История развития города. Египет и Двуречье. Возникновение городов в рабовладельческих государствах относится к пери­оду достаточно развитого способа производства. Эти первые государства, с исто­рией

Возникновение городов в рабовладельческих государствах относится к пери­оду достаточно развитого способа производства. Эти первые государства, с исто­рией которых связано рождение древнейших городов, сформировались на тер­ритории плодородных долин больших рек: Тигра и Евфрата, среднего Инда и Нила, а также предгорий Сирии и Ирана уже на рубеже IV и III тысячелетий до н.э. Именно здесь ранее всего население стало заниматься земледелием (осед­лым), развивать ремесленное производство, а также торговать с соседями. В Египте были созданы несколько культурных центров: Мемфис, Фивы, Ахетатон и др., а культура народов Двуречья начиналась с шумеро-аккадских городов, а позже сосредоточилась в городах Древневавилонского, Ассирийского и Новова­вилонского царств.

В Египте и Двуречье, впервые в истории человечества, были решены глав­ные проблемы: образов жилых и общественных зданий; ансамблей, включавших в себя произведения архитектуры, скульптуры и живописи; проблема пропор­ций и ритмов здания, являлась одной из важнейших у древних народов.

В Египте и Двуречье еще за двадцать веков до н.э. существовали регулярные планы городов с геометрически правильной сетью улиц и ярко выраженными городскими центрами, включавшими дворцовые и храмовые комплексы, при этом форма городов менялась в зависимости от стратегических условий. В Древ­нем Царстве наибольшее распространение получили круглые поселения, в то время как в Среднем Царстве уже появились прямоугольные города вслед за утверждением представления о четырехугольной форме Земли. Эти образования, как правило, были небольших размеров. Крупные египетские города еще не име­ли геометрически правильных планов.

Египтяне сооружали свои дома из сырцового кирпича, который изготавлива­ли из наносимых лессовых пород, смешанных с глиной. Это были временные сооружения и постройки, ибо стоило воде прорваться сквозь валы, окружавшие город и защищавшие его от наводнений, как сырцовый кирпич размокал, и с те­чением времени от строений исчезали всякие следы.

2. Принципы ступенчатая система культурно-бытового обслуживания населения.

Все учреждении культурно-бытового обслужи­вании по периодичности пользования ими населении разделены натри ступени с установлением длякаждой из нихрасстояний или времени подхода и подъезда, обеспечивающего наибольшей удобства для населения.

Размещение учреждений культурно-бытового обслуживания и их количество определяется по СНиП 2.07.01-89* в зависимости от их вместимости и потребности.

При проектировании системы обслуживания в городе необхо­димо учитывать особенности демографической структуры, бюдже­та времени населения, социальную, возрастную и профессиональ­ную структуру, роль города в системе расселения, требования к перспективному развитию сферы обслуживания. Рациональное раз­мещение торговых центров и предприятий на территории города значительно сокращает непроизводительные затраты времени на домашний труд и увеличивает долю свободного времени, позво­ляет населению широко использовать предприятия сферы обще­ственного обслуживания.

Стандартное обслуживание включает универсамы, комплекс­ные пункты питания и службы быта, магазины заказов. Специа­лизированное (избирательное) обслуживание осуществляется в торговых центрах городского значения и удовлетворяет разнооб­разные запросы и вкусы людей. Торговые центры включают круп­ные универмаги, специализированные магазины, торговые комплексы, рестораны, дома отдыха, салоны красоты и т.д. Транс­портная доступность определена в пределах 20...30 мин.

Для больших городов радиусы доступности могут быть несколько увеличены при условии, что центры, осуществляющие повсед­невное (стандартное) обслуживание, удобно расположены по пути следования от остановок транспорта к жилым домам. Связь транс­портных коммуникаций и торговых центров создает большое удоб­ство пользования ими, поэтому прогрессивным явлением счита­ется создание общественно-транспортных центров.

В перспективе намечается создание в городах многофункцио­нальных общественно-торговых комплексов в единой системе с транспортными узлами и зданиями учреждений, гостиниц и др. Четкое разделение пешеходных и транспортных путей сообщения может быть достигнуто при широком использовании подземного пространства. При планировке и застройке общественных центров следует предусматривать кооперацию учреждений и применять мно­гоуровневые объемно-пространственные решения, что позволит сохранить отведенные для них территории.

Системное размещение сетей обслуживания в городе повыша­ет степень общего благоустройства города и способствует улучше­нию условий жизни людей.

3. Нарисовать схему ленточной планировки городской территории

5 БИЛЕТ

1. Типы Городов в древнегреческой культуре

Особый тип государственного устройства Древней Греции — по­лис — представлял собой город-го­сударство, отражавший мировоз­зрение греков, основанное на системе ценностей, высшей из которых был человек-гражданин. Древнейшие греческие города имели, как прави­ло, нерегулярную, свободную плани­ровку, подчиненную естественному рельефу местности. Большинство из них располагались на морском берегу у подножья горы, а иногда поднима­лись вверх по склону. Греки с особой тщательностью выбирали наиболее удобное место для города, позволяв­шее при минимальной затрате труда и строительных материалов достиг­нуть наилучших результатов. Боль­шое значение они придавали поиску благоприятных микроклиматических условий, о чем свидетельствует раз­мещение таких городов, как Приена, Ассос, Книд и многих других, подня­тых над заболоченной территорией и защищенных горами от северных ветров. Будучи художественно ода­ренным народом, греки стремились к органичному слиянию застройки с природным окружением, что спо­собствовало усилению архитектур­ной выразительности города.

Развитие ремесел не отразилось на планировочной структуре антич­ного города, так как ремесленное про­изводство, сопряженное с шумом и грязью, было вынесено на территории окрестных деревень, жители кото­рых только юридически считались горожанами. Ядро характерной двухчастной структуры античного города, защи­щенного стенами по всему периметру, составляли: священный участок ак­рополь, вмещавший главные храмы и располагавшийся, как правило, на скале или вершине укрепленного хол­ма; у подножия акрополя строились жилые кварталы — так называемый нижний город с торговой площадью агора и другими общественными сооружениями. Ни до ни после об­щественному воспитанию граждан не было уделено столько внимания и места в городе, как во времена ан­тичной демократии.

Греческие города, разрушавши­еся в ходе долгих греко-персидских войн, начиная с V в. до н.э. подвер­гались перестройке, которая велась уже на основе регулярных планов. Древнегреческая культура породи­ла прямоугольную планировочную сетку, свойственную большинству античных городов. Истории известно имя человека, с которым связывают широкое внедрение регулярной пла­нировки, — Гипподам. Его изобрете­ние — так называемая гипподамова сетка — служит человечеству уже более двух с половиной тысяч лет (Ми-лет, II в. до н.э., рис. 6). Жилая застрой­ка, агоры и общественные постройки, как правило, заполняют одну или не­сколько ячеек регулярного плана. Они группируются вдоль одной или двух главных улиц, связывающих наиболее важные элементы города — главные въезды, гавань, акрополь и т.п.

Жилые дома отличались высоким для того времени уровнем комфорта: спальни группировались вокруг внутреннего дворика с декоративным бассейном, ванные комнаты и кухни с вытяжкой были оборудованы водо­проводом и канализацией.

Жесткие планировочные сетки античных городов с удивительной легкостью вписываются в сложную береговую линию, не нарушая живо­писности застройки. Но были и исклю­чения из правил. Самый большой по размеру и самый знаменитый из всех городов Древней Греции — Афины — не имеет регулярного плана. Распо­ложенный среди скудной природы на безводной равнине, над которой значительно возвышаются холмы и скала акрополя, город разрастался в разных направлениях в различ­ные эпохи, переживая расцветы и упадки. В глубокой древности не­малое число построек размещалось в пределах скалистого холма акро­поля. В начале архаического пери­ода (УШ-У1 вв. до н.э.) город стал распространяться в юго-западном, а позднее в северном направлениях. В этот период проводились значи­тельные градостроительные работы по всей стране. Города архаической эпохи имели нерегулярную плани­ровку, что отразилось в планиро­вочной структуре Афин. В период правления Писистрата (конец VI в. до н.э.) наряду с большими строи­тельными работами в самом городе и его окрестностях была впервые возведена оборонительная камен­ная стена, которая тем не менее не спасла город от разрушений перса­ми. «...Вплоть до начала IV в. до н.э

Афины представляли собой бес­порядочно застроенный и загряз­ненный город....Улицы и площади, как правило, не мостились; число колодцев было до крайности огра­ниченным, а нечистоты, особенно обильные в окрестностях рынков и боен, накоплялись на улицах и пло­щадях, вызывая зловоние, грязь и частые эпидемии»1.

В классическую эпоху (У-1У вв. до н.э.) Афины получили статус сто­лицы рабовладельческой демокра­тии, и туда стали стекаться лучшие творческие силы. Восстановление города (в конце V в. до н.э., во време­на правления Фемистокла) началось со стратегического укрепления, для чего были построены новые Длинные стены (Северная и Южная), охватив­шие обширную территорию вплоть до соединения с г. Пиреем в единое целое (рис. 7). Именно в этот период акрополь превратился в «священ­ное место», на его горных склонах появились театры, в нижнем городе сформировались обширные центры, состоявшие из площадей различного назначения; около площадей располо­жились гимнасии, пристани, склады и другие сооружения, обеспечивав­шие обслуживание общественной жизни.

В Древнем Риме большое значе­ние придавалось выбору места для города. Знаменитый римский зодчий и теоретик архитектуры Витрувий в своем трактате советовал «тща тельно учитывать климат, а также принимать в расчет местные при­родные богатства, обеспечивающие город продовольствием и производ­ственным сырьем», уделял много внимания строительству оборони­тельных стен, поскольку проблема обороны непосредственно связана с планировкой самого города. Он давал рекомендации о размещении город­ских центров, расположении статуй и говорил о важности пропорций форумов.

Римскую систему ценностей оп­ределял, в первую очередь, патри­отизм, а достойными римлянина делами считались политика, война, земледелие и правотворчество. Пла­нировка многочисленных городов Древнего Рима восходит к устройству военного лагеря (рис. 8). Характер­ная прямоугольная сетка кварталов небольших городов была разрезана взаимоперпендикулярными улицами: «кардо», проложенная с севера на юг, и «декуманус», ведущая с запада на восток. Эти улицы пересекали весь лагерь, соединяя противостоящие,. ворота, или представляли собой букву Т. У их пересечения располагал-» ся форум — основное общественное ^ пространство (как правило, прямо­угольная площадь, вокруг которой располагались торговые помещения в виде галерей, перистильных дво­ров и базилик, там же размещались храмы, административные и судеб­ные учреждения). Хотя в крупных городах эти правила нарушались, стержнем композиции всех римс­ких городов являлась главная улица, которая, кроме коммуникационной функции, служила дорогой торжес­твенных триумфальных процессий, достигала 20-35 м в ширину и была архитектурно оформленным обще­ственным пространством. Для усиле­ния архитектурной и художественной выразительности улицу обстраива­ли с двух сторон непрерывными ко­лоннадами, выполненными в одном ордере. Римляне вывели гармонич­ное отношение поперечного сечения улицы и ее обрамления, равное 1:1. Колоннады, как правило, размеща­лись между тротуарами и проезжей частью, что позволяло перекрывать тротуары навесами для защиты пе­шеходов от палящего солнца. Кроме того, они разработали особый тип мо­щения дороги каменными плитами с плоским верхом и предусмотрели продольные уклоны для отвода ат­мосферных осадков.

Но и римский градостроительный канон имел исключения. Так, Рим никогда не был регулярным городом (рис. 9). Городские стены огибали рим­ские холмы и прерывались с западной стороны руслом реки Тибр, вместе с которым создавали живописный, не­сколько напоминающий звезду абрис. Со временем город разрастался, об­ветшалые стены сносились, а новые не возводились уже никогда. Только древнейшая его часть, расположен­ная на вершине Палатинского холма, судя по названию — «Рома квадрата», имела прямоугольную форму плана. Позже на Капитолийском холме был построен акрополь, а в осушенной болотистой низине расположился форум Романум с гигантским камен­ным водостоком «Клоака максима», существующим поныне.

Второй этап развития Рима охва­тил значительную территорию, огра­ниченную оборонительными стенами Сервия Туллия протяженностью 8 км. Город, компактно расположенный на семи знаменитых римских холмах, развивался вдоль дорог, разбегавших­ся но сильно пересеченной местности. В силу центрального положения Рима на территории страны эти дороги, ве­дущие к республиканскому форуму, обусловили радиальную планировоч­ную структуру города.

В эпоху республики (VI—! вв. до н.э.), так же как и в эпоху империи (1-У вв. н.э.) Рим не имел геометричес­ки правильной уличной сети. Этому в известной степени способствовали холмы и долины, направлявшие улицы в обход крутых подъемов и спусков. Одна лишь виа Фламиниа, располо­женная на плоском Марсовом поле, получила прямолинейное направле­ние. Главной целью всех императоров Древнего Рима было прославление своих личностей, чему должны были служить форумы, храмы и другие значительные сооружения. Их ак­тивная строительная деятельность превратила центр Рима в гигантский торжественный монумент, в то время как окраины были застроены пере­уплотненными многоэтажными до­ходными домами — инсулами.

Третий, последний этап развития города завершился постройкой стен Аврелиана, за пределы которых он уже не вышел. В 330 г. столица им­перии была перенесена в Византию, а Рим превратился в провинциаль­ный город.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: