Хвастовство. (старец Паисий святогорец)

Раз ты считаешь сама -- себя человеком выдающимся, то и гордишься по малейшему поводу, как гипертоник, у которого подскакивает давление, если он -- поволновался.

Гордость - самая страшная духовная болезнь. Она как пиявка, если пиявка присосётся, то начинает пить кровь. Так и гордость высасывает у человека всю кровь. Вызывает духовное удушье, потому что гордость потребляет весь духовный кислород, предназначенный душе.

- Геронда, я заметила, что стоит мне в моём делании войти в определённую колею...

- Видно помысел начинает тебе говорить: "Я преуспеваю", поэтому потом случается Падение. У гордого человека вместо духовных взлётов -- происходят Падения.

- Геронда, меня всегда уязвляет гордость, что бы я ни делала и ни говорила.

- А ты всё делай со смиренным помыслом, а иначе даже в твоих -- благих действиях будет присутствовать диавол и будет тебе мешать. Допустим, какой-нибудь человек гордо заявляет другим: "Я собираюсь сделать доброе дело", тогда он вводит в своё намерение -- диавола и может встретить на своём пути -- много препятствий, а в конечном итоге так ничего и не сделает. Но если человек идёт и делает добро -- без шума, то диавол тут не примешивается.

- Геронда, как правильно совершать над собой Духовную работу?

- Таинственно и в молчании. Духовное делание -- вещь тонкая, и каждое наше действие требует особого внимания. Духовная жизнь -- это "Наука наук", говорят святые отцы. Какое нужно трезвение!

Восхождение в Духовной жизни как подъём по винтовой лестнице без перил. Если человек поднимается и не смотрит под ноги, а говорит себе: "Вот как высоко я поднялся! И куда ещё заберусь!" -- то оступается и падает Вниз.

- А почему у этой лестницы нет перил?

- Потому что человек - свободное существо и должен пользоваться умом, который ему дал Бог. Если он не пользуется правильно своим умом, то чем ему может помочь Бог?

- Геронда, а может гордость быть причиной -- Духовной засухи у человека?

- Да. Если в человеке -- есть Гордость, то Бог попускает ему пребывать -- в состоянии Вялости, безразличия, холодности, равнодушия -- ко всему Божественному, к молитве.

Ведь если человек гордый вкусит от небесных благ, то начнёт -- гордиться и будет думать, что заслужил это своими делами. Потом станет и другим говорить: "Подвизайтесь! Видите, чего я удостоился за свои подвиги!" - и так будет причинять другим людям вред. Потому Бог попускает такому человеку быть биту, столько сколько нужно, пока в нём не умрёт -- Самомнение, пока он не отчается в себе в хорошем смысле и не почувствует, что значит "Без Мене не можете творити ничесоже" (Ин.15,5).

Геронда, в ком сидит Гордость, тот всегда объявляет о добре, которое делает?

-- Объявляет или не объявляет, всё равно скрытое Самодовольство -- в нём сидит! На днях пришёл ко мне один человек. Говорил всё о себе да о себе и то и дело вставлял: "Говорю это во славу Божию". Рассказывает-рассказывает.... "Говорю это во славу Божию". Я аккуратно замечаю: "Может, немного и твоей славы тут есть?" "Да нет же, - отвечает, - всё во славу Божию..." Получается, человек пришёл не для того, чтобы рассказать о том, что его волнует, а чтобы поведать о своих достижениях "во славу Божию", хотя на самом деле он всё рассказывал ради своей собственной славы.

Во всяком случае, человек всегда -- ТЕРЯЕТ, если СООБЩАЕТ другим о Сделанном им Добре и ГОРДИТСЯ -- сделанным Только он -- Напрасно трудится, ещё и осуждается.

Один человек, который готовился стать священником, за сорок дней до хиротонии удалился в глухой монастырь. Спустя тридцать восемь дней ему нужно было выйти из монастыря в мир. И он из кожи вон лез, чтобы вернуться в монастырь и "Отсидеть" ещё два дня, чтобы потом всем говорить, что провёл в монастыре -- сорок дней перед хиротонией. Ведь и Моисей, прежде чем получить десять Заповедей Божиих, пробыл на Синае сорок дней!..

Потом он всем с гордостью говорил: "Я перед хиротонией провёл в уединении -- сорок дней!" Но разве так приходит Благодать? Да лучше бы он просидел двадцать, или пятнадцать, или вообще ни одного дня -- не сидел, чтобы – НЕ ИМЕТЬ повода ХВАЛИТЬСЯ, что просидел сорок дней, -- больше бы Благодати получил.

- Геронда, апостол Павел говорит. "Хваляйся, о Господе да хвалится" (1Кор. 1,31). В такой похвале может быть гордость?

- Нет. Как же в ней может быть гордость? Не гордость, а славословие, благодарность Богу. Если мы считаем за великую честь и за благодеяние то, что Благой Бог устроил так, что мы стали христианами, то в этом нет никакой гордости. Если, допустим, кто-то считает особым благословением и радуется, что Бог дал ему хороших и благочестивых родителей, то это не значит, что человек хвалится мирской похвалой. Это значит, что он испытывает -- Благодарность Богу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: