double arrow
АВТОМОБИЛЬНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ ВОЙСК

Самым распространенным способом передвижения подразделений в войсковом и армейском районах яв­ляется марш на автомобилях, бронетранспортерах или боевых машинах.

Автомобильное подразделение или группа автомо­билей, следующих по одному маршруту под единым


командованием и выполняющих общую задачу, состав­ляет автомобильную колонну.

Время совершения марша определяется в зависи­мости от реальной обстановки. Ночные марши обеспе­чивают большую скрытность и меньшую вероятность боевых потерь, но они вызывают и большую утомляе­мость личного состава, проводятся более низким темпом, требуют высокой степени выучки водителей, тщательной подготовки машин и дорог. Средняя ско­рость движения колонн на марше может быть ночью 25—30, днем 30—40 км/ч, среднесуточный пробег автомобильной колонны при одном водителе на маши­не — до 150—350 км. Время суток распределяется следующим образом: движение — 10—12 ч, погрузка (выгрузка) — 3—4 ч, техническое обслуживание — 1—2 ч, отдых личного состава — 7—8 ч.

Для отдыха личного сестава и проверки состояния машин делают малые и большие привалы, а также устраивают дневной (ночной) отдых. Малые привалы продолжительностью 20—30 мин назначают через каждые 2—3 ч движения для разминки, приема пищи и воды. Первый малый привал целесообразно устраи­вать через 1—2 ч после начала движения. В начале второй половины суточного перехода — через 6—8 ч нахождения в пути — делается большой привал на 2—4 ч для отдыха, приема горячей пищи и осмотра материальной части.




Для перевозки личного состава используют только исправный чистый, при необходимости продезинфици­рованный транспорт, оборудованный скамьями и тен­том. Отвечает за подготовку автомашин начальник ав­томобильной службы. При расчете норм посадки ис­ходят из 0,27 м пола кузова на человека. В современ­ном грузовом автомобиле могут разместиться 21—35 человек.

Во время автомобильных перевозок на организм военнослужащих может оказывать неблагоприятное влияние сочетанное действие ряда факторов внешней среды (табл. 21), суммарным эффектом которого мо­жет быть преждевременное развитие утомления и сни­жение боеспособности. Особое внимание должно быть обращено на предупреждение отравления вы­хлопными газами, отрицательное действие которых наблюдается при нарушении дистанции между маши­нами, при медленном темпе движения, частых оста-




новках без выключения моторов, при движении ко­лонны по лесным дорогам, в ущельях и долинах, в тон­нелях, при безветрии или попутном ветре, а также при движении вместе с танками.

Таблица 21. Неблагоприятные факторы внешней среди при автомобильных перевозках и реакция организма

Фактор внешней среды Возможная реакция оргаянэыа
Солнечная радиация Перегревание, фотофтальмия
Низкая температура воз- Охлаждение, отморожение, простудные
духа, снег, дождь заболевания
Интенсивное движение Конъюнктивит, блефарит, микротравма
воздуха, пыль глаза
Выхлопные газы Головная боль, головокружение, шум в
  ушах·, слабость и разбитость
Шум Ухудшение настроения, снижение ост-
  роты слуха, притупление внимания,
  шум в ушах, утомление
Сотрясения Статическое напряжение отдельных
  групп мышц (из-за необходимости
  сохранения равновесия), нарушение
  нормального распределения крови
  (ишемические боли), сдавление груд-
  ной клетки я отдельных нервов, сме-
  щение внутренних органов
Небольшие перегрузки Укачивание — головокружение, нару-
меняющегося направ- шение устойчивости, равновесия, тош-
ления нота, рвота

Отравление техническими жидкостями чаще всего бывает при вдыхании их паров, а также при по­падании на открытые части тела и слизистые обо­лочки.

Острое отравление парами горючего может вызвать длительную потерю сознания, а несвоевременная по­мощь пострадавшему — смерть. Во всех случаях остро­го отравления пострадавшего надо немедленно удалить из опасной зоны.

В случае заглатывания антифриза или тормозной жидкости нужно вызвать рвоту и немедленно доставить пострадавшего на медицинский пункт. При отравлении угарным газом надо вывести пострадавшего на свежий воздух, дать понюхать нашатырный спирт. При появ-


лении рвоты — доставить на медицинский пункт, при­няв меры для предупреждения асфиксии.

На пути следования автоколонны могут оказаться участки, зараженные средствами оружия массового поражения (ОМП). В этом случае к факторам, ука­занным в табл. 21, могут присоединиться факторы, специфичные для того или иного вида ОМП.

В пути личный состав готовит пищу из консервов и концентратов, используя специальные приспособ­ления, или питается сухим пайком. При перевозках по военным автомобильным дорогам питание может осуществляться на военно-продовольственных пунктах. Перед выступлением за 1—1 1/2 ч выдается необильная горячая пища.

В ходе разведки маршрута передвижения проводят санитарно-эпидемиологическую оценку маршрута, мест остановок и привалов, а также источников воды и насе­ленных пунктов, через которые следует автоколонна; определяют места для развертывания пунктов снабже­ния водой и батальонных пунктов питания (БПП). По маршруту движения все зараженные и неблагопо­лучные в санитарно-эпидемическом отношении районы обеспечивают хорошо видимыми указателями. Источ­ники воды, предназначенные для использования под­разделениями, берут под охрану. В соответствии с по­ставленной боевой задачей и данными разведки коман­дир части по докладу начальника медицинской службы и других должностных лиц в своем приказе или на служебном совещании определяет профилактические мероприятия, проводимые в подготовительном периоде и во время движения автоколонны.

Устанавливается режим движения: указываемся ди­станция между машинами (25—30 м), продолжитель­ность движения и отдыха. Определяют выполняемые на привалах меры по сохранению боеспособности — физические упражнения, меры личной гигиены — умывание, мытье ног, купание, чистка одежды от пыли.

Войска, совершающие марш в условиях примене­ния противником оружия массового поражения, могут оказываться в зоне ядерного взрыва, пересекать след радиоактивного облака или очаг химического или бак­териологического заражения. Участки заражения ра­диоактивными веществами (РВ), отравляющими вещест­вами (ОВ), бактериальными средствами (БС) войска преодолевают в средствах индивидуальной защиты —


в противогазах, защитных накидках, защитных чул­ках, перчатках. Машины должны передвигаться на таких дистанциях, при которых взаимное запыление будет наименьшим. Для передвижения по возможно­сти используют участки местности с меньшим уровнем заражения. Такие участки разведка обозначает преду­предительными знаками.

Врачу необходимо знать данные химической раз­ведки и дозиметрического контроля и проверять тща­тельность проведения дезактивации, обезвреживания и дезинфекции.






Сейчас читают про: