Размещение сетей обслуживания в городе

3.

БИЛЕТ 2

1. Основные задачи современного градостроительства

В основе градостроительства ле­жат три важнейших социальных фактора — труд, быт и отдых на­селения, которые определяют круг конкретных задач:

— создание наиболее благопри­ятной материальной среды для трудовой деятельности населения.

— решение жилищной проблемы и создание системы массового обслуживания населения;

— строительство учреждений, обе­спечивающих отдых, лечение и оздоровление населения.

Создание мест приложения тру­да — одна из сложнейших задач, связанная с комплексным размеще­нием промышленных предприятий на территории районов, областей; с поиском рациональных архитектурно-планировочных решений собственно промышленных районов; с созданием новых прогрессивных типов произ­водственных зданий и сооружений в условиях современных скоростей развития науки и техники.

Решение этих сложных, много­сторонних по своему содержанию практических задач тесно связано с научными исследованиями в этой об­ласти, которые проводятся в рамках тесного сотрудничества градострои­телей со специалистами ряда других профессий: социологами, экономи­стами, экологами, геологами, врача­ми-гигиенистами, специалистами по городскому и внешнему транспорту, инженерами по благоустройству, дендрологами, дизайнерами и мно­гими другими.

Уровень сложности этих задач находится в прямой зависимости от величины объекта, его места в си­стеме, уровней связи с другими со­ставляющими этой системы. Сегодня задачи градостроительства расши­рились до организации пространств, включающих целые группы насе­ленных мест, а также межселенные территории.

Градостроитель претворяет един­ство системы в эстетически совер­шенную форму. Только в этом случае градостроительство поднимается на уровень градостроительного искус­ства — искусства создания круп­номасштабных пространственных систем, отвечающих комплексу ути­литарных и духовных потребностей человека.

Градостроительное искусство име­ет свои особенности, отличающие его от других искусств:

— особые объекты художественного творчества — город и об­ширные региональные системы
расселения, которые по своему масштабу и характеру принци­пиально отличаются от любого
другого объекта, относящегося к области пространственных искусств;

— динамичность и преемствен­ность формирования градо­строительного объекта;

— сочетание в градостроительных системах материально-худо­жественных объектов с при­
родными комплексами;

— органичное сочетание утилитар­ных и художественных задач;

— особый характер эстетического восприятия градостроительных объектов, развернутого во вре­
мени и непосредственно связан­ного с практическим освоением градостроительной среды.

На смену жестко зафиксирован­ному генеральному плану пришла необходимость разработки перспек­тивной программы развития города, основанной на научном прогнози­ровании. Современные градостро­ительные задачи вышли за рамки проблем конкретного населенного пункта. Требуется совершенствование системы расселения в масш­табах всей страны, формирование групповых систем населенных мест, составляющих основу создания среды воспроизводства человека. В задачи архитектора-градостроителя входят поиск путей рационального исполь­зования природных ресурсов, реше­ние проблем экологической защиты окружающей среды, создание лан­дшафтов средствами садово-парко­вой архитектуры. Особая трудность заключена в недопущении ситуа­ции, при которой художественные задачи будут сведены к минимуму под натиском вышеперечисленных технических вопросов.

2. Размещение сетей обслуживания в городе

Учреждения культурно-бытового назначения призваны удов­летворить все запросы населения в сфере быта и отдыха. Система обслуживания включает следующие основные группы учрежде­ний; административно-общественную, лечебно-физкультурную, Культурно-просветительскую, зрелищную, торгово-бытовую и мас­сового отдыха. Они должны охватывать селитебные территории, зону приложения труда и зону отдыха. Эти учреждения являются центрами тяготения, поэтому очень важно правильно решить воп­рос их размещения.

Все учреждения обслуживания населения имеют разную пери­одичность посещения. В зависимости от нее н градостроительстве принципиально принята ступенчатая система культурно-бытово­го обслуживания.Все учреждении культурно-бытового обслужи­вании по периодичности пользования ими населении разделены натри ступени с установлением длякаждой из нихрасстояний или времени подхода и подъезда, обеспечивающего наибольшей удобства для населения.

Упреждения повседневного пользования включают в себя детские'. ясли-сады, общеобразовательные школы, поликлиники, магазин ны, столовые, кафе, приемные пункты бытового обслуживания, жилищно-эксплуатационные организации и другие учреждения, посещаемые населением особенно часто, удовлетворяющие его потребности в предметах первой необходимости.

Эти учреждения должны располагаться в каждом микрорайо­не или в группе микрорайонов, не разделенных магистральными улицами. Радиус обслуживания ими населения принимается не более 500 м.

Учреждения периодического пользования включают в себя кино­театры, универмаги, спортивные сооружения, библиотеки, клу­бы. Эти учреждения обслуживают группы жилых районов или го­родской район. Этими учреждениями жители пользуются систе­матически. Они располагаются в районном общественном центре, в пределах пешеходной доступности или затрат времени на про­езд в общественном транспорте не более 15 мин.

Учреждения эпизодического пользования включают в себя адми­нистративно-деловые комплексы, музеи, театры, выставки, кон­цертные залы, картинные галереи, большие специализированные магазины, больницы, рестораны. Учреждения эпизодического пользования располагаются в составе общегородского центра, а частично - в пригородной зоне. Они обслуживают население все­го города с расчетом максимальных затрат времени на обществен­ном транспорте 20...30 мин.

Размещение учреждений культурно-бытового обслуживания и их количество определяется по СНиП 2.07.01-89* в зависимости от их вместимости и потребности.

При проектировании системы обслуживания в городе необхо­димо учитывать особенности демографической структуры, бюдже­та времени населения, социальную, возрастную и профессиональ­ную структуру, роль города в системе расселения, требования к перспективному развитию сферы обслуживания. Рациональное раз­мещение торговых центров и предприятий на территории города значительно сокращает непроизводительные затраты времени на домашний труд и увеличивает долю свободного времени, позво­ляет населению широко использовать предприятия сферы обще­ственного обслуживания.

Стандартное обслуживание включает универсамы, комплекс­ные пункты питания и службы быта, магазины заказов. Специа­лизированное (избирательное) обслуживание осуществляется в торговых центрах городского значения и удовлетворяет разнооб­разные запросы и вкусы людей. Торговые центры включают круп­ные универмаги, специализированные магазины, торговые комплексы, рестораны, дома отдыха, салоны красоты и т.д. Транс­портная доступность определена в пределах 20...30 мин.

Для больших городов радиусы доступности могут быть несколько увеличены при условии, что центры, осуществляющие повсед­невное (стандартное) обслуживание, удобно расположены по пути следования от остановок транспорта к жилым домам. Связь транс­портных коммуникаций и торговых центров создает большое удоб­ство пользования ими, поэтому прогрессивным явлением счита­ется создание общественно-транспортных центров.

В перспективе намечается создание в городах многофункцио­нальных общественно-торговых комплексов в единой системе с транспортными узлами и зданиями учреждений, гостиниц и др. Четкое разделение пешеходных и транспортных путей сообщения может быть достигнуто при широком использовании подземного пространства. При планировке и застройке общественных центров следует предусматривать кооперацию учреждений и применять мно­гоуровневые объемно-пространственные решения, что позволит сохранить отведенные для них территории.

Системное размещение сетей обслуживания в городе повыша­ет степень общего благоустройства города и способствует улучше­нию условий жизни людей.

3. Изобразить графически населенные места, развивающиеся в виде двух параллельных полос, обходящих город-центр.

3 БИЛЕТ

1. Особенности развития городов в древнем Египте.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: