В общем виде понятие «доктрина» (от лат. Doctrina – «учение») – научная или философская теория, система, руководящий теоретический или политический принцип / 5, стр. 168 /.
Философский энциклопедический словарь трактует доктрину, как систематизированное политическое, идеологическое или философское учение, концепцию, совокупность принципов / 9, стр. 142 /.
Обращаясь к истории вопроса, отметим, что никогда не было и не существует сейчас эталона, какой должна быть военная доктрина. В глубокой древности основные требования к военной деятельности концентрировались в работах и высказываниях руководителей государств и военачальников. Ярким примером является дошедший до нас «Трактат о военном искусстве» видного древнекитайского полководца Сунь-Цзы (VI-V вв. до н. э.). Его идеи о социальной роли войны, значении полководческого таланта для хода и исхода войны, роли экономического и морального факторов в войне и многие другие имеют определенную ценность и в наши дни.
Справочно:
Сунь- Цзы (Сунь У) – китайский полководец и военный теоретик в 6-5 вв. до н.э. В 514-496 гг.- военачальник в царстве У. Руководил походами против государств Чу, Ци, и Цзинь. Трактат о военном искусстве проникнут стихийной диалектикой (связь войны и политики, факторы победы, стратегия и тактика).
Следует учитывать, что в рабовладельческих и феодальных государствах военная доктрина, по существу, была тождественна проводимой самодержцами военной политике и нацелена на ведение захватнических войн. Как правило, талант полководца определял всю систему военных взглядов в государстве, его военную политику и практику. Наиболее высокого уровня военное искусство достигло в Греции, Македонии, Карфагене и Риме в период деятельности таких полководцев, как Александр Македонский, Ганнибал, Юлий Цезарь, Ксенофонт, Полибий, Псевдо-Маврикий. В русском государстве свой вклад в военную историю внесли Иван Грозный, Александр Невский, Дмитрий Донской, Петр I и др.
Новым этапом в развитии военных доктринальных положений стало появление регулярных армий. В конце XVI - начале XVII в. появились первые воинские уставы в Нидерландах и некоторых других странах. В 1571 г. в России важнейшие военно-политические взгляды были выражены в «Боярском приговоре о станичной и сторожевой службе», а в 1607 г. они были обобщены в «Уставе ратных, пушечных и других дел, касающихся военной науки».
В 1716 г. был принят Устав воинский, закрепивший создание в России регулярной армии, результаты военной реформы Петра I и изменения в тактике с учетом опыта Северной войны (1700-1721гг.). Основные положения Устава действовали до конца XIX в.
В ходе последующего общественного развития были приняты законодательные акты, определявшие порядок привлечения населения в воинские формирования, их состав, вооружение, подчиненность, нормы налогообложения граждан для содержания армии. Совокупность таких актов заложила основу для последующего развития установок государства, носивших систематизирующий, или доктринальный характер.
С увеличением размаха военных действий и усложнением руководства войсками создавались постоянные соответствующие органы управления армией. Это влекло за собой более четкую регламентацию проблем подготовки и ведения войны. Законодательные документы стали определять строительство вооруженных сил, подготовку их и государств к войне.
По мере развития средств вооруженной борьбы, появления постоянных массовых армий обобщался опыт подготовки и ведения военных действий и войны в целом. На основании изучения, анализа и обобщения опыта вооруженной борьбы в определенную систему приводились военные знания.
В XVIII-XIX вв. развитие военной науки достигло такого уровня, что выработка установок по строительству, подготовке вооруженных сил и ведению военных действий стала приобретать форму сознательной и целенаправленной деятельности. Конечной целью таких установок было обеспечение выполнения политических и военно-стратегических задач, стоящих перед государством.
В конце XIX - начале XX в. в условиях бурного развития экономики, науки, совершенствования оружия и боевой техники подготовка к войне потребовала проведения целой системы скоординированных и целенаправленных мер, затрагивающих все сферы жизни государства. Это привело к осознанию необходимости заблаговременной разработки этих мер на государственном уровне.
После поражения в русско-японской войне в отечественной военно-теоретической мысли впервые возникла необходимость определения самого понятия «военная доктрина» и ее составных элементов. Полемика была развернута в газете «Русский инвалид». Заметную роль в формировании подходов к проблеме сыграли военные теоретики В. Борисов, В. Домашевский, С. Дорошев и др. При всем многообразии мнений большинство авторов было склонно понимать под «военной доктриной» систему взглядов на основные направления развития вооруженных сил. Дискуссиям на эту тему положил конец самодержец Николай II. Он изрек: «Военная доктрина состоит в том, чтобы исполнять все то, что я прикажу».
Большая заслуга в формировании советской военной доктрины принадлежит М. В. Фрунзе. Он разработал ее общетеоретические основы, всесторонне их аргументировал. В свое время в статье «Единая военная доктрина и Красная Армия» он отмечал, что «…мы не только не имеем попыток систематизации учений о нашей военной доктрине, но и само содержание этого понятия является в достаточной степени смутным и неопределенным». В работах М. В. Фрунзе впервые были выделены две стороны военной доктрины: политическая и военно-техническая.
Справочно:
Фрунзе Михаил Васильевич (1885- 1925 гг.) – советский государственный и военный деятель, полководец и военный теоретик. На военной службе с 1916 г. В Красной Армии с 1918г. С февраля 1919г. – командующий 4-й армией; с марта 1919г. – командующий Южной группой войск на Восточном фронте. С июля 1919 по 1920гг – командующий Восточным, Туркестанским, Южным фронтами. После гражданской войны командовал вооруженными силами Украины и Крыма, войсками Уральского военного округа.
В 1924-25 гг. – заместитель, а затем председатель Реввоенсовета СССР, нарком по военным и морским делам, одновременно – начальник штаба РККА и начальник Военной академии РККА. Автор научных трудов по проблемам военной науки и военной доктрине, военному искусству. Один из авторов и исполнителей первой советской военной реформы (1924-1925гг).
Анализ истории развития советской военной доктрины показывает, что теория вопроса разрабатывалась недостаточно. Например, у нас не было трудов, в которых в систематизированном виде раскрывались бы сущность и содержание доктрины. Это связано с тем, что само понятие военной доктрины зачастую сводилось к политической направленности военного строительства и способам ведения вооруженной борьбы. Лишь с 1990 г. стали появляться публикации, в которых освещались отдельные аспекты данной проблемы. В 1992 г. по инициативе Министерства обороны и Генерального штаба Вооруженных Сил РФ были проведены две научно-практические конференции по проблемам национальной и коллективной безопасности государств СНГ. Серьезные комплексные исследования начали проводиться в ходе разработки новой военной доктрины Российской Федерации. Для её разработки была создана межведомственная комиссия. Результатом этой деятельности явился документ, утвержденный в 1993г. Указом Президента Российской Федерации как «Основные положения военной доктрины РФ». Полноценная «Военная доктрина Российской Федерации» появилась в 2000 году (Указ Президента РФ от 21 апреля 2000г).
Следует отметить, что развитие военной доктрины как военно-политической категории прошло несколько этапов. К важнейшим из них следует отнести:
- зарождение доктринальных положений как совокупности традиционных, основанных на предшествующем опыте взглядов на строительство и применение вооруженных сил;
- развитие доктринальных положений путем законодательного оформления государственных установок на строительство вооруженных сил, закрепление способов их подготовки и применения в уставах;
- систематизация положений, регулирующих организацию обороны страны, создание, подготовку и применение вооруженных сил, сведение их в единую систему установок, то есть в военную доктрину государства.
Военная доктрина - категория историческая. Она должна отражать происходящие в мире изменения, соответствовать характеру общественно-политического государственного строя, целям его внутренней и внешней политики, а также должна дать ответы на целый ряд взаимосвязанных вопросов: какова вероятность будущей войны и с каким противником придется иметь дело; какой характер может принять война, которую предстоит вести стране и ее вооруженным силам; какие цели и задачи должны быть поставлены перед вооруженными силами в преддверии этой войны и соответственно какие вооруженные силы в количественном и качественном отношении нужно иметь, чтобы выполнить поставленные задачи; каким образом следует осуществлять военное строительство и готовить армию и страну к войне; и, наконец, какими способами вести войну, если она все - таки станет фактом.
В соответствии с этими положениями долгое время общепризнанным считалось определение военной доктрины как системы официально принятых основополагающих взглядов на оборонное строительство, подготовку страны и вооруженных сил к защите отечества, а также на способы подготовки и ведения вооруженной борьбы.
Однако, в современных условиях это определение требует определенной корректировки, так как проблема защиты Отечества должна рассматриваться несколько шире, не только с точки зрения отражения агрессии извне, но и с учетом всех национальных (государственных) интересов.
Военный энциклопедический словарь дает следующее определение военной доктрины: это принятая в государстве (группе государств) на данное время система официальных взглядов на использование средств военного насилия в политических целях, на характер военных задач и способы их решения, на основные направления военного строительства.
Военная доктрина в концентрированном виде выражает содержание «Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года», характеризует главные направления военной политики государства на данном историческом этапе, учитывает реальную военно-политическую обстановку в мире и основные положения военных доктрин ведущих западных государств и коалиционной военной доктрины НАТО.
Справочно:
В военной доктрине НАТО подчеркивается необходимость глобального подхода к безопасности Североатлантического Союза, указывается на многогранный характер существующих опасностей и угроз. Констатируется, что военный аспект остается существенным фактором достижения целей НАТО. Одной из приоритетных функций НАТО признан контроль за кризисами, участие в операциях по восстановлению и поддержанию мира как под флагом ООН, так и по инициативе самого альянса с использованием крайних силовых средств принуждения (ядерного оружия). Такие акции расцениваются правительствами и общественностью ряда стран, в том числе и России, как агрессивные, не соответствующие нормам и принципам международного права. В военной доктрине НАТО декларировано (и осуществляется на практике) расширение блока на Восток.
Стремление наделить силовой потенциал НАТО глобальными функциями, приблизить военную инфраструктуру к границам России, в том числе путем расширения блока, представляет серьезную опасность для нашего государства и его союзников.
Рассмотрим более подробно структуру, содержание и основные положения новой Военной доктрины Российской Федерации, при разработке которой был учтен весь исторический опыт, задействованы многочисленные коллективы ученых и органы государственной власти.