По результатам путешествия заполните таблицу.
Боги | Герои | Люди |
Общие черты | ||
Отличия | Отличия | Отличия |
Может ли человек сравняться с Богом?
Пропорция (лат. proportio — сооотношение), это отношение между двумя или более соразмерными величинами. Дорифор (копьеносец) (греч. δορυφόρος — «Копьеносец») — одна из самых знаменитых статуй античности (450—440 гг. до н.э.), работа скульптора Поликлета, воплощающая т.н. Канон Поликлета Ниобея – жена царя, Ниобея, возгордилась своими детьми и вздумала сравниться с богиней Лето. Раздражённая высокомерием Ниобы, Лето обратилась к своим детям – Аполлону и Артемиде, которые стрелами уничтожили всех детей обидчицы. | Путешествие первое. «Люди» Итак, теперь вы представляете, какими были греческие боги. Способен ли человек приблизиться к ним? Древние греки изобрели для этого свою формулу: «Ничего сверх меры». Что это значит? Найдите в зале Афины (112) статуи атлетов-победителей Олимпийских игр. Рассмотрите одну из них. Обратите внимание, что перед вами только сохранившийся фрагмент скульптуры. Предположите, как выглядела скульптура целиком, в каких видах спорта мог прославиться этот атлет? __________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ Какими средствами пользуется скульптор, чтобы подчеркнуть силу и мощь этого человека? _____________________________________________________ ___________________________________________________________________________ Обратите внимание на пропорции фигуры. Выделяет ли мастер отдельные части тела, мышцы или пытается создать целостный гармоничный образ? ____________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ Созданные древнегреческими скульпторами статуи атлетов являлись своеобразным эталоном красоты. Что вкладывали древние греки в понятие красоты? ____________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Можно ли сопоставить фигуру атлета с фигурами богов? В чем прослеживается сходство? Что составляет отличия? _______________________ __________________________________________________________________ В этом же зале найдите и рассмотрите копию головы греческой Дорифора (копьеносца), созданной Поликлетом. Можно ли сказать, что перед нами портрет определенного человека? Есть ли у него особые приметы? ___________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Ставил ли перед собой скульптор задачу – передать характер атлета? Попробуйте составить словесный портрет этого человека, назовите его основные черты характера. _____________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________ Какие из названных вами черт, в равной мере можно отнести и к античным богам? ________________________________________________ __________________________________________________________________ В соседнем зале 113 найдите и рассмотрите рельеф, посвященный античному мифу о Ниобее. Автор выбрал самый трагичный момент этой истории – гибель сыновей и дочерей царицы Ниобеи. Какие приемы используем древнегреческий скульптор, чтобы передать накал трагедии? _____ ______________________________________________________________________________________________________________________________________ Обратите внимание на лица героев мифа. Какие чувства отражаются на них? Искажены ли они болью и страхом? ________________________________ __________________________________________________________________ Какие позы, жесты выбирает мастер для своих героев? Какими они предстают перед нами? Как принимают обрушившуюся на них кару Богов? ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Сделайте вывод: какими качествами должен был обладать идеальный человек? ____________________________________________________________ __________________________________________________________________________ Вернитесь к предыдущей части путешествия. Заполните таблицу. Подумайте, могли ли люди сравняться с богами? |
Герой – сын или потомок божества и смертного человека. У Гомера герой – это отважный воин или благородный человек, имеющий славных предков. У Гесиода – «род героев», созданный Зевсом, «полубоги». | Путешествие второе. «Герои, бессмертным подобные» Человеку в своем движении к идеалу, было на кого равняться. Герои являли наглядный пример соединения божественного и земного начала. Так же как Боги, они управляли миром, но так же как люди – были смертны. Как заслужить бессмертие, – вот главный вопрос, который составлял смысл из существования. Попробуйте и вы поискать на него ответ. Найдите в зале 114 скульптуры Геракла. Какие эпизоды из жизни этого героя запечатлели древнегреческие мастера? ________________________ __________________________________________________________________ Как вы поняли, что перед вами Геракл? Какие атрибуты связаны с этим героем? __________________________________________________________ __________________________________________________________________ Какими характеристиками наделяют мастера этого героя? Дополните ряд литературных эпитетов: «грозный», «благородный», «быстроногий», «пламенный», _____________________________________________________ __________________________________________________________________ Найдите и внимательно рассмотрите скульптуру «Отдыхающий Геракл». Обратите внимание на выражение лица, позу, динамику фигуры. Попытайся прочувствовать внутреннее состояние героя. Что он держит в руке? О каком подвиге это рассказывает? О чем он думает? ___________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Сравните скульптуры отдыхающего сатира и отдыхающего Геракла. Есть ли разница в настроении героев? _________________________________ __________________________________________________________________ Чем изображения античного героя отличались от изображений людей? __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Что отличает изображения античного героя от изображений богов? ___ ____________________________________________________________________________________________________________________________________ Как, с вашей точки зрения, герой мог обеспечить себе бессмертие? Стал ли бессмертен Геракл? Ради кого или чего он совершал свои многочисленные подвиги? _________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Вернитесь к предыдущей части путешествия. Заполните таблицу. Подумайте, могли ли герои сравняться с богами? Прежде чем покинуть залы Эрмитажа, вернитесь в зал Афины. Найдите одно из самых драгоценных творений античной классики – бюст Афины. Известный знаток античной культуры И.И. Винкельман сказал о нем, что это «самая совершенная из красот, найденных в земле». Согласны ли вы с ним? Сформулируйте, в чем, на ваш взгляд заключается «формула» классической античной красоты? ………….+ ………………= классика |
УСПЕХОВ В ПОСТИЖЕНИИ ИСКУССТВА!
Задания после путешествия
Петербургский аспект Гедеонов Степан Александрович – первый директор Эрмитажа, благодаря которому была куплена в 1862 г. обширная коллекция маркиза де Кампана, составляющая сегодня основу античной экспозиции Государственного Эрмитажа | Узнайте историю попадания большинства экспонатов античной коллекции в Эрмитаж. Кому мы обязаны созданием этой коллекции? На фасаде Нового Эрмитажа среди многих деятелей искусств найдите скульптуру И. И. Викельмана, человека открывшего европейцам очарование античной культуры. Рассмотрите ее. Как подчеркивается вклад этого человека в популяризацию антиности? Как вы полагаете, когда это произошло? Найдите информацию о нем. |
Раскрасьте скульптуру Афины дома
Как дети поймут такие понятия, как
Идеал? | Это лицо красивой женщины или богини? Можно ли быть более красивое лицо? |
Совершенство? | Каллокогатия |
Красота? | |
Величие? | |
Благородство? | |
Силу? |