Дмитрий Туманов

Литература

Заключение

Разумеется, что сориентированные на разные возрастные группы публикации «Игровой приставки» позволяют привлечь к газете внимание более широкого круга читателей, что, несомненно, способствует ее популярности.

Дальше текст «перерастает» в комиксы, изображающие приключения Бобика и Вовика в подземном лабиринте.

Рассмотренные три публикации адресованы взрослому читателю. Кроме них газета предлагает под рубрикой «Игровая приставка» еще один текст в жанре игры, но уже – для детей: «Приключения Бобика и Вовика, или Последняя тайна Ивана Грозного».

А завершается публикация ответом на заключенную в ней загадку (текст ответа дан в перевернутом виде). Поэтому и «вознаграждение», т.е. проверку точности своего ответа, читатель получит, как говорится, «не отходя от кассы».

Как первый, так и второй материал, как видно, предполагает в качестве завершающего этапа обращение читателей, увлекающихся «Игровой приставкой», в редакцию (плюс–возможное получение приза).

Третий материал, который называется «Уроки политической логики», как говорят, «завязан» на несколько иной результат. Вот содержание публикации:

Может быть, вы не поверите, но в одной стране жили два странных политика – господа Икс и Игрек. Странность же этих государственных мужей заключалась в том, что господин Икс не мог говорить правду по понедельникам, вторникам и средам, хотя в остальные дни скрепя сердце был неизменно правдив, а вот господин Игрек врал по вторникам, четвергам и субботам, но в другие дни говорил правду.

Как-то один иностранец по имени Зет, случайно встретившись с политиками в аэропорте, в зале ожидания для VIР-персон, поинтересовался у одного из них после увлекательного и продолжительного разговора ни о чем:

– Прошу простить, нас не представили... Как вас звать-величать? Тот ответил без колебаний:

– Мистер Икс.

Тут иностранец сообразил, что перед ним те самые оригиналы, которые врут и не краснеют. Иностранец был не промах, обладал чувством юмора, и потому следующий вопрос его звучал так:

– Какой сегодня день недели?

– Вчера было воскресенье, а завтра будет пятница, – добавил его соотечественник.

– Как же так, – изумился Зет, обращаясь ко второму собеседнику. – Вы говорите правду?

– Я всегда говорю правду по средам, – последовал ответ.

Иностранец обескураженно замолчал, но через минуту лицо его просветлело. Зет понял, кто из политиков Икс, а кто Игрек. Попробуйте разобраться и вы. А заодно ответьте, в какой день недели состоялся разговор.

Однажды на пороге редакции появился невысокий паренек с огромной сумкой в руке. В сумке что-то двигалось и тяжко вздыхало. Это что-то оказалось Бобиком – славной говорящей собакой. И рассказали нам Вовик и Бобик невероятную историю про то, как в московских подземельях они обнаружили библиотеку царя Ивана Васильевича Грозного. Да вот неудача: стерегли сокровища стрельцы с Малютой Скуратовым, за главного и сам Иван Васильевич. Мистика какая-то! Однако друзьям дивиться было некогда – спасаться надо. На берегу подземной реки лодку нашли. И вовремя: викинги на пятки наступают!

Журналистика, как и все другие сферы творческой деятельности, в ходе своего развития претерпевает определенные изменения. Достаточно отчетливо они проявляются в ее жанровом аспекте. Наметившийся в начале перестройки российского общества (а значит – и журналистики) резко выросший интерес к информационным жанрам в известной степени исчерпал себя. Это произошло не в малой мере потому, что журналисты все в большей мере стали ощущать несоответствие отведенной им роли простых регистраторов событий (информаторов) коренным информационным потребностям общества. В настоящее время оно нуждается не только в оперативной информации (новостях), но и в глубоком журналистском анализе действительности, а также ее художественно-публицистическом осмыслении.

К сожалению, в данный период уже возник дефицит квалифицированных журналистов-аналитиков, журналистов-очеркистов, фельетонистов и пр. (в первую очередь – это явно ощущается в региональной прессе).

Естественно, что устранение подобного дефицита невозможно без соответствующей подготовки новых журналистских кадров. Такая подготовка включает в себя и освоение современного аналитического, художественно-публицистического инструментария, в том числе овладение возможностями как информационных, так и аналитических, художественно-публицистических жанров, присущих нынешней периодической печати.

Жанровое оформление журналистских выступлений, их соотнесенность с выработанными в результате «потребления» журналистской информации установками аудитории являются важным моментом, повышающим ценность выступлений журналистов для читателей. Полагаем, что изложенное в книге представление о палитре современных жанров периодической печати может оказать существенную помощь в творческом становлении молодых авторов.

Акишина А.А. Структура цельного текста. М., 1979.

Ампилов В.А. Современный газетный очерк. Минск, 1972.

Бекасов Д.Г. Корреспонденция, статья – жанры публицистики. М., 1972.

Беневоленская Т.А. Портрет современника: Очерк в газете. М., 1983.

Березена В.Г. Жанр годового обозрения литературы в русской журналистике первой половины XIX в. // Русская журналистика XVIII–XIX вв. (из истории жанров). Л., 1969.

Бойко К.Г. Репортаж в газете. М., 1964.

Верховская А.И. Письмо в редакцию и читатель. М., 1972.

Виленский М.Э. Как написать фельетон. М., 1982.

Воскобойников Я.С., Юрьев В.К. Журналист и информация. М., 1993.

Газетные жанры. М., 1971.

Герхард М. Искусство повествования. М., 1984.

Горохов В.М. Критика и библиография в газете. М., 1970.

Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. М., 1984.

Гребенина А.М. Обзор печати: Проблемы теории жанра. М., 1980.

Гуревич С.М. Репортаж в газете. М., 1963.

Дзялошинский И.М. Проективная деятельность в структуре журналистского творчества // Деловая пресса России: настоящее и будущее. М., 1999. С. 185–227.

Журбина Е. Теория и практика художественно-публицистических жанров. М., 1969.

Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. М., 1990.

Кашинская Л.В. Эксперимент как метод журналистской деятельности // Вестник МГУ. Сер. Журналистика. 1986. №6.

Киш Э.Э. Опасный жанр литературы // Репортажи. М., 1964.

Колосов Г.В. Поэтика очерка. М., 1977.

Конторович В. Заметки писателя о современном очерке. М., 1973.

Коппервуд Р., Нельсон Р.П. Как преподносить новости. М., 1998.

Крикунов Ю.А. Рецензия в газете. М., 1976.

Кройчик Л.Е. Современный газетный фельетон. Воронеж, 1975.

Кройчик Л.Е. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста / Под ред. С.Г. Корконосенко. СПб., 2000. С. 125–168.

Kpoл H. Руководителям и бизнесменам нужны журналисты-аналитики // Деловая пресса России: настоящее и будущее. М., 1999. С. 86–87.

Лазутина Г.В. Технология и методика журналистского творчества. М., 1985.

Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2000.

Магай И.П. Структура произведения журналиста // Проблемы теории печати. М., 1975.

Майданова Л.М. Структура и композиция газетного текста. Красноярск. 1973.

Маслова Н.М. Путевые заметки как публицистическая форма. М., 1977.

Мезенцев М.Т. Особенности недокументального очерка // Филологические этюды. Ростов-на-Дону, 1974. С. 59–70.

Мучник Б.С. Человек и текст. М., 1985.

Пельт В.Д. Обзор печати. М., 1980.

Пелът В.Д. Информация в газете. М., 1980.

Померанц Г. Фельетонизм и Касталия // Журналист, 1999, №12.

Поспелов Г.Н. Теория литературы. М., 1978.

Проблемы информации в печати. М., 1971.

Пронин Е.И. Выразительные средства журналистики. М., 1980.

Прохоров Е.П. Публицистическое обозрение. М., 1963.

Прохоров Е.П. Эпистолярная публицистика. М., 1966.

Прохоров Е.П. Журналистика. Государство. Общество. М., 1996.

Роот А.А. История жанра передовой статьи. Казань, 1980.

Свинцов В.И. Смысловой анализ и обработка текста. М., 1979.

Симкин Я.Р. О публицистической пародии // Филологические этюды. Ростов-на-Дону, 1974. С. 71–83.

Симкин Я.Р. Сатирическая публицистика. Ростов-на-Дону, 1976.

Солганик Г.Я. Стиль репортажа. М., 1970.

Солганик Г.Я., Вакурое В.Н. и др. Стилистика газетных жанров. М., 1978.

Социальная практика и журналистский текст. М., 1990.

Справочник для журналистов стран Восточной и Центральной Европы. М., 1993.

Стрельцов Б.В. Аналитычныя жанры. Минск, 1974.

Стюфляева М.И. Образные ресурсы публицистики. М., 1982.

Ткачев П. Сатиры злой звенящая струна... (о памфлете). Минск, 1980.

Тертычный А.А. Аналитическая журналистика. М., 1998.

Тертычный А.А. Аналитический инструментарий журналиста // Деловая пресса России: настоящее и будущее. М., 1999. С. 160–185.

Тертычный А.А. Предъявите ваши аргументы. Журналист. 1998. №5.

Тертычный А.А. Проблемное выступление. Журналист. 1998. №9.

Тертычный А.А. Быть обозревателем. Журналист. 1999. №1.

Тертычный А.А. У полемики есть свои законы // Журналист. 1999. №10.

Тертычный А.А. Версия – инструмент журналиста // Журналист. 1999. №11.

Тертычный А.А. Письма пишут разные // Журналист. 1999. №12.

Тертычный А.А. Эксперимент – дело тонкое // Журналист. 2000. №1.

Тертычный А.А. Исповедь // Журналист. 2000. №2.

Тертычный А.А. В жанре Кассандры // Журналист. 2000. №3.

Тертычный А.А. Сатиры острая стрела // Журналист. 2000. №4.

Тертычный А.А. Дать совет совсем не просто // Журналист, 2000, №5.

Тертычный А.А. Тяжела ты, шапка рецензента // Журналист, 2000, №6.

Тертычный A.A. Журналистское расследование. М., 2000.

Уроки Аграновского. М., 1976.

Ученова В. От вековых корней. М., 1985.

Ученова В.В. Творческие горизонты журналистики. М., 1976.

Ученова В.В. Современные тенденции развития журналистских жанров // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 11. Журналистика, 1976. С. 17–27.

Уемов А.И. Логические ошибки. М., 1975.

Феллер М.Д. Структура произведения. М., 1981.

Черепахов М.С. Работа над очерком. М., 1966.

Шандра В.А., Попова М.Ф., Макашина Л.П. Аналитические жанры газеты. Екатеринбург, 1996.

Шостак М.И. Ироничный журналист // Журналист, 1997, №5.

Шостак М.И. «Картинки репортерам // Журналист, 1997, №10.

Шумилина Т.В. «Не могли бы вы рассказать?». Метод интервью в журналистике. М., 1976.

Bowman W. The ABC of short story writing. London, 1976.

Mencher M. News Reporting and Writing-Duble-Iowa, 1991.

Higgins G. On Writing. Advisee for those who write to publish. N.Y., 1990.

Nuarb Gotfried. Kommentar und Betrachtung. Leipzig, 1981.

Schulze R. dk Reportage. Leipzig, 1980.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: