double arrow

Развитие жанров тележурналистики под влиянием новых технологий


Телевидение развивалось, идя по пути освоения традиционных жанров согласно своей изобразительно-выразительной природе, а также согласно особенностям отношений с телевизионной аудиторией. Жанр в журналистике — одна из форм отражения объекта, жизненной ситуации, факта, одна из форм воплощения определенной идеи, мысли. Он – своего рода «опредмечивание» авторского, художественного замысла. Принадлежность телепроизведения тому или иному жанру, как правило, определяется автором еще в предсъемочный период. Это связано с тем, что жанр рубрики или программы, в которой излагается информация, непосредственно влияет на все стадии телевизионного производства. Динамика съемки, текстовая стилистика, манера озвучивания, монтажные фразы подчинены одной идее, которая должна быть выражена в соответствии с законами избранного жанра.

Роль способа передачи информации для формирования набора характеристик журналистских текстов, предопределяющих их жанровую принадлежность, достаточно велика. Естественно, что любая творческая личность в рамках определенного жанра всегда накладывает на публицистический материал свою неповторимую индивидуальность, но слияние жанров в тех случаях, когда автор действует наудачу, «по обстоятельствам», без ясной цели выглядит как хаотично перемешанные фрагменты и элементы разных жанров, алогичность, пестрота стиля.

Формирование представлений о жанровых особенностях журналистики имеет весомую практическую значимость, так как помогает журналисту создавать вполне конкретный тип текста, в наибольшей мере «приспособленный» для адекватного освещения конкретного явления. Если журналист соблюдает закрепленные в жанре правила работы с информацией, то может рассчитывать, что его поймут правильно. Ведь, в конечном счете, вся журналистская работа направлена на конкретного зрителя, а «диапазон взаимоотношений с аудиторией колеблется от партнерского, субъект-субъектного до воздейственного, субъект-объектного». Именно поэтому сегодня в телевизионной программе в равной степени привычными стали как репортажи или интервью, так и экранные игры, конкурсы или ток-шоу (также модификация жанра интервью).

Но какой бы сложной ни была конструкция телевизионной передачи, в ее основании всегда можно обнаружить устойчивые жанровые признаки. Так постоянной остается предметно-функциональная природа жанра, то есть зависимость «порядка осмотра мира» от предмета внимания автора и цели его работы с информацией. Каждому жанру соответствует определенный метод работы с информацией, а четкое следование методу определяет внутреннюю форму произведения. Предмет, функция, метод — три несущие составляющие, на которых держится жанр. При сохранении необходимых связей и зависимостей между ними возникает та самая устойчивая форма, в которой читателю или зрителю удобнее всего воспринимать авторскую мысль.

Набор характеристик, позволяющих относить текст к тому или иному жанру, вполне определен. К основным жанровым признакам исследователь О.Р.Самарцев относит: тему произведения, композиционную организацию материала, меру типизации и изобразительные и выразительные средства. При изучении жанрового деления учитывается способ отражения действительности, функциональные особенности тех или иных передач, их частей, тематическое своеобразие, технические условия создания произведения.

Известно, что журналистика подразделяется на информационную, аналитическую и документально-художественную, и эти три способа освоения жизненного материала, проявляются в трех группах жанров.

Однако, несмотря на постоянные и устоявшиеся признаки, теория жанров находится в постоянном процессе развития и вместе с нашей жизнью видоизменяется. Становление и развитие, возникновение новых и отмирание старых жанров – процесс исторически неизбежный. У нас на глазах появляются формы, которым не отыскать аналогий не только в газетах, радио или кино, но и на телевидении прошлых лет. Например, в конце прошлого века было замечено, что «формы подачи новостей и рекламы в электронных СМИ фактически превращаются в специфические жанры, не имеющие себе аналогов — скороговоркой с поставленной дикцией модератор, как хороший спринтер, выдает блок новостей буквально за считанные минуты, ухитряясь вставить кусок прямой речи участника события, собственный эмоционально-окрашенный комментарий и даже ссылку на спонсора».


Сейчас читают про: