Здесь особо важны знание о свободном доступе к информации и убежденность в том, что работа над статьей – честный поиск правды. В этом журналисту призваны помочь методы познавательной деятельности. Они включают в себя две микрогруппы: традиционные для журналистики и нетрадиционные – методы социологии, психологии, этики и социальной психологии или методы других конкретных наук.
Традиционные методы получения сведений – это проработка документов, беседа и наблюдение. Нетрадиционные методы сбора информации: опрос, фокус-группа, статистика, контент-анализ и эксперимент.
Документом принято называть любой материальный носитель записи с зафиксированной на нем информацией для передачи во времени и пространстве. Задача, которую решает журналист, обращаясь к документу, состоит в том, чтобы получить необходимые ему сведения: политические, идеолого-этические, исторические, статистические, производственные, несущие определенные характеристики и описания людей и событий и тому подобные.
Обращение к документам начинается с их поиска. Здесь журналисту требуется высокий уровень библиографической, документоведческой грамотности. Ценность документальных источников и необходимость их использования имеют объективные предпосылки. Во-первых, потому, что потоки документальной информации пронизывают все сферы жизнедеятельности современного общества. Во-вторых, информация, содержащаяся в документах, иногда дублирует данные, полученные другими методами, и тогда она служит средством взаимопроверки и контроля их надежности.
Виды документов классифицируются по многим основаниям. В зависимости от технических средств фиксации информации документы делятся на письменные (включая и рукописные, и печатные), иконографические (видео, кино, фото, картины, гравюры и тому подобное), фонетические (радио, магнитофон, грампластинки). В зависимости от авторства это могут быть официальные документы и документы личного происхождения. В связи с мотивацией создания документов выделяют спровоцированные (созданные по чьей-либо инициативе) и неспровоцированные (созданные по инициативе их автора).
Необходимый и достаточный круг документальных источников определяется проблемой, предметом и задачами, поставленными журналистом при разработке темы. Традиционным методом анализа содержания документа является обычное "понимающее" восприятие знакового текста. Исходная задача при его освоении – извлечение заключенных в нем данных. Метод традиционного анализа в значительной степени основан на интуиции исследователя, его умении понятийного чтения, прослушивания или просматривания материалов. И практически всегда журналисту бывает недостаточно простой грамоты восприятия знакового текста.
Следующий момент освоения документа – интерпретация сведений. Здесь журналист использует неформализованные методы, основанные на общих логических операциях анализа и синтеза, сравнения, определения, оценивания и осмысления. Оценке подлежит все: степень достоверности документа, степень надежности сообщаемых данных, цель и намерение составителя документа, степень и качество осуществления этой цели, сами сообщаемые данные.
В ходе проработки документа необходима фиксация извлекаемых из него данных, которая становится новым специфическим документом – профессиональными записями журналиста. При определенных условиях они могут стать новым источником информации в дальнейших исследованиях проблемы. Поэтому, когда ведутся такие записи, в них следует отмечать точное название фиксируемого документа, ссылка на его автора, дату и место создания. Журналист обязательно указывает классификацию документа, место его хранения и архивные номера, общее количество страниц и номера тех из них, на которые он ссылается. Каждое извлечение из документа сопровождается точными библиографическими описаниями. Собственные выводы журналиста, сделанные по ходу изучения документа, отмечаются особо.
Если возникает сомнение в подлинности документа, журналист использует методы специального анализа: тщательно исследуются форма, бумага, шрифт, язык и тому подобное. В особо затрудненных случаях разыскиваются копии документа и его прямые или косвенные подтверждения в других документах.
Львиную долю сведений, в том числе и подтверждение документов, журналист получает в беседе – непосредственном речевом общении с лицами, имеющими то или иное отношение к изучаемой ситуации. Беседа отличается от интервью прежде всего тем, что все, участвующие в беседе, равноправны в изложении собственного мнения или формулировке вопросов. Беседа как метод познавательной деятельности журналиста такой вид организованного речевого общения, который предполагает отчетливое осознание журналистом стоящих перед ним задач и выработку тактики, соответствующей условиям общения. Надлежит получить пять групп данных: факты, мнения, объяснения, прогнозы, речевые приметы собеседника. Если учесть сложность, возникающую из-за ряда психологических причин, станет ясно, что выработка тактики беседы приобретает огромное значение для журналиста.
Еще задолго до начала беседы журналисту надлежит уяснить, какие ожидаются результаты. Для этого необходима предварительная подготовка, сбор информации как о предмете беседы, так и о предполагающихся собеседниках. Задавая простые вопросы и добиваясь на них простых ответов, журналист получает доступ к ключевой информации. В ходе беседы необходимы постоянное уточнение имен и должностей собеседников и упоминаемых ими лиц, а также фиксация телефонных номеров и адресов. Не бойтесь выглядеть дураком: просите разъяснений при каждом удобном случае, – лучше перебрать информации, чем ее недобрать. При этом все вопросы должны быть направлены на получение информации, а не мнений или впечатлений, выраженных расхожими речевыми штампами.
Особые разновидности беседы – беседа по телефону и беседа в письмах. В первом случае она носит "обслуживающий" характер: знакомство, договоренность о встрече, получение справки, уточнение данных и тому подобное. Во втором случае она имеет смысл лишь в случае значительной территориальной разобщенности с предполагаемыми собеседниками.
Третий традиционный для журналистики путь получения сведений – наблюдение. Этот метод познавательной деятельности предполагает непосредственное участие журналиста в изучаемой ситуации. Главное преимущество этого метода в том, что он позволяет фиксировать события и элементы человеческого поведения в момент их проявления. Здесь появляется возможность собирать данные независимо не только от умения предполагаемых собеседников говорить, но и от их желания говорить. Получая информацию из первых рук, журналист классифицирует виды наблюдения в зависимости от элементов контроля при наблюдении (контролируемое и неконтролируемое), в зависимости от положения наблюдателя относительно наблюдаемого объекта (включенное и невключенное), по степени формализованности наблюдения (структурированное и неструктурированное), по степени подготовки (систематизированное и несистематизированное), по временным характеристикам (длительное и оперативное), по позиции наблюдателя (открытые и скрытые), по способу получения сведений (прямое и косвенное), по числу наблюдателей (коллективное и индивидуальное).
Предметом журналистского наблюдения становятся сам человек, его внешность, характер, речевые характеристики, поведение, реакция на ту или иную актуальную ситуацию, разнообразные аспекты взаимоотношения и взаимодействия личности и коллектива, характер общения, уровень культуры общения, средства общения (жестикуляция, мимика, слово, речь), форма и содержание высказываний, предметно-вещественная среда. Не менее важно в этом ряду и наблюдение за наблюдателем, фиксация собственных ощущений журналиста, чаще всего применяющаяся при использовании метода "маски", когда исследователь вливается в коллектив исследуемых на равных правах, скрыв свою истинную профессию.
Контролируемое наблюдение ставит своей задачей сбор первичной информации для создания более точной картины и проверки тех или иных гипотез. Контроль осуществляется путем увеличения числа наблюдателей и сравнения результатов их наблюдения или через проведению серии наблюдений за одним и тем же объектом.
Включенное наблюдение означает, что члены исследуемой группы не знают, что за ними наблюдают. Журналист является активным и, как правило, рядовым участником событий. К нему примыкает скрытое наблюдение, при котором позиция журналиста временно не обнародуется.
Структурированным является такое наблюдение, при котором исследователь заранее определяет, какие из элементов исследуемого процесса или ситуации имеют наибольшее значение для его работы, и сосредотачивает внимание только на них. При этом журналист еще не сформулировал основные выводы, к которым должен прийти в ходе исследования.
Систематизированные наблюдения предполагают заранее составленный план, в котором отмечаются предметы и точки наблюдения, необходимый характер сведений и уровни наблюдения. Они проводятся лишь в том случае, когда журналист четко определил для себя цель, тему и предмет исследования.
В зависимости от задач текущего момента и намеченных целей журналист может вести длительное наблюдение за объектом исследования. Оперативное наблюдение, напротив, всегда ограничено временем и местом. Длительное наблюдение является источником множества интересных тем, помогает избежать поверхности, раскрывает перед журналистом глубинные слои социальной жизни, способствует созданию аналитических и художественно-публицистических произведений.
Прямое наблюдение предполагает непосредственный контакт журналиста с объектами реальной действительности. Косвенное – наблюдение не самого исследуемого явления или процесса, а его проявления через другие многочисленные социальные факты.
При коллективном наблюдении один объект исследования рассматривается разными журналистами с разных точек наблюдения, а может быть и зрения. Таким методом создаются рейдовые материалы или репортажи с массовых мероприятий.
Немаловажно научиться фиксировать информацию, полученную в ходе наблюдений. Для этого журналист отрабатывает систему записи "опорных" деталей, по которым можно восстановить весь ход событий.
Кроме традиционных методов получения сведений, журналист в своей практической работе использует методы смежных наук.
Метод опроса имеет несколько разновидностей. "Корреспондентский способ" состоит в рассылке вопросников тем лицам, которые располагают необходимой исследователю информацией. Второй разновидностью служит раздаточное анкетирование, когда необходимые анкетные опросники заполняются непосредственно в присутствии исследователя. Третья разновидность – запись ответов опрашиваемых самим исследователем. И, наконец, особое место занимает анкета, с помощью которой выясняется мнение по различным социальным вопросам.
Все эти разновидности в той или иной мере присутствуют в журналистской работе. Приобретая свои специфические особенности, опрос подразделяется здесь на очный (интервьюирование) и заочный (анкетирование). Прежде всего это массовое интервьюирование – метод получения данных о состоянии общественного сознания, общественного мнения, общественной практики с помощью устного опроса многих лиц. Затем анкетирование – метод получения данных о состоянии общественного сознания, общественного мнения, общественной практики с помощью заочного опроса.
Фокус-группа – метод группового интервью – находит свое применение в таких видах публицистической деятельности, как шоу В.В.Познера. Здесь опрос многих лиц идет одновременно, поскольку все заинтересованные в решении исследуемой проблемы ограничены местом и временем; влияя друг на друга, участники фокус-группы имеют возможность корректировать или комментировать свою точку зрения в отличие от массового интервьюирования. Основной элемент сходства между фокус-группами и включенным наблюдением состоит в том, что оба метода дают возможность непосредственно наблюдать процессы социального взаимодействия, а преимущество фокус-групп состоит в том, что предмет этих взаимодействий заранее известен, и весь процесс обсуждения сконцентрирован именно на нем.
Современная журналистика имеет значительный опыт использования в своих исследованиях различного вида источников статистической информации. Система информации в статистике подразделяется на два основные вида – оперативная и сводная информация. К оперативной относятся статистика естественного движения населения, ведомственная статистика и так далее. Ко второму виду статистических источников относится сводная информация, публикуемая в специальных изданиях. Объем информации, представленной статистикой, очень велик, однако здесь слабее отражена социальная информация по сравнению с экономической. Поэтому чаще всего статистические данные требуются журналистам при создании серьезных аналитических материалов на экономическую тематику.
При этом журналист имеет возможность сам создавать статистический документ особого рода. Ответы, полученные от респондентов в ходе опросов и проведения фокус-группы, детализирующие сведения о социально-классовом и демографическом составе населения, этическом и эстетическом мировоззрении, отношении к тому или иному событию социальной, экономической или политической жизни, образуют совершенно новый раздел социальной статистики. Наибольшую ценность они приобретают в том случае, если полученные данные анализировать в комплексе и в соотнесении с другими источниками. Это дает возможность журналисту наиболее глубоко рассмотреть поднятую проблему.
Контент-анализ позволяет получить выводы путем анализа содержания текста о состояниях и свойствах социальной действительности. Подобная техника может применяться не только к анализу документов, но и при изучении ответов на открытые вопросы, задаваемые при проведении обследования. Существует два типа контент-анализа: качественный, рассматривающий лишь наличие элемента содержания, и количественный, учитывающий частоту встречаемости. Для журналистики объектами исследований становятся тексты газет, передачи радио и телевидения, редакционные документы, письма граждан, служащие источником информации и каналом выражения общественного мнения, тексты неформализованных интервью.
Эксперимент – метод получения сведений о состоянии того или иного объекта действительности с помощью выявления его реакции на экспериментальный фактор. Журналист моделирует ситуацию, провоцируя исследуемых на определенные действия, в ходе выполнения которых он наблюдает за динамикой развития событий. Целью всякого эксперимента является проверка гипотез о причинной связи между явлениями, а потому его результаты применимы в качестве критерия истины. Но для достижения такой силы доказательств журналист должен быть уверен, что им учтены все факторы, влияющие на развитие данной ситуации, и исключено появление в ходе эксперимента абсолютно новых для нее, искажающих чистоту эксперимента.
Кроме перечисленных, журналист обращается и к другим методам конкретных наук, таким как экономический анализ, культурологический анализ, эстетический анализ, правоведческий анализ и так далее.
Сравнительно новые для журналистики, эти нетрадиционные методы освоены ею далеко не одинаково, а потому часты ошибки, низводящие получаемые результаты. Отсюда вытекает принцип дополнительности в использовании методов получения сведений, который предполагает обязательное комбинирование всех методов с учетом особенности задач и условий журналистского исследования.
Для того, чтобы на практике эффективно использовать все эти методы, журналисту требуется немало умений и навыков для выяснения и фиксации требуемых фактов. Профессиональное общение журналиста немыслимо без технического оборудования и немалой духовной культуры.
Прежде всего вспомним о технической оснащенности. Журналист обязан иметь при себе достаточный запас ручек, на случай, если какая-либо из них подведет в нужный момент, и как минимум пару блокнотов: для записи официальных бесед и для фиксации неофициальной информации. Диктофон фиксирует ход беседы при непосредственном контакте с собеседником, но не имеет возможности фиксировать мысли журналиста, возникающие по ходу беседы, поэтому блокнот остается непременным атрибутом журналиста всегда, – он помогает при переработке поступающей информации.
Содержанием общения является взаимное познание, взаимоотношение и взаимодействие. Творческая природа профессионального общения журналиста явственно обнаруживается в умении ставить содержательные и небанальные вопросы. Сущность же стадии порождения теста в интерпретации накопленной информации и подтверждении выстроенной журналистом рабочей гипотезы.
Формирование гипотезы – заключительная часть теоретической подготовки исследования. Она – отправная точка изучения проблемы с позиций структуры или характера связей между компонентами. Существуют определенные правила выдвижения и проверки гипотез.
Во-первых, гипотеза должна находиться в согласии или, по крайней мере, быть совместимой со всеми фактами, которых она касается.
Во-вторых, из многих противостоящих друг другу гипотез предпочтительнее та, которая единообразно объясняет большее число уже установленных фактов.
Далее, при выдвижении гипотез необходимо сознавать вероятностный характер ее выводов.
И самое главное, – гипотеза должна быть легко проверяемой.
Таким образом, рабочая гипотеза, основанная на предварительно собранной информации, получает свое подтверждение или опровержение в ходе проведенного журналистом исследования. Теперь можно приступать к формированию собственно публицистического текста.
Первая практическая задача состоит в том, чтобы так закодировать информацию, чтобы читатель адекватно раскодировал ее. Наиболее сложной является кодировка и раскодировка смысла, ценностных категорий. Журналист приступает к конкретизации идеи материала. Язык знаковых символов и ассоциативных связей должен быть доступен широкой читательской аудитории, иначе цель журналиста не будет достигнута.
В журналистике принято выделять следующие познавательные уровни: обыденные факты и факты науки. Последние, в свою очередь, подразделяются на эмпирические – результат первичной систематизации и обобщения полученных данных, теоретические – результат абстрагирующего мышления, и факты-образы – результат художественного осмысления действительности.
Характеристики целостного восприятия текста имеют название архитектоника. Композиционные приемы обеспечивают прямое ее соответствие доминирующим элементам содержания:
а) предметные приемы – построение материала отражает последовательность и субординацию событий и фактов;
б) методические приемы – воспроизведение структуры авторского рассуждения;
в) эссеистские приемы – сопоставление авторских ассоциаций, сравнений, аналогий.
Итак, журналист, пройдя все фазы творческого процесса, – от интуитивного проблеска идеи, сначала в виде гипотезы, до ее окончательного оформления, от сбора журналистской информации до объективации ее в знаковый информационный продукт, – реализует накопленные предыдущими поколениями технику и технологию и выступает как ученый-исследователь социума.