Жанровое многообразие публицистики. Основы журналистских жанров

Основы журналистских жанров

Литература

Примечания

1. См.: Джеймсон Ф. Политическое подсознание: Нарратив как соци­ально-символический акт / на англ.яз. – Итака, 1981.

2. См.: Пономарев Я.А. Знание, мышление и умственное развитие. – М., 1967; Пономарев Я.А. Психология творчества. – М., 1976.

3. См.: Лазутина Г.В. Технология и методика журналистского творчества. – М.: Изд-во МГУ, 1988.

4. Рэндалл Д. Универсальный журналист. – Великий Новгород; Санкт-Пе­тербург, 1999. – С.16.

Балин В.Д. Теория и методология психологического исследования. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1989.

Горохов В.М. Слагаемые мастерства. – М.: Мысль, 1982.

Кашинская Л.В. Метод наблюдения в журналистике. – М.: Изд-во МГУ, 1987.

Лазутина Г.В. Технология и методика журналистского творчества. – М.: Изд-во МГУ, 1988.

Методы журналистского творчества. – М.: Изд-во МГУ, 1983.

Методы сбора информации в социологических исследованиях: В 2-х кн. – М.: Наука, 1990.

Пономарев Я.А. Психология творчества. – М., 1976.

Почепцов Г.Г. Теория и практика коммуникации. – М.: Центр, 1998.

Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. – М.: Наука, 1990.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М.: Педагогика, 1976.

Рэндалл Д. Универсальный журналист. – Великий Новгород; Санкт-Пе­тербург, 1999.

Фомичева И.Д. Методика конкретных социологических исследований и печать. – М.: Изд-во МГУ, 1980.

Шумилина Т.В. Методы сбора информации в журналистике. – М.: Изд-во МГУ, 1983.

Жанр в переводе с французского означает – род, вид. Это исторически сложившаяся литературно-публицистическая форма, обладающая определенными устойчивыми признаками, многообразие которой в искусстве обусловлено тем, что его произведения отражают различные стороны действительности, имеют различные задачи и назначение.

Характер жанра определяется не только характером явлений, но и отношением к ним автора и задачей, которую тот перед собой ставит: поэтическое или прозаическое повествование, прославление или разоблачение и прочие. Это определяет основные жанры художественной литературы. В изобразительных искусствах основные жанры непосредственно определяются предметом изображения: портрет или пейзаж, историческое или бытовое и другие. В музыке определяющим является конкретное назначение данного вида произведения: песня или танец, концерт или романс и так далее.

Жанр в журналистике – одна из форм отражения объекта, жизненной ситуации, факта, одна из форм воплощения определенной идеи, мысли. При этом творческая личность в рамках определенного жанра всегда накладывает на публицистический материал свою неповторимую индивидуальность.

Формирование жанров было вызвано практической потребностью. Когда в начале XVIII века появилась первая русская печатная газета "Ведомости", то ее назначение – сообщать самые свежие новости – определило и жанровое ее своеобразие – информационность. Некоторые из материалов сообщали известия в краткой форме (заметка), другие содержали развернутое описание произошедшего (отчет) или более эмоционально передавали наиболее важные детали события (репортаж). Аналитических материалов в "Ведомостях" еще не было, – они сформировались из более поздней потребности разобраться в причинах происходящего.

Круг общественных проблем, оказывая влияние на формирование жанрового многообразия публицистических материалов, диктует и перемены в уже сложившихся жанрах. Жанры не стоят на месте, они постоянно развиваются и обогащаются. Обращаясь к тем или иным конкретным фактам, явлениям, ситуациям общественной жизни, публицистика вырабатывает специфические формы отражения социальных конфликтов, опирающиеся на конкретные исторические условия, но при этом сохраняющие известную устойчивость и преемственность. Так, например, фельетоны Ф.В.Булгарина и фельетоны М.М.Зощенко хоть и носят различную социально-адресную направленность, но при всем их конкретном историческом различии принадлежат к одному жанру.

Жанр всегда представляет собой органическое единство содержания и формы, где приоритет всегда принадлежит содержанию, идее. Содержание, фактическое документальное наполнение в журналистике главное. Но оно, в свою очередь, определяет проблему и характер, форму и объем публицистического выступления. И поэтому каждую публикацию следует рассматривать в единстве специфических свойств его содержания и формы. Но чтобы правильно понять сложившуюся сейчас жанровую систему печати надо знать и историю формирования средств массовой коммуникации, и причины, заставлявшие их развиваться именно так, а не иначе.

Основными причинами, вызывающими жанровую дифференциацию журналистского творчества, являются, во-первых, многообразие объектов действительности, отражаемых журналистикой, во-вторых, основные типы объектов, в-третьих, многообразие реальных конкретных ситуаций, характеризующих объекты действительности, в-четвертых, основные типы ситуаций, составляющих предметную область журналистики и, наконец, многообразие предметно-объектных характеристик отражаемой действительности.

В современной науке жанры принято классифицировать по ряду признаков. Прежде всего, по предмету познания и отображению объекта публицистом. Вторым признаком выделяют конкретное назначение материала. Третий признак связан с широтой освещения действительности и масштабами выводов и сообщений. Немаловажное значение в классификационных признаках занимает и определение характера литературно-стилистических средств, используемых в материале. И, наконец, размеры материала на газетной полосе. Для того чтобы не ошибиться в определении жанра, нужно обратиться ко всем этим признакам в совокупности, а не рассматривать каждый из них в отдельности.

Если все публицистические материалы разобрать по этим признакам, то можно выделить три основных родовых группы.

Первые, информационные, объединяет между собой событийный повод для выступления. Они, как правило, оперируют простой, первичной информацией и идут по горячим следам события. Поэтому главная их цель – оперативно сообщить о факте, событии, явлении. В числе определяющих признаков информационных жанров, прежде всего, выделяется новизна.

Аналитические представляют собой глубокое исследование жизни и всесторонний анализ фактов. При создании этих материалов журналист проводит анализ-синтез социальной действительности, расчленяя исследуемое явление на составные части, подробно изучая их, отделяя существенное от несущественного, главное от второстепенного, а затем делая выводы, обобщения и рекомендации.

Художественно-публицистическим жанрам свойственны образность, типизация, эмоциональная выразительность и насыщенность литературно-художественными изобразительными средствами, языковыми и стилистическими особенностями. В них конкретный, документальный факт как бы отходит на второй план, для автора важнее умение подняться над явлением, над фактом.

Таким образом, мы можем сказать, что информационные материалы – констатируют, аналитические – осмысливают и обобщают, художественно-публицистические – типизируют реально-документальную действительность.

В последнее время усиливается тенденция к смешению, к взаимопроникновению жанров. И потому некоторые исследователи делают ошибки, выделяя как новые жанры те, которые объединили в себе черты двух или более уже давно известных. Жанр – категория сравнительно устойчивая, не теряющая своих формообразующих качеств на протяжении веков. Наполняясь новым, актуальным содержанием, жанр приобретает новые черты, но формальные, жанрообразующие признаки серьезных преобразований не претерпевают. Но со временем новые видовые образования могут все-таки выкристализовываться в отдельные жанры. Среди таких, например, – жанр эссе.

Он рожден интересом рассмотреть морально-этические, историко-политические и эстетические проблемы через персонификацию, через конкретную личность. Поэтому этот жанр – личностный, позволяющий наиболее полно высказать и обосновать авторское мнение, воплотить в нем личные чувства и личные эмоции. Ему одновременно присущи и философско-аналитический взгляд на предмет, и художественная типизация образа.

Теория жанров отличается чрезвычайной сложностью, многоаспектностью, однако журналисту-практику важно разбираться в специфике видов и жанров публицистики, ведь только активное использование всей палитры жанрового многообразия и позволяет ему ярче проявить свое мастерство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: