Условия оптимизации производительного труда

Психологические компоненты производительного труда

Можно сказать, что всю психологию труда можно было бы уложить в три слова, ставшие по сути дела генеральным принципом производительного труда, сформулированным еще в древней Греции и включающем слова: “ могу - умею - хочу ”. Позже, в связи с появлением теории психологической подготовки, к эти трем словам добавилось, на мой взгляд (Сулимов), еще одно. Это слово “ готов ”!

Классически это формула любого производительного труда.

Словом “ могу ” выражались особенности конституционного склада, как бы сейчас сказали тип ВНД, задатки, способности, возможности психики.

Словом “ умею ” выражались приобретенные человеком профессиональные знания, умения, навыки, индивидуальный опыт.

Словом “ хочу ” выражалось желание человека реализовать себя, достичь реальных целей (мотивы и установки).

Но так как иногда реализации замысла могло помешать несоответствующее эффективному труду психическое состояние, то нужно было дополнительно уметь управлять состоянием готовности психики. Появилась психологическая подготовка.

Оптимизация режима труда предусматривает рациональное построение трудового процесса, предупреждающее быстрое наступление утомления и обеспечивающее оптимальную реализацию боевых функций в высокой эффективности боевой деятельности.

Для достижения высокой результативности, экономичности и безошибочности деятельности в психологии труда разработаны условия ее оптимизации .

1. Рациональное построение трудового процесса требует согласования индивидуального психического и физиологического темпов человека с технологически оптимальным темпом эксплуатации данного вида техники (машины или приспособления). Здесь пример о работнице-штамповщице завода “Хроматрон”.....

Для военного человека речь уже идет не о технологическом темпе, а о темпе и сроках боевой деятельности, определяемых приказом вышестоящего командира. Другими словами темп может быть свободным и принудительным.

2. Вторым условием рационального построения производственного процесса является плановость или последовательности и систематичности трудового процесса.

3. Третьим условием рационального построения трудового процесса принято считать чередование различных форм труда с периодами отдыха. Это условие заложено в воинский распорядок дня, предусматривающий в мирное время оптимальную продолжительность ратного труда, отдыха, приема пищи, развлечений и сна. Известно, например. что большую роль играют перерывы в труде и учебе. Слушатели должны помнить, что в школе длительность урока равна 45 минутам. А сейчас в университете академический час равен 90 минутам. Так было не всегда. Автору пришлось в свое время изучать мнение слушателей по данной проблеме. К сожалению, из-за стремления пораньше уйти домой (раньше самоподготовка в стенах академии была не обязательной) был принят нынешний распорядок дня. Его негативные стороны не только в образовании застойных процессов в области таза, но и сниженная интеллектуальная активность слушателей после 45 минут занятий.

В целом же при тяжелом физическом труде целесообразны более редкие, но продолжительные паузы, а при умственной нагрузке (особенно при наличии психологического напряжения) - короткие, но частые. Нарушение чередования труда и отдыха способствует быстрому развитию состояния утомления, что в свою очередь снижает интерес к выполняемой работе, повышает раздражительность, возбудимость, проявляется в ухудшении сна и головных болях.

Длительность периодов производительного ратного труда определяется не только расходованием энергии на свершение рабочих (боевых) функций, но и необходимостью дополнительных усилий на поддержание рабочей позы при отсутствии рациональных точек опоры для ног, спины, рук и головы. Вопросы правильного построения рабочего места и оптимальности позы будут подробнее рассмотрены в 3 вопросе данной лекции и при изучении требований к рабочему месту оператора в курсе инженерной психологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: