double arrow
ПЕРЕВОЗКИ ВОЙСК ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ, ВОДНЫМ И АВИАЦИОННЫМ ТРАНСПОРТОМ

И ГИГИЕНИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ВОЙСК

ГИГИЕНА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ВОЙСК

Глава 7

Вопросы для самоконтроля и обсуждения на занятиях

1. Дайте определение понятиям: гигиена военного труда и военно-
профессиональные заболевания. Перечислите факторы, которые
могут вызвать военно-профессиональные заболевания. Назовите
характерные особенности современного военного труда.

2. Что такое обитаемость? По каким основным направлениям ведет­
ся разработка этой проблемы?

3.* Каковы особенности работы личного состава в средствах индиви­дуальной защиты (СИЗ)?

4. Расскажите о мерах предупреждения перегревания организма.

5. Какие вы знаете СИЗ кожи?

6. Назовите СИЗ органов дыхания и расскажите о принципе их
действия.

7. Какова роль химического фактора в труде современного воен­
ного специалиста? Приведите примеры воздействия химического
фактора (назовите химическое вещество и укажите условия) на


организм танкиста, ракетчика, личного состава мотострелковой

части, персонал радиолокационной станции.

8.* Каковы меры профилактики поражений ядовитыми веществами? 9. Расскажите о гигиене труда в танковых частях.

10. Укажите особенности гигиены труда в мотострелковых частях.

11. Расскажите об особенностях труда персонала радиолокационных
станций.

12. Каковы меры профилактики неблагоприятного действия СВЧ-
поля?

13. В чем заключается неспецифические вредные факторы на РЛС
и профилактика их неблагоприятного действия?




14. Перечислите гигиенические особенности труда артиллериста.

15. Меры защиты личного состава артиллерии от неблагоприятных
факторов.


Передвижения войск осуществляются двумя основ­ными способами — маршем и воинскими перевозками (рис. 28).

Перевозки водным и особенно железно­дорожным транспортом в тыловых районах яв­ляются самыми распространенными. При железнодо­рожных и водных перевозках войск формируются эшелоны.

Воинским эшелоном называется организованная для перевозки в одном поезде или на одном судне воин­ская часть или ее подразделение.

В железнодорожном воинском эшелоне имеются вагоны для личного состава, изолятор, кухня, вагон для продовольствия (летом — изотермический вагон). Ваго­ны, подготовленные в санитарном отношении, очищен­ные от мусора, вымытые горячей водой и продезинфи­цированные, обеспеченные съемным воинским оборудо­ванием, предоставляет железная дорога. В случае необходимости производится дозиметрический контроль и дезактивация. Подготовленные вагоны проверяются





Рис. 28. Виды передвижения войск.

комиссией и пломбируются. В состав комиссии входит врач.

Съемное воинское оборудование железнодорожных вагонов, предназначенных для перевозки личного соста­ва, включает доски (в том числе для устройства нар), фонари, ведра, стремянки, рамы оконные, метлы, а в отопительный период — печи с необходимым оборудо­ванием.


Задача медицинского обеспечения состоит в том, чтобы путем постоянного наблюдения за личным соста­вом и условиями перевозок выявлять обстоятельства, могущие оказывать неблагоприятное влияние на здо­ровье и боеспособность солдат и офицеров, и прини­мать меры для их устранения.

Начальник медицинской службы части, планируя медицинские мероприятия по гигиеническому обеспече­нию железнодорожных перевозок, вначале изучает приказ и оценивает обстановку. Необходимые дополни­тельные сведения он запрашивает у соответствующих должностных лиц и прежде всего у своего начальника по специальности. К нему же он обращается с заявкой на недостающие силы и средства.

Планируемые мероприятия начальник медицинской службы разделяет на 3 группы: мероприятия подгото­вительного периода, периода следования эшелона по железной дороге и мероприятия в районе выгрузки.

Приняв решение о порядке медицинского обеспе­чения эшелона, начальник медицинской службы выделя­ет врача (или фельдшера) эшелона и ставит ему задачу.

За гигиеническое обеспечение эшелона отвечают начальник эшелона и его заместитель, заместители по политической части и по снабжению, врач (фельдшер) эшелона, командиры подразделений, начальник команды химической защиты и старшие по вагонам. Обязанности этих должностных лиц изложены в Уставе внутренней службы Вооруженных Сил СССР.

Старший по вагону обязан выделять солдат для получения пищи, подноски воды и работы на кухне; о всех заболевших должен немедленно докладывать дежурному по эшелону и командиру подразделения, после выгрузки — обеспечить уборку вагона (судового помещения).

Врач эшелона в период подготовки к перевозке обязан уяснить радиационную, химическую и эпиде­мическую обстановку в районе погрузки и на марш­руте следования, проверить, проведены ли помывка со сменой белья и медицинский осмотр личного состава, проверить доброкачественность продовольствия, полу­чаемого на путь следования, и организовать беседы с личным составом. Средства, необходимые для прове­дения профилактических меропри-ятий, он получает от начальника медицинской службы части.

В пути медицинский работник обходит ежедневно


вагоны, проверяя их санитарное состояние и контро­лируя соблюдение правил личной гигиены; проверяет условия хранения и доброкачественность пищевых продуктов, выдаваемых на довольствие, ведет сани­тарный контроль за приготовлением и раздачей пищи, снабжением кипяченой водой; руководит санитарной обработкой личного состава; совместно с начальником команды химической защиты проводит бактериологи­ческую разведку, а в случае заражения эшелона бак­териальными средствами организует забор проб и пе­редачу их на анализ в ближайшие по пути следова­ния санитарно-контрольные пункты, проводит сани-тарно-просветительную работу с личным составом.

В пути следования снабжение эшелона холодной и горячей водой осуществляет администрация железной дороги из расчета 6—10 л/сут на 1 человека. В эше­лоне должен быть запас питьевой воды — в котлах, бачках для питьевой воды и флягах.

Горячая пища готовится не менее 2 раз в сутки. Если в эшелоне нет кухонь, то не реже 1 раза в сутки питание производится на военно-продовольственных пунктах, где военнослужащие могут получать до 50% суточной нормы продовольствия. Остальное положен­ное но норме довольствие выдается сухим пайком. Дневную норму хлеба и сахара целесообразно выда­вать по частям вместе с горячей пищей, так как хра­нить эти продукты солдатам негде.

На военно-продовольственных пунктах пища долж­на быть приготовлена не раньше чем за 30—40 мин до прибытия эшелона. Горячую пищу личный состав может получать в свои котелки. В этом случае должна быть обеспечена возможность мытья горячей водой индивидуальной посуды — котелков, кружек и ложек.

Перед погрузкой в эшелон весь личный состав про­ходит помывку в бане, при необходимости — с дезин­фекцией белья, обмундирования и личных вещей. По­мывки (санитарные обработки) в пути следования про­водятся через 7 — 8 сут в станционных (портовых) санпропускниках, банно-прачечных поездах, гарни­зонных банях или в душевых на судах.

Особенности водных перевозок состоят в следую­щем. Поскольку на судах могут размещаться значи­тельные воинские контингенты, командование воин­ских частей и представители пароходства составляют план приспособления транспорта для перевозки лич-


ного состава и техники. Необходимое переоборудова­ние и оснащение судна осуществляется пароходством.

Использование для перевозки войск водного транс­порта имеет следующие гигиенические особенности: размещение личного состава подразделений на одном судне, а на речном транспорте — в одном помещении; подверженность большинства людей укачиванию; не­обходимость создания больших запасов воды и про­ведения дератизационных мероприятий.

Размещение больших групп людей в одном поме­щении сопряжено с опасностью распространения эпидемических заболеваний, ухудшением микроклима­та, загрязнением воздуха продуктами жизнедеятель­ности человека. Снижение объема вентиляции чаще происходит ночью, на стоянках, во время шторма и в холодную погоду вследствие задраивания люков и иллюминаторов. Поэтому при рассмотрении плана приспособления судна для перевозки военнослужа­щих медицинская служба обращает внимание коман­дования на необходимость оборудования дополнитель­ной вентиляции (виндзейли, ветровые желобы-совки, переносные вентиляторы) и использования световых и сходных люков, элеваторных шахт и кожухов дымо­вых труб для проветривания жилых помещений.

Укачиванию (или «морской болезни») подвержено большинство людей. Одной из профилактических мер, используемых на морских судах, является организа­ция активной деятельности личного состава.

Снабжение подразделений пресной водой при пере­возке морем производится в портах на весь путь сле­дования из расчета не менее 10 л в сутки на человека. На морском транспорте создаются значительные за­пасы питьевой воды, которые требуется сохранить в течение длительного времени. В таких случаях в период подготовки проводится очистка, цементирование и де­зинфекция балластных цистерн, заполнение их добро­качественной водой и консервирование ее хлорсодер-жащими препаратами или ионизированным серебром на специальных установках, находящихся на круп­ных современных судах.

Для питья используют только обеззараженную во­ду (кипячение, хлорирование, обработка периоксидом водорода). Забортной водой пользуются для хозяйст­венных надобностей. За качеством воды устанавливают строгий санитарный надзор.


Горячую пищу готовят в судовых камбузах и по­ходных кухнях перевозимых подразделений.

Дератизация является обязательной мерой при подготовке судна для перевозки войск. Проводит ее пароходство.

Для срочной переброски воинских частей и эва­куации раненых на большие расстояния прибегают к авиационным перевозкам. Для этого исполь­зуют винтомоторные и реактивные самолеты и верто­леты. Обеспечение воинской части, перевозимой авиа­ционным транспортом, всем необходимым в пути сле­дования является обязанностью командиров соответст­вующих авиационных и аэродромных частей. Провер­ку наличия фиксационных ремней для личного соста­ва, надежности крепления грузов, состояния бортовой кислородной дыхательной аппаратуры (КДА) прово­дят в присутствии представителя военно-транспортной авиации.

Особенности гигиенического обеспечения авиа­ционных перевозок связаны с воздействием на орга­низм военнослужащих пониженного атмосферного парциального давления кислорода, что может вызвать аэросинуситы, аэроотиты, высотный метеоризм, гипок­сию. Под влиянием небольших перегрузок меняю­щегося направления у 1—2% личного состава наблю­дается укачивание («воздушная болезнь»).

К основным мероприятиям по предупреждению действия неблагоприятных факторов при авиационных перевозках относятся медицинский осмотр личного состава перед полетом, проверка бортовой аппарату­ры, максимальное сокращение времени ожидания по­садки и вылета, прием пищи не позже чем за 2 ч до вылета и обеспечение горячим питанием на месте по­садки; обеспечение доброкачественной водой во время ожидания посадки и в пути следования.






Сейчас читают про: