Основные тенденции развития телевизионной журналистики

Глава 2.

Эссе.

Эссе (от фр. essai — опыт) — жанр философской, эстетической литературно-критической публицистики, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, подчас парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь. Основателем жанра считают французского философа-гуманиста Мишеля Монтеня, создавшего в XVI в. свою знаменитую книгу «Опыты». В русской литературе прекрасные образцы эссеистики мы находим в «Дневнике писателя» Ф. М. Достоевского.

С появлением и развитием телевидения жанр эссе обрел новую жизнь. Личностный, лирический характер телевизионной коммуникации предрасполагает к созданию художественно-публицистических сообщений в жанре эссе, поскольку структура этого жанра требует прямого контакта с личностью, с автором. Эссе — жанр глубоко персонифицированной журналистики.

Однако надо сказать, что на пути эссе в телевидении стоит довольно существенное препятствие: произведения этого жанра могут быть приняты аудиторией лишь тогда, когда их авторы по-настоящему интересные люди, обладающие высоким профессионализмом, пользующиеся авторитетом и популярностью у зрителей. Именно таким представал на телеэкране И. Андроников — актер, писатель, ученый; его эссе «Воспоминания о Большом зале», «Невский проспект» и другие вошли в золотой фонд отечественного российского телевещания.

Здесь же можно назвать эссе Г. Шерговой «Легенда и быль о Дашковой» и «Ужель та самая Татьяна?», трилогию А. Габриловича «Футбол нашего детства», «Цирк нашего детства», «Кино нашего детства». Из современных телевизионных передач к настоящему жанру можно отнести «Реку времени» Дмитрия Захарова.

Жанр эссе предоставляет авторам богатые возможности — тематические, содержательные, формальные, изобразительно-выразительные, притом очень точно отвечающие природным качествам телевидения. Практика современного телевидения позволяет говорить скорее об эссеистичности — стиле, своеобразной манере, особенностях языка — нежели о заметном присутствии жанра эссе. Примером такой эссеистской стилистики может послужить работа в кадре — язык и способ выражения ведущего аналитической программы «На самом деле» Алексея Леонтьева.

Все из рассмотренных нами телевизионных жанров встречаются крайне редко в так называемом чистом виде. Сейчас все жанры объединяют более сложные телевизионные “конструкции”. Структурные и технические изменения на телевидении повлекут за собой и принципиально новые подходы к конструированию телепрограмм. На современном этапе, реализуя свои социальные функции, телевидение весьма быстро пришло к широкому использованию хорошо известного в периодической журналистике способа сочетания подчас разнородных, чаще тематически связанных между собой, но всегда достаточно независимых, автономных и даже самобытных материалов - журнала («Клуб путешественников», «В мире животных», «Дог-Шоу» и др.). Журнальная форма действительно открывает путь для многопланового освещения определенной тематики (экономика, спорт, наука, искусство и пр.) В недалеком будущем эта форма будет меняться по пути обретения новых черт и качеств. Углублению тематической дифференциации и появлению новых разделов послужат новые научные открытия.

Происходят изменения и в таком многочисленном классе передач, как шоу. Сегодня это многочисленные, по преимуществу музыкальные и развлекательные передачи. По мере развития технических возможностей, открытия новых видов искусства, спорта и внедрения пока неизвестных форм телевизионной публицистики шоу станут принимать более глобальный, разноплановый и виртуальный характер. Возрастет и количество телевизионных игр, состязаний и викторин. Они будут более интеллектуальными, творческими и интересными.

Программа, как форма существования телевидения, останется. Но она, в зависимости от вида передачи, будет менять свою сущность и содержание. Относительно неизменным по сравнению с другими жанрами останется жанр теледокументалистики. Эволюция социального характера в проблемном телекино будет происходить параллельно возникающим и волнующим вопросам и особенностям общественного развития. Думается, что перспективы документального кино ближайшего будущего связаны с гуманитаризацией и правовым обеспечением социальных процессов.

[Телевизионная журналистика. Под ред. Г.В. Кузнецова и др. - М., 1998.]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: