Оборонная функция государства

В соответствии с установившимися взглядами, государство – это ядро политической организации общества, которое регулирует отношения между классами, нациями и социальными группами и выражает их интересы на международной арене. Являясь, как правило, орудием воли господствующего класса или какой-либо иной социальной группы, государство в то же время берет на себя решение общих вопросов по обеспечению существования общества как целостной социальной системы / 3, стр.452 /.

В результате длительного исторического развития, государство стало неотъемлемым элементом функционирования не только отдельного общества, но достоянием современной цивилизации. Форма государственного устройства и социально-политическое содержание деятельности государства находят свое выражение в его функциях. Важнейшими функциями государства являются функции руководства и управления сферами жизни общества: социальной, экономической, политической и духовной. Наряду с ними государство занимается также выполнением ряда специфических функций: обеспечение общественного порядка; вопросы государственной безопасности; оборона страны и др. С этой целью государство с помощью специально созданных органов, институтов, учреждений и организаций вырабатывает и осуществляет политику в области обеспечения военной безопасности или обороны страны, которая носит название военной политики.

Направленность военной политики определяется военно-политической концепцией государства, которая в концентрированном виде формулируется в его военной доктрине и базируется на военной идеологии государства. Для осуществления военной политики государство создает военную организацию, основу которой составляют Вооруженные Силы и другие войска, а также военно-промышленный комплекс страны.

Основываясь на вышеизложенном логическом построении, приведем определения основных категорий и проследим механизм выполнения государством одной из своих важнейших функций – обороны страны.

Военная идеология – это система взглядов и идей, выражающая отношение высших органов государственной власти к войне и другим формам вооруженного насилия, а также к армии – как главному орудию осуществления военной политики. Военная идеология не существует самостоятельно. Она является частью идеологии как формы общественного сознания, и находит свое выражение в Конституции и военной доктрине страны, воинских уставах и других документах, регламентирующих деятельность военной организации государства.

Военная политика, в классическом понимании, представляет собой систему взглядов, отношений и деятельности общества и его социально-политических институтов, непосредственно связанных с созданием военной организации, подготовкой и применением средств вооруженного насилия в политических целях / 3, стр.1179-1180 /.

Существует несколько иное определение: Военная политика – это составная часть общей политики государства, направленная на создание и функционирование военной организации, подготовку и применение насильственных средств для достижения политических целей / 10, стр. 105 /.

Военная политика выступает как составная часть общей политики государства. Основным субъектом военной политики выступает государство, созданные им органы и учреждения. Субъектами военной политики, кроме того, являются народы, классы, нации, партии, а также должностные лица: политические и военные руководители. Основным объектом военной политики выступает военная теория и практика – особая область деятельности людей, которая непосредственно связана с войной и армией, с подготовкой и ведением войны, созданием и использованием военной мощи государства.

Военная политика представляет собой органическое единство теоретической и практической сторон. Теоретическая сторона охватывает раскрытие закономерностей и принципов военной деятельности, анализ военно-политической обстановки, прогнозирование и предвидение в военном деле, выработку военно-стратегических установок, определение принципов военного строительства и др. Практическая сторона военной политики включает создание и поддержание необходимой военной мощи страны, строительство Вооруженных Сил, обеспечение их боевой и мобилизационной готовности, организацию производства оружия и военной техники, создание и развитие оборонной инфраструктуры, формирование морально-психологической готовности граждан к защите страны, создание и накопление мобилизационных резервов, международное военное сотрудничество и др.

Субъекты военной политики, в первую очередь политическое и военное руководство страны, органы государственной власти осуществляют военно-политическую деятельность. Эта деятельность представляет собой непосредственные усилия по формированию необходимой для государства военно-политической обстановки. В зависимости от характера решаемых задач, военно-политическая деятельность может быть подчинена либо предотвращению войны, развитию мер доверия, либо подготовке к военной экспансии.

Деятельность политического и военного руководства Российской Федерации направлена на предупреждение, срыв или отражение вооруженного нападения на нашу страну, обеспечение ее безопасности любыми методами, в том числе и военными. Это выражает волю всего многонационального народа России и полностью соответствует нормам и принципам международного права.

Следовательно, теоретическая сторона военной политики создает методологическую основу и правовую базу военно-политической деятельности, закрепляет ее в военной доктрине и других документах, а практическая непосредственно направлена на создание и поддержание необходимой для решения политических задач военной мощи государства.

Из вышесказанного следует, что функция обороны страны составляет важное направление деятельности государства и реализуется через его военную политику, которая является составной частью общей политики государства и направлена на непосредственное создание военной организации, подготовку и применение средств вооруженного насилия для достижения определенных политических целей.

Политика, политические цели – первичны, вооруженное насилие, война – вторичны. Именно таким образом понимали взаимосвязь войны и политики великие мыслители, теоретики и историки К.Клаузевиц, Ф.Энгельс, В.Ленин.

Справочно:

Клаузевиц Карл Филипп Готфрид фон (1780-1831гг.) – немецкий военачальник, теоретик и историк, генерал-майор прусской армии. С 1812 по 1814г. проходил службу в армии России. Автор программы национального освобождения германии от Наполеона путем народной войны в союзе с Россией. Во время Отечественной войны 1812 года был квартирмейстером (начальником штаба) кавалерийского корпуса П.П.Палена, затем Ф.П.Уварова и П.Х.Виттенштейна. С 1813г. – начальник штаба Сводного русско-прусского корпуса. В 1814г. вернулся на прусскую службу. С 1815г. – начальник штаба армейского корпуса. С 1818г. – директор Всеобщего военного училища. С 1831г. – начальник штаба армии на польской границе.

К.Клаузевиц самостоятельно изучил свыше 180 войн и походов, проходивших с 1566 по 1815гг. Написал ряд военно-исторических трудов, главным из которых является исследование «О войне». Впервые сформулировал положение о том, что война – это продолжение политики. Правда, при этом рассматривал лишь внешнюю политику государства, не понимая ее связи с внутренней. Считал политику как выражение интересов всего общества.

В.И. Ленин развил теорию К.Клаузевица, дав определение: «Война есть продолжение политики иными, именно насильственными средствами». При этом он имел в виду не только внешнюю, но и внутреннюю политику государства, рассматривая их во взаимосвязи.

По своему предназначению военная политика призвана:

- аналитически оценивать необходимость, возможность и пределы использования военной силы государства;

- определять наличное состояние военной угрозы или опасность жизненно важным интересам общества, государства и личности;

- выявлять количественные и качественные характеристики необходимой и достаточной военной силы для нейтрализации опасностей и угроз;

- вырабатывать и практически воплощать формы и методы применения военной силы, осуществлять политическое руководство военными акциями государства.

Правовая основа оборонной функции государства содержится в Конституции РФ, федеральных законах «Об обороне», «О безопасности», «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», других нормативно-правовых актах.

Справочно:

В Конституции РФ определены основные задачи Российского государства, к числу которых относится и обеспечение государственной безопасности, укрепление мира, развитие международного сотрудничества. Этим задачам соответствуют основные направления деятельности Российского государства, его функции, включая и деятельность по обороне страны, военному строительству.

Правовое регулирование деятельности по обеспечению обороны и безопасности страны и руководству Вооруженными Силами закреплено в Законе РФ “О безопасности” от 5 марта 1992 года. Указанный закон закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяет систему безопасности и ее функции, устанавливает порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности.

Основы и организацию обороны Российской Федерации, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, функции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан Российской Федерации в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области обороны, а также другие нормы, касающиеся обороны определены в Федеральном законе «Об обороне» (31 мая 1996 года, № 61-ФЗ).

Согласно упомянутому закону под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории.

Правовую основу обороны страны составляют также ряд других законов, основными из которых являются:

- Закон Российской Федерации «О статусе военнослужащих», устанавливающий права, обязанности и ответственность военнослужащих, определяющий основы государственной политики по правовой и социальной защите военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;

- Закон Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе», определяющий основы порядка прохождения военной службы гражданами Российской Федерации;

- Федеральный закон «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», осуществляющий правовое регулирование в области мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации, устанавливающий права, обязанности и ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также организаций (независимо от форм собственности) и их должностных лиц, граждан Российской Федерации, в этой области;

- законы, определяющие задачи, структуру и особенности прохождения службы в иных войсках и воинских формированиях, не входящих в состав Вооруженных Сил Российской Федерации (законы Российской Федерации “О федеральных органах правительственной связи и информации”, “О государственной границе”, “О милиции”, федеральные законы “О пожарной безопасности”, “Об органах федеральной службы безопасности”, “О Железнодорожных войсках Российской Федерации”, “О внешней разведке”, “О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации”, “О некоторых вопросах организации и деятельности военных судов и органов военной юстиции”, другие законы).

Наиболее полно система официальных взглядов на использование средств военного насилия в политических целях раскрывается в Военной доктрине государства, которая в целом направлена на обеспечение суверенитета и территориальной целостности страны, защиту ее жизненно важных интересов.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: