double arrow

Введение. ОГЛАВЛЕНИЕ Введение Раздел 1.Методологические проблемы военной психологии § 1.1.Методологические основы военной психологии §

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение Раздел 1.Методологические проблемы военной психологии... § 1.1.Методологические основы военной психологии...... § 1.2.Зачем военному психологу знания истории психо-логии............................................................................................ § 1.3.Методология военно-психологического исследо-вания............................................................................................ § 1.4.Социально-психологические проблемы военной психологии................................................................................... § 1.5.Возрастная психология, как составляющая мето-дологических основ военной психологии................................... § 1.6.Педагогическая психология и военная психология.. § 1.7.Военная психология и психотерапия........................ Литература............................................................................ Раздел 2.Военная психология, как отрасль психологической науки § 2.1.Развитие военной психологии в России до 1917г..... § 2.2.Основные направления военно-психологических исследований в России после 1917г............................................. § 2.3.Основные направления развития зарубежной военной психологии.................................................................... § 2.4.Психологическая подготовка военнослужащих и ведение активных боевых действий............................................ § 2.5.Психология боевой подготовки военнослужащих... § 2.6.Психология воинской дисциплины........................... § 2.7.Современный бой и его влияние на психику воина.. § 2.8.Психология боевой деятельности военнослужащих. § 2.9.Психология риска в управленческой деятельности командира в бою......................................................................... § 2.10.Психологические особенности боевых действий военнослужащих в различных видах боя и в условиях приме-нения ОМП.................................................................................. § 2.11.Пути и способы поддержания психологической устойчивочти и боевой активности личного состава в ходе боевых действий.......................................................................... § 2.12.Противодействие психологическим операциям противника, как задача психологического обеспечения сов-ременного боя.............................................................................. § 2.13.Боевой стресс и его психологические последствия. § 2.14.Посттравматические стрессовые растройства, пути и средства купирования............................................................... § 2.15.Психологическое обеспечение боевой деятельно-сти................................................................................................. § 2.16.Психологическое обеспечение боевой готовности боевого дежурства....................................................................... § 2.17.Морально-психологическое состояние личного состава подразделения (части).................................................... § 2.18.Социально-психологические факторы эффек-тивности совместной деятельности воинского коллектива....... § 2.19.Сплоченность боевых расчетов............................... § 2.20.Профилактика неуставных взаимоотношений в воинских коллективах................................................................. § 2.21.Отрицательное лидерство в первичных воинских коллективах.................................................................................. § 2.22.Психологические особенности суицидального поведения военнослужащих и его профилактика...................... § 2.23.Особенности конфликтов во взаимоотношениях офицеров...................................................................................... § 2.24.Основные направления психологического иссле-дования воинского коллектива................................................... Литература.......................................................................... Заключение.................................................................................. Приложения № 1.......................................................................... № 2........................................................................... № 3...........................................................................  
     

Реформирование Вооруженных Сил предъявляет серьезные требования к своему психологическому обеспечению. Жизнедеятельность военнослужащего осуществляется в экстремальных условиях воинской службы, тем самым ставя его постоянно в ситуации выбора, испытания на прочность духовных и физических сил. Конструктивное разрешение выбора в интересах развития личности военного профессионала призвана обеспечить военная психология.

С другой стороны, психологический анализ войны, боя позволяет правильно обосновать пути совершенствования боевой, общественно-государственной, психологической подготовки, несения боевого дежурства, вахтенной и караульная службы и т.д. так как необходимым участником, субъектом любых событий здесь является человек. Военная наука обречена на сотрудничество с военной психологией. Таким образом, заказ на военную психологию продиктован:

1. необходимостью совершенствования военно-профессионального развития военнослужащих и обоснования эффективных путей военной реформы. Военная психология опирается на образ человека-деятеля, субъекта воинской деятельности в мирное и военное время;

2. потребностью человека в армии постоянно разрешать личные проблемы, осуществлять себя, искать и находить смысл своего бытия, строить свою семью, воспитывать детей. В решении этих проблем военная психология опирается на образ «человека-нуждающегося».

Стратегический путь развития сегодня военной психологии в обеспечении конструктивного разрешения объективного противоречия между «человеком-деятелем» и «человеком-нуждающимся", «человеком-ценностью» и «человеком-средством» в интересах Человеческой Личности - защитника своей Родины.

Для того, чтобы соответствовать уровню поставленных задач военная психология сама «должна измениться", пересмотреть свою методологию, мировоззренческие позиции, теоретическую концепцию, используемые методы и технологии.

Данные учебное пособие представляет собой взгляды военных психологов кафедры психологии Военного университета на настоящее и будущее военной психологии.

Логика учебного пособия построена таким образом, чтобы представить взгляды профессорско-преподавательского состава кафедры по всем трем основным уровням военно-психологической науки: методологическому, теоретическому и собственно прикладному.

В разделе I «Методологические проблемы военной психологии» тематика глав подобрана таким образом, чтобы отразить накопленный опыт подготовки военных психологов в Военном университете, в основе которого лежит понимание того, что все психологические дисциплины по отношению к военной психологии несут свою методологическую функцию, наряду с общеметодологическими концепциями, представленными в первой главе.

В разделе II «Военная психология как отрасль психологической науки» раскрывается практическая роль данной науки в обеспечении жизни и деятельности войск, эффективности управления частями (кораблями), подразделениями и отдельными военнослужащими современных Вооруженных Сил РФ, обосновываются психологические закономерности совершенствования боевой, в том числе и психологической подготовки воинов к бою. В ней впервые в прямой постановке нашли отражение вопросы психологического обеспечения подготовки, ведения боевых действий личного состава и его жизнедеятельности после их завершения. Это представляется вполне актуальным в связи с включением в боевые уставы видов Вооруженных Сил специального раздела, касающегося совершенствования, в том числе, и проблем психологического обеспечения боя. В содержании глав данного раздела нашли отражение вопросы, связанные с пока еще небольшим, но уже накопленным опытом деятельности военных психологов в войсках.

Тематика глав II-го раздела отражает основное содержание всех тематических планов по предмету «Военная психология", преподаваемых в Военном университете слушателям, обучающимся на различных факультетах. В этой связи главы раздела посвящены проблемам психологического обеспечения деятельности войск, руководителей воинских коллективов как в военное, так и в мирное время. Авторы стремились не только теоретически описать существующие сегодня психологические проблемы, но и дать практические рекомендации для их разрешения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: