ГЛАВА II. СИСТЕМА ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. НАЗНАЧЕНИЕ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ИХ СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
Существующие и прогнозируемые угрозы военной безопасности Российской Федерации
Факторы, влияющие на степень военной опасности и характер военных угроз для Российской Федерации
Ключевым вопросом для определения военной опасности, существующих и прогнозируемых угроз для национальной и военной безопасности Российской Федерации является проблема формулирования национальных интересов государства. Современная система национальных интересов страны достаточно емко отражена в Концепции национальной безопасности. Под ними понимается совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. Интересы эти носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. Наши национальные интересы в военной сфере заключаются в защите независимости России, ее суверенитета, государственной и территориальной целостности, в предотвращении военной агрессии против России, ее союзников, в обеспечении условий для мирного, демократического развития государства.
Существует ряд факторов, повышающих уровень военной опасности для Российской Федерации. Прежде всего, это:
переход НАТО к практике силовых (военных) действий вне зоны ответственности блока и без санкции Совета Безопасности ООН. Возведенный в ранг стратегической доктрины, он чреват угрозой дестабилизации всей стратегической обстановки в мире;
увеличивающийся технологический отрыв ряда ведущих держав и наращивание их возможностей по созданию вооружений и военной техники нового поколения. Такая ситуация может подтолкнуть их к качественно новому этапу гонки вооружений;
активизация деятельности на территории Российской Федерации иностранных специальных служб и используемых ими организаций;
затянувшийся процесс реформирования военной организации и оборонного промышленного комплекса Российской Федерации, недостаточное финансирование национальной обороны и несовершенство нормативной правовой базы. Как результат - критически низкий уровень оперативной и боевой подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, недопустимое снижение обеспеченности войск (сил) современным вооружением, военной и специальной техникой, крайняя острота социальных проблем. Это в свою очередь ведет к ослаблению военной безопасности Российской Федерации в целом.
Для анализа того, как будет складываться военно-политическая обстановка, в которой России придется существовать в качестве субъекта мировой политики, следует учитывать, в том числе ее геополитическое положение. А оно уникально. Россия находится в центральной части Евразии уже в силу этого может активно влиять на глобальные политические процессы и жизнь планеты в целом. Недаром английский географ и политик X. Маккиндер, взгляды которого пользуются популярностью в США, приравнивал контроль над Евразией к контролю над миром. И это положение России являлось и является целью устремлений субъектов мировой политики, а значит - и источником угроз.
По своему положению в мире Россия была, есть и будет объектом глобальных, региональных и локальных угроз и вызовов различного характера. На глобальном уровне - Россия, даже в сегодняшнем непростом экономическом состоянии. - слишком значимый и важный субъект мировой политики, держава, несущая огромную ответственность за судьбы мира. а региональном уровне она - естественный центр силы для стран в постсоветском пространстве, влиятельный арбитр в международных делах.
Какие факторы будут определять характер военных опасностей и угроз в первом десятилетии ХХТ века? Какими тенденциями в глобальной расстановке сил в мире будет характеризоваться военно-политическая обстановка в этот период? Они, на наш взгляд, таковы:
высокая степень нестабильности;
рост активности в использовании военной силы при решении спорных проблем, как внутренних, так и международных;
рост влияния и возможностей террористических и экстремистских организаций;
ярко выраженное стремление США обеспечить свое глобальное лидерство на обозримое будущее.
На последнем тезисе следует остановиться особо. Решение вопроса об основном источнике и характере военной опасности для России в ближайшей и долгосрочной перспективе существенным образом будет определяться деятельностью США по проецированию военной силы исходя из своего понимания национальных ценностей и интересов.
Прежде всего, опасность представляет характерный для нынешнего руководства США уклон в пользу односторонних действий. С точки зрения республиканцев, для обеспечения американского лидерства не требуется опоры на международный консенсус: США будут действовать вместе с союзниками там, где это возможно, но готовы действовать самостоятельно там, где это необходимо. Если при проведении операции в Афганистане США заручились соответствующими резолюциями Совета Безопасности ООН, то в дальнейшем администрация Буша не намерена испрашивать санкцию для расширения масштабов операции и проекции своей силы в любом направлении.
Крайне негативно относится руководство Вашингтона ко многим сферам режима контроля над вооружениями, который, по их мнению, стал препятствием для обеспечения подавляющего военного превосходства США и воспринимается им как односторонние ограничения. В условиях, когда у Вашингтона нет равного по силам противника, администрация Буша объявила, что военное строительство будет основано не на оценке конкретной угрозы, а на необходимости обладания силами и средствами, позволяющими одержать победу в конфликте с любым гипотетическим противником.
Подавляющее военное превосходство США позволяет качественно изменить суть военного противоборства. Фактически речь идет не о "бесконтактной", а об "односторонней" войне. В ходе ее США получили возможность, не встречая адекватного отпора, уничтожать военные, экономические и политические объекты другой стороны и достигать политических целей войны. С учетом приверженности Вашингтона практике двойных стандартов, оценке военно-политической обстановки с одной, удобной ему, точки зрения, США сами становятся угрозой стабильности и безопасности. Упоенный успешно проведенной операцией в Афганистане. Вашингтон назначил следующие жертвы - страны так называемой "оси зла". Кто берется предугадать весь список?
Действия Вашингтона создают политическую и материальную платформу для длительной войны. Конечные ее цели пока не ясны, но можно предположить с высокой степенью уверенности, что, наряду с разгромом террористических организаций и группировок, это укрепление политических, экономических и военных позиций США в целом ряде регионов мира, в том числе - прилегающих к границам России.
Да, пока Соединенные Штаты нуждаются в партнерах и союзниках. Но высказывания администрации Белого дома (практически их можно выразить формулой: "кто не с нами - тот против нас") позволяют сделать вывод: можно оставаться партнером, только следуя в фарватере политики США. Показательно в этом плане, что даже необходимость политических реверансов по отношению к России в ответ на поддержку ею антиталибской коалиции, никак не повлияла на позиции США по проблематике ПРО и расширению НАТО на восток.
Снижение угрозы возникновения крупномасштабной войны в Европе не исключило возможности зарождения и развития конфликтных ситуаций, в том числе с вовлечением в них России. Результатом эскалации этих ситуаций могут стать и военные действия. Более того, эти конфликты могут тайно провоцироваться и подпитываться США и Западом с целью получения дополнительных рычагов влияния на политику России
Соперничество в политической, экономической и военной сферах между существующими и возникающими центрами силы на континенте, потенциальные очаги напряженности, вооруженные конфликты на региональном уровне, наличие в мирное время у ряда государств мощных вооруженных сил, а также ядерного оружия, будут по-прежнему составлять серьезную угрозу, в том числе и военную, для безопасности России и стран Содружества.
Основными источниками возникновения конфликтных ситуаций могут стать сохраняющаяся кризисная обстановка в отдельных регионах континента, вызванная наличием экономических, этнополитических, территориальных, религиозных и других противоречий в условиях действия несовершенных механизмов по их урегулированию.
В качестве потенциальной опасности в более отдаленной перспективе следует рассматривать создание к 2003 году в соответствии с решениями Европейского союза европейских сил быстрого реагирования. Их главные задачи - проведение операций по осуществлению гуманитарных интервенций.
Данный курс Европейского союза подкрепляется межгосударственной консолидацией европейской оборонной промышленности. Особенно быстрыми темпами он проходит в аэрокосмической и электронной сферах, являющихся ключевыми в военно-промышленной базе современных государств. К концу текущего десятилетия ЕС сможет приобрести собственные, независимые от НАТО (фактически от США) разведывательно-коммуникационную инфраструктуру, систему управления боевыми операциями и военно-транспортную авиацию. В случае реализации заявленного курса ЕС получит возможность оказывать военно-политическое давление (вплоть до силового) на Россию с целью обеспечения собственных интересов. Ведущие европейские страны смогут обладать к 2010 г. новыми системами ПВО, которые фактически способны выполнять функции тактической ПРО. Кроме того, Великобритания и Франция не собираются отказываться от ядерного оружия.
Наибольшую опасность для России будет представлять Североатлантический союз и его вооруженные силы. Мероприятия военно-политического руководства блока будут по-прежнему направлены на превращение альянса в единственную организацию, способную диктовать свои военно-политические и экономические требования не только в Европе, но и за ее пределами. При этом наряду с повышением политической активности, руководство блока значительное внимание будет уделять укреплению военной составляющей альянса.
С присоединением к НАТО стран - кандидатов второй и третьей очереди боевой потенциал НАТО может возрасти почти в 1,5 раза. Поэтому дальнейшая реализация планов продвижения НАТО на восток, при определенных условиях, будет означать для России значительное повышение уровня потенциальной военной опасности.
Расширение НАТО имеет многовекторную направленность. Во-первых, включение новых стран в НАТО увеличивает возможности США и других ведущих держав альянса оказывать политическое и военное давление на Россию с южного, юго-западного, западного и северо-западного направлений. Это давление может рассматриваться как попытка шантажа, осуществляемого без непосредственного применения военной силы в целях достижения разнообразных интересов: начиная от субъективно трактуемых гуманитарных вопросов и заканчивая территориальными уступками.
По-видимому, высшее руководство НАТО не рассматривает возможность ядерной или обычной войны против России в качестве реалистического сценария. Такая угроза не может считаться реалистичной до тех пор, пока есть возможность использовать ядерное оружие в ответ на применение военной силы со стороны Североатлантического альянса. Поэтому угрозу безопасности России, вызванную расширением НАТО не следует рассматривать буквально как подготовку к войне по Балканскому сценарию.
Во-вторых, расширение НАТО представляет для России угрозу военно-стратегического характера. В результате дальнейшего расширения НАТО происходит утрата Россией стратегического предполья, что коренным образом меняет подход к обороне страны. В этом же контексте необходимо рассматривать отработку военным комитетом НАТО документов, предусматривающих возможность использования силы в постсоветском пространстве.
Ситуация может стать еще более опасной в случае размещения на территории стран Восточной Европы и Балтии группировок войск (сил) альянса, в том числе ядерных. В результате практического осуществления подобных планов значительно сократится время стратегического предупреждения, что существенно ограничит возможности по принятию адекватных мер в случае внезапной агрессии.
В-третьих, в настоящее время расширение альянса и другие его различные акции представляют собой не только экспансию политическую, экономическую, военную, но и экспансию культурно-цивилизационную, направленную на ликвидацию историко-культурной идентичности России.
Нельзя полностью исключать и того, что крайне реакционные круги США и Североатлантического альянса, в силу различных причин (стремление окончательно расправиться с геополитическим соперником, обострение ресурсной проблемы, политическая недальновидность и т.д.) уже в настоящее время ведут дело к тому, чтобы спровоцировать Россию на разрыв отношений с Западом и ее самоизоляцию.
Очевидна опасность намерения администрации США сломать стратегическую стабильность с помощью создания системы ПРО, хотя с точки зрения возможностей по противодействию России осуществлять ядерное сдерживание она проявится не ранее 2010 г.
Потенциальной опасностью для России является коренное изменение соотношения военно-морских сил в пользу соседних государств. При сохранении нынешних тенденций, к 2005 г. наш флот будет уступать на Черном море ВМС Турции - в два, на Балтике Швеции также в два раза, Германии - в четыре. Па Дальнем Востоке разрыв в соотношении военно-морских сил в пользу других государств будет еще более значительным.
Потенциальным источником возникновения в Европе военно-политической напряженности будет оставаться проблема неурегулированности территориальных споров между сопредельными государствами. Нельзя исключать, что заручившись поддержкой США и НАТО, некоторые страны могут начать с большей настойчивостью добиваться осуществления своих территориальных и иных притязаний к России и Беларуси, что естественно, способно привести к резкому обострению обстановки. Возникшая напряженность может, при определенных условиях, выйти из под контроля и перерасти в вооруженный конфликт, в том числе и с втягиванием в него государств СНГ.
На примере Югославии можно делать вывод о возможности военных угроз от "миротворческой деятельности" США и их ближайших союзников, не соответствующей существующим международно-правовым нормам. Потенциальная угроза для России связана с тем, что "миротворческие силы" без санкции Совета Безопасности ООН могут быть введены на территории сопредельных с Российской Федерацией государств с целью оказания военно-политического давления или создания плацдарма для последующих агрессивных действий.
Сохранение большого количества (в общей сложности порядка 140) очагов этнотерриториальных конфликтов на постсоветском пространстве, которые, по оценкам экспертов, вряд ли будут урегулированы в ближайшем будущем, также представляет опасность для национальной безопасности России.
Не следует забывать, что сегодня из 89 субъектов Российской Федерации 45 (51%) являются приграничными. Они занимают 76,6% территории. Там проживает более 40% населения России. Причем 24 субъекта Российской Федерации оказались в положении приграничных впервые. Это принципиально новая ситуация. А значит необходимо по-особому учитывать основные угрозы интересам и безопасности Российской Федерации в пограничном пространстве в тех новых геополитических условиях, в которых она оказалась.
Возможными военно-политическими целями военных конфликтов, развязанных против России, могут быть: разрешение спорных проблем в пользу ведущих стран Запада и их союзников; максимальное ослабление военного потенциала России и дружественных стран СНГ и подрыв их международного авторитета как государств, способных влиять на развитие ситуации в регионе и мире, а также решительно отстаивать свои жизненно важные интересы.
Зонами наибольшей потенциальной опасности могут стать приграничные районы со Скандинавскими странами, странами Балтии, Калининградская область, причерноморский регион на Западе, кавказский регион на Юго-Западе.
Военно-политические конфликты между сопредельными государствами в самой Центральной и Восточной Европе могут и не оказать прямого влияния на военную безопасность России, однако в определенной степени способны затронуть ее политические и экономические интересы.
Военно-политическая обстановка на Юге сохранится наиболее сложной и противоречивой. Она будет характеризоваться крайним динамизмом и в высшей степени непредсказуемостью развития событий.
Этот регион, как никакой другой, является объектом пристального интереса различных сил, ведущих борьбу за передел в нем сфер влияния. Наиболее отчетливо это проявляется через действия США, которые посредством ведения антитеррористической операции в Афганистане, используя сложную внутриполитическую и религиозную обстановку в этой стране, высокую степень криминализации (производство и транзит наркотиков), закрепляют свое влияние в Центральной Азии.
Афганистан по-прежнему является одним из наиболее опасных очагов региональной и международной напряженности. Едва ли можно вести речь о взятии ситуации в этой стране под контроль международной антитеррористической коалиции. Положение усугубляется активными попытками вмешательства во внутренние дела Афганистана исламских государств, каждое из которых преследует собственные, зачастую противоположные цели. Наиболее остро в Афганистане сталкиваются интересы Пакистана и Ирана, которые имеют с ним общие границы. Руководство этих стран не исключает даже возможности быть вовлеченными в вооруженный конфликт.
Закавказье все более рассматривается Вашингтоном с точки зрения своих жизненных интересов, американские капиталовложения там быстро развиваются. США располагают мощными рычагами влияния на регион, приобретающий все большее стратегическое значение как для России, так и в контексте более широких геополитических соображений. Нарастающая концентрация в этом районе мира финансовых и экономических интересов американского капитала потребует, в недалеком будущем, военного присутствия США в целях обеспечения этих интересов. Примеры информационного вмешательства Запада в события, происходящие на Кавказе, мы уже имеем. Возможность непосредственного военного вмешательства не исключена.
Деятельность Турции будет направлена на достижение своих политических, экономических и военно-стратегических целей, главными из которых являются ослабление России и ее связей с государствами СНГ, втягивание их в международные исламские организации с перспективой создания некоего мусульманского блока в противовес России, использование природных ресурсов, научно-технического потенциала и рынков Кавказа и Центральной Азии в качестве естественной составной части турецкого экономического пространства.
Иран также активизирует усилия по расширению своего влияния в регионе. Учитывая развертывающееся соперничество за влияние на Юге со стороны США, Турции, Пакистана, а также последовательное наращивание присутствия здесь Китая и Индии, Тегеран будет стремиться к закреплению своих позиций в Центральной Азии.
Отмечая высокую военно-политическую активность Исламабада и Анкары в регионе, хотелось бы подчеркнуть, что хотя официальные круги Пакистана и Турции отрицают возможность прямого военного столкновения с Россией и странами СНГ. однако в случае возникновения регионального военного конфликта готово, исходя из собственных интересов, оказывать помощь военными советниками и оружием одной из противоборствующих сторон.
Индия будет стремиться к обеспечению стабильности в районах, граничащих с Пакистаном. При этом подход Индии к региональной безопасности в значительной мере будет определяться ее стремлением играть доминирующую роль в Южной Азии и бассейне Индийского океана. Определенное место в такой деятельности Индия отведет практической реализации своих планов по созданию Ассоциации регионального сотрудничества государств зоны Индийского океана, рассчитывая занять в ней ведущие позиции.
Стремление большинства государств на Юге решать спорные проблемы и утверждать свои позиции в регионе преимущественно силовыми методами стимулирует наращивание технической оснащенности их вооруженных сил как за счет увеличения объемов внешних военных закупок, так и путем расширения собственного военного производства. Сохранится тенденция ряда ведущих стран к обладанию оружием массового поражения и средствами его доставки (Ирак, Иран, Израиль). Более того, Пакистан официально заявил, что обладает ядерным потенциалом.
Наиболее опасным является продолжающееся распространение ракетно-ядерной и химической технологий (Израиль. Ливия, Ирак, Иран, Пакистан) и увеличение в регионе запасов современных наступательных вооружений.
Источниками вооруженных конфликтов в Центрально-Азиатском стратегическом районе могут стать перерастание локальных военных конфликтов в региональные (широкомасштабные) войны с вовлечением в них стран СНГ, Турции и вооруженных группировок отдельных военно-политических партий и движений Афганистана, сохранение стремления ряда ведущих стран региона к обладанию оружием массового поражения и средствами его доставки, а также массовая миграция населения.
Нельзя не сказать о значении религиозного фактора для стран Юга. Противопоставление ислама другим религиям, а также одного исламского государства другому становится порой главным козырем для западных стран в создании неспокойной обстановки в регионе. Извлекая преимущества из религиозных противоречий, Запад проводит выгодную для себя и Израиля стратегическую линию на подогрев конфликта между разными течениями в исламе, между исламом и православием.
Основная подоплека этого заключается в том, что Вашингтон и ведущие западные страны видят здесь основной источник энергоносителей и сырья в XXI в. и будут стремиться установить свой контроль за их транспортировкой на мировые рынки, формированием новых маршрутов грузопотоков. Деятельность Запада по освоению месторождений на постсоветском пространстве может в значительной мере затронуть интересы России.
Военно-политическая обстановка на Востоке остается сложной. Положительными тенденциями являются: расширение связей России с Китаем, Японией, Южной Кореей и странами АСЕАН; попытки создать в Азиатско-Тихоокеанском регионе коллективную систему поддержания мира и урегулирования спорных проблем; снижение напряженности на Корейском полуострове. Негативное воздействие на ее развитие оказывают политика США, Японии и Китая по установлению лидерства в регионе. США в обозримом будущем сохранят в районах, непосредственно прилегающих к российскому Дальнему Востоку, 100-тысячную передовую группировку своих войск, которая рассматривается Вашингтоном в качестве одного из важных инструментов реализации национальных внешнеполитических целей в АТР.
Следует подчеркнуть, что особое внимание со стороны Соединенных Штатов стало уделяться обновлению форм военного сотрудничества. Причем такое "обновление" носит достаточно провокационный характер и вызывает озабоченность у мирового сообщества.
Речь идет о новой редакции "Основных направлений японо-американского сотрудничества в области обороны". В отличие от подобного документа 1978 года, который предусматривал совместные действия только в случае прямого нападения на Японию, новое соглашение обязывает Токио и Вашингтон сотрудничать в военной сфере и в случае возникновения "чрезвычайных обстоятельств" в "прилегающих районах". Суть этих "обстоятельств" и географические рамки сферы совместных действий в документе сознательно не оговорены. Но вывод очевиден: зона военных интересов, в первую очередь американских, значительно расширяется, и это приведет к расширению спектра угроз безопасности для России на Востоке.
Япония будет стремиться к равноправному партнерству с Вашингтоном в формировании мирового порядка и пытаться занять в перспективе положение "лидера Азии". Она не оставит своих усилий по "возвращению северных территорий".
Китай сосредоточит основные усилия на претворении в жизнь долгосрочного стратегического курса, направленного на превращение страны к середине XXI века в мощную державу, способную оказывать решающее влияние на развитие военно-политической обстановки в мире и, в первую очередь, в АТР. Поэтому Пекин заинтересован в сохранении на достаточно длительную перспективу стабильной военно-политической обстановки в регионе. Вместе с тем пекинские лидеры не только не исключают, но и прямо предусматривают возможность использования военной силы или угрозы ее применения для защиты национальных интересов КНР. В ближайшей перспективе сохранится и при определенных условиях может усилиться вероятность применения Китаем вооруженных сил для утверждения китайского суверенитета над островными территориями в Южно-Китайском (острова Парасельские и Спратли) и Восточно-Китайском (острова Сенкаку) морях, а также для решения тайваньской проблемы.
В китайской политике в отношении России доминирующим является стремление к дальнейшему развитию политических. торгово-экономических и военных связей. Однако, несмотря на позитивное в целом развитие отношений, в них сохраняются и даже усиливаются негативные моменты, противоречащие национальным интересам России, а в перспективе способные создать угрозу безопасности России.
Фактически нынешнее китайское руководство продолжает проводить в отношении России сугубо прагматический курс, добиваясь односторонних выгод и преимуществ, в первую очередь в военно-политической области и в миграции граждан Китая на территорию России.
Пекин проявляет определенную заинтересованность в сохранении конфронтационных моментов и предпосылок для их обострения в отношениях между России и США, между Россией и Японией. Китайское руководство рассчитывает, таким образом, не допустить тесного сближения России и государств СНГ со странами региона, ослабить давление Запада на КНР, повысить значимость самого Китая в стратегическом балансе сил.
Придавая особое значение военно-техническому сотрудничеству с Россией, китайцы, однако, не намерены связывать себя какими-либо долговременными обязательствами, тем более политического характера. В условиях сохраняющихся в странах Запада ограничений на военные поставки в КНР, в Пекине рассматривают Россию в качестве одного из наиболее доступных источников получения современных военных технологий при минимальных финансовых затратах. Основные усилия при этом концентрируются на получении доступа к наиболее перспективным разработкам, в первую очередь в тех областях, в которых КНР не в состоянии самостоятельно преодолеть отставание от мирового уровня. С этой целью предпринимаются меры по приобретению, в том числе зачастую и неофициальным путем, необходимого оборудования и технологий, а также к привлечению военно-технических специалистов из России к практической работе в интересах Китая.
Развитие отношений с Китаем сопровождается расширением китайского присутствия в приграничных с КНР районах стран СНГ. Фактически на Дальнем Востоке, в Забайкалье, Казахстане и Киргизии происходит процесс экономической и демографической экспансии Китая, который, при определенных условиях, может привести к возобновлению территориальных притязаний Пекина к России и государствам - членам Содружества, а также к конфликтам на этнической почве.
Непосредственная угроза военной безопасности России на Востоке в настоящее время отсутствует, однако наличие комплекса неблагоприятных факторов обусловливает потенциальную возможность силового давления на Россию со стороны США, Японии и Китая.
К таким факторам относятся: стремление китайского руководства к завоеванию лидирующего положения в регионе и мире и быстрый рост экономического и военного потенциалов страны; дальнейшее качественное наращивание боевых возможностей японских вооруженных сил, осуществляемое в соответствии с принятой в 1995 г. долгосрочной Программой национальной обороны, что при определенных обстоятельствах может привести к трансформации территориальных и других противоречий в военную угрозу со стороны Японии.
Корейский полуостров по-прежнему остается серьезным очагом напряженности на Востоке. США, Япония и Китай фактически не заинтересованы в образовании единого сильного корейского государства, которое может стать для них серьезнейшим экономическим конкурентом, а в перспективе - и мощной военно-политической силой.
Таким образом, военно-политическая ситуация на Востоке, по сравнению с другими регионами, характеризуется меньшей вероятностью резкого обострения и развязывания здесь крупномасштабной войны. Однако при сохранении существующих источников напряженности нельзя исключать появления здесь новых противоречий, непосредственно затрагивающих интересы безопасности России.
Анализ угроз военной безопасности Российской федерации будет неполным, если не упомянуть о таком долговременном факторе, негативно влияющем на развитие общественных отношений в России и в ряде сопредельных государств, как терроризм. Министр Обороны РФ С. Б. Иванов, выступая на 38-й Мюнхенской конференции по безопасности в феврале 2002 г.. отметил, что опасность угроз, связанная с деятельностью террористических организаций в ближайшее время не только сохранится, но, скорее всего, еще более усилится. В перспективе, в случае ослабления противодействия бандам террористов, существует опасность их объединения с целью дальнейшей дестабилизации ситуации в кризисных регионах.
Терроризм в чистом виде, как это имело место при нападении чеченских бандитов на Дагестан или во время воздушных атак на Нью-Йорк и Вашингтон, встречается не часто. Современный терроризм тесно связан с наркобизнесом, незаконной торговлей оружием, изготовлением и распространением фальшивых денег, с перемещением капитала, его отмыванием и даже с созданием легальных торговых фирм.
Всесторонний анализ данной проблемы и условий, в которых она развивается, позволяет сделать прогноз о дальнейшем усилении агрессивности, увеличении организационно-тактического потенциала и росте профессионального уровня международного терроризма за счет приобретения опыта проведения крупномасштабных и дерзких акций, совершенствования специальной подготовки террористов за счет активного использования наемничества, тесного смыкания политических террористических структур с преступными сообществами, а также использования ими принципиально новых форм политического противоборства. Пропагандистским прикрытием подобных акций часто является широкое распространение лозунгов "национально-освободительной борьбы".
Выводы по первой главе:
1. Характер современных военных угроз кардинально изменился. Существует блоки внешних и внутренних военных угроз, а по масштабу и те, и другие включают угрозы глобального, регионального и местного характера. Возник целый ряд новых военных угроз, которые еще несколько лет назад считались маловероятными или малозначимыми. Усилилась взаимосвязь между внешними и внутренними угрозами. Возросла опасность региональных, локальных, но особенно внутригосударственных конфликтов и войн. Совершенно иным стал состав противоборствующих сил. Изменились средства, которые могут использоваться для военного давления и реализации военных угроз.
2. России, в целях обеспечения своей гарантированной безопасности, необходимо оценивать и прогнозировать существующие и потенциальные угрозы, сколь бы малы они ни были и своевременно предпринимать широкий комплекс необходимых мер в политической, экономической, социальной и других областях государственной деятельности. Особое внимание следует уделять анализу концептуальных взглядов, документов и практических мер в области внешнеполитической и военной деятельности Соединенных Штатов Америки. Именно США, в интересах сохранения однополярного мира, заинтересованы в существовании разного рода управляемых ими конфликтов.
3. Угрозы национальной безопасности Российской Федерации и ее союзникам в оборонной сфере во все большей степени приобретают комплексный характер. Само по себе деление угроз на военные и невоенные становится в значительной степени условным, последние при определенных обстоятельствах могут трансформироваться в военные. Усиливаются военно-технические, военно-экономические, информационные и другие внешние опасности.
4. Анализ возможных угроз показывает, что для снижения возможного уровня их возникновения, система обеспечения военной безопасности должна обладать большими правами, полномочиями, достаточной мощью и определенной силой, которые позволят решать ей все возникающие проблемы в сфере военной безопасности. Вместе с тем данная система должна быть подотчетна государству, функционировать в его интересах и защищать их.
5. Для достижения стратегической цели обеспечения военной безопасности Российской Федерации, прежде всего, требуется определить критерии безопасности Российской Федерации и их пороговые значения. Не выработав такой механизм, мы всегда будем проигрывать в текущих оценках и прогнозах, выборе адекватных мер обеспечения безопасности.
В Концепции национальной безопасности Российской Федерации указывается: "Обеспечение военной безопасности Российской Федерации является важнейшим направлением деятельности государства. Главной целью в данной области является обеспечение возможности адекватного реагирования на угрозы, которые могут возникнуть в XXI веке, при рациональных затратах на национальную оборону".
В решении проблемы обеспечения военной безопасности государства может быть несколько подходов.
Первый базируется на концепции примата международного права в военной политике государств и военных союзов. Эта концепция исходит из того, что сила оружия в качестве гаранта безопасности должна быть заменена безусловным выполнением международных правовых норм, широким сотрудничеством и доверием. Часть этой концепции, направленная на предотвращение войн невоенными средствами, всемерно поддерживается Россией.
Второй подход к обеспечению военной безопасности базируется главным образом на силе, что выражается в непрерывном стремлении создать и содержать в условиях мирного времени военный потенциал, адекватный существующим и прогнозируемым угрозам для наших национальных интересов.
Будучи сторонницей первого подхода к обеспечению военной безопасности, Россия вместе с тем не может не учитывать реалий современного мира, когда методы силового давления, военных угроз и прямого применения военной силы не скоро исчезнут из арсенала средств достижения государствами своих политических целей. Это обстоятельство составляет для нашего государства единственно приемлемый в настоящее время третий подход к обеспечению военной безопасности.
Суть этого подхода заключается в примате правовых, дипломатических и других невоенных средств предотвращения войны с одновременным содержанием силовых военных структур, обладающих потенциалом оборонной достаточности. Под этим потенциалом следует понимать такие военные силы, которые при минимальных затратах на их содержание в мирное время были бы способны обеспечить сдерживание возможного агрессора от развязывания войны, а в случае нападения - осуществить стратегическое развертывание и отразить агрессию. Иными словами, Вооруженные Силы России и другие оборонные структуры должны быть такими, чтобы, с одной стороны, надежно обеспечить защиту жизненно важных интересов, связанных с независимостью и территориальной целостностью нашего государства, а с другой - быть минимально обременительными для экономики страны.
Реализуя третий подход, руководство нашего государства:
исходит из непреходящего значения основополагающих принципов и норм международного права, которые органично взаимосвязаны и дополняют друт друга;
рассматривает в качестве партнеров все государства, чья политика не наносит ущерба ее национальным интересам и безопасности и не противоречит Уставу ООН;
строго соблюдает действующие договоры в области ограничения, сокращения и ликвидации вооружений, содействует их реализации, обеспечению определяемого ими режима;
содействует всемерному расширению мер доверия в военной области, включая взаимный обмен информацией военного характера, согласование военных доктрин, планов и мероприятий военного строительства, военной деятельности.
Таким образом, главными целями обеспечения военной безопасности России становятся предотвращение, локализация и нейтрализация военных угроз.
Стратегическая цель обеспечения военной безопасности Российской Федерации - создать и поддерживать такое политическое, международное и военно-стратегическое положение страны, которое бы исключало возможность для любого государства или союза государств путем любых видов воздействия ослабить роль и значение Российской Федерации как субъекта международных отношений, изменить вектор ее социально-экономического развития, нанести ущерб ее национальным интересам.
Совершенно очевидно, что деятельность общества и государства по обеспечению военной безопасности должна базироваться на некоторых основополагающих принципах:
единство, взаимосвязь и сбалансированность всех видов безопасности, изменение их приоритетности в зависимости от изменяющейся ситуации;
приоритет политических, экономических, информационных средств обеспечения военной безопасности;
подчиненность деятельности элементов системы военной безопасности государства Конституции и законам Российской Федерации;
выдвижение реальных (по времени, ресурсам, силам и средствам) задач;
осуществление мер насилия (в том числе и с использованием военной силы) только на основе норм международного права и в строгом соответствии с отечественными законами;
осуществление управления силами и средствами обеспечения военной безопасности в соответствии с федеративным устройством России и распределением компетенции между органами государственной власти Российской Федерации, ее субъектами и органами местного самоуправления.
Основными направлениями обеспечения военной безопасности являются:
создание благоприятных внешнеполитических условий для обороны страны;
определение приоритетных национальных интересов в области военной безопасности, комплекса политико-дипломатических и иных невоенных средств и способов ее обеспечения;
разведывательная и контрразведывательная деятельность;
организация военно-политического и стратегического руководства обороной страны, вооруженными силами и другими войсками;
принятие законодательных документов по обороне, создание необходимой экономической и научно-технической базы для надежной обороны;
подготовка территории страны к обороне;
поддержание вооруженных Сил и других силовых структур, привлекаемых к обороне, в состоянии высокой боеспособности, боевой и мобилизационной готовности к вооруженной защите страны;
развитие военной науки и военного искусства;
укрепление и развитие оборонно-промышленного комплекса.
Решение любых вопросов в рамках проблем военной безопасности должно осуществляться одним органом (системой). Это позволяет решать все возникающие в рамках безопасности государства проблемы, начиная от момента их возникновения до полного (в лучшем случае) устранения причины, ее вызвавшей.
С целью анализа возможных угроз, выработки мер, способов и средств их устранения, а также реализации непосредственного устранения возникающих угроз в государстве существует система, осуществляющая вооруженную защиту его интересов. На данную систему возлагаются следующие функции:
выявление и прогнозирование внешних и внутренних угроз жизненно важным объектам военной безопасности;
осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации;
создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения военной безопасности;
управление силами и средствами обеспечения военной безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях;
осуществление мероприятий по восстановлению нормального функционирования объектов военной безопасности;
участие в мероприятиях по обеспечению военной безопасности за пределами страны в интересах последней, в соответствии с заключенными международными договорами.
Для реализации жизненно важной задачи государства - защиты суверенитета и территориальной целостности страны создаются силы, средства и органы, способные совместными усилиями выполнить эту задачу. Их деятельность объединена общими целями, задачами и способами реализации, базируется на единой нормативной правовой базе и общих принципах обеспечения национальной безопасности, осуществляется в едином контуре управления. Совокупность этих сил. средств и органов представляет собой систему обеспечения военной безопасности Российской Федерации. Она является важнейшим и единственным государственным механизмом, призванным реализовывать принятые в стране концептуальные взгляды и доктринальные установки в области обеспечения военной безопасности. Реализация осуществляется путем координации деятельности федеральных органов исполнительной и законодательной власти, общественных объединений и граждан на основе действующего законодательства.
Основная роль системы обеспечения военной безопасности в структурах государственной власти и управления заключается в том, что данная система должна жестко увязывать национальные интересы, ценности и цели Российской Федерации с политическим курсом государства, различного рода угрозами военного характера, а также формами и способами их реализации преимущественно политико-военными и военными методами.
Учитывая, что в сфере обеспечения национальной обороны переплетаются практически все функции жизни и деятельности государства, можно считать, что система обеспечения военной безопасности Российской Федерации является важнейшей составной частью системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в целом, главным инструментом реализации государственной политики обеспечения национальных интересов Российской Федерации в области обороны.
Система обеспечения военной безопасности может иметь внешний и внутренний аспекты. С точки зрения внешнего аспекта это, прежде всего, способность Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, военной инфраструктуры и систем разведывательного, информационного и иных видов обеспечения сдержать (предотвратить) открытую военную агрессию против Российской Федерации и ее союзников.
С точки зрения внутреннего аспекта это строительство и развитие такой военной организации государства, которая была бы обеспечена реальными экономическими возможностями страны.
Система обеспечения военной безопасности охватывает практически все области функционирования общества и государства, важнейшими из которых, по мнению военных специалистов и ученых, являются:
собственно военная область (вопросы совершенствования военной организации государства, оборонного планирования, оперативной и боевой подготовки войск и сил);
военно-политическая область (вопросы коллективной региональной, в том числе СНГ, и глобальной безопасности; миротворческой деятельности);
военно-экономическая область (вопросы экономического и ресурсного обеспечения военного строительства, поддержания жизнедеятельности войск и сил на уровне, обеспечивающем требуемую степень боевой готовности и боеспособности, вопросы формирования военного бюджета и распределения бюджетных средств);
военно-социальная область (вопросы духовно-нравственной подготовки населения к решению оборонных задач, нравственно-психологические проблемы воинских коллективов, социальные проблемы военнослужащих);
военно-техническая область (вопросы развития фундаментальной науки в интересах обеспечения обороны страны, поисковых и прикладных исследований, базовых военных технологий, вопросы создания, модернизации и утилизации образцов вооружения и военной техники, подготовки специальных и научно-технических кадров);
военно-технологическая область (вопросы развития базовых военных технологий для решения оперативно-стратегических, оперативных и оперативно-тактических задач - совершенствование систем разведки и управления войсками и оружием, разведывательно-ударных комплексов и т. д.);
договорно-правовая область (контроль над вооружением и разоружением);
область военно-технического сотрудничества (вопросы экспортного контроля, формирования номенклатуры экспорта вооружения и военной техники, система подготовки кадров и иные виды обеспечения);
область нормативно-правового обеспечения военного строительства (совершенствование и развитие нормативно-правовой базы военного строительства).
Система обеспечения военной безопасности обеспечивает сочетание централизованного и децентрализованного управления силами и средствами в соответствии с федеративным устройством России и распределением полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, ее субъектов и органами местного самоуправления. Особое место в обеспечении военной безопасности занимает процесс подготовки и принятия упреждающих решений по защите национальных интересов.
Основу системы обеспечения военной безопасности составляет военная организация государства. В ее состав входят войска, силы и средства силовых министерств и ведомств Российской Федерации, другие министерства и ведомства, реализующие меры организационного, политического, правового, социального, экономического, управленческого, военного и иного характера, направленные на обеспечение стабильного развития государства и общества, гарантирующие возможность и способность нейтрализовать угрозы в военной сфере. Выполнение этих мер позволяет предотвратить либо пресечь внешнюю военную агрессию, обеспечить суверенитет, территориальную целостность, политическую, экономическую и информационную независимость государства, дальнейшее осуществление демократических преобразований в соответствии с целями развития и национальными интересами России.
Однако проблема обеспечения военной безопасности государства -это не только и не столько вопрос совершенствования ее военной составляющей. Сегодня обеспечение военной безопасности страны необходимо оценивать, прежде всего, как производную от уровня развития экономической, информационной, собственно военной и технологической базы государства, системы политических отношений в обществе и степени его демократического развития, системы международных отношений и сложившейся структуры миропорядка, интеграционных объединений различных государств и т.д.
Главным структурным элементом системы обеспечения военной безопасности является ее управленческий компонент: высшие органы государственного и военного управления - Президент РФ, его Администрация, Совет Безопасности РФ, Правительство РФ и подчиненные ему федеральные органы исполнительной власти.
В Военной доктрине Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ в апреле 2000 г., на органы государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ возложены новые, сложные задачи по обеспечению военной безопасности. Их предстоит решать в кризисной ситуации. в условиях проведения военной и экономической реформ, когда коренным образом меняются функции и задачи Министерства обороны. Генштаба, других министерств и ведомств в сфере обороны и безопасности страны.
Следующий важнейший элемент системы обеспечения военной безопасности - силовой компонент, включающий в свой состав Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы с соответствующими системами управления и всестороннего обеспечения.
Следует особо отметить обеспечивающий компонент, включающий часть промышленного и научного комплексов страны, военную инфраструктуру, систему нормативно-правового и финансово- структуру, систему нормативно-правового и финансово-экономического обеспечения, участвующих в процессе военного строительства и обеспечения военной безопасности, структуры внешнеполитического обеспечения.
Роль внешнеполитических структур в обеспечении военной безопасности состоит в:
поисках путей ослабления существующих или возникающих межгосударственных противоречий, обострение которых приводит к ухудшению военно-политической обстановки и возрастанию степени военной опасности;
налаживании и укреплении дружеских связей с государствами, которые могли бы выступить в роли союзников при грозящей нашему государству агрессии;
локализации возникающих конфликтных ситуаций политическими методами.
Роль внутриполитических структур в обеспечении военном безопасности чрезвычайно многогранна. Они должны:
эффективно проводить в жизнь все законодательные акты и решения правительства по вопросам обороны страны, военно-патриотической подготовке населения, обеспечивать успешное проведение мероприятий в области подготовки экономики и территории страны в военном отношении;
осуществлять на практике социальную и национальную политику, способствующую укреплению и стабилизации мира, исключающую проявление протестных действий населения в организованных формах.
В обеспечении военной безопасности особенно велика роль экономических структур. Экономика - главная база мощи государства. От ее состояния прямо зависит военный потенциал, отражающий возможности государства содержать и совершенствовать вооруженные силы, повышать их боеспособность, пополнять обученными кадрами, снабжать современным оружием, военной техникой и всеми видами довольствия.
Значительную роль в обеспечении военной безопасности страны, особенно внутренней, играют правовые структуры, которые должны разрабатывать проекты эффективных законодательных актов и добиваться неуклонного выполнения принятых законов.
Россия провозгласила построение правового государства. И любой законодательный акт, касающийся военной безопасности, приобретает в этих условиях особое значение.
С военным элементом безопасности тесно связан его морально-психологический компонент, который включает в себя:
качество людского потенциала, то есть духовные возможности населения страны, которые определяются степенью морального сознания и психологической подготовкой населения и находит свое выражение в способности и готовности народа и армии выдержать испытания войны, мобилизовать все силы для достижения победы;
общественный статус военнослужащих, представляющий собой совокупность прав и обязанностей, определяющий их юридическое положение в обществе и государстве. В России он закреплен в Законе РФ "О статусе военнослужащих";
морально-психологическое состояние командного и переменного состава.
Основными условиями формирования системы военной безопасности являются:
необходимость непрерывного прогнозирования и анализа военных опасностей (угроз) для существования личности, общества и государства;
экономическая возможность государства содержать систему обеспечения военной безопасности;
наличие в структуре государства сбалансированных в своей деятельности государственных институтов (законодательных, исполнительных и судебных);
наличие координирующего органа функционирования всей системы обеспечения военной безопасности (Совета Безопасности).
Оптимальность же структуры системы обеспечения военной безопасности достигается за счет правильной организации взаимодействия ее составных частей - элементов системы.