double arrow

Обязательно присутствие в студии нескольких десятков зрителей, возможно и наличие компетентных экспертов


Quot;Ода радости" является органическим результатом первых трех частей. Таким образом, инструментальные части этого цикла объединились с симфонически-хоровым Финалом.

Девятая симфония представляет собой итог всего революционного искусства Бетховена, которое в разных формах воплотило идею пламенного мятежа во имя свободы и радости. Это произведение – источник истинного новаторства. Мы видим в Девятой симфонии одну из великих социальных утопий первой половины XIX века. Эта симфония, в совершенно небывалой музыкальной форме, запечатлела на своих страницах великие народные движения революционной эпохи.

В завершении, подводя итог сказанному, необходимо еще раз обратить внимание на особое понимание роли частей в симфонии. Бетховен всегда тяготел к 4-х частному симфоническому циклу. Таким образом, в его "инструментальных драмах" было четыре акта. Их драматургическая роль была переосмыслена композитором. И симфонический цикл у Бетховена совершенно четко был разделен на две половины:

I и II части - представляли первую половину цикла и соответствовали первому этапу драмы




III и IV части - составляли вторую половину симфонического цикла и утверждали в драме завершающую кульминацию

В "Героической" симфонии эта особенность проявилась очень заметно, благодаря целой эпопее "Траурного марша".

В Пятой симфонии, благодаря масштабной картине сопоставления мрака и света,в преддверии генеральнойразвязки, III часть - Скерцо - без остановкипереходит к Финалу. Тем самым композитор, как драматург, даёт понять, что это - вторая, неделимая половина его героической драмы.

В Шестой симфонии I и II части образуют первую половину цикла, а III, IV и V части, идут без перерыва и становятся единым целым, представляя вторую половину симфонии.

В других симфониях заметно, что каждая из 4-х частей играет роль важного этапа драмы. Но, завершая свой творческий путь, в Девятой симфонии Бетховен вновь позволит увидеть в цикле это качество драматургии. Здесь оно будет усилено тем, что впервые в симфоническом цикле Бетховен поменяет II и III части местами.

Таким образом, I и II части образовали первую половину симфонии не только по масштабу и драматургической роли, но также благодаря: общей тональности (d-moll),

темпу Allegroи сонатной форме (напомню, что во II части крайние разделы сложной 3-х ч. формы da capo, написаны в полной сонатной форме).

А масштабы III части и Финала в Девятой симфонии разрослись объёмов обычной классической симфонии XVIII века. Каждая из частей второй половины этого цикла звучит 20-25 минут. Это две монументальные величественные вершины, своего рода "гармония сфер". Впоследствии, Брамс создаст подобного рода завершение в своей последней Четвертой симфонии, где III и IV части будут противопоставлены друг другу как два разнохарактерных Финала: Финал-праздник и Финал-апокалипсис.



В заключение приведу слова русского критика Владимира Васильевича Стасова, который в письме к М. Балакиреву писал:

"Бетховен думал об истории и обо всем человечестве, как одной огромной массе. Это - Шекспир масс".

Copyright © Андреева Е. Г.

Зрители не всегда вовлекаются в разговор, иногда их участие ограничивается аплодисментами, смехом, возгласами удивления — это создает особую атмосферу публичности, дает «эмоциональную подсказку» телезрителям.

С появлением ток-шоу на американском телевидении возникла и особая должность – модератор ток-шоу. Это человек, который занимается «подогревом» аудитории. Он рассказывает о ходе программы, о роли зрителей, пытается призвать людей к диалогу, спрашивает, кто из присутствующих хочет высказаться на предложенную тему, учит обращаться с пультами для голосований, если их используют в программе.

Организаторы ток-шоу на российском телевидении активно пользуются услугами модераторов. Помимо общения с аудиторией до начала программы, этот человек присутствует в зале на протяжении всей передачи. Он следит за ходом ток-шоу и первым начинает аплодировать в местах наибольшего эмоционального подъема беседы, он помогает сформулировать мысли желающим рассказать свою историю. 

В телекомпании НТВ с 1999 года существует специальный отдел по работе с публикой, он возник, когда на канале появилась первая программа жанра ток-шоу. В отделе работает штат редакторов и модераторов, за каждым из которых закреплена своя программа. Они и приглашают зрителей в студию. Большое значение для организации работы имеет компьютерная и печатная база данных по публике, которая позволяет подобрать зрителей по определенным критериям для каждой программы. Таким образом, зрителями в студии становятся люди, заинтересованные в обсуждении тех или иных тем. Однако стать участником программ, можно просто позвонив в редакцию. 
В некоторых ток-шоу, идущих в прямом эфире, активно участвуют те¬лезрители, которые могут дозвониться в студию по телефону и «громкой связи», высказать собственное мнение с помощью SMS и интернет-голосований. 
Таким образом, определение жанра должно быть основано на его разговорной природе. Мы в дальнейшем под ток-шоу будем понимать разговорный телевизионный жанр, строящийся в вопросно-ответной форме с непременным участием харизматичного ведущего, зрителей в студии, компетентных экспертов и гостей с интересной историей.
Разновидностей ток-шоу существует достаточное множество. Поэтому они могут быть классифицированы по разным критериям. 
Так, Н.В. Вакурова различает следующие виды ток-шоу: [12]
Телемост — вариант разговорного жанра типа ток–шоу, использующий возможность зрелищного противопоставления контрастных по ментальности аудиторий, двух или более, как правило, географически удаленных друг от друга с помощью техники спутниковой связи. Причем каждая участвующая аудитория имеет своего ведущего и от его личных данных («харизмы») в значительной степени зависит частота включения и успех представляемой его аудиторией стороны. Фактически телемосты с США (Фил Донахью — Владимир Познер) явились фактором окончательного утверждения прямого эфира на отечественном ТВ.




Теледебаты — вариант разговорного жанра типа ток–шоу или дискуссии, совмещающий элементы интервью, дискуссии и даже репортажа, использующий зрелищность предвыборной конкуренции кандидатов. Является неотъемлемой необходимой составляющей частью цивилизованной предвыборной кампании: вынуждает кандидатов конкретизировать, идентифицировать и персонифицировать предлагаемую программу и позволяет аудитории структурироваться по электоратам соответственно полученной информации.


Беседа — жанр аналитической публицистики, диалог или полилог, иногда с использованием вспомогательных кино– или фотодокументов (коротких сюжетов), как правило без выраженной конфронтации сторон (то есть не переходящее в дискуссию эффективное по Э.Берну общение перед экраном). \

Существует по крайней мере в двух формах — посвященная конкретной общественно–значимой теме или с участием людей, само появление которых на экране способно привлечь аудиторию (ньюсмейкеров).

На современном ТВ чаще всего бывает включена в ток–шоу.
Дискуссия — жанр аналитической публицистики, обычно полилог с участием ведущего и не менее чем двоих носителей контрастных точек зрения на некую общественно–значимую проблему, или любых ньюсмейкеров, одновременное появление которых в кадре символизирует некую противоположность.

Поскольку дискуссия чаще всего транслируется без видеоряда, зрелищность зависит от профессионализма ведущего в выборе участников, подготовке проблемы, умения импровизировать по ходу беседы. Разновидностью дискуссии являются теледебаты. На современном ТВ чаще всего бывает включена в ток–шоу.


За пределами рассмотренных критериев в оценке разновидностей ток-шоу остался еще один, критерий - характер вопросов. [13] Данная схема интересна с точки зрения драматургии жанра –

«Две типовых формы ток-шоу (виды вопросов: закрытый альтернативный и открытый, цели)».


Чаще всего на современном телевидении эксплуатируется вторая форма ток-шоу, с альтернативным вопросом в основе.

Так строились популярные программы российского телевидения «Основной инстинкт», «Свобода слова», сейчас так работает «Принцип домино».

Динамику такой программе задает конфликт, скрытый уже в самой формулировке вопроса. Аудитория делится на два лагеря и участники каждого доказывают свою правоту.

В таком ток-шоу главное, чтобы противоборствующие стороны были в одной весовой категории и сумели наиболее полно раскрыть и представить свою позицию.


Первая форма ток-шоу, основанная на открытом вопросе, также эффектна и присутствует в телеэфире. Это, например, такие программы, как «Культурная революция» Михаила Швыдкого или «Времена» Владимира Познера. К примеру, вопрос, вынесенный темой ток-шоу «Времена», - «О каких угрозах для России говорил Владимир Путин в послании к народу?». Основной вопрос программы (открытого типа) может быть раскрыт только через разнообразные мнения участников. Сложность организации и проведения ток-шоу такого типа заключается в том, что эта форма требует приглашения участников дискуссии очень высокого уровня, мнения которых интересны зрителям.

Таким образом, ток-шоу относительно молодой жанр на отечественном телевидении. Он прошел этап становления, но его жанровое определение представляет определенную проблему в современной науке. Классификация жанра может быть весьма разнообразной, если учесть многообразие классифицирующих критериев.

На нынешнем этапе ток-шоу относятся к числу самых рейтинговых передач, поэтому их авторы заинтересованы в поддержании и сохранении аудитории. Для достижения этой цели часто используются способы манипулятивного воздействия ток-шоу на телезрителей.


Типы воздействия,

  • Вторжение - тип активного воздействия на зрителя без учета того, насколько он готов к восприятию информации. Данный тип воздействия характерен для ситуации отсутствия информации о характере и установках аудитории...
  • Уход - тип воздействия, характеризующийся взаимной отчужденностью коммуникатора и аудитории: зритель не пытается понять автора передачи, который в свою очередь не спешит проникнуть в душу зрителя...
  • Самораскрытие - тип воздействия,характеризующийся активным самовыражением коммуникатора, чья позиция адресуется зрителю, но не как другому, а скорее как самому себе. В результате такого авторского монолога зритель отстранен...
  • Вовлечение - тип воздействия, предполагающий единство коммуникатора и зрителя, т.е. их соучастие, содействие и сотворчество, единый темп деятельности, единое переживание прошлого, настоящего и будущего.


Эти типы воздействия могут быть обнаружены при рассмотрении любых форм массово-коммуникативного воздействия.







Сейчас читают про: