Какой ей быть?
Ответ на этот вопрос появится, как только вы определитесь с несколькими параметрами. Во-первых, на кого будет направлено издание. Во-вторых, с какой целью нужно воздействовать на избранную аудиторию. В-третьих, какое количество информации имеется, с какой скоростью эти данные устаревают. В-четвертых, какой бюджет готова выделить фирма на создание корпоративного издания. После согласования этих моментов останется привести желания в соответствие с возможностями.
Корпоративное СМИ может иметь вид газеты, журнала, брошюры, быть цветным или черно-белым. В оформлении следует придерживаться фирменного стиля. Вообще полиграфия во многом зависит от аудитории, на которую рассчитано издание. Яркий буклет для клиентов, на отличной бумаге и с приличным дизайном создаст положительное впечатление о компании, особенно среди тех, кто сталкивается с ней впервые. А вот такая же брошюра для персонала, напротив, вызовет отрицательную реакцию, ибо будет расценена как разбазаривание средств. Из серии «лучше бы премию выдали».
По характеру наполнения подобные издания можно разделить на информационные и рекламные. В первом случае материалы повествовательные: события в компании и отрасли, тематические обозрения и пр. Небольшие фирмы начинают с новостных листков (что весьма экономично), размер и тираж которых возрастают по мере развития бизнеса. Формат газеты применяют, когда необходимо подавать материал оперативно и с небольшими затратами. Аналитические статьи, хорошие фото, большие обзоры требуют журнального формата.
Как правило, корпоративная пресса носит некоммерческий характер. Однако она может быть прибыльной: содержание рекламных изданий сосредоточено на продуктах и услугах фирмы и ее партнеров, например, периодика сетевых супермаркетов, ресторанов, салонов, направленная на широкий круг потребителей. Такая пресса служит имиджевым целям издателя и приносит доход за счет продажи рекламных позиций поставщикам.
Отдельно следует рассмотреть такой вопрос, как периодичность выхода. Далеко не всегда имеет смысл издавать корпоративную газету еженедельно, ежемесячно или ежеквартально. Если нет возможности или потребности делать это регулярно, лучше ограничиться праздничными выпусками. Календарные праздники, корпоративные даты или специальные мероприятия — собрание акционеров, семинар для клиентов — отличный повод.
Распространение новейших технологий дало возможность сократить расходы времени и средств на выпуск изданий. Сегодня популярность приобретают электронные газеты, рассылаемые отдельно сотрудникам, клиентам, партнерам. Компания собирает материалы, а дизайн, оформление и доставку каждого выпуска осуществляет фирма, предоставляющая услуги web mastering. Электронное корпоративное СМИ можно распространять по внутренней локальной сети компании. Преимуществом такого формата является интерактивный режим связи с респондентами, который позволяет получать практически мгновенный отклик. К недостаткам относят «нематериальность»: издание нельзя свернуть трубочкой, показать товарищу, а ведь сенсорные ощущения имеют немаловажное значение для человека. Поэтому для представительских целей электронный вариант вряд ли удобен.
Даже самая лучшая полиграфия и прекрасный дизайн не спасут корпоративное СМИ, если хромает информативная часть. Издание «работает» и оправдывает вложенные средства и затраченные усилия только если наполнение в точности соответствует поставленным целям, адресуется нужной аудитории и создается со знанием дела.
Вся информация в таком издании должна соответствовать политике компании, но в то же время не быть слишком заангажированной: говорим о сложных вещах грамотным, но доступным языком. Корпоративную прессу нельзя заполнять слащавыми статьями о том, как прекрасна наша компания и ее директор. Позитивный оптимизм приветствуется, но его следует подкреплять фактами. Издание должно освещать труд подразделений, карьерные достижения отдельных сотрудников, отмечать рыночные успехи, разъяснять стратегию развития компании. Репортажи о рядовых работниках должны быть и официальными, и неформальными. Непременно следует определять положение фирмы относительно внешнего мира. С кем мы сотрудничаем, в каких выставках участвуем, возможно, занимаемся благотворительностью — надо декларировать интеграцию в окружающую деловую и общественную среду.
Действительно, читаются те издания, которые не просто информируют, но и развлекают. Интересный рассказ об услугах или продуктах подействует эффективнее и вызовет больше доверия, чем прямая реклама, так как создаст у клиентов положительные эмоции. Желательно введение интерактивных рубрик, которые предполагают общение с читателем: консультации специалистов компании, конкурсы.
Итак, типовое корпоративное издание может включать следующие разделы:
· официоз — колонка редактора или заявление руководителя;
· новости о деятельности фирмы и руководства;
· интервью с ответственными лицами о стратегии, нынешнем положении, миссии компании;
· репортажи о жизни сотрудников/отделов/клиентов, праздновании юбилея фирмы, каких-либо мероприятиях или событиях и т. д.;
· полезная или развлекательная информация;
· интерактив — письма читателей.