Сбор информации: техника и технология
Слагаемые мастерства журналиста
Эссе (Анненский И. Речь, произнесенная в царскосельской гимназии 2 июля 1899 года
Слагаемые мастерства журналиста
СОДЕРЖАНИЕ
Учебное пособие и хрестоматия
Жанры периодической печати
Сбор информации: техника и технология
Основы журналистских жанров
Информационные жанры:
заметка (Ардер А. Откуда есть пошла «Чуча»)
информационная корреспонденция (Федосов А. Дети цезия)
информационный отчет (Депардье – поклонник Достоевского)
информационное интервью (Стюарт М. Покажите мне единорога!)
блиц-опрос (ЛГ. Три самых омерзительных персонажа русской литературы)
репортаж (Махкамова У. Канонизированный флотоводец)
Аналитические жанры:
аналитический отчет (Шемшученко В. Блеск и нищета «Петербургского аккорда»)
аналитическая корреспонденция (Грицай Р. Скульптура апостола в Феодосии чуть не стала «скульптурой раздора»)
аналитическое интервью (Щеглова И. Владимир Филин: Природа народной поддержки Уго Чавеса и Владимира Путина одинаковая – высокие цены на нефть)
аналитический опрос (Кинякин А. Курс дня. Неразрешимая задача)
беседа (Ратькина Т. И все мы вереницей идем за Синей птицей)
комментарий (Султанов А. Европейский суд по правам человека на защите основ демократического общества – свободы совести Михайлов Р. Заказуха по-русски)
рецензия (Чулков Г. Memento mori Андреев Л. Неосторожные мысли Минкин А. Нежная душа)
статья (Горький М. О «маленьких» людях и о великой их работе Андреев Л. Москва. Мелочи жизни)
журналистское расследование (Ливанов Б. «Паровоз» из Маковоза)
обозрение (АНН. Обзор международных событий)
обзор СМИ (Виноградская Н. Ротация по-европейски: Устинов и Чайка поменялись местами Богомолов Ю. Кино, которое нас выбирает)
прогноз (Минаев С., Вардуль Н. Экономический прогноз)
версия (АЖуР. Цена жизни Крюков С. Сезон убийств)
эксперимент (Устинов Г. Журналист меняет профессию Чернова О., Перова А. Учебный взрыв)
письмо (Горький М. С кем вы, «мастера культуры»? Савинков Б. Почему я признал Советскую власть? Минкин А. Письмо президенту)
исповедь (Фонвизин Д. Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях)
аналитический пресс-релиз (Права человека в России)
Художественно-публицистические жанры:
очерк (Горький М. В.И.Ленин Горький М. В Америке Гиляровский В. Трущебные люди)
фельетон (Андреев Л. Всероссийское вранье Андреев Л. О российском интеллигенте Дружников Ю. Зачем нервировать Пушкина?)
памфлет (Арцыбашев М. Эмигрантская вобла Ларни М. Мистер Макклоун Ларни М. Чистая раса)
пародия («Самиздат» Шендерович В. День Сурка)
эпиграмма (Гафт В. Эпиграммы Проханов А. Политические эпиграммы)
публицистическая сказка (Быков Д. Новые русские сказки)
публицистический рассказ (Андроников И. Первый раз на эстраде)
сатирический комментарий (Чашка кофе с Виктором Шендеровичем)
житейская история (Барнашева Ю. История болезни)
проповедь (Толстой Л. Не могу молчать)
Чаадаев П. Философические письма Ортега-и-Гассет Х. Эссе на эстетические темы в форме предисловия)
В развитии профессионализма можно выделить три ступени. Первая – обученность – сводится к механическому воспроизводству уже известных приемов и операций в уже известных условиях. Вторая – умелость – учитывает возможность использовать известные приемы и операции в неизвестных, новых условиях. Третья – мастерство – такая, при которой новизна складывается из новизны предмета творчества, новизны условий творчества и новизны средств, используемых для осуществления цели.
Профессионализм как раз предполагает жесткую социальную ответственность за качество продукта творчества, потому основывается на осознанном освоении секретов и профессиональном развитии за счет освоения новых знаний. Журналист постоянно стремится к индивидуальной специфичности своих материалов. Но при этом он опирается на строго научные достижения и накопленный предыдущими поколениями опыт.
Это справедливо по отношению ко всем разновидностям журналистского творчества: и газетчик, и радиожурналист, и телевизионный журналист проходят схожие этапы творческого процесса, опираясь на одинаковую методологическую основу. Все профессионалы-журналисты проходят один и тот же путь выработки журналистской информации и объективации ее в знаковый информационный продукт.
В структуре творческого процесса любого журналиста, в методах и приемах его деятельности, в нормах и правилах, которыми он руководствуется, есть обобщенные, типические черты. Однако в реальной творческой практике типическое в способе деятельности журналиста органично переплетено индивидуализированными чертами. Опора на личностные качества, сформированные изменяющимся обществом, придает способу деятельности журналиста специфику времени.
Специфика новейшей, постмодернистской трактовки языкового сознания состоит уже не столько в его текстуализации, сколько в нарративизации, то есть в способности человека описать себя и свой жизненный опыт в виде связного повествования, выстроенного по законам жанровой организации текста. Таким образом, здесь выявляются две тесно связанные друг с другом проблемы: языкового характера личности и повествовательного модуса человеческой жизни как специфической для человеческого сознания модели оформления жизненного опыта.
Американский исследователь Ф.Джеймсон утверждает, что психика человека и его чувства восприятия в значительно большей степени являются результатом социально-исторического, нежели биологического развития. Процесс превращения абстрактных понятий в якобы реально существующие феномены, приписывание им субстанциональности, в результате которой они начинают мыслиться как нечто материальное рассматривается как неизбежное следствие общего развития, в ходе которого происходит расщепление первоначального синкретизма, – таков итог процесса потери человеком ощущения своей целостности.1
Отражение нынешнего состояния мира в системе средств массовой коммуникации значительно осложнено тем, что сам журналист испытывает на себе все социо-исторические процессы и как субъект, и как объект воздействия всей системы средств массовой коммуникации. Сам творческий процесс проходит в несколько этапов.2
На первом человек вообще не может правильно строить свои действия в довольно простой предметной ситуации, если задача сформулирована в словесной форме. На втором такое построение возможно, но лишь путем манипуляции реальными вещами, предметами-оригиналами, а не их моделями. На третьем появляется возможность манипулировать представлениями вещей, хотя еще не удается в достаточной мере подчинять эти манипуляции требованиям задачи. На четвертом такое подчинение оказывается возможным, однако задачи решаются лишь в итоге проб и ошибок. На пятом данная форма поведения достигает полного развития: человек анализирует структуру задачи, строит план ее решения и однозначно подчиняет этому плану свои последующие действия. Классификации фаз творческого процесса, в свою очередь, можно обозначить так: первая фаза (сознательная работа) – подготовка – особое деятельное состояние, являющееся предпосылкой для интуитивного проблеска новой идеи; вторая фаза (бессознательная работа) – созревание – осмысление проблемы и инкубация направляющей идеи; третья фаза (переход бессознательного в сознательное) – вдохновение – в сферу сознания поступает идея решения вначале в виде гипотезы, принципа, замысла; четвертая фаза (сознательная работа) – развитие идеи, ее окончательное оформление и реализация.
Так что же такое принцип, лежащий в основе творческой деятельности? Принцип – основополагающее первоначало, основное положение, исходный пункт размышления. Принцип на практике находит свое воплощение в методе. Метод – путь, способ исследования, изложения, система правил и приемов подхода к изучению явлений. В отличие от принципов методы подвижны и изменчивы. Разная степень обобщенности, присущая методам деятельности журналиста в разных проблемных ситуациях, порождает диапазон различий в способе его деятельности. Выделяются пять уровней, характеризующих степень обобщенности применяемых методов.
Первый – философский уровень: всеобщий метод, применяющий мировоззренческие принципы к процессу познания, творчества, практики, диалектико-материалистическая и историко-материалистическая методология.
Второй уровень – общенаучные методы познания, модифицируемые в журналистике в соответствии с ее социальными функциями, такими как наблюдение, эксперимент, анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение, аналогия, сравнение и другие.
Третий уровень – специально-научные методы, применяемые в журналистике, например – социологический опрос, психологическое наблюдение, статистическое обобщение, экономический анализ и так далее.
Четвертый уровень составляют междисциплинарные методы, являющие собой синтез научных методов и способов художественного отображения действительности.
Наконец, пятый уровень включает в себя конкретную методику и творческий прием, адекватные особенностям данной проблемной ситуации, замыслу произведения и позволяющие добиться максимальной эффективности при воздействии на аудиторию.
Все это составляет определение техники и технологии при сборе, обработке и интерпретации материала. Термин "техника" употребляется для совокупной характеристики навыков и приемов, используемых в определенной сфере деятельности человека. Технология – совокупность методов получения, обработки и получения конечного результата деятельности человека. Таким образом, изучение техники и технологии журналистского творчества невозможно без подробного анализа приемов и методов.
Выделяют следующие факторы, определяющие формирование методов:
а) стадиальность творческого процесса;
б) комплексность задач, решаемых журналистом на пути к результату творчества;
в) структура информационной среды;
г) законы познания, восприятия и переработки информации;
д) законы общения.3
Таким образом, методы журналистского творчества можно разделить на две крупные подгруппы: методы познания действительности и методы предъявления в тексте элементов выразительных средств.
Группа методов познавательной деятельности, в свою очередь, значительно влияет на группу методов, связанных с порождением текста.
В сознании русской творческой интеллигенции, противостоявшей духовному насилию, сложилась четкая оппозиция "художественность/идеологичность", где первая призвана охватить собой все царство эстетических и общечеловеческих ценностей, отстаиваемых в борьбе со второй, которая их лишь только искажает и обесценивает, сводя их к царству внеэстетического, к сфере вненормального и антигуманного. Разрушение этого стереотипа, закрепившего за идеологическими формами творческой деятельности все звенья системы средств массовой коммуникации, – необходимое условие для эффективного развития и функционирования журналистики, нацеленной на информативность, прежде всего.
Журналист в новом качестве, как ученый-исследователь, анализирует картину мира, вычленяя необходимые для аргументации фрагменты из множества фактов. При таком понимании его творческой деятельности на первый план выходят следующие принципиальные функции: обобщение, регуляция познания, конкретизация требований к познанию. Типология методов сбора информации четко делится на два раздела: традиционные и нетрадиционные методы получения информации. В числе нетрадиционных все большее место занимают методы пограничных наук, позволяющих журналисту с большей научной достоверностью отражать картину мира. Идеологизация творческой деятельности в такой ситуации сводится к представлению наибольшего диапазона системы политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности. Плюрализм подачи информации ведет и к плюрализму в отборе техники и технологии журналистского творчества, принципов и методов познания картины мира.
Рядом с материалистической позицией выступает и идеалистическое представление о мире, в совокупности с первой оно и создает новое информационное поле, формирующее общество новейшего времени.
Однако научный подход к отбору фактов и их дальнейшему изучению по-прежнему носит типический характер. Здесь мы опять вспомним о методологических принципах, лежащих в основе процесса познания. Это – принцип материального единства мира; принцип универсальности развития; принцип детерминизма; принцип историзма; принцип объективности; принцип инвариантности; принцип соответствия; принцип дополнительности; принцип наблюдаемости; принцип редукции; системно-структурный принцип.
Принцип детерминизма устанавливает, что внешние причины непосредственно определяют эффект своего воздействия, независимо от собственных свойств явления, на которое это воздействие оказывается, и всякое действие есть взаимодействие, внешние причины действуют через посредство внутренних условий.
Принцип историзма конкретизирует общий закон диалектики, трактующий развитие как всеобщее свойство материи, зачастую выступая как принцип социально-исторической обусловленности сознания, личности и деятельности.
Принцип объективности включает в свое содержание признание объекта познания независимо от субъекта, принципиальную познаваемость этого объекта, наличие соответствующих логических средств познания и возможность активного воздействия на объект исследования на основе полученных знаний.
Принцип инвариантности означает свойство оставаться неизменным при каких-либо изменениях, преобразованиях и связан с законами сохранения вещей, свойств и отношений.
Принцип соответствия зиждется на преемственности знаний между этапами преобразования информации.
Принцип дополнительности используется для воспроизведения целостности явления, когда сводятся воедино формально несводимые симметричные парные категории.
Принцип наблюдаемости определяет строение новых знаний на основе наблюдаемых явлений.
Принцип редукции означает сведение одних качественных состояний объектов к другим с целью объяснения неизвестного посредством сопоставления с хорошо изученным.
Системно-структурный принцип строится на понимании любого явления как системы, имеющей свои элементы.
Система принципов исследования явления складывается в методологическую основу. Именно методология определяет, в какой мере собранные факты могут служить реальным и надежным основанием объективного знания. В ней реализуется эвристическая (поисковая) функция исследования.
Журналист отбирает из множества фактов только те, которые объективно воссоздают реальную картину мира. Процедура такого исследовательского отбора содержит последовательность всех операций, общую систему действий и способов организации изучения явления.
Для того, чтобы событие могло стать новостью для всех, фактом, достойным внимания журналиста, оно должно содержать в себе ощутимую своевременность информирования, содержать определенную конфликтность и эффект "эмоционального толчка", быть в тесной связи с так называемыми "общечеловеческими" темами, всегда цепляющими внимание: жизнь-смерть, любовь-ненависть, здоровье-болезнь, дети-родители и так далее.