Тема 2. Социально – психологическая реабилитация участников боевых действий

Боевые действия накладывают заметный отпечаток на протекание психической деятельности и поведение военнослужащих.

Иногда комплекс таких изменений трансформируется в своеобразный синдром «военизированной психики». При этом у участников боевых дейст­вий отмечается повышенная чувствительность к несправедливости, лжи, при­дание особой ценности отношениям между людьми, формирование жестких и бескомпромиссных нравственных ориентиров. Нередко имеет место стремление переделать гражданскую жизнь по негласным законам человеческих от­ношений военного времени. При возвращении в мирную обстановку у военнослужащих, прошедших войну, возникает целый ряд специфических потребностей.

1. Во-первых, у большинства участников боевых действий отмечается яр­ко выраженное стремление быть понятым. Они желают иметь в контакте с окружающими такую обратную связь, которая бы явно подтверждала, что они сражались за правое дело, что их участие в жестоком насилии нравствен­но и юридически оправдано и социально полезно. Срабатывает механизм психологической защиты человека - рационализация. Такая рационализация позволяет военнослужащим преодолеть комплекс вины, оправдаться перед самим собой, своей совестью, сделать ме­нее травмирующими воспоминания об агрессивных и жестких поступках.

2. Во-вторых, в психологической картине переживаний участников бое­вых действий отмечается стремление быть признанным. Естественное жела­ние человека быть замеченным, получить высокую оценку своих личных уси­лий, действий, у военнослужащих, возвращающихся в мирную жизнь, приоб­ретает особое значение. При этом справедливо считается, что достойными общественного признания являются не только героические поступки, но и внутренние победы человека над собой, уже то, что военнослужащий не струсил, не дезертировал, не симулировал и т.д. Наблюдается желание, чтобы факт положительной оценки стал известен широкому кругу людей, сослуживцам, членам семьи.

3. В-третьих, важной тенденцией, характеризующей психическое состоя­ние участников боевых событий является стремление быть принятым в сис­тему социальных связей и отношений мирной жизни с более высоким, чем прежде статусом. Это объяснятся тем, что дело, которое они делали «там», социально более значимо, чем то, которым занимались военнослужащие, ос­тавшиеся в местах постоянной дислокации частей. На основании этого участ­ники боевых действий ожидают особого отношения к себе со стороны окружающих. В противном случае возникают различного рода синдромы по типу «чеченского», когда со стороны военнослужащих, отбывших из района бое­вых действий, проявляется открытое агрессивное отношение к сослуживцам, не получившим боевого опыта.

4. В-четвертых, нередко у людей с симптомами «военизированной психи­ки» наблюдается своеобразное «ошеломление» при столкновениями с реаль­ностями мирной жизни. Выясняется, что в то время, когда они рисковали жизнью, в стране, в армии ничего не изменилось, общество вообще не заме­тило их отсутствия. Более того, не все люди разделяют их взгляды на цели, характер и способы ведения войны. Это может вызвать состояние психиче­ского шока, привести к серьезным психическим расстройствам у ветеранов войны, сформировать у них ощущение враждебности социального окруже­ния.

5. В-пятых, существенной психологической характеристикой военнослу­жащих, возвращающихся с войны, является снижение порогов чувствитель­ности к социальным воздействиям. Они, с психологической точки зрения, становятся как бы особенно обнаженными, ранимыми.

Если перечисленные тенденции и особенности психической жизни ветеранов войны не будут учтены в работе с ними, то это чревато возникновением сложных психологических и социальных последствий. Вместе с отчая­нием, фрустрацией, апатией у военнослужащих могут развиваться личност­ные трансформации, складываться искажения, патологическая картина мира, формироваться агрессивное, конфликтное поведение. Все это говорит о том, что необходим специальный, продолжительный, организованный период перевода психики военнослужащих с военного вре­мени на мирный режим функционирования, постепенного, «щадящего» вклю­чения их в систему социальных отношений мирных условий, т.е. период социально-психологической реадаптации.

Технология проведения социально-психологической реадаптации предполагает последовательное осуществление ряда мероприятий с ветеранами и их непосредственным социальным окружением.

Практика показывает, что при благоприятных условиях вывода войск из боевых действий, необходимо непосредственно в условиях боевой обстанов­ки (в тылу) организовать специальный период жизнедеятельности частей и подразделений, своеобразный «психологический карантин» или «психологическую дезинфекцию».

Целью деятельности командиров, заместителей по воспитательной работе, военных психологов и медиков является удовлетворение основных стремлений военнослужащих в понимании, признании, престиже, снятие психической напряженности и психологическая подготовка к мирным усло­виям жизнедеятельности.

На этом этапе считается целесообразным проведение следующих мероприятий:

1. Тщательный разбор боевых действий военнослужащих, преимущественная положительная оценка вклада каждого из них в решение боевых задач подразделения, части. Если в боевых действиях участвовали сборные подраз­деления и военнослужащим предстоит возвращаться в разные воинские час­ти, необходимо приложить исчерпывающие усилия для их всестороннего по­ощрения. Боевые награды, удостоверения участника боевых действий, пись­менные благодарности, благодарственные письма родным и близким, грамо­ты, фотографии совместно с руководством частей, альбомы для фотографий с символикой боевых частей и другое, должны быть, по возможности, выданы в этот период. Опыт показывает, что в «родных» воинских частях это будет иметь другой эффект, так как не все поймут «цену» награды, да и длительное ожидание ее может снизить эффект признания заслуг военнослужащего. Кроме этого, военнослужащие, возвратившиеся из районов боевых действий, будут создавать своеобразный дискомфорт командованию части, требовать особого внимания, на которое у руководства нет времени и к которому оно просто не готово.

2. В течение периода реадаптации военнослужащие должны быть вовлечены в динамичную (не скучную) и не сложную деятельность Практика показывает, что допустить безделье людей в этот период - значит во многом способствовать развитию индивидуальных и групповых негативных переживаний, состояний и проступков, пьянства, наркомании и т.п.

В течение дня люди должны быть постоянно заняты боевой учебой, работой по обслуживанию боевой техники и оружия, подготовкой обмундирования, снаряжения, фотоальбомов, написанием писем, культурно-массовыми и спортивными мероприятиями Малоподвижные мероприятия (построения, смотры) должны быть сведены к минимуму. Необходимо организовать четкое несение службы, выполнение распорядка дня (рациональною ритма учебы, службы, отдыха, сна), строгий контроль за военнослужащими. Если военнослужащих не вернуть к уставному порядку в районе бое­вых действий, в ходе «карантина», то в местах их постоянной службы сделать это будет значительно сложнее. Поэтому организационная структура подраз­делений, выводимых из боевых действий должна сохраняться до полного вы­полнения всех реадаптационных мероприятий.

3. Специальная психологическая подготовка к тому, что мир не изменился, что люди в стране живут своими нуждами и заботами и не все из них одобряют войну. Такая подготовка должна включать специальные лекции, беседы, индивидуальные консультации, групповые занятия по разбору возможных ситуаций общения с «мирными» людьми, разъяснению негативных последствий агрессивного поведения по отношению к ним, выработке эффективных стратегий поведения в сложных ситуациях, обучению воинов прие­мам разрядки негативных эмоциональных состояний, саморегулированию.

4. Выявление военнослужащих, получивших боевые психические травмы и оказание им психологической помощи. При этом особенно важно обес­печить конфиденциальность информации о психотравматизации того или иного военнослужащего. В противном случае не исключается проявление эффекта «психиатрической стигматизации», а на ее основе - психиатризации самосознания военнослужащего.

Для снятия психического напряжения у личного состава организуются полевые бани, культурно-массовые мероприятия, полевые кафе, буфеты, ма­газины с качественными продуктами, напитками, сигаретами и другими то­варами. Опыт реадаптационной работы в армиях США, Франции, Германии показывает, что положительно сказывается на психическом состоянии воен­нослужащих предоставление им возможности поговорить по телефону с род­ными и близкими, послать домой телеграмму, письмо, сфотографироваться с боевыми товарищами.

Большая работа по социально-психологической реабилитации военнослужащих, возвращающихся из районов боев предстоит в местах их постоян­ной службы и проживания. Для этого,как показывает практика, должна быть создана соответствующая реадаптирующая среда.

Независимо от того, вернулся ли солдат домой победителем или побежденным, его должны достойно встретить страна, сослуживцы, члены семьи, знакомые. Это позволит предотвратить многие возможные отрицательные последствия психотравмирующего воздействия войны на человека, сохранить его психическое здоровье. Целесообразно, чтобы с каждым, вернувшимся в часть военнослужащим лично встретились командир, заместитель по воспи­тательной работе, психолог, выслушали его просьбы и предложения, оценили психическое здоровье, оказали эмоциональную поддержку. Ветераны боевых действий должны быть представлены личному составу части на ее общем по­строении или на специально организованной встрече, вечере чествования и т.п. Участников боевых событий необходимо вовлекать в активную общест­венную работу. Так. выступления с докладами и беседами перед сослужив­цами, членами их семей, перед учениками школ, рабочими предприятий и позволит реализовать действенное психореабилитационное средство, как возможность выговориться.

Быстрой реадаптации военнослужащих в значительной степени способствует благоприятная морально-психологическая обстановка в семье. Воен­ные психологи и социальные работники США разработали специальные рекомендации членам семей военнослужащим, возвращающихся с войны. Им рекомендуется:

· предоставлять военнослужащему возможность выговориться внимательно и терпеливо выслушивать его, делиться своими переживаниям, по поводу его безопасности в период пребывания в боевой обстановке;

· активно вовлекать его в контакты с сослуживцами, в культурно-досуговые мероприятия;

· всячески препятствовать попыткам пристраститься к алкоголю наркотикам, создавать приятную интимную обстановку.

Процесс психологического возвращения военнослужащих с вой­ны в мирную жизнь сложен и противоречив. Многие из них не способны самостоятельно и адекватно сделать этого, остаются во власти «военных» переживаний, чувств, мировоззрения. Долг командиров, заместителей по воспита­тельной работе, психологов воинских частей, военных медиков - оказать им необходимую психологическую помощь в адаптации к мирным условиям жизни и деятельности, то есть предотвратить процесс индивидуальной, сти­хийной, непродуктивной реадаптации военнослужащих.

Таким образом, психологическая работа с военнослужащими в боевой обстановке выступает и осуществляет­ся на всех этапах боевой деятельности войск в интересах расширения имею­щихся и создания дополнительных психологических возможностей людей для их эффективных действий в экстремальной обстановке современной вой­ны. Технологии психологической работы позволяют успешно решать задачи психологической подготовки личного состава, оказания психологической по­мощи военнослужащим, социально-психологической реадаптации участников боевых действий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: