Интреактивная журналистика

Процесс гибрилизации жанров.

Процесс «гибридизации» был разработан В.В.Ученовой на примере репортажа. Она заметила, что в начале 1980-х гг. происходило заметное «движение» репортажа к аналитике. Конечно, оставался и классический, информационно-событийный и познавательный репортаж, но возникали и другие его формы. Ведь сквозь телеобъективы видно достаточно подробностей и нередко человеческий мозг просто не успевает осмыслить увиденное. В результате появились гибриды, которые сами авторы по привычке называли репортажами, а редакции нередко представляли их как очерк.

Теоретический вывод по Ученовой таков: «Осознавая и творчески осваивая процесс развития жанров, важно не терять из виду, что за внешне наглядными метаморфозами жанров происходит многомерное сочетание, пересечение и взаимодействие методов журналистского познания, репортерского поиска, приемов исследования, и именно в этих, спрятанных в глубине строки, взаимодействиях обнаруживаются многие «секреты» эволюции традиционных жанровых форм».

Сегодня время резко ускорило свой ход, события понеслись стремительно, не оставляя возможности глубоко обдумывать их. Открылись явления, которые раньше не полагалось замечать, и репортеры кинулись в темные углы бытия — устраивать для зрителя экскурсии по притонам наркоманов, салонам хиромантов, рынкам живого товара и подвалам моргов. Да и самому зрителю, уставшему от своих проблем, интереснее стало глазеть со стороны, нежели участвовать в охоте за мыслью. Но при этом мало-помалу начал воскресать очень старый гибрид «репортаж-очерк», когда «журналистские расследования углублялись не в социальный анализ, а в наблюдение человеческих типов и судеб».

И снова подтверждается, что жанр не застывает ни в одном из видов, не останавливается навсегда ни на одном из методов. Потому что движется сама жизнь. Жанр справедливо называют памятью культуры. Старые формы сохраняются в новом явлении. В последние годы благодаря стремительному развитию техники появились новые, еще недостаточно изученные области распространения контента. Речь идет об интернет- и мобильном телевидении. Специфика их просмотра диктует свои правила: краткость, дробность повествования. Это приводит к изменению жанровой структуры телевидения.

Одним из модных преобразований современных СМИ стал процесс конвергенции. Конвергенция – это такая структура медиакомпании, которая обеспечивает постоянное взаимодействие, одномоментное производство информации печатными, электронными и онлайновыми СМИ. В результате чего средства массовой информации приобретают характеристики многоканальности, мультимедийности, интерактивности, способности к отражению происходящих событий в режиме реального времени и непрерывному обновлению информационных ресурсов. Теперь не только канал в Сети, но и любая газета может быть оснащена звуком, анимацией, гипертекстом, обширными электронными архивами и различными видами обратной связи с аудиторией. Постоянное усовершенствование техники и технологии способствует этому, создавая в информационном пространстве кардинально новую ситуацию.

Интерактивная журналистика стала процессом вовлечения в производство массовой информационной продукции тех, кому эта продукция предназначена. В ходе коммуницирования осуществляется не просто творчество как деятельность одного субъекта, адресующего свой продукт другому, этот процесс становится сотворчеством – созданием общего продукта в контакте двух субъектов. В зависимости от того, какими обстоятельствами продиктован контакт, в каких условиях протекает и на решение каких задач направлен, он в большей или меньшей степени запечатлевается в тексте, определяя его жанровую форму.

Влияние Интернета на традиционное телевидение прослеживается сразу в нескольких направлениях. Например, любительский видеоконтент, снятый на мобильный телефон, интегрируется в ткань профессионального аудиовизуального контента. Также форма фрагмента (программы или фильма), получившая распространение в Интернете, заимствуется телевидением, «фрагмент» становится телевизионным жанром («Первая программа» на Первом канале). Форма диапорамы (внутридинамичное слайд-шоу, сопровождаемое музыкой или закадровым текстом, интервью), характерная для любительского интернет-творчества, внедряется в выпуски телевизионных новостей. Перемещается в телевизионное пространство и характерная для Интернета полиоконность (дробление экрана более чем на два самостоятельных окна в информационных выпусках, обилие специальных полей для текстовой информации). Отмечается, что интернетизация в программировании, дизайне, жанровой структуре в большей степени характерна для телеканалов, рассчитанных на «интернетизированную» аудиторию (музыкальные, информационные, деловые каналы). Но на самых главных канала страны пока что сохраняется консервативный стиль.

Существует мнение о том, что для журналиста главное — создать интересный для зрителя материал, а какого он жанра, не имеет абсолютно никакого значения. А вот другое суждение: разговор о жанрах журналистики не заслуживает внимания, так как содержание понятия «жанр» непрерывно изменяется и усложняется, а сама теория жанров разработана в целом недостаточно. Это якобы подтверждается тем, что разные исследователи предлагают свой «набор» жанров. А.А.Тертычный пишет, что согласиться с подобными утверждениями нельзя, так как тот тип произведений, который складывается исторически и определяется как «жанр», существует объективно, независимо от мнений как теоретиков, так и практиков. Нарушение этого порядка приводит к полной нелепости. Попробуйте, например, сделать рецензию на нехватку минеральных удобрений или интервью с собеседником, у которого ни о чем нет собственного мнения: разбить кучу банальностей на вопросы – не сложно, но ведь не будет никакой новизны. И зритель получит только видимость интервью, а на деле – ноль информации.

Теория жанров находится в постоянном процессе развития, видоизменяется вместе с нашей жизнью. В нынешнем состоянии тележурналистика приобретает черты конвергентности, интерактивности, мультимедийности. Появляется возможность отражения происходящих событий в режиме онлайн и непрерывного обновления информационных ресурсов, к известным способам подачи информации добавляются новые. В результате чего телевизионные жанры то и дело смешиваются, вбирают в себя чуждые элементы, видоизменяются до полной неузнаваемости. «Движения» в каждом из жанрообразующих факторов серьезно изменяют жанр в целом, но не «отменяют» его совсем. Каждый журналист, считающий себя профессионалом, должен иметь представление о жанровых особенностях телевизионной журналистики. Это способствует созданию вполне конкретного типа текста, в наибольшей мере «приспособленного» для правильного освещения конкретного информационного события и понятного для аудитории. Серьезное представление о жанрах – свидетельство профессиональной квалификации журналиста. Даже самый удачливый и талантливый он в одиночку нового жанра не создаст, журналист может оказаться всего лишь выразителем того нового, что уже созревало в сознании общества.

[. «Современное состояние и тенденции развития жанров тележурналистики», опубликованной в «Вестнике РУДН. Серия: Литературоведение. Журналистика», 2011. — № 1.]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: