double arrow

ГИГИЕНА ТРУДА В ТАНКОВЫХ И МОТОСТРЕЛКОВЫХ ЧАСТЯХ


Насыщение армии техникой, наблюдающееся в по­следние годы, в значительной степени сблизило условия труда личного состава танковых и мотострелковых подразделений. В гигиеническом обеспечении танкистов и мотострелков появилось много общего.

Боевая машина пехоты (БМП) — высокоманеврен­ный вездеход, хорошо защищающий от пуль, оскол­ков мин и снарядов. Вооружение — орудие и пулеме­ты. Боевая машина пехоты используется для ведения боя и переброски личного состава. Экипаж — коман­дир машины, механик-водитель и наводчик-оператор.

Рабочее место командира расположено сразу же за рабочим местом механика-водителя. В распоряже­нии командира — радиостанция для связи с командо­ванием, приборы стрельбы и наблюдения и другие приборы. Рабочее место механика-водителя (около 0,75 м2) находится впереди места командира. Перед механиком-водителем размещена панель с приборами. Шкалы приборов покрыты специальным светящимся составом, что позволяет вести машину в темноте. Управление БМП гидравлическое, поэтому действия механика-водителя не сопровождаются большими фи­зическими усилиями.

Сиденья у всех членов экипажа мягкие, поворачи­вающиеся вокруг оси на 360°. Специальные оптические приборы позволяют вести обзор местности в очень ши­роком секторе.

Десант размещается за моторным отделением и боевыми местами экипажа на двух длинных полумяг­ких скамьях, расположенных вдоль бортов машины. На 1 человека десанта приходится 0,5 м площади.





Вентиляция во время марша без угрозы примене­ния противником оружия массового поражения естест­венная. При преодолении зараженных участков и при ведении боевых действий включается механическая вентиляция. Воздух в отсеке десанта очищается с по­мощью фильтровентиляционной установки. Для удале­ния пороховых газов служат специальные насадки, которые присоединяются к автомату. На боевой ма­шине имеется запас питьевой воды.

Самоходные зенитные установки предназначены для ведения борьбы с низколетящими и маневрирую­щими средствами.

Современные танки, обладая хорошей проходи­мостью, эффективным вооружением, высокой устойчи­востью по отношению к огневым средствам противника и средствам массового поражения, являются мощным оружием. В годы Великой Отечественной войны (1941 — 1945) советские танковые и механизированные войска сыграли очень важную роль в разгроме врага.



Устройство танка и рабочие места танкистов. Ос­новными частями танка являются броневой корпус, башня, вооружение, силовая установка и силовая пе­редача, ходовая часть, электрооборудование, средства связи, специальное и вспомогательное оборудование.

В броневом корпусе и башне размещаются экипаж, вооружение, боекомплект, различные агрегаты и ме­ханизмы; в передней части корпуса — отделение управ­ления, где располагается механик-водитель. В отделе­нии управления имеются приборы и приспособления для управления работой силовой установки, агрегатов силовой передачи и ходовой части, а также курсоука-затель, прибор для визуального наблюдения, перего­ворное устройство, баллоны сжатого воздуха и пуле­мет.

Сиденье механика-водителя позволяет выбрать удобную рабочую позу. Регулировка в продольном направлении осуществляется при помощи винта, на­клон спинки — путем перемещения дуги подлокотника по трем прорезям рамки спинки. При движении танка с открытым люком сиденье устанавливается в верхнее положение (башня должна быть застопорена), с за­крытым — в нижнее. Распределительный щиток управ­ления механика-водителя имеет около 20 приборов контроля и управления.

Механик-водитель современного танка перерабаты-


вает значительную информацию, поступающую от разнообразных источников, и является типичным спе­циалистом операторного профиля деятельности. От его квалификации зависит успех выполнения экипажем боевой задачи. Танк должен вести стрельбу с хода, двигаться в различных ситуациях боевой обстановки с необходимой скоростью. Важное значение имеет быстрая ориентация механика-водителя, согласован­ность его действий с действиями остальных членов экипажа.

В боевом отделении помещаются командир маши­ны, наводчик и заряжающий. Здесь находятся казен­ная часть орудия с прицельным приспособлением, пу­лемет, часть боекомплекта, радиостанция, приборы наблюдения и управления огнем, переговорное устрой­ство, изолирующие дыхательные аппараты, НЗ продо­вольствия в металлических коробках, запас питьевой воды и танковая аптечка.

Для предупреждения травм головы экипаж обеспе­чивается шлемофонами — летним и зимним (с мехо­вой подкладкой). Часть шлемофона, прилегающая к теменной, затылочной и височно-теменной области головы, снаружи имеет противоударные ребра.

Для уменьшения уязвимости современный танк стремятся сделать возможно меньших размеров.

Вход в танк и выход из него производятся через люки. Крышки, которыми закрываются люки, имеют большой вес. Невнимательность или недостаточная выучка членов экипажа может привести к тяжелым травмам при падении крышки. При открытых люках в танке во время его движения возникают сильные воздушные потоки. В летнее время через люки в ма­шину могут попадать пыль, грязь, а зимой — снег. Силовое отделение находится позади боевого.

При работе двигателя воздух из боевого отделения засасывается в моторное, вследствие чего исключается возможность проникновения отработавших газов в зону дыхания людей.

Снаружи танка размещены топливные баки, фары и прожекторы, буксирные тросы, бревна для самовытаски­вания и другое вспомогательное оборудование.

Особенности условий труда танкистов и солдат мо­тострелковых частей. Выше уже отмечалось, что в общем правила содержания и хранения боевых машин пехоты и бронетранспортеров, условия пребывания в них не


имеют существенных отличий от правил содержания и хранения танков. Поэтому в настоящем разделе и рассматриваются вместе особенности условий труда танкистов и солдат мотострелковых частей.

Условия труда танкистов и мотострелков в отличие от условий труда других военных специалистов имеют ряд специфических особенностей. К ним относятся: ограниченность размера рабочего помещения, вынужден­ная рабочая поза, неблагоприятный температурный ре­жим, при открытых люках — загрязнение и запылен­ность воздуха от впереди идущих машин, контакт с го­рючими и смазочными материалами, шум и вибрация, опасность воспламенения одежды в боевых условиях, ограниченность поля наблюдения. Все эти особенности, как в отдельности, так и в различных сочетаниях, могут вызывать переутомление.

Ограниченность размера рабочего по­мещения боевой машины и вынужден­ность позы. Малые габариты рабочих мест и на­личие металлических ограждений, имеющих выступы и углы, затрудняют работу членов экипажа и требуют от них постоянного внимания, высокой степени коор­динации и соразмерности движений. Особенно сильно затрудняется работа в движущемся танке, когда эки­паж испытывает действие сотрясений и толчков. Чтобы избежать ушибов, танкисты вынуждены на марше и во время работы в танке постоянно находиться в состоя­нии мышечного напряжения, принимая нередко не­удобную позу, что ведет к застою крови в конечностях и способствует появлению статического утомления.

Для снятия явлений статического утомления, раз­вивающихся во время марша, необходимо на останов­ках при возможности выполнять такие физические упражнения, как, например, бег. В целях профилактики травматизма танкисты должны соблюдать технику без­опасности и работать в танке в шлемах и рукавицах.

Неблагоприятный температурный ре­жим. Температура воздуха в танке, как правило, выше, чем снаружи. Источниками тепла являются нагретая поверхность моторной перегородки, нагретая солнцем броня, а также организм членов экипажа. Летом самым интенсивным источником тепла является броня танка, нагревающаяся до 60—70° С. Вот почему летом темпе­ратура воздуха в танке может достигать 35—40" С. Для предупреждения перегревания, если есть возмож-


ность, открывают люки, включают вентиляцию. Очень эффективно мытье на привалах ног и лица холодной водой. Особо важен питьевой режим. Пить мож­но неограниченно, малыми порциями до утоления жажды.

В зимнее время температура в танке примерно рав­на наружной, поэтому возможны переохлаждения. Способствует этому и скованность позы танкистов во время движения танка. Для обогревания танка имеется система отопления, использующая тепло выхлопных газов. Большую роль в профилактике неблагоприятного действия холода играют рациональная одежда и обувь. При движении с открытыми люками для защиты лица от воздействия холодного ветра и снега на люк меха­ника-водителя устанавливают специальный колпак с защитным стеклом, имеющим электрический обогрев.

Загрязнение воздуха в танке и броне­транспортере -пороховыми и выхлопны­ми газами. Основными компонентами пороховых газов являются окись углерода и окислы азота, состав­ляющие соответственно 35 и 40% этих газов. Загряз­нение пороховыми газами может происходить во время стрельбы из пушек и пулеметов. Концентрация поро­ховых газов зависит от скорости и продолжительности стрельбы, а также от эффективности и объема вен­тиляции. Чем выше скорость стрельбы, тем больше нарастает концентрация пороховых газов. Вентиляция танка осуществляется специальными вентиляторами и работающим двигателем. Выхлопные газы от тан­кового двигателя также содержат окись углерода, но в меньшем количестве, чем пороховые. Выхлопные газы могут попадать в танк от впереди идущих машин и особенно во время марша в лесу, при движении в ущелье, туннеле и при встречном ветре. Поэтому на марше следует строго соблюдать дистанцию между машинами — порядка 25—50 м.

Запыленность воздуха. Во время марша в боевую машину проникает пыль, содержание которой в воздухе танка или бронетранспортера может дости­гать больших концентраций. Попадая в органы дыха­ния и на слизистую оболочку глаз, она вызывает фа­рингиты, ларингиты и бронхиты, конъюнктивиты и блефариты. В боевой обстановке вместе с пылью в танк могут проникать радиоактивные и отравляющие ве­щества, а также БС. Для защиты глаз и органов ды-


хания от пыли используются защитные очки, респи­раторы, противогазы.

Контакт с горючими и смазочными материалами. В качестве горючего (топлива) для танка применяется дизельное топливо, а в качестве смазочных материалов — различные масла нефтяного происхождения. В зимнее время для охлаждения дви­гателей вместо воды применяют антифризы. Пары топлива, а также присадки к ним и к маслам пред­ставляют определенную опасность для танкистов. По­этому работа с ними требует строгого соблюдения правил техники безопасности. Предельно допустимой концентрацией паров большинства нефтепродуктов при пересчете на углерод является 0,3 мг/л. Более высокие концентрации вызывают хроническое отрав­ление.

Непосредственный контакт с горючими и смазоч­ными материалами может вызвать изменения кожного покрова. Так, легкие виды горючего, например бензин, обезжиривают и сушат кожу, что снижает ее эластич­ность и вызывает появление трещин, способствуя раз­витию экзем и пиодермии. Тяжелые виды горючего, смазочные масла вызывают типичные для танкистов масляные угри (фолликулиты), гиперкератозы и дру­гие заболевания кожи. Как местное, так и общее дей­ствие горючего и смазочных материалов усиливается при высокой температуре воздуха и тяжелой физиче­ской нагрузке.

Санитарные мероприятия, направленные на преду­преждение вредного воздействия горючего и смазоч­ных материалов, включают соблюдение гигиенических нормативов при строительстве гаражей и складов для горючего. Имеется в виду обязательное устройство хорошей искусственной вентиляции, достаточного освещения, оборудование душевыми и умывальниками.

Очень важно содержать в исправном состоянии тару, применять только закрытые механические спосо­бы перелива горючего. Личный состав, обслуживающий технику, обязан пользоваться спецодеждой. Запре­щается использование бензина или керосина для мытья рук, а тем более засасывание горючего в шланг ртом. Строгое соблюдение правил личной гигиены так­же дает немалый эффект в предупреждении вредного влияния топлива и смазочных материалов.

В боевых условиях возникают π о ж а р о- и в з ρ ы-


воопасные ситуации. Для борьбы с пожаром имеется специальное оборудование, которое позволяет в короткое время погасить в танке пожар. При вклю­чении противопожарного оборудования экипаж по команде надевает изолирующие дыхательные аппараты. Специальная пропитка одежды танкиста придает ей повышенную огнестойкость.

Шум и вибрация в танке и других брониро­ванных машинах обусловлены работой двигателя, со­трясениями корпуса, связанными с движением по не­ровным дорогам и пересеченной местности. За час движения по бездорожью экипаж испытывает до 700 толчков. Виброколебания могут быть поперечно-угло­выми, продольно-угловыми и вертикальными, часто меняющимися и бессистемными. И хотя вибрация в танке и бронемашине не приводит к вибрационной болезни, она вызывает разнообразные неблагоприятные реакции и сдвиги в организме: повышение мышечного тонуса и нервной возбудимости, спазм сосудов и рас­ширение зрачков, замедление сердечных сокращений. Шум при движении танка снижает внимание, остроту слуха и секреторную деятельность, вызывает подавлен­ное настроение, повышает артериальное давление и приводит к общему утомлению.

Для уменьшения шума в конструкции танка пред­усмотрена система амортизаторов. Часто источником шума являются плохо закрепленные детали, поэтому своевременно проведенные технические осмотры могут существенно снизить интенсивность шума в танке или бронетранспортере. Шлемофон танкиста не только за­щищает от действия шума, но и предупреждает травму головы.

Ограниченность наблюдения и коле­бания освещенности. Необходимость постоян­ного наблюдения, ограниченный обзор местности в со­четании с быстрым передвижением боевой машины предъявляют повышенные требования к работе зри­тельного анализатора. Для облегчения адаптации ор­гана зрения освещенность в танке в дневные часы работы, создаваемая искусственно, должна быть не менее 50 лк, в ночные часы — от 2 до 7 лк.

Особенности медицинских мероприятий по ги­гиеническому обеспечению личного состава танковых частей. Медицинские мероприятия по гигиеническому обеспечению танковых частей начинаются уже во Βре­


мя призыва, когда проводят отбор лиц, годных для службы в указанных частях. Такой профессиональный отбор является очень важным звеном в системе ме­роприятий, направленных на решение проблемы «че­ловек — машина». Первый этап этого отбора — ме­дицинское освидетельствование во время призыва, второй — первичное медицинское обследование в воин­ской части во время пребывания пополнения в каран­тине.

Особенностями медицинских мероприятий по ги­гиеническому обеспечению танкистов являются: про­филактика статического утомления, медицинское обеспечение легководолазной подготовки и контроль за работой личного состава по обслуживанию техники.

Наиболее эффективным способом профилактики статического утомления является отработка всех на­выков и боевых приемов до степени автоматизма, так как только автоматические реакции протекают на по­ниженных энергетических уровнях.

Современные танки могут преодолевать водные ру­бежи по дну водоемов. Для этого они оснащены обо­рудованием, техническое совершенство которых позво­ляет экипажу без всякого риска для здоровья выпол­нять такую боевую задачу. Однако нарушения правил эксплуатации, правил техники безопасности могут при­вести к серьезным последствиям. Так, например, если при подводном вождении в танке создается разреже­ние и через воздухопитательную трубу вместе с возду­хом будут засасываться выхлопные газы, возможно отравление выхлопными газами. Неправильное поль­зование изолирующим противогазом может привести к баротравме.

В профилактике возможных неблагоприятных по­следствий подводного вождения танка большое зна­чение имеют тренировки, проводимые в ходе занятий по боевой подготовке.

Медицинское обеспечение легководолазной подго­товки требует от врача танковой части хорошего зна­ния физиологических особенностей работы в изолирую­щем дыхательном аппарате и особенностей подвод­ного вождения танков. Под руководством врача личный состав изучает физиологические особенности пребы­вания под водой в изолирующем дыхательном аппа­рате, правила техники безопасности и меры по ока­занию первой помощи. Врач, проводя такие занятия,


должен обращать внимание обучающихся на высокую надежность всех технических средств, в том числе изолирующих дыхательных аппаратов, обеспечивающих подводное вождение танков.

В состав спасательной группы, создаваемой при преодолении танками водных рубежей по дну водое­ма, включается фельдшер или санинструктор. Сани­тарный инструктор танкового подразделения должен уметь пользоваться специальным снаряжением (изоли­рующей дыхательной аппаратурой), знать причины, могущие повлечь отравление окисью и двуокисью угле­рода, баротравмы легких, утопления, асфиксии, и уметь оказывать пострадавшим первую медицинскую по­мощь.

И наконец, последней особенностью медицинских ме­роприятий по гигиеническому обеспечению танковой части является организация и проведение контроля за работой личного состава в парковые дни. В парко­вые дни личный состав выполняет различные ремонт­ные работы, в ходе которых подвергается воздействию ряда неблагоприятных факторов — интенсивных фи­зических нагрузок, связанных с поднятием отдельных узлов и деталей танка, имеющих массу несколько де­сятков и даже сотен килограммов; различных хими­ческих веществ (краски, лаки, растворители, горючие и смазочные материалы, кислоты, выхлопные газы дви­гателей, антифризы и другие технические жидкости); ряда физических факторов (излучение сварочной дуги, электрический ток, низкая температура воздуха, шум и др.). Поэтому нарушение санитарных правил, пра­вил техники безопасности может привести к различным травмам и отравлениям, а в зимыее время — к отмо­рожениям.

К хроническим отравлениям может привести зага­зованность воздуха выхлопными газами при контроль­ном запуске двигателя в рабочих помещениях, что категорически запрещается. Проверка работы двига­теля должна проводиться только на открытом воз­духе.

Для предупреждения загрязнения водоемов и почвы техническими стоками (мойка автомашин, танков и др.) в парке оборудуется система очистки стоков (рис. 26), обеспечивающая многократное использова­ние воды для технических целей. Очистная система состоит из нескольких отстойников, предназначенных


Рис. 26. Очистные сооружения пункта технического обслуживания. / — эстакада; 2 — водосточная канава; 3 — иловый отстойник; 4 — иловая насосная станция; J — водопровод; б — резервуар-отстойник; 7 — колодец для улавливания нефтепродуктов; 8 — всасывающие трубопроводы осветлен­ной воды.

для улавливания плотных частиц (илоотстойник) и нефтепродуктов.

В парковые дни выделяется дежурный медицинский работник, который следит за соблюдением санитарных правил и правил техники безопасности, в том числе за обеспечением личного состава спецодеждой, питье­вой водой, водой и средствами для мытья рук, за эксплуатацией санитарно-технических средств: венти­ляции, отопления, душевых кабин, экранирующих при­способлений, очистной системы и средств механизации тяжелых работ. Он обязан хорошо знать особенности обслуживания техники своей части.






Сейчас читают про: