double arrow

Сущность безопасности и безаварийности ратного труда

Психология безопасности военного труда

Литература:

Котик М.А. Психология и безопасность. - Таллин. Валгус. 1981.

Маркова А.К. Психология профессионализма. -М. 1996. -с. 172-175.

“В авиации каждая буква правил по технике безопасности написана кровью.” М.Галлай.

Можно добавить и не только в авиации!

По данным Всемирной организации здравоохранения в мире ежегодно погибает 250 тыс. человек и 8 млн. получает травмы.

В США ежедневно погибает 55 человек и 8,5 тысяч человек получают ранения.

В расчете на 1млрд.км пути гибнет в катастрофах: на железной дороге 1 чел., на воздушном транспорте - 2 чел., на автотранспорте - 30 человек.

В Москве только за неделю на автодорогах происходит примерно 100 дорожно-транспортных происшествий в которых погибает в среднем около 10 человек и получает ранения 100 человек.

А с 12 января по 8 февраля 1998 г. произошло 993 автомобильных аварии в которых пострадали 1.208 человек и погибло 52 человека. Получили уличные травмы 2.762 человека. (Газета “Ваше здоровье” N2, 1998).

Ученых, конструкторов и следователей всегда интересовал вопрос причины и виновника аварии, катастрофы или предпосылки к происшествию. Было выяснено, что все аварии происходят в основном по трем причинам: из-за несовершенства или поломок техники, по вине человека и из-за неожиданных, еще недостаточно изученных стихийных причин (землетрясения, цунами и т.д.).

На практике, однако применяется более простое деление причин аварий и катастроф со ссылкой на неисправности техники (конструктивные поломки, износ деталей и т.д.) или на ошибки человека. Вспомним, что даже российский президент несколько раз оперировал подобной классификацией при оценке аварии в космосе, при выяснении причин катастрофы с самолетом “Руслан” и т.д. Хотя справедливости ради следует отметить, что в конечном итоге большинство причин, будь то поломка техники или небрежность специалиста, имеют в своей основе одного виновника: человека, сконструировавшего технику, невнимательно подготовившего ее или допустившего ошибку в процессе эксплуатации. Рассмотрим толкование термина “безопасность труда” на примере летной деятельности.

Но сначала один пример. В полете из Тамбова в Москву у самолета АН-24 с 50-ю пассажирами заклинило штурвал (по высоте). Пришлось весь полет репетировать посадку изменением режима работы двигателей. И пилоту это удалось! Причиной предпосылки к катастрофе послужило провисание кабеля за приборной панелью, который и перекрыл ход штурвала. Мастер на заводе вместо 5 крепящих кабель хомутов поставил 3. И один из них отлетел!

Или случай, когда самолет ночью произвел посадку на ВПП, занятую аэродромными машинами. Причина - сон диспетчера на рабочем месте. Он несомненно виноват. Но при расследовании выяснилось следующее. Авария произошла глубокой ночью на практически не работающем аэродроме (самолеты не взлетали и не садились). Диспетчер жил в маленькой комнатушке с женой и 2 детьми и учился заочно!

Мне пришлось знакомиться с расследованием причин катастрофы военного самолета ТУ-16, который врезался в гору при заходе на посадку. Произошло же это так. В момент подготовки к посадке (как раз происходила установка высоты аэродрома над уровнем моря) внимание второго пилота (это был редко летавший замполит) привлек пролетавший впереди по курсу на расстоянии примерно 10 км и не представлявший никакой опасности для экипажа другой самолет. Его несвоевременная и по сути дела бесполезная информация отвлекла внимание членов экипажа от процесса установки высоты аэродрома посадки. В итоге экипаж летел в условиях облачности в полной уверенности об имеющемся запасе высоты полета. Столкновение с землей было неожиданным и привело к гибели всего экипажа.

Безопасность полетов - это возможность их выполнения без летных происшествий, совокупность свойств системы предупреждения аварийных ситуаций и способность обеспечить невредимость и спасение людей в случае возникновения отказов материальной части, ошибок экипажа или внешних воздействий.

Наряду с этим термином применяется и понятие “ безаварийность полетов ”, предполагающее осуществление полета без аварий и катастроф. Причем катастрофа - это происшествие с гибелью людей и поломкой техники. Авария - происшествие с поломкой техники и телесными повреждениями. (Есть и другая трактовка этих терминов).

Есть много общего в понимании терминов “ безопасность ” и “ безаварийность ”. Ведь если нет аварии, то нет и опасности для жизни и здоровья людей. Но это справедливо только для мирных профессий. В военном деле эти понятия оказываются далеко не равнозначными. Здесь наиболее приемлемым оказывается термин “безаварийность”, так как для военных профессий безопасность ратного труда - понятие нереальное. Термин “безопасность полетов”, например, был механически перенесен в военную авиацию с гражданского воздушного флота. Весь процесс обучения, воспитания, психологической подготовки и профессионального отбора в армии предполагает, что воин будет действовать в опасных условиях. Другое дело, что вне боя опасность не должна приводить к авариям и катастрофам (вспомним наезд танка на колонну новобранцев). А принцип “учить солдат с максимальным приближением к боевым условиям” даже требует моделировать опасность на учениях и в учебных классах (правда, с использованием средств подстраховки).

Поэтому в военном деле необходимо чаще использовать термин “безаварийность” ратного труда, используя понятие “безопасность” труда в очень редких случаях. Хотя на практике реализовать это достаточно трудно из-за сложившейся привычки к термину “безопасность”. А так как психология труда занимается не только военными людьми, то в дальнейшем будет использоваться привычный термин “безопасность” труда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: