double arrow

Понятие военной доктрины государства

В общем виде понятие «доктрина» (от лат. Doctrina – «учение») – научная или философская теория, система, руководящий теоретический или политический принцип / 5, стр. 168 /.

Философский энциклопедический словарь трактует доктрину, как систематизированное политическое, идеологическое или философское учение, концепцию, совокупность принципов / 9, стр. 142 /.

Обращаясь к истории вопроса, отметим, что никогда не было и не су­ществует сейчас эталона, какой должна быть военная доктрина. В глубокой древности основные требования к военной деятельности концентрировались в работах и высказываниях руководителей государств и военачальников. Яр­ким примером является дошедший до нас «Трактат о военном искусстве» видного древнекитайского полководца Сунь-Цзы (VI-V вв. до н. э.). Его идеи о социальной роли войны, значении полководческого таланта для хода и ис­хода войны, роли экономического и морального факторов в войне и многие другие имеют определенную ценность и в наши дни.

Справочно:

Сунь- Цзы (Сунь У) – китайский полководец и военный теоретик в 6-5 вв. до н.э. В 514-496 гг.- военачальник в царстве У. Руководил походами против государств Чу, Ци, и Цзинь. Трактат о военном искусстве проникнут стихийной диалектикой (связь войны и политики, факторы победы, стратегия и тактика).

Следует учитывать, что в рабовладельческих и феодальных государст­вах военная доктрина, по существу, была тождественна проводимой само­держцами военной политике и нацелена на ведение захватнических войн. Как правило, талант полководца определял всю систему военных взглядов в государстве, его военную политику и практику. Наиболее высокого уров­ня военное искусство достигло в Греции, Македонии, Карфагене и Риме в период деятельности таких полководцев, как Александр Македонский, Ган­нибал, Юлий Цезарь, Ксенофонт, Полибий, Псевдо-Маврикий. В русском государстве свой вклад в военную историю внесли Иван Грозный, Алек­сандр Невский, Дмитрий Донской, Петр I и др.

Новым этапом в развитии военных доктринальных положений стало появление регулярных армий. В конце XVI - начале XVII в. появились пер­вые воинские уставы в Нидерландах и некоторых других странах. В 1571 г. в России важнейшие военно-политические взгляды были выражены в «Бо­ярском приговоре о станичной и сторожевой службе», а в 1607 г. они были обобщены в «Уставе ратных, пушечных и других дел, касающихся военной науки».

В 1716 г. был принят Устав воинский, закрепивший создание в России регулярной армии, результаты военной реформы Петра I и изменения в тактике с учетом опыта Северной войны (1700-1721гг.). Основные положения Устава действовали до конца XIX в.

В ходе последующего общественного развития были приняты законо­дательные акты, определявшие порядок привлечения населения в воинские формирования, их состав, вооружение, подчиненность, нормы налогообло­жения граждан для содержания армии. Совокупность таких актов заложила основу для последующего развития установок государства, носивших систе­матизирующий, или доктринальный характер.

С увеличением размаха военных действий и усложнением руково­дства войсками создавались постоянные соответствующие органы управле­ния армией. Это влекло за собой более четкую регламентацию проблем под­готовки и ведения войны. Законодательные документы стали определять строительство вооруженных сил, подготовку их и государств к войне.

По мере развития средств вооруженной борьбы, появления постоян­ных массовых армий обобщался опыт подготовки и ведения военных дейст­вий и войны в целом. На основании изучения, анализа и обобщения опыта вооруженной борьбы в определенную систему приводились военные знания.

В XVIII-XIX вв. развитие военной науки достигло такого уровня, что выработка установок по строительству, подготовке вооруженных сил и ве­дению военных действий стала приобретать форму сознательной и целена­правленной деятельности. Конечной целью таких установок было обеспече­ние выполнения политических и военно-стратегических задач, стоящих пе­ред государством.

В конце XIX - начале XX в. в условиях бурного развития экономики, науки, совершенствования оружия и боевой техники подготовка к войне по­требовала проведения целой системы скоординированных и целенаправ­ленных мер, затрагивающих все сферы жизни государства. Это привело к осознанию необходимости заблаговременной разработки этих мер на госу­дарственном уровне.

После поражения в русско-японской войне в отечественной военно-теоретической мысли впервые возникла необходимость определения самого понятия «военная доктрина» и ее составных элементов. Полемика была раз­вернута в газете «Русский инвалид». Заметную роль в формировании под­ходов к проблеме сыграли военные теоретики В. Борисов, В. Домашевский, С. Дорошев и др. При всем многообразии мнений большинство авторов было склонно понимать под «военной доктриной» систему взглядов на ос­новные направления развития вооруженных сил. Дискуссиям на эту тему по­ложил конец самодержец Николай II. Он изрек: «Военная доктрина состоит в том, чтобы исполнять все то, что я прикажу».

Большая заслуга в формировании советской военной доктрины при­надлежит М. В. Фрунзе. Он разработал ее общетеоретические основы, все­сторонне их аргументировал. В свое время в статье «Единая военная доктри­на и Красная Армия» он отмечал, что «…мы не только не имеем попыток сис­тематизации учений о нашей военной доктрине, но и само содержание этого понятия является в достаточной степени смутным и неопределенным». В ра­ботах М. В. Фрунзе впервые были выделены две стороны военной доктри­ны: политическая и военно-техническая.

Справочно:

Фрунзе Михаил Васильевич (1885- 1925 гг.) – советский государственный и военный деятель, полководец и военный теоретик. На военной службе с 1916 г. В Красной Армии с 1918г. С февраля 1919г. – командующий 4-й армией; с марта 1919г. – командующий Южной группой войск на Восточном фронте. С июля 1919 по 1920гг – командующий Восточным, Туркестанским, Южным фронтами. После гражданской войны командовал вооруженными силами Украины и Крыма, войсками Уральского военного округа.

В 1924-25 гг. – заместитель, а затем председатель Реввоенсовета СССР, нарком по военным и морским делам, одновременно – начальник штаба РККА и начальник Военной академии РККА. Автор научных трудов по проблемам военной науки и военной доктрине, военному искусству. Один из авторов и исполнителей первой советской военной реформы (1924-1925гг).

Анализ истории развития советской военной доктрины показы­вает, что теория вопроса разрабатывалась недостаточно. Например, у нас не было тру­дов, в которых в систематизированном виде раскрывались бы сущность и со­держание доктрины. Это связано с тем, что само понятие военной доктрины зачастую сводилось к политической направленности военного строительства и способам ведения вооруженной борьбы. Лишь с 1990 г. стали появляться публикации, в которых освещались отдельные аспекты данной проблемы. В 1992 г. по инициативе Министерства обороны и Генерального штаба Воору­женных Сил РФ были проведены две научно-практические конференции по про­блемам национальной и коллективной безопасности государств СНГ. Серьезные комплексные исследования начали проводиться в ходе разра­ботки новой военной доктрины Российской Федерации. Для её разработки была создана межведомственная комиссия. Результатом этой деятельности явился документ, утвержденный в 1993г. Указом Президента Российской Федерации как «Основные положения военной доктрины РФ». Полноценная «Военная доктрина Российской Федерации» появилась в 2000 году (Указ Президента РФ от 21 апреля 2000г).

Следует отметить, что развитие военной доктрины как военно-политической категории прошло несколько этапов. К важнейшим из них следует отнести:

- зарождение доктринальных положений как совокупности традицион­ных, основанных на предшествующем опыте взглядов на строительство и применение вооруженных сил;

- развитие доктринальных положений путем законодательного оформления государственных установок на строительство вооруженных сил, закрепление способов их подготовки и применения в уставах;

- систематизация положений, регулирующих организацию обороны страны, создание, подготовку и применение вооруженных сил, сведение их в единую систему установок, то есть в военную доктрину государства.

Военная доктрина - категория историческая. Она должна отражать происходящие в мире изменения, соответствовать характеру общественно-политического государственного строя, целям его внутренней и внешней по­литики, а также должна дать ответы на целый ряд взаимосвязанных вопро­сов: какова вероятность будущей войны и с каким противником придется иметь дело; какой характер может принять война, которую предстоит вести стране и ее вооруженным силам; какие цели и задачи должны быть поставле­ны перед вооруженными силами в преддверии этой войны и соответственно какие вооруженные силы в количественном и качественном отношении нуж­но иметь, чтобы выполнить поставленные задачи; каким образом следует осуществлять военное строительство и готовить армию и страну к войне; и, наконец, какими способами вести войну, если она все - таки станет фактом.

В соответствии с этими положениями долгое время общепризнанным считалось определение военной доктрины как системы официально при­нятых основополагающих взглядов на оборонное строительство, подготовку страны и вооруженных сил к защите отечества, а также на способы подготов­ки и ведения вооруженной борьбы.

Однако, в современных условиях это определение требует определен­ной корректировки, так как проблема защиты Отечества должна рассматри­ваться несколько шире, не только с точки зрения отражения агрессии извне, но и с учетом всех национальных (государственных) интересов.

Военный энциклопедический словарь дает следующее определение военной доктрины: это принятая в государстве (группе государств) на данное время система официальных взглядов на использование средств военного насилия в политических целях, на характер военных задач и способы их решения, на основные направления военного строительства.

Военная доктрина в концентрированном виде выражает содержание «Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года», характеризует главные направления военной политики государства на данном историческом этапе, учитывает реальную военно-политическую обстановку в мире и основные положения военных доктрин ведущих западных государств и коалиционной военной доктрины НАТО.

Справочно:

В военной доктрине НАТО подчеркивается необходимость глобального подхода к безопасности Североатлантического Союза, указывается на многогранный характер существующих опасностей и угроз. Констатируется, что военный аспект остается существенным фактором достижения целей НАТО. Одной из приоритетных функций НАТО признан контроль за кризисами, участие в операциях по восстановлению и поддержанию мира как под флагом ООН, так и по инициативе самого альянса с использованием крайних силовых средств принуждения (ядерного оружия). Такие акции расцениваются правительствами и общественностью ряда стран, в том числе и России, как агрессивные, не соответствующие нормам и принципам международного права. В военной доктрине НАТО декларировано (и осуществляется на практике) расширение блока на Восток.

Стремление наделить силовой потенциал НАТО глобальными функциями, приблизить военную инфраструктуру к границам России, в том числе путем расширения блока, представляет серьезную опасность для нашего государства и его союзников.

Рассмотрим более подробно структуру, содержание и основные положения новой Военной доктрины Российской Федерации, при разработке которой был учтен весь исторический опыт, задействованы многочисленные коллективы ученых и органы государственной власти.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: