double arrow

Информационные жанры. Система жанров журналистики


Система жанров журналистики

Дополнительная литература

Основная литература

Учебно-методическое обеспечение

Кройчик Л. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста / Под ред. С. Корконосенко. – СПб., 2000.

Тертычный А. Аналитическая журналистика. – М.,1998.

Тертычный А. Жанры периодической печати. – М., 2008.

Алексеев В. Русский советский очерк. – Ленинград, 1980.

Беневоленская Т. О языке и стиле газетного очерка. – М., 1973.

Васильева Н. Делаем новости! – М., 2003

Виленский М. Как написать фельетон. – М., 1982.

Ворошилов В. Журналистика. – М., 2000.

Грабельников А. Работа журналиста в прессе. – М., 2001.

Дмитровский А. Особенности формы и композиции эссе // Акценты. Новое в массовой коммуникации. – 2003. № 1 – 2.

Елинек Э. Досужими путями мышления // Иностранная литература. – 2005. № 7. – С. 228–231.

Журбина Е. Искусство фельетона. – М., 1965.

Канторович В. Заметки писателя о современном очерке. – М., 1973.

Коновалова О. Основы журналистики. М.-Ростов-на-Дону. 2005.

Лазарева Э. Заголовок в газете. – Свердловск, 1989.

Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987.

Лямзина Т. Жанр эссе. К проблеме формирования теории // http://psujourn.narod.ru/lib/liamzina_essay.htm.

Лукина М. Технология интервью. – М., 2003.

Мельник Г. Общение в журналистике. Секреты мастерства. – СПб., 2005.

Мельник Г., Тепляшина А. Основы творческой деятельности журналиста. – СПб., 2004.

Михайлов С. Колумнистика // Журналист. – 1998. № 11–12.

Рэндалл Д. Универсальный журналист. – М., 2000.

Смелкова З., Ассуирова Л. и др. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты. – М. 2002.

Стилистика газетных жанров / Под ред. Д.Э. Розенталя. – М., 1981.

Тепляшина А. Сатирические жанры современной публицистики. –СПб., 2000.

Ученова В. У истоков публицистики. – М., 1989.

Черепахов М. Работа над очерком. – М., 1966.

Черникова Е. Основы творческой деятельности журналистам. – М., 2005.

Шибаева Л. Жанры в теории и практике журналистики // http://www.relga.rsu.ru/n47/jur47.htm

Шостак М. Репортер: профессионализм и этика. – М., 2002.

Эпштейн М. Парадоксы новизны. – М., 1987.

Жанры журналистики различаются по целям воздействия на аудиторию, широте освещения реальности, выразительно-изобразительным средствам, глубине анализа и широте обобщений. В связи с этим они подразделяются на три вида – информационные, аналитические и художественно-публицистические.

К наиболее значимым информационным жанрам относятся: заметка, интервью, репортаж, отчет.

В заметке журналист достаточно подробно излагает факт и наиболее важные его составляющие (место действия, действующие лица). Заметке, отчету свойственна лаконичность, скупость выразительных средств. Это простейшая форма оперативного газетного сообщения. В основе ее лежит злободневный, общественно значимый факт. Для заметки характерны новизна и краткость. Важно увидеть за частным фактом явление, оценить его, прокомментировать. Наиболее краткая форма заметки – хроника, или новость.

Отчет – это информационное сообщение о мероприятии, на котором присутствует определенная аудитория (конференции и собрания, спортивные соревнования и выставки и т. д.). Он отличается от заметки большей продолжительностью, подробностью освещения фактов. По характеру подхода к освещаемому материалу отчет может быть общим или тематическим. Тематическую основу отчета составляет чаще всего официальное событие высокой общественной значимости. По цели и особенностям изложения – информационным (речи, события, факты передаются последовательно) или аналитическим (внимание концентрируется на конкретном аспекте, дается оценка, комментарий случившегося).

Репортажможно рассматривать с двух позиций. Во-первых, как сбор, подачу информационных материалов для печати, радио или телевидения. В газете и на радио репортер "рисует", т.е. описывает событие, в телевидении является комментатором, анализирующим событие.

Во-вторых, как информационный жанр, характеризующийся оперативным и ярким рассказом о событии, ситуации, явлении. Основные требования репортажа – эффект присутствия, достоверности, сопереживания, поскольку автор такого материала всегда или очевидец или активный участник события.

Особенности жанра репортажа:

1) событийность, т.к. объект репортажа - событие. В репортаже почти нет авторского анализа, отхода от описания развивающегося действия, обобщений и выводов, потому что его главная цель - сообщить о самом событии.

2) лаконизм и конкретность как литературно-стилистические особенности,

3) "эффект присутствия" - обеспечиваемый зрительным восприятием и активным, личностным участием журналиста в восприятии и отражении события.

К группе информационных жанров относится и интервью, то есть представляющие общественный интерес ответы конкретного лица (группы лиц) на вопросы журналиста.

Как жанр можно встретить интервью-сообщение (ответы даются в сокращении, излагаются наиболее существенные аспекты беседы), интервью-диалог (полный текст беседы), интервью-зарисовку (кроме содержания разговора передается обстановка беседы, ее характер и т. д.), интервью-мнение (комментарий события, явления, факта), массовые интервью (с пресс-конференций, брифингов).

Если же говорить об информационных жанрах в целом, то их объединяет такое немало важное качество, как новизна и актуальность сообщаемого факта и оперативная его подача.


Сейчас читают про: