Аналитические жанры
Основное отличие аналитических жанров журналистики заключается в том, что журналист-аналитик не ограничивается простой констатацией фактов. Он стремится анализировать их и сопоставлять с другими, оценивает явление, предлагает свое видение решения проблемы. Поэтому фактический материал аналитических жанров шире, в отличие от информационных.
Важнейшим аналитическим жанром является статья. Она позволяет журналисту обстоятельно, глубоко исследовать и трактовать проблемы и явления действительности, осмысливать их и теоретически обобщать. Выделяют научно-популярные статьи (освещает достижения науки и техники) и проблемные (требуют всестороннего, глубокого изучения вопроса).
Беседа - дискуссия на темы большого общественного интереса - политические, экономические, социальные, морально-этические, научные. Автор передачи-беседы определяет идею дискуссии, подбирает участников, намечает композиционное построение передачи. Внешне статичная по форме, беседа обладает напряженной внутренней динамикой. Движение к истине происходит в столкновении мнений и аргументов участников.
Обозрение - традиционный жанр аналитической публицистики. Его особенности:
а) фактологичность, - факты отбираются и группируются в соответствии с авторской целью,
б) обозреватель рассматривает факты в их взаимодействии, выявляет причинно-следственные связи, обобщает, делает выводы,
в) широта исследуемого материала, - не один, а множество фактов,
г) ограниченность материала хронологическими рамками,
д) предмет обозрения - общественные события,
Обозрение бывает: 1) общее, - рассматривающее разнообразные события определенного отрезка времени и 2) тематическое - ограниченное сферой конкретной проблематики.
Комментарий - компетентное, требующее специфических знаний, толкование актуального общественно-политического явления, важного события в культурной или научной жизни, или группы фактов, объединенных тематическими или хронологическими рамками. С комментариями текущих событий часто выступают политики и политологи.
Корреспонденция - это сообщение фактов, сопровождающееся их анализом и обобщением. Метод корреспонденции - прямая съемка; текст корреспонденции всегда читает автор, хотя он не всегда в кадре. Форма жанра - лаконичная, яркая. Идея сообщения четко определена.
Рецензия – аналитический жанр, через который журналист критикует, оценивает какое-либо произведение, театральные постановки, кинофильмы, телевизионные передачи, концерты, выставки и т. д.
К аналитическим жанрам также примыкают некоторые разновидности интервью. Напр, портретное интервью- диалог с целью раскрытия индивидуальности интервьюируемого, создания в процессе беседы его образа.
Главное отличие этих жанров заключается в подаче фактов. Конкретный, документальный факт отходит на второй план. На первый план выходят впечатления автора от факта, его оценка и авторские мысли. Основные жанры – очерк и зарисовка, отражающие положительные явления, а также сатирические жанры: фельетон и памфлет.
В зарисовке органически переплетаются признаки информационных и художественно-публицистических жанров, оперативный газетный жанр и разновидность очерка – этюд. Зарисовка повествует о не самом значимом событии, но изображает его зримо, наглядно, ярко. В ней изображается в очерковой форме какое-то одно явление, событие. Зарисовка может быть сюжетной или бессюжетной, может рассказывать о конфликте или быть бесконфликтной.
Очерк позволяет журналисту ярко, оперативно и доступно для читателя откликнуться на событие, явление. Дает возможность раскрыть образ интересного человека, дать портрет коллектива, рассказать о быте, нравах. Это жанр художественной публицистики, сочетающий документальность материала и художественность формы, образность характеристик, высокую степень типизации. Очерк соединяет фактичность, проблемность, аналитичность и образность.
По тематике различают несколько видов очерка:
1. портретный очерк – рассказ о человеке, его жизни, взглядах;
2. проблемный очерк – автор прежде всего анализирует важную проблему в ее проявлениях через действия людей. Поэтому человек остается на втором плане.
3. научно-популярный очерк рассказывает о научной проблеме глубоко доказательно, но доступно и популярно.
Авторская работа над очерком включает: а) авторский замысел, б) литературный сценарий - композиционное построение, описание героев, в) режиссерский сценарий, - поэпизодный план съемки очерка.
Фельетон – газетная или журнальная статья на злободневную тему, высмеивающая или осуждающая какие-либо недостатки. Он представляет собой синтез трех начал: публицистического (описываемый факт не только злободневен, актуален, но и оперативен), сатирического (оценка факта предполагает сатирический анализ) и художественного (создается сатирический образ).
Памфлет – злободневное публицистическое произведение сатирического характера, создаваемое с целью обличения кого или чего-либо. Главные черты этого жанра: сарказм, патетика, высокая экспрессивность, а также злободневность, оперативность документальность и крупномасштабный объект обличения.