разработка проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по установлению видов и размеров социальных гарантий персоналу объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия (далее - персонал объектов), работникам, привлекаемым к проведению работ, указанных в части второй статьи 3 настоящего Федерального закона (далее - привлекаемые работники), гражданам, постоянно или преимущественно проживающим в зонах защитных мероприятий, и гражданам, работающим в организациях независимо от организационно-правовых форм, расположенных в указанных зонах (далее - граждане, проживающие и работающие в зонах защитных мероприятий);

разработка безопасных и экономически приемлемых технологий уничтожения химического оружия и утилизации отходов, образующихся в процессе уничтожения химического оружия, полностью исключающих или в максимальной степени снижающих негативное воздействие на здоровье человека и окружающую среду;

развитие социальной инфраструктуры в районах уничтожения химического оружия;

создание специально спроектированных и оснащенных объектов по уничтожению химического оружия;

обеспечение охраны объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия;

обеспечение промышленной (технологической), пожарной и экологической безопасности при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия;

создание высокоэффективных и надежных систем мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, здоровья персонала объектов, привлекаемых работников и граждан, проживающих и работающих в зонах защитных мероприятий;

защита и оздоровление окружающей среды в зонах защитных мероприятий;

создание, поддержание и совершенствование материально-технической базы для хранения, перевозки и уничтожения химического оружия;

организация единой государственной системы управления процессом уничтожения химического оружия;

поэтапное и полное уничтожение химического оружия в сроки, устанавливаемые Президентом Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 4 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 апреля 2011 г. N 73-ФЗ в статью 5 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 5. Собственность на химическое оружие, объекты по хранению химического оружия и объекты по уничтожению химического оружия

Химическое оружие, объекты по хранению химического оружия и объекты по уничтожению химического оружия являются объектами, изъятыми из хозяйственного оборота, находятся в исключительном ведении Российской Федерации и находятся в федеральной собственности, управление которой осуществляется Правительством Российской Федерации в установленном порядке. На базе имущества, относящегося к объектам по уничтожению химического оружия, создаются федеральные казенные предприятия.

Отходы, образующиеся в процессе уничтожения химического оружия, являются объектами, ограниченно оборотоспособными, и могут передаваться Правительством Российской Федерации организациям независимо от организационно-правовых форм в целях вовлечения указанных отходов в хозяйственный оборот в установленном порядке. Преимущественным правом на использование отходов в указанных целях обладают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых находятся объекты по хранению химического оружия и объекты по уничтожению химического оружия.

Запрещается использование объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия в целях, не связанных с хранением и уничтожением химического оружия, утилизацией и захоронением отходов, образующихся в процессе уничтожения химического оружия.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 5 настоящего Федерального закона

Статья 6. Финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Федерального закона

Финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Федерального закона, осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, внебюджетных источников финансирования, а также за счет средств, полученных от вовлечения в хозяйственный оборот ценных вторичных материалов, образующихся в процессе уничтожения химического оружия.

Часть вторая утратила силу с 1 января 2005 г.

Информация об изменениях:

См. текст части второй статьи 6

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 6 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в наименование главы 2 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

См. текст наименования в предыдущей редакции

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 331-ФЗ в статью 7 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2012 г.

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 7. Полномочия федеральных органов исполнительной власти

Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области проведения работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия включают:

формирование федеральной политики в области государственного, научно-технического, экономического и экологического регулирования процесса уничтожения химического оружия, а также в области социальной защиты персонала объектов, привлекаемых работников;

разработку проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих проведение работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия, обеспечение безопасности граждан и защиту окружающей среды при проведении этих работ, и федеральных целевых программ по проведению работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия, их согласование с соответствующими субъектами Российской Федерации в рамках их полномочий;

разработку проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по установлению видов и размеров социальных гарантий персоналу объектов, привлекаемым работникам;

лицензирование деятельности, связанной с выполнением работ и оказанием услуг по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия;

отбор на конкурсной основе безопасных и экономически приемлемых технологий уничтожения химического оружия и утилизации отходов, образующихся в процессе уничтожения химического оружия, полностью исключающих или в максимальной степени снижающих негативное воздействие на здоровье человека и окружающую среду;

принятие по согласованию с соответствующими субъектами Российской Федерации решений о сроках начала и завершения работ по уничтожению химического оружия на их территориях, о способах утилизации или захоронения отходов, образующихся в процессе уничтожения химического оружия, о конверсии или ликвидации объектов по уничтожению химического оружия;

приостановление в установленном законом порядке деятельности объектов по уничтожению химического оружия в случае возникновения угрозы безопасности граждан и окружающей среде;

обеспечение опережающего развития социальной инфраструктуры в районах уничтожения химического оружия;

отнесение информации в области проведения работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия к сведениям, составляющим государственную тайну;

организацию работ по обеспечению охраны объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия, а также охраны транспорта при перевозке химического оружия;

организацию промышленной (технологической), пожарной и экологической безопасности при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия;

согласование с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления решений о размещении на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований объектов по уничтожению химического оружия, а также маршрутов перевозки химического оружия в пределах указанных территорий;

организацию надзора и контроля за выполнением работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия, в том числе за целевым использованием объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия;

установление критериев и стандартов безопасности хранения, перевозки и уничтожения химического оружия и обеспечение контроля за их соблюдением;

создание высокоэффективных и надежных систем мониторинга, осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) на объектах по хранению химического оружия и объектах по уничтожению химического оружия, а также в зонах защитных мероприятий;

организацию медицинского обслуживания персонала объектов и привлекаемых работников;

организацию поликлинического консультативно-диагностического обследования граждан, проживающих и работающих в зонах защитных мероприятий;

организацию совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции медицинской помощи гражданам, проживающим и работающим в зонах защитных мероприятий и подвергшимся воздействию токсичных химикатов вследствие возникновения чрезвычайных ситуаций при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия;

возмещение вреда здоровью граждан, имуществу граждан и юридических лиц, объектам окружающей среды, причиненного воздействием токсичных химикатов вследствие возникновения чрезвычайных ситуаций при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия;

организацию мероприятий по обеспечению безопасности граждан и защите окружающей среды в зонах защитных мероприятий и по маршрутам перевозки химического оружия;

организацию с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции мероприятий по локализации чрезвычайных ситуаций, возникших при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия, и ликвидации их последствий;

организацию и проведение государственных санитарно-гигиенической, экологической и других экспертиз в соответствии с законодательством Российской Федерации;

организацию международного сотрудничества в области уничтожения химического оружия, обеспечения безопасности граждан и защиты окружающей среды при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия;

разработку предложений по социальным гарантиям гражданам, проживающим и работающим в зонах защитных мероприятий;

предоставление по запросам граждан и юридических лиц, в том числе общественных объединений, информации в области проведения работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 7 настоящего Федерального закона

Статья 8. Утратила силу с 1 января 2005 г.

Информация об изменениях:

См. текст статьи 8

Статья 9. Утратила силу с 1 января 2005 г.

Информация об изменениях:

См. текст статьи 9

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 331-ФЗ в статью 10 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2012 г.

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 10. Полномочия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции надзора и контроля

Полномочия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции надзора и контроля, в области проведения работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия включают:

участие в разработке, экспертизе и согласовании федеральных целевых программ по проведению работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия;

участие в разработке и утверждении норм и правил проектирования, безопасной эксплуатации объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия;

проведение государственных санитарно-гигиенической, экологической и других экспертиз технологий, предпроектных и проектных материалов по строительству объектов по уничтожению химического оружия, технической и эксплуатационной документации на технологическое оборудование этих объектов;

надзор и контроль за безопасностью ведения работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия и состоянием окружающей среды на объектах по хранению химического оружия и объектах по уничтожению химического оружия, в зонах защитных мероприятий, а также по маршрутам перевозки химического оружия;

ГАРАНТ:

См. Временное руководство по государственному экологическому контролю за объектами, связанными с уничтожением химического оружия, утвержденное приказом Госкомэкологии РФ от 5 октября 1998 г. N 561

надзор и контроль за целевым использованием объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия;

издание в пределах своих полномочий предписаний по обеспечению безопасности ведения работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия, безопасности граждан и защиты окружающей среды;

оценку достаточности и эффективности средств обеспечения безопасности граждан, защиты окружающей среды и разработку требований по повышению эксплуатационной надежности и безопасности технологического оборудования на объектах по хранению химического оружия и объектах по уничтожению химического оружия;

контроль за соблюдением требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, действующих стандартов, норм и правил по обеспечению безопасности граждан и защиты окружающей среды при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия;

участие в разработке и осуществлении научно-технических программ, методическом и техническом обеспечении надзора и контроля за состоянием здоровья граждан и окружающей среды при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия;

участие в приемке в эксплуатацию систем мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды;

утратил силу;

Информация об изменениях:

См. текст абзаца двенадцатого статьи 10

привлечение к административной ответственности за нарушение настоящего Федерального закона в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

распределение функций между органами исполнительной власти, осуществляющими функции надзора и контроля, и их согласование;

предоставление по запросам граждан и юридических лиц, в том числе общественных объединений, информации в области проведения работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 10 настоящего Федерального закона

Статья 11. Контроль за хранением, перевозкой и уничтожением химического оружия и его учет

Химическое оружие подлежит контролю и учету при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия в рамках государственной системы учета и контроля особо опасных материалов.

Доступ к отчетным документам по контролю за хранением, перевозкой и уничтожением химического оружия и его учету осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 11 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 331-ФЗ в статью 12 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2012 г.

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 12. Общие принципы обеспечения безопасности граждан и защиты окружающей среды

Обеспечение безопасности граждан и защита окружающей среды при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия регламентируются нормативными правовыми актами, в основе которых заложены следующие принципы:

обеспечение приоритета охраны жизни и здоровья граждан, защиты окружающей среды;

полное исключение или в максимальной степени снижение негативного воздействия на здоровье человека и окружающую среду при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия;

соблюдение требований нормативных правовых актов по безопасным для здоровья граждан и окружающей среды условиям хранения, перевозки и уничтожения химического оружия;

лицензирование деятельности, связанной с выполнением работ и оказанием услуг по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия;

запрещение при хранении химического оружия проведения работ по разгерметизации боеприпасов и устройств, снаряженных токсичными химикатами, за исключением случаев проведения регламентных работ для определения и (или) продления срока хранения указанных боеприпасов и устройств по критериям безопасности, а также в случае необходимости ликвидации аварийных боеприпасов;

обязательность мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды и здоровья граждан, проживающих и работающих в зонах защитных мероприятий, государственная поддержка мероприятий по улучшению санитарно-гигиенических и экологических условий их проживания и работы;

соблюдение санитарных норм и правил, санитарно-гигиенических, экологических нормативов и стандартов безопасности;

обязательность государственного надзора и контроля за разработкой технологий, предпроектных и проектных материалов по строительству объектов по уничтожению химического оружия, за эксплуатацией, уничтожением или конверсией этих объектов;

обязательность государственных экспертиз технологий, предпроектных и проектных материалов по строительству объектов по уничтожению химического оружия, их эксплуатации, конверсии или ликвидации.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 12 настоящего Федерального закона

Статья 13. Основные задачи по охране здоровья граждан и защите окружающей среды при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия

Основными задачами по охране здоровья персонала объектов, привлекаемых работников и граждан, проживающих и работающих в зонах защитных мероприятий, являются:

осуществление комплекса санитарно-гигиенических, противоэпидемических и лечебно-профилактических мероприятий при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия и после их завершения;

медицинское обслуживание персонала объектов и привлекаемых работников, а также поликлиническое консультативно-диагностическое обследование граждан, проживающих и работающих в зонах защитных мероприятий;

разработка планов мероприятий и осуществление мероприятий по оказанию медицинской помощи при общесоматических заболеваниях, острых и хронических поражениях токсичными химикатами, лечение и реабилитация пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, возникших при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия, а также создание материально-технической базы для оказания такой помощи;

разработка и использование комплекса медико-биологических критериев и соответствующих инструктивно-методических документов по оценке состояния здоровья персонала объектов, привлекаемых работников и граждан, проживающих и работающих в зонах защитных мероприятий;

мониторинг здоровья персонала объектов, привлекаемых работников и граждан, проживающих и работающих в зонах защитных мероприятий;

разработка и использование эффективных средств антидотной терапии, лекарственных препаратов и пищевых добавок для повышения устойчивости организма человека к воздействию токсичных химикатов;

поддержание в готовности к применению коллективных и индивидуальных средств защиты персонала объектов, привлекаемых работников и граждан, проживающих и работающих в зонах защитных мероприятий;

разработка санитарных норм и правил, санитарно-гигиенических, экологических нормативов и стандартов безопасности, а также надзор и контроль за их соблюдением.

ГАРАНТ:

О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием, см. также Федеральный закон от 7 ноября 2000 г. N 136-ФЗ

Основными задачами в области защиты окружающей среды при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия являются:

надзор за разработкой безопасных технологий уничтожения химического оружия, полностью исключающих или в максимальной степени снижающих негативное воздействие на здоровье человека и окружающую среду, за строительством объектов по уничтожению химического оружия и контроль за безопасностью ведения работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия;

разработка и утверждение экологических нормативов выбросов и сбросов токсичных химикатов и отходов, образующихся в процессе уничтожения химического оружия, в окружающую среду;

оценка фонового состояния окружающей среды в зонах защитных мероприятий и динамический контроль за его изменением;

разработка и внедрение эффективных методов оценки состояния окружающей среды на объектах по хранению химического оружия и на объектах по уничтожению химического оружия, а также в зонах защитных мероприятий, позволяющих контролировать соблюдение утвержденных санитарно-гигиенических, экологических нормативов и стандартов безопасности для разных объектов окружающей среды;

разработка и утверждение лимитов пользования природными ресурсами, необходимыми для обеспечения проведения работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия, и контроль за их использованием;

систематический контроль на объектах по хранению химического оружия и объектах по уничтожению химического оружия за выполнением регламентных требований безопасной эксплуатации технологического оборудования, в том числе вентиляционных установок, за соблюдением норм технического обслуживания и ремонта этого оборудования, правил пожарной безопасности;

разработка контрольно-измерительных приборов с заданными параметрами чувствительности, систем управления, регулирования и сигнализации, а также автоматизированных средств предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия и их локализации;

разработка согласованных с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления планов действий по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия и ликвидации их последствий;

разработка подсистем в рамках единой государственной системы предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий, подготовка сил и средств к локализации чрезвычайных ситуаций, возникших при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия, и ликвидации их последствий.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 13 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 ноября 2011 г. N 303-ФЗ в статью 14 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 14. Общие требования по обеспечению безопасности граждан и защиты окружающей среды на объектах по хранению химического оружия и объектах по уничтожению химического оружия

Общие требования по обеспечению безопасности граждан и защиты окружающей среды на объектах по хранению химического оружия и объектах по уничтожению химического оружия включают:

соблюдение требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих проведение работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия, обеспечение безопасности граждан и защиту окружающей среды при проведении этих работ;

соблюдение нормативных правовых актов и предписаний федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции надзора и контроля, по обеспечению безопасности проведения работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия;

осуществление систематического контроля за состоянием воздушного бассейна, грунта, поверхностных и подземных вод на объектах по хранению химического оружия и объектах по уничтожению химического оружия;

проведение отбора персонала объектов и привлекаемых работников для работы на объектах по хранению химического оружия и объектах по уничтожению химического оружия, их специальную подготовку и аттестацию по вопросам организации и обеспечения безопасности работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия;

проведение предварительных при поступлении на работу, периодических медицинских осмотров и медицинских осмотров до и после смены персонала объектов;

ГАРАНТ:

О дополнительных мероприятиях по медицинскому обеспечению персонала на объектах по уничтожению химического оружия см. приказ ФМБА России от 20 июля 2010 г. N 384

О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников, занятых на работах по уничтожению химического оружия, см. приказ Минздрава РФ от 21 марта 2000 г. N 101

соблюдение установленного технологического порядка уничтожения химического оружия, планирование и осуществление мероприятий по повышению устойчивости функционирования объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия, обеспечению жизнедеятельности персонала объектов в чрезвычайных ситуациях;

подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия и ликвидации их последствий;

обеспечение и поддержание в готовности локальных систем оповещения о чрезвычайных ситуациях, а также средств индивидуальной и коллективной защиты персонала объектов;

ГАРАНТ:

О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов постановление СМ - Правительства РФ от 1 марта 1993 г. N 178

организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на объектах по хранению химического оружия и объектах по уничтожению химического оружия, в зонах защитных мероприятий в соответствии с планами предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;

обеспечение контроля за надлежащей охраной объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия;

абзац двенадцатый утратил силу с 1 января 2005 г.;

Информация об изменениях:

См. текст абзаца двенадцатого части первой статьи 14

предоставление по запросам граждан и юридических лиц, в том числе общественных объединений, информации в области проведения работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия с учетом требований законодательства Российской Федерации в области государственной тайны;

соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений при проведении работ по хранению и уничтожению химического оружия.

Выполнение общих требований по обеспечению безопасности граждан и защиты окружающей среды при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия возлагается на руководителей объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 14 настоящего Федерального закона

Статья 15. Общие требования по предупреждению чрезвычайных ситуаций при перевозке химического оружия

Общие требования по предупреждению чрезвычайных ситуаций при перевозке химического оружия включают:

выбор и подготовку маршрутов перевозки химического оружия с учетом технического состояния железнодорожных путей, автомобильных дорог, их оснащенности техническими средствами организации дорожного движения, пропускной способности и эксплуатационного состояния;

наличие специального транспорта, предназначенного для перевозки химического оружия;

подготовку к перевозке химического оружия, средств его упаковки и специального транспорта, обеспечивающую безопасность перевозки;

соблюдение нормативных правовых актов Российской Федерации по перевозке опасных грузов;

наличие плана действий по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций при перевозке химического оружия и ликвидации их последствий, согласованного с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции надзора и контроля, территориальными службами гражданской обороны, а также с органами внутренних дел;

сопровождение специального транспорта аварийно-спасательными формированиями и представителями органов внутренних дел;

прикрытие маршрутов перевозки химического оружия силами и средствами экстренного реагирования, территориальными службами гражданской обороны и органами внутренних дел.

Обеспечение безопасности перевозки химического оружия и организация работ по перевозке химического оружия возлагаются на руководителей объектов по хранению химического оружия.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 15 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 16 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 16. Право граждан на безопасные условия проживания, труда и благоприятную окружающую среду

Граждане, проживающие и работающие в зонах защитных мероприятий, имеют право на безопасные условия проживания и труда, коллективную и индивидуальную защиту жизни и здоровья в случае возникновения чрезвычайных ситуаций при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия, а также на благоприятную окружающую среду.

Данное право обеспечивается путем проведения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и непосредственно персоналом объектов в пределах своих полномочий организационных, технических, социальных, экономических, лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических, экологических, природоохранных и других мероприятий, полностью исключающих или в максимальной степени снижающих негативное воздействие на здоровье человека и окружающую среду при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия, в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, других федеральных законов и нормативных правовых актов.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 16 настоящего Федерального закона

Статья 17. Утратила силу с 1 января 2005 г.

Информация об изменениях:

См. текст статьи 17

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ статья 18 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2005 г.

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 18. Право граждан на медицинскую помощь

При выявлении заболевания и установлении связи заболевания с функционированием объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия гражданам, проживающим и работающим в зонах защитных мероприятий, гарантируются медицинская помощь и приобретение лекарств по рецептам врачей в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 18 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ статья 19 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2005 г.

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 19. Право граждан на возмещение вреда вследствие чрезвычайных ситуаций, возникших при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия

Граждане, проживающие и работающие в зонах защитных мероприятий, имеют право на возмещение вреда, причиненного их здоровью вследствие чрезвычайных ситуаций, возникших при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия.

Возмещение ущерба, причиненного объектам окружающей среды вследствие чрезвычайных ситуаций, возникших при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия, осуществляется законодательством Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 19 настоящего Федерального закона

Статья 20. Право граждан и юридических лиц на получение информации

Граждане и юридические лица, в том числе общественные объединения, имеют право запрашивать в органах государственной власти Российской Федерации, в том числе в федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих функции надзора и контроля, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, у руководителей объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия информацию в области проведения работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия.

Предоставляемая информация в области проведения работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия должна быть гласной и открытой, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Информация в области проведения работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия предоставляется бесплатно, за исключением расходов, связанных с воспроизведением и тиражированием информации.

Сокрытие, несвоевременное предоставление либо предоставление должностными лицами умышленно искаженной или ложной информации в области проведения работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия влекут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 20 настоящего Федерального закона

Статья 21. Право доступа на объекты по хранению химического оружия и объекты по уничтожению химического оружия

Граждане, представители органов государственной власти Российской Федерации, в том числе федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции надзора и контроля, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и общественных объединений имеют право на посещение в ознакомительных целях объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия. Порядок посещения указанных объектов устанавливается Правительством Российской Федерации.

ГАРАНТ:

Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 1999 г. N 143 утверждено Положение о посещении объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия и перечень должностных лиц, допускаемых к посещению этих объектов

См. комментарии к статье 21 настоящего Федерального закона

Статья 22. Ответственность федеральных органов исполнительной власти за нарушение законодательства Российской Федерации в области уничтожения химического оружия

Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие выполнение работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия, и государственный заказчик работ по уничтожению химического оружия несут ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области уничтожения химического оружия.

Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие выполнение работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия, и государственный заказчик работ по уничтожению химического оружия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации несут ответственность за:

действия (бездействие), приведшие к возникновению чрезвычайных ситуаций при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия;

причиненный вред здоровью граждан, имуществу граждан и юридических лиц вследствие нарушения требований охраны объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия, обеспечению безопасности граждан и защиты окружающей среды при проектировании, строительстве и эксплуатации указанных объектов;

нанесение ущерба объектам окружающей среды при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 22 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 23 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 23. Ответственность за непринятие мер по локализации чрезвычайных ситуаций, возникших при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия, и ликвидации их последствий

Мероприятия по локализации чрезвычайных ситуаций, возникших при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия, и ликвидации их последствий выполняются:

федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими выполнение работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также иными федеральными органами исполнительной власти, привлекаемыми в установленном порядке к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

государственным заказчиком работ по уничтожению химического оружия и руководителями объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия в пределах их полномочий.

В зависимости от масштаба чрезвычайных ситуаций и тяжести последствий должностные лица указанных органов, государственного заказчика и руководители объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 23 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 24 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 24. Ответственность должностных лиц

За нарушение настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих проведение работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия, обеспечение безопасности граждан, проживающих и работающих в зонах защитных мероприятий, и защиту окружающей среды, должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, объектов по хранению и уничтожению химического оружия и организаций, участвующих в уничтожении и перевозке химического оружия, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 24 настоящего Федерального закона

Статья 25. Ответственность граждан

Граждане несут ответственность за:

умышленные действия с химическим оружием, которые могут повлечь или повлекли возникновение чрезвычайных ситуаций, или причинили вред здоровью граждан, имуществу граждан и юридических лиц, или нанесли ущерб окружающей среде;

организацию мероприятий, которые могут повлечь или повлекли угрозу безопасности граждан и (или) которые могут повлечь или повлекли нанесение ущерба окружающей среде при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия, или участие в них;

неисполнение нормативных правовых актов и предписаний федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции надзора и контроля, по обеспечению безопасности граждан и защите окружающей среды.

Виды ответственности граждан и порядок их привлечения к ответственности устанавливаются законодательством Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 25 настоящего Федерального закона

Статья 26. Международное сотрудничество

Международное сотрудничество Российской Федерации в области уничтожения химического оружия осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 26 настоящего Федерального закона

Статья 27. Приведение законодательства Российской Федерации в соответствие с настоящим Федеральным законом

Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

ГАРАНТ:

См. План основных мероприятий по реализации федеральных законов "О ратификации Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении" и "Об уничтожении химического оружия" утвержденный постановлением Правительства РФ от 21 марта 1998 г. N 334

См. комментарии к статье 27 настоящего Федерального закона

Статья 28. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 28 настоящего Федерального закона

Президент Российской Федерации Б.Ельцин

Москва, Кремль

2 мая 1997 года

N 76-ФЗ

а) в марте 1919 г. наступление начали армии Колчака (Сибирская, Западная, Уральская, Оренбургская и Южная армейская группа). Но 28 апреля Восточный фронт красных перешел в контрнаступление (сначала своим южным флангом, а с 21 июня всеми армиями). Армии Колчака отступали в Сибирь, где в январе 1920 г. и были разгромлены.

Чтобы избежать войны с Японией советские войска остановили наступление. В апреле 1920 г. было создано буферное государство - Дальневосточная республика.

б) летом 1919 г. после очевидного провала колчаковского наступления, поход на Москву развернул Деникин. Боевые действия шли с переменным успехом. Сначала он был на стороне Деникина, затем инициатива перешла в руки советского командования. Рейд конницы генерала Мамонтова во многом дезорганизовал работу Южного фронта красных. Однако к весне 1920 г. советские войска взяли Одессу и Новороссийск. Остатки Вооруженных Сил Юга России под командованием Врангеля отошли в Крым.

в) во время боев с Колчаком и Деникиным армия Юденича, поддерживаемая финским, эстонским, литовским, латвийским и др. войсками трижды пытались захватить Петроград, но не смогла этого сделать и, в конечном счете, была разгромлена.

Весна 1920 - конец 1920 гг. После разгрома войск Колчака и Деникина Советская власть получила передышку. Но она была недолгой. Польша при поддержке стран Антанты потребовала восстановления границы, существовавшей до 1772 г., т.е. до первого раздела Польши. Россия на это не согласилась. 21 апреля Польша подписала с Украинской директорией соглашение:

а) Польша признает директорию Верховным правительством независимой Украины;

б) Украина за это соглашается на присоединение к Польше Восточной Галиции, Западной Волыни и части Полесья:

в) все украинские войска подчиняются польскому командованию.

25 апреля 1920 г. поляки начали наступление и 6 мая захватили Киев. 26 мая в контрнаступление перешли советские войска, которые к середине августа подошли к Варшаве. Это вызвало у части большевистских лидеров надежды на скорую реализацию идеи мировой революции в Западной Европе. В Приказе по Западному фронту Тухачевский писал: “На наших штыках мы принесем трудящемуся человечеству счастье и мир. На Запад!”. Однако несогласованность действий между фронтами и крах надежд на помощь польского пролетариата привели к поражению советского Западного фронта. 12 октября 1920 г. в Риге был подписан мирный договор с Польшей, по которому к ней переходили территории Западной Украины и Западной Белоруссии.

В ходе советско-польской войны начал активные действия Врангель. Его войска были остановлены на Каховском и других плацдармах. В конце октября войска Южного фронта перешли в контрнаступление, прорвали перекопские и чонгарские укрепления и разгромили Врангеля. 16 ноября 1920 г. после взятия Керчи Южный фронт был ликвидирован.

В апреле 1920 г. советские войска нанесли поражение белогвардейцам в Семиречье. В конце апреля 1920 г. 11-я кавказская армия под предлогом оказания помощи повстанцам вступила в Баку. Была провозглашена Азербайджанская ССР. В мае 1920 г. Волжско-каспийская флотилия под командованием Ф. Ф. Раскольникова вошла в территориальные вода Персии. В июне, после занятия Решта, была провозглашена Персидская ССР, просуществовавшая около года. В ноябре 1920 г. и феврале 1921 г. та же 11-я армия заняла соответственно Эривань и Тифлис и "провозгласила" образование Армянской и Грузинской советских республик.

Для тех, кто не в курсе: Гражданская война закончилась победой “красных”.

Исторические последствия и уроки гражданской войны.

В ожесточенной гражданской войне, длившейся более 5 лет, большевики сумели захватить и удержать власть. Белое движение так и осталось разрозненным, разнородным, не имевшим четких и популярных лозунгов. Отсутствие идеологии у этого движения во многом способствовало его перерождению и "начатое "почти святыми", оно попало в руки "почти бандитов".

Большевики же, напротив, сумели соединить коммунистическую идеологию (на уровне лозунгов) с теми особенностями российского менталитета, в котором новая идеология нередко замещала религию.

Исторические последствия гражданской войны. Гражданская война привела к огромным материальным и людским потерям. (там дальше шли цифры, но они точно никому не нужны)

В результате победы в гражданской войне большевикам удалось сохранить государственность, суверинитет и территориальную целостность России. С образованием в 1922 г. СССР был практически воссоздан российский цивилизационно-неоднородный конгломерат с явными имперскими признаками. Победа большевиков в гражданской войне привела к свертыванию демократии, господству однопартийной системы, когда от имени народа правила партия, от имени партии ЦК, Политбюро и фактически Генсек или его окружение. В результате гражданской войны были не только заложены основы нового общества, апробирована его модель, но и во многом сметены те тенденции, которые вели Россию на западный путь цивилизационного развития.

В ходе Гражданской войны борьба шла за пути дальнейшего развития страны. Этих путей было несколько. Первый — сохранение советской власти и распространение ее на всю территорию бывшей Российской империи, подавление всех сил, не согласных с политикой большевистского руководства. Этот путь означал создание социалистического государства, государства диктатуры пролетариата. Второй путь — это попытка сохранения в России буржуазно-демократической республики и продолжение той политики, которая декларировалась Временным правительством и Советами весной—летом 1917 г.: дальнейшее развитие демократии, свободного предпринимательства. За этот путь в основном выступали партии “революционной демократии”, участники Временного правительства и Советов — меньшевики, эсеры (с осени — правые эсеры), левое крыло кадетов. Третий путь отвечал интересам крупной буржуазии, дворянства, верховного руководства царской армии и означал попытку сохранения ограниченной монархии и России как “единой и неделимой” страны, верной “союзническим обязательствам”.

Важнейшие итоги Гражданской войны:

  • разгром всех антисоветских, антибольшевистских сил, поражение Белой армии и войск интервентов;
  • сохранение, в том числе силой оружия, значительной части территории бывшей Российской империи, подавление попыток ряда национальных регионов отделиться от Республики Советов;
  • свержение национальных правительств на Украине, в Белоруссии и Молдавии, на Северном Кавказе, в Закавказье (Грузии, Армении, Азербайджане), в Средней Азии, а затем в Сибири и на Дальнем Востоке, установление там советской власти.

Это фактически заложило основы созданного в 1922 г. унитарного государства — СССР. Победа в Гражданской войне создавала геополитические, социальные и идейно-политические условия для дальнейшего укрепления большевистского режима. Она означала победу коммунистической идеологии, диктатуры пролетариата, государственной формы собственности.

Заключение.

Гражданская война была порождена сложным комплексом социальных, противоречий, экономических, политических, психологических и др. причин и стала величайшим бедствием для России. Глубокий, системный кризис Российской империи завершился ее распадом и победой большевиков, которые при поддержке масс разгромили своих противников в гражданской войне и получили возможность реализовать на практике свои представления о социализме и коммунизме. Исторический опыт учит, что гражданскую войну легче не допустить, чем остановить, о чем российская политическая элита должна помнить постоянно. Победа большевиков в Гражданской войне определялась рядом факторов, во многом схожих с теми, которые обеспечили им победу в Октябрьском перевороте: политическая сплоченность большевиков, во главе которых стояла сверхцентрализованная партия, и в руках которых находился огромный госаппарат, тогда как в Белом движении имели место внутренние антагонизмы, несогласованность действий, противоречия с национальными регионами и войсками Антанты; умение большевиков мобилизовать массы. В отличие от них Белое движение, бывшее во многом разнородным, не сумело сплотить основную массу населения под своими лозунгами; поддержка советской власти народными массами (несмотря на колебания), ибо Советы “дали землю”, “воюют против буржуев, прежних порядков”; большевики, под властью которых находились центральные районы страны, обладали мощным экономическим потенциалом (людские ресурсы, тяжелая промышленность и т. п.); превосходство Красной Армии над Белой по численности (в 1,5-2,5 раза на разных этапах войны); Поражение партий, выступавших за второй путь развития, объяснялось слабостью социальных сил, стоявших за ними, слабой поддержкой рабочих и крестьян. Неудача сторонников третьего возможного пути, несмотря на объединение военных сил, их связь с интервентами, была исторически предопределена, так как этот путь отвергла подавляющая масса трудящихся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: