Устройство и принцип действия якорных мин

2.2.1 Общие сведения об устройстве якорных мин

Рассмотренные донные мины имеют общий недостаток: заряд ВР размещен стационарно и степень поражения корабля-цели зависит от расстояния между «иной и целью. Опыты показывают, что взрыв заряда ВВ даже в 1000 кг тротила не макет принести серьезных повреждений современным НК и ПЛ на дистанции

более 50 м. Поэтому донные мины применяют, в основном, в мелководных районах. Против НК на глубинах моря до 50 м. а ПЛ до 125 м (ранее были указаны технические возможности - 300 м). На таких глубинах донные мины выставляются в противолодочныхзавесах.

Поэтому в более глубоководных районах выставляются якорные мины. Боевой комплект якорных мин отличается от боевого комплекта донных наличием якоря, механизмом установки якорной мины на заданное углубление и минрепа (стального тросика, соединяющего корпус мины с якорем).

Якорь предназначен для удержания мины в точке постановки. Основным требованием, предъявляемым к якорям, является достаточная держащая сила (достигается большой отрицательной плавучестью и формой якоря). Она должна быть достаточной, чтобы удержать мину в месте постановки при воздействий приливоотливных течений, штормовых волн и т.д.

У современных мин для удобства транспортировки и погрузки, крепления по-штормовому (на НК ) или постановки через торпедные аппараты ПЛ корпус и тюрь соединены в единый блок.

Корпус отделяются от якоря автоматически, для этого применяют механизмы отделения, срабатывающие по истечении заданного времени (механические и.электронные замедлители) или при погружении мины на определенную глубину (гидростатические приборы).

Конструкция якорей мин, устанавливаемых на заданное углубление с грунта, предусматривает наличие противоилового устройства - выдвигающихся сегментов, с помощью которых мина пробивает в иле колодец, позволяющий корпусу свободно всплыть после срабатывания механизма отделения, а также гидродинамического тормоза, регулирующего скорость разматывания минрепа.

Отрицательная плавучесть якорей обеспечивает удержания мин в точки постановки на каменистом грунте с углом наклона 5...70 и при скорости течении до З уз.

Корпуса якорных мин предназначены для размещения тех же элементов, что и корпуса донных мин, и имеют цилиндрическую или сферическую форму, но к ним предъявляется обязательное требование: они должны иметь достаточную положительную плавучесть, обеспечивающую удержание корпуса мины на заданном углублении при подводных течениях до 3 уз. Кроме того, корпусах и минрепы должны быть защищены от коррозии и обрастания морскими организмами; это достигается применением антикоррозийных покрытий и специальных красок, уменьшающих обрастание корпуса мины морскими организмами. Для изготовления корпусов чаще всего используются алюминиево-магниевые сплавы. В перспективе возможно применение легких высокопрочных титановых сплавов или прочных химически стойких пластмасс. Для уменьшения возможности обнаружения мин оптическими средствами корпуса окрашивают в черный цвет.

Ввиду, того, что якорная мина должна иметь положительную достаточную плавучесть, масса.ВВ в них ограничена и обычно не превышает 300 кг. Это обусловливает относительно небольшой радиус поражения цели (25.-.30 м).

Незначительные зоны поражения требуют большого расхода минного боезапаса при постановке минных заграждений, хотя возможности в обнаружении ФПК приемными устройствами мин многократно больше. Так возникла необходимость реализации идеи создания самотранспортирующейся боевой части мины, которая по команде системы обнаружения отделилась бы от якоря мины и с помощью собственного двигателя сблизилась с целью На дистанцию, обеспечивающую требуемую степень, ее поражения. Это, в свою очередь, позволяет уменьшите массу ВВ при сохранении поражающей способности.

Следует отметить, что работы.в данном направлении в СССР были начаты еще в 1947 г. В качестве двигателя для БЧ такой мины "виделся" твердотопливный реактивный двигатель (ТРД), но конструкторам потребовалось почти 10 лет, чтобы первыми в мире создать корабельную реактивно-всплывающую мину КРМ. Она была принята на вооружение в 1957 г. В качества дежурного канала обнаружения целей в мина использовалась акустическая система пассивного типа, а в боевом канале применялась активная акустическая система, осуществлявшая отделение боевой части и запуск ее ТРД, который доставлял БЧ мины к поверхности воды в район нахождения надводной цели. По оценкам специалистов, хотя мины КРМ и имели "опасную зону поражения", в 10 раз превышающую аналогичную характеристику прежних мин с НВ, существовала вероятность промаха БЧ этой мины в случае, если атакуемая цепь применила активные маневры уклонения, или другие меры самообороны. И все же начало было» положено: отечественное минное оружие перешло на новый качественный уровень, а сама мина КРМ послужила базой для создания принципиально нового класса реактивно-всплывающих мин, приспособленных для их постановки авиацией. "PM-1"(1960),а также с подводных лодок,-"PM-2" (1963).

Устройство, и принцип действия мин с движущейся боевой частью можно рассмотреть ни примере мин РМ-1 и РМ-2, т.к. в их устройстве заложены основные принципы, присущие минам данного типа. Но прежде чем начать рассмотрение принципа действия мин с движущейся боевой частью, необходимо вести новое понятие.

Основным элементом мин данного типа является неконтактный отделитель (НО). Устройство и принцип действия НО аналогичен устройству и принципу Действий НВ с расширенными функциями. Основная разница заключается в конечном действии этих устройств. Если основной задачей НВ является подача команды на подрыв заряда ВВ мины, то основной задачей НО является выработка исходных данных для приборов управления движением движущейся боевой части и выработка команд на старт и отделения ее от якоря мины.

Принцип действия реактивно-всплывающих мин рассмотрим на структурной схеме (рис. 2.2).

Приход мины в боевое (опасное) положение стандартный и аналогичен рассмотренному и донных минах.

После подключения источников питания к схеме мины включается дежурный канал неконтактного отделителя. Дежурный канал пассивный акустический, т. е. реагирующий на первичное акустическое поле корабля-цепи.

После прихода на акустическую антенну (АА) дежурного канала от цели он преобразуется в электрический, усиливается и подается на анализирующее устройство дежурного канала (АУДК). ДУДК выделяет полезный сигнал на фоне помех и анализирует ото по частоте и амплитуде во времени. В случае соответствия параметров сигнала программным включается боевой канал НО.

Боевой канал по принципу действия - активный акустический. Сущность работы боевого канала заключается в следующем.

Генератор (ГУ) формирует высокочастотные электрические импульсы, которые через электронный коммутатор (ЭК) подаются на ДА. Акустическая антенна, в свою очередь, преобразует эти электрические сигналы в акустические импульсы и посылает их к поверхности воды, формируя зону поражения в виде перевернутого конуса высотой 150 ми диаметром порядка 100 м у основания.

В отсутствии в зоне поражения цели на АА после каждого цикла излучения приходит один, отраженный от поверхности воды сигнал. При входе в эту зону цели (НК или ПЛ) а ответ на каждый излученный импульс приходят уже два отраженных сигнала: первый (по времени) от корпуса цели, второй от поверхность воды. Несколько двойных отраженных сигналов подряд являются свидетельством того, что цель находится в зоне поражения мины (в случае отсутствия двойных отраженных сигналов в течение 30 с боевой канал отключается).

Рис. 2.2. Структурная схема реактивно-всплывающих мин

Принятые сигналы анализируются по величине, времени и амплитуде анализирующим устройством боевого канала (АУБК) и в случае соответствия их эталонным АУБК вырабатывает три управляющих сигнала.

Первый сигнал поступает на запуск твердотопливного (порохового) реактивного двигателя боевой части. Это необходимо для того, чтобы двигатель набрал необходимую мощность и мина не провалилась в момент старта.

Второй сигнал поступает, в устройство памяти дистанционного взрывателя (УП). Записывается временная характеристика расстояния до цели (скорость распространения акустического сигнала в воде известна: 1450... 1550 м/с, поэтому по времени прохождения сигнала от АА до цели и обратно можно определить расстояние).

Третий сигнал поступает на перебитое минрепа (на минрепе находится пиротехнический замок, при подрыве которого минреп разрывается).

После старта боевой части в работу включатся дистанционный взрыватель, принцип действия которого заключается в следующем. На схему сравнения (Сх.Ср.) одновременно подаются два сигнала: временная характеристика дистанции до цели из УП и временная характеристика пройденного миной расстояния из устройства вычисления пути (УВП), Скорость движения боевой части составляет 57 м/с.

При равенстве обоих сигналов со схемы сравнения через усилитель (УУ) подается команда на запальное устройство и производится подрыв заряда мины.

В состав дистанционного взрывателя кроме перечисленных приборов включены гидростатический приемник (ГУ) и ударный механизм (УМ).которые увеличивают надежность его срабатывания.

ГУ обеспечивает подрыв заряда мины на глубине 5...7 м от поверхности воды до срабатывания дистанционного взрывателя. Это необходимо, когда цель - надводный корабль - проходит по кромке зоны поражения, т.е. измеренное по наклонной расстояние до цели больше расстояния до поверхности воды. В этом случае дистанционный взрыватель сработает, когда мина уже вылетит над поверхностью воды надводный взрыв принесёт НК минимальные повреждения. Подводный взрыв кроме прямых повреждений корпуса корабля (пробоины, трещины) вызывает и косвенные. Гидродинамический удар, возникающий при подводной взрыве, привадит к срыву с фундаментов корабельных механизмов, выводит из строя валолинии винтов, выбивает забортные устройство.

Наличие ударного механизма необходимо в тех случаях, когда целью является либо крупный надводный корабль с осадкой более 7 м, либо подводная лодка, проходящая прямо над миной. В этом случае измеренная дистанция окажется больше пройденной боевой частые до момента встречи. При ударе боевой части о корпус цели также происходит подрыв мины.

Несмотря на высокие боевые возможности реактивно-всплывающих мин РМ-1 и PM-2, они все имеют один существенный недостаток. При наличии вертикальной траектории всплытия полоса поражения целей таких мин значительно меньше возможностей современной неконтактной аппаратуры.

Устройство и принцип действия мин нового поколения будут рассмотрены далее.

2.2.2 Способы установки якорных мин на заданное углубление

В настоящее время существует 4 основных способе установки якорных мин на заданное углубление, которые можно классифицировать по следующим основным признакам:

1) в зависимости от места, откуда корпус совершает движение к заданному углублению после отделения от якоря:

- с поверхности воды;

- с грунта,

- с определенного расстояния от поверхности воды,

2) по устройству механизмов управления сматыванием и стопорением минрепа

- штерто-грузовой способ

- петлевой способ:

- способ автоколебаний.

С поверхности воды мины устанавливаются на заданное углубление штерто-грузовым способом (рис 2.3) Для установки мин данным способом якорь мины первоначально должен иметь положительную плавучесть, которая обеспечивается тем, что якорь изготовлен в виде герметичного металлического ящика с калиброванными отверстиями для постепенного его затопления.

Сам способ заключается в следующем. Сброшенная с корабля мина с якорем некоторое время удерживается на поверхности моря за счет положительной плавучести якоря и самой мины - 1 Это время необходимо для Формального сматывания штерта с грузом, расположенного на специальной вьюшке внутри корпуса якоря. Длина штерта с грузом равна углублению мины (расстояние от поверхности моря до корпуса мины) и задается при окончательном приготовлении мины - штерт с грузом сматывается с вышки до величины Ценного углубления мины. В этом месте накладывается марка (2-3 соседних витка минрепа на вьюшке соединяются проволокой), затем минреп снова наматывается на вьюшку.

Рис 2 3 Штерто-гоузовой способ установки якорных мин

После полного сматывания штерт с грузом воздействует на рычажный механизм, который расстопоривает барабан с минрепом и рассоединяет корпус мины и якорь - 2

Начинается сматывание минрепа. При этом корпус мины остается на поверхности воды, а якорь, постепенно заполняясь водой, погружается – 3. Сматывание минрепа с вьюшки происходит до тех пор, пока груз не коснётся грунта – 4. При этом натяжение штерта ослабевает, что позволяет рычажному механизму войти в зацепление с вьюшкой с минрепом и застопорить её. Сматывание минрепа прекращается. Якорь, погружаясь дальше, утягивает корпус мины с поверхности - 5. В момент прихода якоря на грунт корпус мины устанавливается на заданное углубление .

Основными недостатками данного способа установки мины на заданное углубление являются:

1. Неудобство и длительность установки заданного углубления путем сматывания и замера длины штерта с грузом, особенно при больших значениях углубления.

2. Длительное нахождение мины на поверхности воды, что мажет привести: а) к обнаружению противником с помощью технических средств факта минной постановки, т. е. к снижению скрытности постановки МЗМ;

б) к тому, что мина подвержена длительному влиянию гидрометеоусловий: сносу от места постановки ветровым (поверхностным) течением, обрастанием корпуса мины ледяной коркой (особенно в зимних условиях северных широт), что приводит к снижению положительной плавучести мины.

3. возможности применения данного способа установки только с надводных кораблей.

Положительным качеством штерто-грузового способа является то, что корпус мины не испытывает гидростатических перегрузок.

Установка мины на заданное углубление с грунта осуществляется петлевым способом (рис. 2 4).

В этом случае барабан с минрепом находится в якоре, петля представляет собой часть минрепа, свернутую в бухту, которая крепится к нижней части корпуса мины специальным замком с пиротехническим подрывным зарядом. Приход мины на заданное углубление фиксируется гидростатическим прибором.

Процесс установки мины на заданное углубление происходит следующим образом.

Сброшенная в воду мина погружается на грунт - 1. После отработки предохранительных приборов и ДЧМ подается команда на механизм отделения корпуса от якоря (пироболты). Имея положительную плавучесть, корпус мины начинает всплывать - 2, обеспечивая натяжение и сматывание минрепа с барабана при помощи специального механизма - поворотной рамы. В момент прихода мины на углубление , где - глубина отдачи петли, определяется гидростатом; - заданное углубление; - длина петли, подаётся питание на пиротехнический замок отдачи петли. Петля распускается, и в минрепе образуется слабина, которая обеспечивает стопорение механизма сматывания минрепа с барабана - 3. Корпус мины, продолжая всплывать, выбирает слабину минрепа и устанавливается на заданное углубление - 4.

Рис. 2.4. Установка якорной мины на заданное углубление с грунта петлевым способом

Недостатками данного способа являются следующие:

1. Корпус мины при погружении на большие глубины испытывает значительные гидростатические перегрузки, для компенсации которых необходимо делать более прочные и, соответственно, более тяжелые корпуса. Это в свою очередь, уменьшает положительную плавучесть мины.

2. При приходе на грунт мина может попасть в толстые вязкие слои придонного ила. За время отработки предохранительных приборов и ДЧМ мина может заилиться и её положительной плавучести будет недостаточно для преодоления засасывающих сил, т.е. мина не встанет на заданное углубление. Для уменьшения воздействия на мину придонного ила в якоре имеется так называемое противоиловое устройство, которое представляет собой два выдвижных сектора, диаметр которых на 60…70 мм больше корпуса мины. С помощью этого устройства мина пробивает 9 ила шахту, которая за время отработки приборов не успевает затянуться и заилить мину. Эти недостатки могут быть устранены при разделении корпуса мины и якоря на промежуточной глубине. Такой способ называется установкой мины на заданное углубление с определенного расстояния от поверхности воды.

Установка мины с определенного расстояния от поверхности воды может осуществляться петлевым способом и способом автоколебаний.

При установке мины на заданное углублений с определенного расстояния от поверхности воды петлевым способом (рис. 2.5) сброшенная в воду мина погружается на некоторую глубину (), где срабатывает гидростатический механизм отделения корпуса мины от якоря. После отделения корпус мины продолжает тонуть, но значительно медленнее, а якорь, погружается достаточно быстро, обеспечивая сматывание минрепа с барабана. Это происходит потому, что скорость сматывания минрепа с барабана меньше скорости погружения якоря. С момента прихода якоря на грунт корпус мины начинает всплывать. Дальнейший процесс установки ничем не отличается от установки мины на заданное углубление петлевым способом с грунта. При глубинах моря меньше заданного углубления мина устанавливается на придонную стропку длиной 7...10 м.

Рис. 2.5. Установка якорной мины на заданное углубление петлевым способом с определенного расстояния от поверхности воды

В минах, которые устанавливаются на заданное углубление способом автоколебаний, механизмы установки и барабан с минрепом размещаются на корпусе. После сбрасывания в воду (рис. 2.6) мина погружается на заданное углубление, где происходит отделение корпуса от якоря. В минах с данным способом установки на заданное углубления скорость сматывания минрепа с барабана выше скорости погружения якоря. Поэтому после прихода мины на заданное углубление и отделения корпуса от якоря корпус начинает всплывать, а якорь тонуть. Как только корпус достигнет верхней границы зоны разделения, происходит стопорение механизма сматывания и корпус погружается вместе с якорем. При приходе корпуса мины к нижней кромке тоны разделения барабан с минрепом расстопоривается. Корпус мины всплывает, а якорь погружается. Процесс колебания корпуса мины около заданного углубления будет происходить до прихода якоря на грунт, при этом корпус мины постоянно остается в зоне заданного углубления.

Рис. 2.6 Установка якорной мины на заданное углубление способом автоколебаний

Достоинство способов установки мин с определенного расстояний от поверхности воды в том, что корпус мины не испытывает больших нагрузок от гидростатического давления при постановках на больших глубинах.

Способы установки мин с грунта и определенного расстояния от поверхности воды позволяют производить скрытную постановку, в том числе, с подводных лодок.

2.2.3 Устройство и перспективы развития современных якорных мин

Как уже отмечалось, главным недостатком мин с движущейся боевой частью первого поколения является недостаточная полоса поражения.

В настоящий момент наиболее перспективным направлением в этой области является создание мин с движущейся боевой частью с наклонными траекториями, так называемых широкополосных мин-торпед и мин-ракет.

Мысль о возможности использования торпеды в качестве самонаводящейся боевой части мины родилась у конструкторов в процессе создания малогабаритных торпед типа МГТ-1 (калибр 400 мм) с системами самонаведения на цель.

Принцип действия мины-торпеды заключался в следующем. После обнаружения ПЛ-цели по наводимому ею в воде акустическому полю, система обнаружения мины определяла (классифицировала) источник шума как ПЛ, затем уточнялись координаты ее места относительно самой мины. Далее на боевую часть (торпеду) выдавалось целеуказания с командой на старт. После этого торпеда покидала контейнер, в котором она размещалась, и выходила на горизонт движения ПЛ-цели, одновременно начиная самостоятельный поиск последней для захвата ее своей системой самонаведения (ССН). С обнаружением цели торпеда следовала к ней, управляясь от ССН. После сближения торпеды с ПЛ на требуемое расстояние происходил подрыв заряда ВВ, осуществлявшийся под воздействием неконтактного или контактного взрывателя.

Первая противолодочная мина-торпеда ПМТ-1 была принята на вооружение советского ВМФ в 1972 г. Она оснащалась акустической ССН пассивно-активного типа, а также имела в качестве боевой части торпеду, располагавшей собственной активно-пассивной системой самонаведения. За счет большой глубины постановки и ширины зоны поражения (на три порядка превышавшей обычно узкополосные аналоги) мина-торпеда получила такую боевую эффективность, которая значительно превзошла эффективность любой из существовавших тогда якорных мин, применявшихся в интересах ПЛО. В свою очередь, создание этой мины положило начало новому направлению в развитии минного оружия.

В 1974 г. в США была завершена разработка аналога русской мины ПМТ-1. Она получила название МК-60 ("Кэптор"). Ее основными элементами являются:

– контейнер с торпедой и стартовой системой;

- якорное устройство с системой автоматической установки контейнера на заданное углубление;

- неконтактная аппаратура автоматической системы обнаружения и классификации целей.

Контейнер служит для размещения малогабаритной, противолодочной торпеды МК-46 (в перспективе - "Стингрей" или МК-50 - 'Барракуда'). В нем находится также система пуска торпеды и неконтактная аппаратура автоматической системы обнаружения и классификации целей. Изготовлен из алюминиевого сплава, снабжен верхней и нижней гермокрышками, его длина около 4000 мм, диаметр - 534 мм. Имеет положительный запас плавучести и ориентирован вертикально.

Якорное устройство предназначено для автоматической установки контейнера на заданное углубление и удержания его в точке постановки. Установка производится способом автоколебаний. Заданное углубление зависит от глубины места постановки:

до 230 м - придонный вариант 7.5 м от грунта,

230...460 м - половина глубины места,

460...800 м - предельное углубление около 300 м.

Неконтактная аппаратура определяет факт вхождения цели в зону своего реагирования (свыше 1000 м), направление и дистанцию до нее, классифицирует цель по принципу "свой - чужой" и обеспечивает пуск торпеды в сторону обнаруженной цели. Функционально включает в себя:

- пассивный акустический канал - дежурный, включается на 30 -50 с через каждые 5 мин;

- активный акустический канал - боевой;

- логическое устройство, классификации и опознавания, цепи и выдачи команды запуска торпеды.

Выйдя из контейнера, торпеда занимает установленную глубину и начинает программный поиск цели в пассивном режиме работы АСН; обнаружив цель переходит, а активный режим поведения и сближается с целью до момента срабатываниясвоего НВ (1...2 м) или до удара торпеды о цель.

В продолжение развития мин-торпед в СССР в конце 70-х годов был создан минно-торпедный противолодочный комплекс МТПК-1. Отличительной чертой этого комплекса является включение в боевой канал микропроцессора, способного не только производить опознавание целей по принципу "свой-чужой", но даже распознавать цели по индивидуальным гидроакустическим шумам.

Другой класс - мин-ракет - в нашем ВМФ был разработан примерно в тоже время (1972-1975). Эти мины, в отличие от мин-торпед, имели в качестве своей боевой части не малогабаритные торпеды, а подводные скоростные ракеты о наклонными траекториями движения.

Такие мины получили название ПМР-1 и ПМР-2 (противолодочная мина-ракета). Отличительной особенностью мин типа ПМР является то, что после обнаружения и классификации цели неконтактной аппаратурой определяются параметры движения цели (курс, глубина и скорость хода). После этого аппаратура мины решает задачу по оптимизации траектории перехвата цели (вычисляет упрежденную точку стрельбы), вводит данные в бортовую систему управления движением ракеты и выдает команду на старт. Боевая часть мин типа ПМР движется к цели со скоростью около 80 м/с и поражает ее с высокой эффективностью. Поражение цели осуществляется подрывом заряда неконтактным или контактным взрывателем, который размещается в ракете наряду с зарядом ВВ, реактивным двигателем и блоком приборов управления.

Необходимо отметить, что мины-ракеты являются представителями наиболее перспективного направления в области минного оружия и способны обеспечить борьбу не только с современными, но и перспективными быстроходными, глубоководными, гидроакустически малозаметными ПЛ. Высокая скорость движения их боевых частей (ракет) и малое время атаки (не более 7 с) практически исключают возможность применения средств противодействия либо маневра уклонения, а неконтактная аппаратура, применяемая в них, позволяет обнаруживать любую подводную лодку независимо от уровня шума и скорости хода.

В настоящее время в нашем ВМФ разрабатывается универсальная по целям широкополосная придонная мина-ракита - морская шельфовая мина (МШМ). Она представляет собой комбинацию придонной мины с подводной ракетой. Мина устанавливается на грунт на глубинах до шестисот метров и способна обеспечить борьбу с современными и перспективными ПЛ и НК в зоне с достаточно большой шириной поражения.

Перечисленные образцы мин-ракет и мин-торпед, несмотря на все свои преимущества, имеют один общий недостаток - ограниченные возможности в поражении НК. Связано это с том, что наличие в приповерхностных слоях сильных акустических помех не позволяет аппаратуре мины достоверно классифицировать цель и точно определить параметры ее движения и координаты.

Поэтому одним из перспективных направлений в развитии данного класса мин является создание мин с боевой частью в виде крылатой ракеты.

Принцип действия таких мин-ракет заключается в следующем. После подачи неконтактной аппаратурой мины команды на старт ракета выходит из контейнера и дальше действует как крылатая ракета с подводным стартом, т.е. выходит над поверхностью моря и поражает НК. Наведение ракеты происходит за счет первичных данных, введенных в бортовые приборы ракеты минной аппаратурой, и работы собственной системы самонаведения.

таким образом, послевоенное развитие минного оружия прошло путь от создания узкополосных позиционных, донных и якорных мин классического типа до широкополосных мин активного типа, обладающих значительно большими боевыми и эксплуатационными возможностями и перспективами дальнейшего совершенствования.

2.2.4 Перспективы развития минного оружия

Достоинства морских мин, о которых уже упоминалось, обеспечивают успешное решение оперативно-тактических и даже стратегических задач при применении их как самостоятельно, так и совместно с другими боевыми средствами флота. Особое значение придается МО как важнейшему элементу противолодочной и противодесантной обороны. Современные условия ведения операции на море диктуют следующие требования к морским минам:

- поражение ПЛ на глубинах погружения до 900 м в районах с глубинами до 1200 м и более;

- поражение НК в районах с глубинами до 600...900 м;

- длительные сроки боевой службы при сохранении высокой надёжности бортовой аппаратуры;

- обеспечение высокой противотральной стойкости, защиты от ГАС, магнитометров и средств гидроакустического противодействия;

- наличие канала телеуправления и устройства опознавания "свой - чужой";

- возможность постановки с любых носителей и в сложных (подо льдом, в заиленном и покатом грунте) районах. '

В соответствии с этим в ведущих мировых державах проводятся НИОКР по совершенствованию минного оружия в следующих направлениях:

- расширению зоны поражения мин;

- совершенствованию унифицированных многоканальных НВ, отделителей и бортовой электронной аппаратуры;

- созданию более прочных и легких материалов корпуса и минрепа, а также более эффективных источников питания;

- совершенствованию систем телеуправления и противотральной стойкости;

- повышению избирательной способности, совершенствование систем распознавания и классификации целей;

- улучшению массогабаритных характеристик, баллистических качеств и увеличению ударостойкости авиационных мин.

Расширение тоны поражения, как уже отмечалось в предыдущем разделе, достигается за счет разработки новых образцов активных мин с отдаляющимися БМ и увеличения дальности хода мин-ракет и мин-торпед. Повышение поражающей способности боевой части осуществляется, в основном, за счет применения новых типов ВВ - пластичных и с пластиковыми связующими, которые более эффективны по сравнению с обычными BВ и менее чувствительны к внешним воздействиям окружающей среды.

Совершенствование неконтактных взрывателей, бортовой аппаратуры и неконтактных отделителей мин осуществляется путем использования современной вычислительной, волоконно-оптической и лазерной техники, а также путем повышение чувствительности и применением различных комбинаций приемников физических полой цели. Эта дает возможность повысить избирательность мин, увеличить дистанцию обнаружения и повысить точность определения местоположения (а иногда и параметров движения) цели, улучшается адаптация порогов срабатывания взрывателей к условиям окружающей среды, обеспечивается самодиагностика мин. Кроме, того, это позволит выбирать оптимальную дистанцию до цели в момент подрыва заряда мины, отличать реальную цель от имитаторов и осуществлять опознавание цели по принципу "свой - чужой", а в перспективе - и определение класса корабля-цели, Реализация перечисленных направлений требует совершенствования методов цифровой обработки сигналов акустических полей-целей. Параллельно ведется непрерывная работа по добыванию, и анализу сигнатур корабельного состава и судов вероятного противника, а также определению оптимальных установок и алгоритмов срабатывания мин. Некоторые современные НВ уже оснащаются компактными спецвычислителями (мини-ЭВМ, блок обработки сигналов и запоминающее устройство), которые найдут применение и в перспективе.

Большое внимание уделяется разработке приемников физполей целей. Это волоконно-оптические антенны, гидроакустические антенны конформной конструкции из композиционных материалов и фторопластов с широким применением пьезополимеров. В магнитных взрывателях наиболее вероятно использование приемных устройств с тонкопленочными и лазерными магнитометрами, что даст возможность уменьшить их размеры и потребление энергии при одновременном повышении чувствительности и взрывостойкости. Гидродинамические каналы взрывателей будут оснащаться оригинальными экономичными твердотельными заполнителями, более надежными по сравнению с жидкостными.

Внедрение новейших технологий позволит увеличить дальность обнаружения целей к надежность их распознавания, повысить избирательность и уменьшить массогабаритные характеристики мин.

Повышение противотральной стойкости мин связано с изучением тонкой структуры всех видов физполей, создаваемых кораблем и его имитаторами с целью установки срабатывания НВ в зависимости от характеристик полей предполагаемых целей. Эффективны также комбинации различных типов НВ, что уже широко используется. В перспективе использование при создании корпусов мин маломагнитных материалов с антигидролокационным покрытием (поглощение звука до 90%), а также реализация концепции донной мины, зарывающейся в грунт.

В телеуправлении минами реализуется акустический и радиокомандный способы. Дальность такого управления сегодня превышает 15 миль (30 км).

Совершенствование источников питания двигательных установок призвано увеличить срок боевой службы глины и расширить зону поражения. В последние годы в качестве источников питания начали применятся литиевые тионилхлоридные батареи (Li-SOCl2) с высокой энергоотдачей.

Таким образом, анализ работ в области совершенствования минного оружие показывает, что они носят постоянный и масштабный характер, что свидетельствует о важной роли, отводящейся минному оружию в современной войне.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: