Глава III. Что должен знать начальник?

Что должен сделать начальник?

Он должен порученную ему группу случайно подобранных людей обучить военному делу, создать из нее боевую часть Армии (взвод или роту) и вести с нею бой. Следовательно, начальник должен знать:

1. Как научить людей владеть оружием, стрелять и колоть. Для этого он должен знать стрелковый устав («Наставление для стрельбы из винтовок»), пулеметное дело, фехтование.

2. Как из кучки людей создать войсковую часть, которой легко управлять и маневрировать? Для этого он должен изучить строевой устав.

3. Как организовать жизнь и поддерживать порядок в порученной ему части? Для этого он должен знать «Устав внутренней службы».

4. Как охранять народное имущество и порядок внутри страны? Этому учит «Устав гарнизонной службы».

5. Как управляться с людьми в походе и на войне? Эти сведения ему даст изучение «Полевого устава».

6. Как выбирать позицию, как ее укрепить и сделать ее недоступной? Для этого он должен знать окопное дело, «Полевую фортификацию».

7. Как устанавливать связь, охранение, как производить разведку и, наконец, как вести бой наступательный, оборонительный, встречный, ночной, полевой, окопный?

Для этого он должен знать «Тактику» и уметь решать тактические и стрелковые задачи. Для того же, чтобы уметь выбрать позицию, правильно оценить положение противника, произвести ценную разведку, он должен уметь читать карты, легко разбираться в них, уметь произвести глазомерную съемку, составить отчетную карточку и перспективный чертеж.

Следовательно, он должен знать простейшую «Топографию».

Вот, следовательно, что должен знать начальник.

Уставы: внутренней службы, гарнизонной службы, стрелковый, строевой, полевой.

И кроме них:

Тактику (и в особенности в её новейшей части, созданной последней войной, в области борьбы «за укреплённые полосы»), топографию и полевую фортификацию.

Вот то самое малое количество военных знаний, которое непременно должен иметь каждый начальник.

И ни один начальник не может пройти мимо этих знаний и сказать: - ну, обойдусь, как ни будь, и без них!

Нет, без этих знаний уж никак не обойдешься!

Не обойдешься без знания «Устава внутренней службы» ибо не сумеешь создать порядка жизни, в твоей части будет царить вечный беспорядок, вечные пререкания и столкновения между людьми. Люди не привыкнут к порядку, не привыкнут к дисциплине и из них никогда не создастся крепкой боевой части. Порученная тебе кучка так и останется кучкой ничем не спаянных людей и не будет годна для совместных боевых действий.

Не обойдешься без знания «Устава гарнизонной службы», ибо этот устав есть сборник многолетним опытом выработанных правил о том, как, с наименьшей тратой людей и наименее их утомляя, охранить имущество и порядок. Без знания этого устава ты будешь зря тратить свои силы и силу подчиненных тебе людей, а толку не добьешься, сам измучиться и их измучишь, а охранить не сумеешь.

Уж нечего и говорить, что не обойдешься, без знания «Строевого устава», ибо строй- это первое дело в военной службе.

Строй - это то, что обращает толпу в войско, кучи людей – в войсковую единицу, которая точно и уверенно действует вместе с другими, движется, поворачивается, занимает нужное место и нужное положение.

Строй делает человека в войсковой части как бы ниткой на ткацком станке. Эта нитка идет по известному направлению, в положенном порядке и, сплетаясь с другими, точно так же, направляемыми общей волей, создает неразрывную крепкую материю.

Строй из отдельных ниток создает материю, из отдельных мягких снежинок - твердый ледяной ком, который в любой момент можно уверенной рукой запустить куда угодно.

Попробуй направить толпу куда нужно. Кричи: «Товарищи, направо! Прямо!» Будет толпа шарахаться из стороны в сторону и никакого толку не выйдет. Но обучи толпу строю и поставь ее в определенном порядке, и ты можешь легко управлять ею, как угодно.

Стоит рота в развёрнутом строю, а тебе нужно уменьш ить в четыре раза занимаемое ею пространство.

Сейчас три команды:

— В две шеренги стройся!

— Ряды вздвой!

— Направо сомкнись!

И все готово.

Рота в колонне по отделениям на дороге, и вдруг слева показался вражеский разъезд. Ведь, надо ему моментально противопоставить фронт, а не фланг.

Скомандовал:

— Отделения, влево стройся!

И готово. Рота встречает противника фронтом.

Или: идешь с ротой к позиции. И вдруг заметила вас неприятельская артиллерия и начинает посылать в вас шрапнельки.

Скомандовал: - Рота повзводно! 50 шагов дистанция! 50 интервал!

И моментально в порядке рассыпалась рота и исчезла заметная цель.

А попробуй проделать это все без строя; без знания строевого устава, попробуй проделать это с толпой. Лучше и не пробуй. Все равно ничего не выйдет!

Строй - это основа военного дела, и без строя, без знания строевого устава не то что начальнику, а и последнему рядовому обойтись нельзя.

Понятно, не обойдешься и без знания стрелкового устава. Не изучив сам, как следует, теоретически и практически, обращения с оружием, не научишь, как следует обращаться с ним, и людей и в первой боевой стычке погибнешь бес полезно сам и зря погубишь людей.

Не обойдешься и без знания «Полевого устава», ибо не будешь знать, как всего удобнее двигаться в походе, как остановиться на отдых, и, главное, не будешь знать, как охранить себя, и либо измучаешь людей, либо на первом ночлеге подвергнешься неожиданному нападению неприятеля и будешь уничтожен со своею частью.

Не обойдешься и без знания «Тактики».

Тактика - это и есть наука войны, и не можешь ты воевать, не зная хоть самых основных понятий «науки войны».

Никто не потребует от тебя знания тактики в широком объеме, но азбуку ее ты должен знать непременно.

Начальник должен знать: какова скорость движения пехоты, кавалерии, артиллерии, сколько проходит в час пе хота,сколько в день, сколько в неделю.

Какие бывают строи роты, и какие колонны. Сколько ме ста занимает на дороге ротная колонна, повзводно, по отделениям, в строю вздвоенными рядами.

Как образуется строевой порядок роты. Сколько взводов нужно иметь в цепи и в резерве, и при каких обстоятельствах.

Он должен научить всех, людей обязанностям рядового в бою и в цепи и сам твёрдо знать свои обязанности начальника и уметь управлять огнем своего взвода, т. е. уметь:

• Решить: стоит ли стрелять или не стоит. Пора на чинать огонь или не пора.

• Оценивать верность попадания.

• Ясно указывать цель стрелкам.

• Назначать правильную высоту прицела.

• Выбрать и назначить точку прицеливания.

• Наблюдать за результатами огня и вносить поправки.

• Распределять, сосредоточивать огонь и вовремя переносить на другие цели.

Потом начальник должен уметь вести свой взвод вперёд, выбирать новые стрелковые позиции и наилучшее направление. Он должен знать, как перейти в боевой порядок из любого строя, как двигаться в боевом порядке, когда нужно усилить цепь, когда вызвать резерв, когда перейти в атаку, что нужно делать после успешной атаки и что в случае неудачи.

Начальник должен знать, как обеспечить связь с соседями и с тылом, а если нет соседей, то как обеспечить фланги и тыл от обхода неприятелем, как защищаться от обходов и обхватов, как питать боевой порядок патронами и как организовать их подноску.

Он должен знать, в каком порядке следует проходить зону дальнего артиллерийского огня, дальнего ружейного, действительного ружейного и пулеметного, как двигаться по ходам сообщения и по окопам и как выходить из них, чтобы нести наименьшие потери.

Начальник должен уметь произвести разведку и знать, как следует производить разведку селения, леса, теснины, высоты, неприятельской позиции подступов к ней. Он дол жен знать, какие сведения ценны и важны, и уметь собрать их.

Начальник должен знать, как охранять отряд в движении, в бою, на отдыхе, какими силами он может охранить отряд от внезапного нападения и какой величины участок может охранить своим отрядом.

Без этих знаний офицер никуда не годится. Ни как инструктор, ни как боевой начальник. Он не может руководить отрядом, он только погубит отряд.

Эту азбуку тактики обязан знать каждый начальник, и без знания её никто не имеет нравственного права быть инструктором. Точно также не имеет нравственного права быть инструктором, хотя бы взводным, человек, не знающий топографии.

Тот, кто не умеет, читать карты, не умеет в них разбираться и отмечать на них свое и неприятельское положение, тот слепой человек на войне.

Ну, как он пойдет с отрядом вперед, по чужой,неизвестной ему местности, среди враждебно настроенных жителей. Ведь он сейчас же заблудится.

— Куда идёт эта дорога?

Неизвестно. Спросить часто не у кого. А иногда спросишь, а тебе нарочно ответят неверно.

— Что будет за этим лесом? Велик ли он? — Неизвестно.

На карте это все показано, но как может помочь человеку карта, когда он не умеет ее читать.

Как послать куда-нибудь с отрядом человека, не умеющего читать карту? Умеющему покажешь по карте, он и пойдет и станет в нужное место. А не умеющему, сколько ни объясняй, он все равно забудет, спутается и попадет совсем не в то место, в какое надо.

Человек, не умеющий разбираться в карте, не может быть начальником хотя бы и самого малого отряда, он может быть только подчиненным, рядовым, да и то только таким, которого и в самостоятельную разведку послать нельзя.

Но мало уметь читать карту, по топографии надо знать больше.

Зачастую карт на всех не хватает, а потому нужно уметь срисовывать с карты; чтобы иметь у себя план того куска местности, который тебе нужен, чтобы иметь свою карту, если нельзя получить готовую.

Кроме того, и конечно, ни наше, ни неприятельское положение на картах не нанесены, и нужно уметь их снять и нанести на карты.

Следовательно, необходимо уметь производить простейшую глазомерную съёмку.

А от знания расположения неприятеля зачастую зависит успех дела. Для выяснения этого расположения предпринимаются все разведки. Но какой материал может представить из разведки человек, хотя бы и очень толковый, но не умеющий сделать съёмки? Он может сказать только:

Неприятель расположился там… за селением, за речкой, за лесом…

Это слишком неопределенно.

А вот, если разведчик представит съемку неприятельского расположения, а в дополнение к ней еще и перспективный чертёж (т.е. вид неприятельского расположения), тогда все ясно видно. Это ценный материал, на основании которого уже можно сразу решить, как вести бой.

Умеющий читать карты – зрячий.

Не умеющий – слепой.

Умеющий производить съемки – человек с языком. Не умеющий – человек немой, который рассказать того, что видел, не может.

Ну, а разве слепой или немой могут быть инструкторами или начальниками?

И потому всякий начальник, всякий инструктор, хотя бы и самый маленький, должен знать топографию, должен уметь читать карты и производить съемки.

Точно так не может быть инструктором и начальни ком человек, не знающий полевой фортификации.

Как он может быть начальником, когда он не умеет выбрать позиции для своего отряда и не умеет ее укрепить?

Он не знает, каким условиям должна отвечать хорошая позиция, где её следует выбирать: на горе или под горою, перед лесом или за лесом, на переднем или на заднем скате. Он не знает, как расположить окопы так, чтобы они давали наибольшую защиту, чтобы неприятель не мог поражать сидящих в них фланговым огнём.

Он не знает, как построить бойницы, блиндажи, в каком направлении и в каких местах вырыть ходы сообщения и сколько их вырыть.

Поручи ему устройство позиции, он будет зря морить людей на работе, будет заставлять зря их копать и, в конце концов, в устроенной им позиции нельзя будет защищаться.

Как же такой человек может быть начальником и инструктором?

Вот мы перебрали все необходимые знания уставов, тактики, топографии и фортификации, и мы видим их важность. Мы видим, что все знания не 'напрасно выдуманы, что без них на войне обойтись нельзя, что без них нельзя взять на себя роль начальника и руководителя даже самого маленького отряда, что взявшись без этих знаний за начальствование и руководство, только погубишь себя и людей погубишь безо всякой пользы для дела.

И каждый начальник, если он хочет быть «на месте» и действительно приносить пользу делу, а не только даром получать деньги, он должен твёрдо усвоить все эти знания.

Знания эти не очень сложные, и их любой хорошо грамотный человек, при желании, легко может усвоить, так что пугаться их нечего.

Но нужно желание усвоить, и нужна энергия для усвоения. И нужно, чтобы это желание и эта энергия были у начальника и в школе и после школы.

Нельзя ограничиться тем, что усвоил в школе. Военные знания, как знания практические, вечно меняются от перемены условий войны и, главным образом от усовершенствования огнестрельного оружия.

Сегодня в тактике и фортификации считаются наилучшими вот такие-то приемы, а завтра уже другие, а через месяц еще другие.

И потому начальник никогда не может сказать себе:— я уже знаю достаточно. Больше мне учиться нечему!

Нет, если он хочет быть добросовестным, если он хочет научить людей побеждать, он должен всегда учиться, всегда расширять свои знания и приобретать новые. Он должен следить за изменениями военной науки и за её успехами и усваивать все её новейшие выводы.

Только тогда он будет действительно дельным и полезным начальником.

И только армия, руководимая такими начальниками, может рассчитывать на победу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: