Методологические принципы ПТ и ИП

(См. Прохоров А.И., Смирнов Б.А. и др. Инженерно-психологическое проектирование АСУ. -Киев, “Будiвельник”. 1973).

Для классификации методологических принципов целесообразно использовать одну из основных классификационных схем, принятых в теории логических доказательств: схему В-О-Е (всеобщее - особенное - единичное). В соответствии с ней все методологические принципы также делят на 3 группы: всеобщие, особенные и единичные.

Всеобщность принципа означает, что он сформулирован в общей психологической науке и справедлив для нашего случая.

Принцип детерминизма заключается в материальной причинной обусловленности психических явлений. Этот принцип особенно важен для периода накопления и обобщения экспериментальных данных.

Описание явления без выяснения причин его возникновения является типичным случаем несоблюдения этого принципа, что может привести к грубейшим ошибкам.

Принцип связи психики и деятельности человека подчеркивает ведущую, определяющую роль деятельности в развитии психики. Психические явления не существуют сами по себе, а проявляются в конкретной деятельности воина.

Несоблюдение этого принципа часто является причиной неправомочного переноса результатов, полученных в процессе изучения одной деятельности на другую. Иногда это проявляется в изложении неких абсолютных характеристик психических процессов человека (памяти, внимания и т.д.) вне связи с конкретной деятельностью.

Принцип развития психики учит, что психическая деятельность не может быть правильно понята если ее рассматривают статично, вне движения и развития. Это развитие может рассматриваться в двух планах: в плане исторического развития человека вообще и в плане развития отдельной в процессе ее жизни.

Принцип личностного подхода (личностно-социально-деятельностного). Сравним в медицине: лечить нужно не болезнь, а больного.

Рассмотренные выше принципы являются определяющими при изучении общей психологии и психологии труда. Но задачи инженерной психологии гораздо шире. Ведь конечной целью инженерной психологии является исследование и оптимизация комплекса “человек-машина”. Для достижения этой цели необходимо соблюдение некоторых особых принципов: комплексности, непрерывности, соответствия, сложности, единства критериев, иерархии требований, измеримости изучаемого явления.

Согласно принципу комплексности конечным объектом инженерно-психологических исследований являются свойства системы “человек-машина” в целом. Поэтому и объектом оптимизации в этих исследованиях являются не характеристики человека или машины в отдельности, а характеристики системы “человек-машина” в целом.

Принцип непрерывности рассматривает инженерно-психологические исследования не как одноразовое мероприятие, выполняемое на одной из стадий жизненного цикла СЧМ, а как систему мероприятий по учету человеческого фактора на всех стадиях существования СЧМ: проектирования, испытаниях, эксплуатации.

Принцип соответствия требует рассмотрения человека и машины как равноправных составных частей СЧМ. В результате инженерно-психологических исследований должно быть обеспечено взаимное согласование (соответствие) возможностей человека и машины, взаимная “подгонка” их друг к другу. Так, называют 5 видов совместимости человека и машины: информационная, энергетическая, объемно-антропометрическая, биофизическая и технико-эстетическая.

Это взаимное соответствие касается обеих частей СЧМ. Создание благоприятных условий для одной из них в ущерб другой не может обеспечить максимальную эффективность системы “человек-машина”.

Поэтому принцип соответствия в корне отличается как от принципов симплификации и интенсификации, господствующих в англо-американской инженерной психологии, так и от принципа гуманизации из советского периода, по мнению некоторых исследователей носящего одностороннюю направленность на человека в ущерб технике, экономике и т.д.

Принцип сложности рассматривает инженерную психологию как науку, исследующую сложные процессы (процессы в сложных системах “человек-машина”). Бессмысленно говорить об инженерно-психологическом исследовании простых систем и изделий (например, человека и бытового прибора, мамы и детской коляски). Для оптимизации таких систем достаточно данных техники, технической эстетики, а для учета человеческого фактора интуиции, здравого смысла и опыта.

Согласно принципу единства критериев основные характеристики деятельности человека и работы машины должны быть описаны с помощью одних и тех же критериев. Это позволит делать сравнения и максимально использовать созданные в технических науках методы расчета, дополняя их при необходимости характеристиками деятельности человека.

Принцип иерархии требований предусматривает определение тех основных требований, ради удовлетворения которых должны проводиться в первую очередь инженерно-психологические исследования.

Принцип измеряемости изучаемых явлений предполагает ориентировать первоочередные исследования в тех сферах психологии труда, где результаты труда и психические явления допускают количественную (в худшем случае, качественную) оценку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: