double arrow

Журналистское расследование. Осуществляет определенную расстановку рангов в различных отраслях. Чаще всего в специализированных газетах но можно встретить и в массовой печати


Статья.

Рейтинг

Осуществляет определенную расстановку рангов в различных отраслях. Чаще всего в специализированных газетах но можно встретить и в массовой печати.

Рецензия. Важно уметь писать просто о сложном, интересно для широкой публики и для специалистов.

Под статьей понимают публикации, анализи­рующие некие ситуации, процессы, явления, лежащие в их осно­ве закономерные связи с целью определения их политической, экономической или иной значимости и выяснения того, какие позиции следует занять, как себя вести, чтобы поддержать или устранить такую ситуацию, такой процесс, такое явление.

Еще точнее можно определить статью как жанр, предназна­ченный прежде всего для анализа актуальных, общественно значи­мых процессов, ситуаций, явлений и управляющих ими закономер­ностей. Аналитическое обсуждение предмета в статье должно быть проведено так, чтобы читатели могли, используя публикацию, раз­мышлять далее над интересующими их вопросами. Таким образом, можно говорить об особой функции статьи. Она состоит в том, что статья объясняет читателям как общественную, так и личную значи­мость актуальных процессов, ситуаций, явлений, их причинно-след­ственные связи и таким образом инициирует читательские размыш­ления, действия, связанные с предметом отображения в публика­ции. Кроме того, она обращает внимание аудитории на те задачи, проблемы, которые возникают в связи с описываемыми ситуация­ми, показывает, какие стратегические или тактические интересы имеются утех или иных участников этих ситуаций. Удачная статья создает реальное представление об актуальной ситуации, служит основой для выработки идей, импульсов, предваряющих приня­тие практических мер. «Правильная» статья всегда связана с ото­бражением предмета вполне определенного характера.




Предмет жанра статьи можно увидеть как в тех противоречиях и проблемах, которые содержатся в актуальных ситуациях и процессах, так и в вытекающих из них задачах, в условиях их реше­ния, упорядочения и в связанных с ними тенденциях, перспекти­вах, закономерностях общественного развития.

Журналистское расследование обладает качествами, возникающими под воздействием предмета, цели, методов получения информации, особенностями изложения по­лученного материала.

Предметом журналистского расследования обычно становится наиболее «кричащее» негативное явление, не заметить которое невозможно (это в первую очередь различные преступления, виз ряда вон выходящие случаи», события, приковывающие внима­ние общества). Если такие негативные явления — результат опре­деленных действий каких-то людей или их некомпетентности, ха­латности и т.п., то эти люди, как правило, принимают все необ­ходимые меры для того, чтобы скрыть корни, причины происходящего.



Цель журналистского расследования прежде всего и заключа­ется в том, чтобы определить эти корни, причины, обнаружить скрытые пружины, приведшие в действие некий механизм, поро­дивший вполне конкретный результат. Основной вопрос, который задает журналист-расследователь: почему? Не менее важным для данного жанра является еще один вопрос: как? Причем ответ на второй вопрос занимает в расследовании обычно львиную долю времени (в ходе расследования) и места (в самой публикации).

Поскольку обстоятельства всевозможных преступлений или тайных акций часто тщательно скрываются, то это, разумеется, резко затрудняет расследование. В силу этого журналист может при­бегать к методам получения информации, роднящим его, с одной стороны, со следователем, инспектором уголовного розыска, а с другой — с ученым-исследователем, если речь идет об историчес­ких расследованиях, связанных с громкими делами давно минув­ших дней. Это родство проявляется прежде всего в скрупулезности изучения связи явлений, когда внимание уделяется каждой мело­чи, способной пролить свет на происходящее, вывести журналис­та на верный след.



Идя по этому следу, он часто ведет за собой и читателя, слу­шателя, зрителя. Именно это движение за путеводной нитью в темном лабиринте взаимосвязанных событий выступает канвой спо­соба изложения полученного материала, что неизбежно придает любому журналистскому расследованию детективный оттенок. Од­нако в отличие от литературно-художественного детектива, в ко­тором по мере разматывания следователем запутанного клубка со­бытий на поверхности появляются все новые герои, в журналист­ском расследовании люди, с которыми общался журналист, которые дали ему информацию, очень часто даже не упоминаются. Конфиденциальность источников информации, по известным при­чинам, очень часто становится неизбежной.

Одним из способов получения материала является «перемена профессии» (журналист на какое-то время может стать продавцом на рынке, чтобы узнать, как действуют рыноч­ные рэкетиры, или выступить в роли больного, чтобы выяснить, что творится в больнице, о которой плохо отзываются пациенты).

Естественно, что собрать наиболее серьезные, наиболее тща­тельно скрываемые сведения, улики могут в полной мере только правоохранительные органы. Расследование, таким образом, пред­полагает тесный контакт журналиста с этими органами или с от­дельными их работниками. Каким он будет, формальным или лич­ным, зависит от обстоятельств, в которых ведется расследование. Как правило, милиция, прокуратура не заинтересованы в разгла­шении полученных сведений, поскольку это может негативно ска­заться на раскрытии преступления. Кроме того, могут быть и при­чины другого плана, например нежелание органов «делиться сла­вой» с журналистами или заинтересованность должностных лиц в определенном исходе расследования, в ряде случаев — коррумпи­рованность правоохранительных органов.

Поэтому большинство необходимых сведений журналист мо­жет получить только неформальным путем — через своих знако­мых, друзей, работающих в правоохранительной системе. Это зат­рудняет расследование, поскольку не всегда оказываются ясными все звенья цепочки, которую разматывает журналист. Поэтому зак­лючения, которые он делает, должны касаться только того круга обстоятельств, которые точно установлены, иначе публикация будет иметь внутренние изъяны, недостаточность действительных дока­зательств, необоснованность обобщающих заключений.

Журналисту, ведущему расследование, стоит принять для себя в качестве закона совет, который дает в своем «Кратком руковод­стве по проведению журналистского расследования» известный американский журналист Майкл Берлин, много лет занимавший­ся этим видом журналистского творчества в газете «Нью-Йорк пост»: «Никаких краденых документов. Никакой платы за инфор­мацию. Никаких незаконных проникновении на частную террито­рию, за исключением случаев, когда журналист готов нести за это судебную ответственность. И самое главное. Ни при каких обстоя­тельствах... не раскрывать источник информации».

Последнее обстоятельство предполагает, что журналист будет хранить все полученные им документы (письма, магнитные запи­си, фотографии и др.) в очень надежных местах. Они ни при каких обстоятельствах не должны передаваться властям, за исключением случаев, когда на это получено разрешение людей, предоставив­ших эти документы в распоряжение журналиста.

Намечая расследование, журналист должен вспомнить, что «нельзя объять необъятное». Правильно, если журналист сумеет определить не только самые актуальные из них в качестве предмета своего исследования, но и реально оценить свои силы, рассчитать возможности, шансы на успешное осуществление замысла. Переоценка своих возможносгей не только приведет к невыполнению задачи, не только в какой-то мере дискредитирует журналиста как профессионала, но и может повредить установлению справедливости в том деле, которое он расследует.

Проводя расследование, журналист может получить достаточное количество ярких негативных фактов, касающихся того человека, чья преступная деятельность его заинтересовала. Эти факты могут быть самыми разноплановыми, значительно отклоняющимися от того основного направления, которое лежало в основе расследования.

Расследуя коррупционные связи правительственного чиновника, журналист может узнать и то, что тот развратничает, пьянствует, бьет жену и детей или употребляет наркотики. Такие факты не должны повлиять на содержание расследования. Автор должен досказать аудитории о главном — о коррупционных связях чиновника. Именно они — предмет его выступления, именно они должны быть всесторонне рассмотрены и доказаны. Что же касается различных неприглядных фактов, то они могут стать предметом совершенно иного выступления журналиста (возможно, совсем другого автора).

Журналист-расследователь должен быть всегда готовым к тому, что лица, о которых он ведет речь в своей публикации, будут защищаться, в том числе и с помощью суда. Поэтому очень хорошо, если автор расследования имеет в запасе, кроме уже опубликованных, другие факты, документы, свидетельства, подтверждающие правильность его выводов и утверждений.







Сейчас читают про: