double arrow

Эта часть написана в форме двойных вариаций, в которых варьируется только первая тема, а вторая остается неизменной


ГП - представляет собой фугатто, написанное в динамической 3-х частной форме. Начальный, энергичный, вступительный мотив на ff,приводитк началу ГП: затаенному звучанию темы фугатто, которая зарождается у струнных на pianissimo. В неё врываются громовые удары. Большая волна cresc. ведёт к первой кульминации - репризе ГП.

ПП - ясная, дерзкая, полная энергии. По характеру и тональности – C-dur - она противостоит сумрачному колориту ГП.

Центральная часть Скерцо – Трио– Presto.Тема этого раздела - прелестная пастораль в D-dur.Она будетиспользована в Коде. Это самая яркая предшественница "темырадости". Серов находил в ней даже сходство с "Камаринской" Глинки.

Copyright © Андреева Е. Г.

III-я медленная часть цикла - построена на двух основных темах:

Первая - Adagio molto e cantabile – B-dur - "кантабильная" мелодия.

Вторая - Andante moderato -D-dur- медленная, танцевальная тема.

Определяющий характер III части связан с первой темой. Её круг настроений - сосредоточенное размышление. Вариации мелодии Adagio по силе концентрации и мудрой простоте превосходят все Adagio позднего Бетховена. Тема Adagio нигде не завершается и не заканчивается на тонике. Она "истаивает", уступая место образу "мечты": второй теме – Andante moderato, которая составляет коренной контраст к первой.




Во второй теме – Andante - авторское обозначение гласит: - "в духе менуэта", однако фактура сопровождения больше похожа на медленный вальс.

Сфера великолепной бетховенской лирики ещё никогда не достигала таких высот, как в медленной части Девятой симфонии. Это большое философское размышление, сфера высокой духовности, погружение в мир поэтических откровений.

В драматургии цикла III часть является монументальным"лирическимцентром", прекрасной "лирической кульминацией", торможением перед событиями Финала.

Разнообразные картины жизни, выраженные в первых трёх частях, потребовали огромных пропорций Финала.В его основу был положен поэтический текст оды Шиллера "К радости" Этот смелый, новаторский шаг оправдан самой идеей произведения – революционной по существу. Она потребовала необычного расширения средств выразительности.

IV часть - Финал – Presto(d-moll – D-dur)- делится на две неравные части: инструментальный Пролог и вокально-инструментальный раздел.

Первый раздел - Пролог- открывается "фанфарой ужаса". Это трансформированный вариант темы ГП I части. Затем следует строгий recitativ виолончелей и контрабасов.

Эти два элемента вступают в "гневный диалог", который приводит к оригинальному эпизоду: все три части симфонии напоминают о себе краткими отрывками (реминисценциями) – воспоминаниями о пережитом. Между реминисценциями появляется recitativ.



Однако сознание как будто отвергает в памяти прежние темы: - оно устремлено к будущему, – к светлой радости освобождения. И теперь впервые звучит фрагмент новой темы, которой предназначено играть главную роль во всем течении Финала. Это "тема радости" давно ожидаемая и желанная, она бурно поддерживается речитативными возгласами уже при первом намеке на её появление. Инструментальный раздел Финала заканчивается проведением "темы радости" и её вариацией.

И в тот момент, когда "тема радости" достигла известной полноты музыкального развития, вновь раздаются раздирающие звуки "фанфары ужаса", и повторяется ураганное Presto Пролога.

Так начинается Второй разделФинала. Следующий далее recitativ, обрел теперь слово. На этот раз исполнение речитатива поручено уже не виолончелям и контрабасам, а живому человеческому голосу – солисту баритону: (О, братья, не надо этих звуков"). Это текст оды Шиллера "К радости".

Напомнить ход действия Финалаважно потому, именно здесь Бетховен резко подчеркнул момент небывалого в истории музыки вторжения живого слова в симфонию. Для этого он использовал приём ярчайшего противопоставления:

- прервал "немое" звучание "темы радости" и вариаций

- повтори начальное Presto

- и на этом, максимально контрастном фоне, ввел торжественную фразу баритона, чтобы потом дать вновь расцвести "теме радости" уже в голосах и со словами.

Финал Девятой симфонии дает образец вариаций, построенных, в целом, согласно принципу сонатной формы. Вариации Финала объединяют две идеи - общечеловеческой радости и величия мироздания.



Copyright © Андреева Е. Г.

Все этапы развития грандиозного хорового Финала свидетельствуют о том, что композитор стремился к доступному музыкальному языку. Музыка оды подвергалась многим переработкам, но все время сохраняла первоначальную простоту.

Вначале "мелодия радости" появляется у виолончелей и контрабасов в тихой динамике без всякого сопровождения. Эта торжественная тема, возникает после суровых речитативов. Она настолько спокойна, что, кажется, будто она создана самой природой. Понемногу вступают и другие инструменты и "мелодия радости" расцветает подголосками. И вот она уже звучит во всем оркестре, приобретая маршевый ритм и обрастая все новыми голосами. "Тема радости" проходит в 11 вариациях, представляющих в основном чередование массовых жанров – песни, марша и танца.







Сейчас читают про: