мастерицы воспользовались итальянским приемом, но укрупнили
масштаб крапинок...
А в музее «Русское народное искусство» творчеству народных художников посвящен целый отдел. Здесь представлена и домовая резьба по дереву, и предметы быта, среди которых большое место занимают фигурные доски - формы для пряников. Делали такие доски
издавна, из мягких пород дерева - липы и березы, которые хорошо
поддаются резьбе. А с пряниками на Руси связывались многие старинные предания и обычаи. Без них не проходило ни одно событие -
ни веселое, ни грустное. По народному поверью, пряники обладали и
целебными свойствами.
ОРУЖЕЙНАЯ ПАЛАТА
Трон из слоновой кости
Своим названием Оружейная палата не определяет всего объема
находящихся в ней сокровищ. Как музей старинных царских регалий
и коронных одежд, драгоценной золотой и серебряной посуды, древнего царского оружия и трофеев, а также богатой конской сбруи и
экипажей, она существует лишь с начала XIX столетия.
Но это хранилище драгоценных сокровищ и богатств, которые
искони составляли наследие великих князей и царей русских, известно было еще с 1494 года. В Москве тогда хранилище казны называлось Казенным двором, который размещался между Архангельским и
Благовещенским соборами Кремля. Вот на этом Казенном дворе и
была Оружничья палата, в которой хранилась драгоценная царская
броня, а также трофеи и оружие, которое присылали в дар иностранные державы. Это каменное здание было построено вместе с каменными палатами Ивана III, оно было квадратное, с пирамидальной кровлей и двумя окнами на Соборную площадь. Хранителями казны были
казначей, царский печатник и дьяки.
К Казенному двору примыкал Запасной двор - огромное здание,
в котором (как полагают некоторые историки и искусствоведы) хранились огромные запасы золотой драгоценной одежды: она выдавалась придворным чинам при торжественных царских выходах. Здесь
же находилось и оружие, которое выдавалось ближнему царскому
войску.
Конская сбруя, седла и прочие принадлежности хранились на Конюшенном дворе, который имел свои знамена с надписью: «Знамя
Конюшенного двора». До перенесения российской столицы в СанктПетербург много вещей из московской царской казны выдавалось как
награда царедворцам - мехами, золотыми материями, одеждой, оружием, золотыми и серебряными сосудами. Из нее же посылались дары
иностранным державам и выдавались подарки послам.
С 1511 года Оружничьей палатой стал заведовать оружейничий,
который выбирался из людей знатных и родовитых. В 1654-1676 годах
боярином-оружейничим был Богдан Матвеевич Хитрово - способный и энергичный администратор. При нем мастерские Оружничьей
палаты начали свою кипучую деятельность. Для этого со всей России
были собраны искусные резчики по металлу, кости и дереву, чеканщики, золотых дел мастера, золотошвейки для вышивки знамен, даже
живописцы и иконописцы, которые расписывали оружие и знамена,
а также царские иконы и пасхальные яйца для царской семьи. Им же
поручалось украшать стенной живописью царские палаты, дворцовые
верховые церкви и даже кремлевские соборы.
В дальнейшем Оружничья палата превратилась в Оружейный приказ - своего рода целое министерство, в котором служили разные
мастера и ремесленники, занимавшиеся уже не только оружием, но и
украшениями, посудой и утварью для царского дома. Оружейная
палата была фамильным музеем династии Романовых и пополнялась
исключительно по Высочайшему повелению. Высшего расцвета Оружейная палата достигла при царе Алексее Михайловиче.
Оружничьи мастерские существовали до тех пор, пока Петр I своим
указом не перевел всех мастеров в Петербург, в чуждую им полуиноземную обстановку. Этим он погубил не только Оружейную палату,
но и все самобытное русское искусство. Остатки прежнего величия в
1720 году были собраны в новой Оружейной палате, но к этому
времени она превратилась в холодное музейное хранилище, о котором
к тому же никто не заботился. В 1737 году во время пожара в Кремле
Оружейная палата сгорела, и в огне погибла большая часть трофеев.
То, что удалось спасти, было свалено в помещениях Житного и Сытного дворов Кремля, мало пригодных для хранения ценностей...
В начале XIX века царь Александр I приказал отстроить для Оружейной палаты специальное здание на месте бывшего дворца Бориса
Годунова. В него и были собраны сохранившиеся остатки царских
сокровищ, которые и легли в основу нынешней коллекции Оружейной палаты. Но здание это не имело сводов и печей, и величайшие
памятники древности в холодное время года портились от сырости. А
во время войны 1812 года сокровища Палаты вывезли в Нижний
Новгород, чтобы спасти от Наполеона, однако при переездах растеряли много ценного.
Лишь в 1851 году по распоряжению императора Николая I было
построено новое двухэтажное здание (по планам архитектора
К.А. Тона), в котором Палата размещается и по сей день. Это обширное здание соединяется с Кремлевским дворцом крытым переходом на арках.
В Оружейном зале древнейшее оружие представлено двумя шлемами XIII века. Один из них - остаток шелома, приписываемого великому князю Ярославу Всеволодовичу, погибшему в 1216 году в борьбе
с братьями. Шлем найден близ речки Колокши, на месте Липецкой
битвы. Рядом со шлемом была найдена кольчуга, от времени превратившаяся уже в ком ржавого железа.
В Оружейном зале собраны пищали, пистолеты, мортиры, ружья,
мушкетоны, а также щиты, саадаки (лучные приборы), стяги и знамена. Собранием знамен занята середина Оружейного зала. Здесь выставлено знамя царя Ивана Грозного, сопровождавшее его в Казанском походе. Это же знамя было с Большим полком в крымском походе князя В. В. Голицына.
Центр собрания составляют знамена стрелецких полков XVII века.
Входит в коллекцию и знамя князя Д. И. Пожарского, бывшее с ним
в походе из Нижнего Новгорода в Москву.
В Оружейном зале выставлена и полная коллекция русских орденов (до 1917 года). Петр I в 1698 году учредил первый в России
орден - орден Андрея Первозванного. Апостол Андрей Первозванный, один из ближайших учеников Иисуса Христа, первый проповедник христианства в русских землях, впоследствии был распят в Греции на косом кресте. Этот крест и стал отличительным знаком ордена.
Награждались этим орденом за воинские подвиги и государеву службу, «дабы, взирая на сии явные знаки милости и преимуществ, ободрить и к другим храбрым и верным услугам и к прочим подвигам в
военное и мирное время». Этот орден был одной степени, им награждали только лиц царской фамилии и выдающихся полководцев. Орден носили на широкой голубой ленте через правое плечо. Девизом
ордена были слова «За веру и верность».
Первым кавалером ордена стал в 1699 году адмирал Николай
Федорович Головин, отличившийся в боях со шведами. Естественно,
орден Андрея Первозванного получил и наш великий полководец
А. В. Суворов за победу при Кинбурне. Этой же награды был удостоен в 1800 году М.И. Кутузов.
Особые залы Оружейной палаты отведены для экспонирования
посольских даров - польских, немецких, шведских и других. Например, в витрине с посольскими дарами Швеции центральное место
среди двухсот различных предметов занимает высокий настольный
фонтан, или «водяной завод» (так его называли в старинных документах). Сделал этот невиданный сосуд Петер Ор - гамбургский серебряных дел мастер XVII века Внизу сосуда находится хорошо отполированный густозолоченый шар на фигурных ножках. От шара вверх
идет широкая высокая трубка, украшенная литыми фигурками дельфинов. К этой трубке прикреплены три ряда красивых тарелочек в
виде больших раковин Завершается фонтан фигурой Юпитера, держащего пучок серебряных молний. Нижний шар наполнялся водой,
которая, поднимаясь по трубке вверх, разбрызгивалась из пучка молний в руках Юпитера. Стекая вниз, прозрачные струйки освежали
заморские фрукты, которыми заполнялись раковины-тарелки.
В Оружейной палате Московского Кремля хранятся и предметы
парадного дворцового церемониала, венцы, скипетры, державы, бармы, короны, троны. Придворный церемониал в средние века имел
очень большое значение, в нем видели одно из выражений богатства
и мощи государства. Государственные регалии выполнялись из золота
талантливыми мастерами, украшались драгоценными камнями. К их
числу относится древнейший царский венец - всемирно известная
шапка Мономаха Согласно легенде, киевский князь Владимир Мономах получил ее от своего деда - византийского императора Константина. Во всех духовных грамотах московских царей она упоминалась
под названием «золотой», а «мономаховой» она впервые названа в
завещании Ивана Грозного
Мнения ученых о происхождении царского венца различны. Одни
считают, что шапка Мономаха выполнена в Византии, другие относят
ее к арабскому или арабско-египетскому искусству А третьи вообще
утверждают, что это произведение среднеазиатской (бухарской) работы Так что загадка шапки Мономаха еще остается не решенной и ждет
своего исследователя.
Шапка Мономаха - уникальное ювелирное произведение конца
XIII - начала XIV веков. Тулья ее составлена из восьми золотых
пластин, покрытых тончайшим, виртуозно исполненным сложным
узором, в котором в единое целое сплелись спиралевидные завитки,
шестиконечные розетки и цветки лотоса. Часть этого узора исполнена
золотыми ленточками с зернью, часть имеет сверху косую насечку,
которая создает иллюзию тонкой крученой проволочки.
Первоначально на шапке имелись жемчужные и золотые подвески,
позже шапку опушили собольим мехом, увенчали золотым полусферическим гравированным навершием с крестом. А позднее еще добавили драгоценные камни - рубины, изумруды, сапфиры, турмалины
и крупный жемчуг Шапкой Мономаха венчались на царство все
московские князья и цари.
Другой венец - шапка царства Казанского. Может быть, она была
изготовлена в честь покорения Казанского ханства в 1552 году, но это
опять-таки только предположение, которое тоже ждет своего исследователя. Казанская шапка исполнена с большим мастерством и сочетает
в себе восточные и типично русские, московские мотивы. Слегка
вытянутая золотая тулья ее покрыта густым резным и черневым орнаментом. Опоясывают тулью три ряда ажурных кокошников-«городков», распространенных в русском прикладном искусстве. Венец ее
был увенчан густо-красным камнем - китайской шпинелью (разновидность турмалина). В 1627 году шпинель заменили крупным желтым топазом, закрепленным между двумя жемчужинами, а китайской
шпинелью украсили алмазный венец царя Ивана Алексеевича.
В XVI веке роскошь царского двора в Кремле приводила иностранцев в изумление. По рассказам Ганса Кобенцеля, посла германского
императора Максимилиана II, во время приема царь Иван Грозный и
его сын сидели в одеждах, усыпанных драгоценными камнями и
жемчугом, а на шапках сияли «как огонь горящие рубины, величиной
с куриное яйцо».
«В жизнь мою не видел я вещей драгоценнейших и прекраснейших, - писал Ганс Кобенцель. - Видел я короны святейшего нашего господина Папы, видел корону и все одеяние короля католического,
видел многие украшения короля Франции... Поверьте же мне, что все
сие ни в малейшей степени сравниться не может с тем, что я здесь
видел».
В 1721 году Петр I провозглашает Россию империей. Торжественная церемония венчания на царство уступает место столь же торжественному и пышному обряду коронации. Шапку Мономаха уже не
возлагали на голову царя, а несли впереди торжественной процессии.
Древний венец сменила императорская корона.
Для первой русской императрицы Екатерины I была специально
изготовлена корона из позолоченного серебра А в 1730 году для Анны
Иоанновны была создана новая корона Каркас ее состоит из двух
полусфер и дужки между ними Выполнены они из серебряной золоченой сетки, на пересечении линий которой укреплены алмазы В
каждой ромбовидной ячейке помещен серебряный цветок с алмазом в
центре Для украшения короны было использовано 2536 алмазов и
более двадцати других драгоценных камней
Непременным атрибутом ряда торжественных церемоний были
троны Наиболее древний трон в коллекции музея Кремля датируется
XVI веком По преданию его привезла из Византии Софья Палеолог,
вторая жена Ивана III Однако документы о нем восходят лишь к тому
времени, когда «стул костяной» принадлежал Ивану Грозному Этот
трон сплошь оклеен пластинами слоновой кости, с выразительными
композициями на темы библейских сюжетов, фигур мифологических
животных. Есть здесь и пластины с военными сценами. Ученые считают, что они были добавлены в 1642 году при реставрации трона
Еще в XVI веке Русское государство установило постоянные дипломатические и торговые отношения с Ираном В 1604 году иранский
шах Аббас I подарил Борису Годунову трон, который сплошь украшен
золотыми листами с густым тисненым узором и драгоценными камнями От иранского шаха получил в подарок трон и Иван Грозный В
начале XVII века этот трон был переделан для Михаила Федоровича
Восточному трону кремлевские мастера придали форму старинного
кресла с высокой спинкой
Самый дорогой «алмазный» трон принадлежал царю Алексею
Михайловичу Исполнили его иранские мастера по заказу армянской
торговой компании Трон облицован ажурными пластинами из золота
и серебра, украшен алмазами, рубинами и бирюзой На его украшение
пошло более восьмисот алмазов, которые и определили его название
На боковых стенках сидения помещены полосы иранских миниатюр
с изображением птиц, животных, растений и сцен охоты На черном
бархате спинки трона изображены два вышитых аллегорических Гения, которые держат жемчужную корону
БАЗЕЛЬСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ
В швейцарском городе Базеле находится старейшее в мире и полностью дошедшее до нас собрание шедевров мирового искусства,
которое начало складываться еще в XV веке К этому времени город
добился внутреннего самоуправления, начал подчинять себе окрестные крестьянские общины и намного расширил свою территорию На
высокой скале левого берега Рейна поднялся великолепный кафедральный готический собор с двумя башнями
Советский искусствовед Т Н Букреева, написавшая книгу о Базельском музее, рассказывает в ней, что город жил тогда бурной,
напряженной жизнью Это привлекало в Базель многих предпринимателей, торговцев, ученых, поэтов и художников В 1482 году
сюда приехал Иоганнес Амербах, который прочно обосновался в
Базеле, купил дом и открыл типографию Сначала он вел дело один,
а потом вместе со своим компаньоном и последователем И Фробеном Они издавали книги, украшенные прекрасными иллюстрациями, и для этой цели привлекли первоклассного рисовальщика Урса
Графа
Со временем в доме Амербаха в Рейнском переулке составилась
коллекция из 110 графических работ В их числе были гравюры
У. Графа и даже А Дюрера, с которым Амербах был знаком и даже
дружен. С этой небольшой коллекции и началось создание Кабинета
Амербаха, который потом и лег в основу Базельского художественного
музея.
Наиболее значительные приобретения сделал для Кабинета внук
И. Амербаха - Базилиус Амербах, который коллекционирование превратил в дело всей своей жизни. Он был в Базеле известным юристом,
обслуживал богатых клиентов, поэтому для покупки произведений
искусства всегда имел солидные средства. Нередко он приобретал
целые наследства, которые выставлялись на торги. Помимо произведений искусства, в таких наследствах часто находились коллекции
медалей, манускрипты, книги и природные диковинки. Покупая картины, Базилиус Амербах старался отыскать для своего собрания и
эскизы к ним, поэтому в Кабинете Амербахов сохранилось и большое
количество рисунков. Все свои сокровища Б. Амербах разместил в
сводчатом зале, который пристроил к семейному дому.
В Кабинете Амербахов главное место отводилось работам семейства Гольбейнов. Даже на фасаде их дома были росписи Ганса Гольбейна Младшего. Когда Ганс Гольбейн и его брат переехали в Базель,
они познакомились с трудами Эразма Роттердамского, в частности, с
его «Похвалой глупости». На полях этой книги братья сделали
80 рисунков, которые очень понравились самому автору. Десять дней
Э. Роттердамский забавлялся, рассматривая их. Впоследствии эта книга
всегда стала издаваться с рисунками братьев Гольбейнов.
В Базельском художественном музее находится и самое известное
полотно Ганса Гольбейна Младшего «Мертвый Христос в гробу».
Ученые до сих пор не пришли к единому мнению о том, действительно ли эта картина - только одна из сохранившихся частей утраченного алтаря. И если это так, то каким тогда был его первоначальный
вид?
Существует легенда, что моделью Гольбейну послужил неизвестный, утонувший в Рейне. Картина поражает зрителя прежде всего
тем, что связанный с Христом евангельский сюжет художник низводит до скрупулезной анатомии мертвого тела. Некоторые исследователи видят в этом факте некоторое безбожие самого Гольбейна.
Картина «Мертвый Христос в гробу» нашла отражение и в русской литературе. Ф.М. Достоевский, видевший эту картину в Базеле
в 1897 году, дважды обращается к ней в своем романе «Идиот».
После смерти Базилиуса Амербаха богатейшая коллекция в течение
71 года находилась в руках его наследников, так как по завещанию
передавалась одному лицу. Но в 1648 году эта традиция была нарушена человеком, который сменил фамильную профессию ученого правоведа на ремесло купца. В своем завещании он распорядился продать
Кабинет Амербахов, а вырученную сумму поровну разделить между
всеми своими детьми. Уже один из амстердамских купцов предложил
за коллекцию огромную сумму, и наступил момент, когда сокровища
Кабинета Амербахов могли навсегда покинуть Базель.
Тогда среди широких слоев городского населения родилась мысль
купить Кабинет Амербахов для Базельского университета. Это предложение горячо поддержал и бургомистр города Иоганн Рудольф
Ветштейн - человек широких и самых разносторонних интересов. В
1662 году Кабинет был куплен городскими властями для университета. Став достоянием города, частная коллекция почти сразу же стала
публичной, и уже это само по себе было для XVII века явлением
редким. Правда, некоторые общества того времени тоже владели художественными коллекциями, но эти публичные собрания до нашего
времени не сохранились.
В 1671 году из особняка Амербахов коллекцию перенесли в старинный дом под названием «У Комара». Каждый четверг во второй
половине дня городской музей открывал свои двери для публики.
Ученые люди и иностранцы по предварительной просьбе могли посмотреть коллекцию и в другие дни недели. Все посетители записывали свои отзывы, в «Золотой книге» музея, который тогда назывался
Университетским собранием.
В XVIII веке пополнение Университетского собрания происходило
за счет поступлений от Базельского городского совета. Так, в 1741 году
городские власти перенесли из ратуши в музей картину Яна вана
Скорела «Портрет Давида Йориса», в 1770 году музей обогатился
полотном Ганса Гольбейна Младшего «Алтарь страстей». «Портрет
Мартина Лютера и его жены Катарины фон Бор» (кисти Кранаха) -
это единственный дар горожан Базеля.
Регулярные подарки от частных лиц начинают поступать в музей
только в XIX веке. Одними из первых стала коллекция профессора
Базельского университета Р. Фэша. Он собирал ее вместе со своим
братом, а группироваться коллекция начала вокруг двух полотен,
которые профессор получил по наследству. Это были «Портрет бургомистра Якоба Мейера» и «Портрет жены бургомистра Доротеи Мейер», написанные Г. Гольбейном Младшим.
Профессор добился, чтобы для музея семьи Фэшей был учрежден
специальный фонд, правда, распоряжаться этим фондом мог только
профессор права. Если бы по каким-либо причинам династия юристов
в роду Фэшей прекратилась, то музей должен был бы перейти в
собственность Базельского университета, что и случилось в 1823 году.
Переезд этой коллекции в дом «У Комара» послужил своего рода
сигналом для других собирателей, и некоторые из них стали передавать свои частные собрания в музей. Все увеличивающееся собрание
уже не могло разместиться в доме «У Комара», и архитектор Мельхиор
Берри строит в Августинском переулке новое здание, в которое целиком переносится все Университетское собрание. Помимо произведений изобразительного искусства, здесь разместились экспонаты по
истории, этнографии и естественным наукам.
В истории Базельского музея особняком стоит имя художника и
издателя Самуэля Бирмана, который завещал музею не только свою
коллекцию, но и половину своего состояния. Он хотел, чтобы на
завещанные им средства приобретались полотна швейцарских художников. Именно благодаря этому была создана целая галерея произведений базельского художника Арнольда Бёклина. В последующие
годы были приобретены картины Т. Штиммера, К. Вольфа, А. Анкера, Дж.Джакометти и других живописцев.
Картины, купленные на деньги С. Бирмана, и заложили основу
Отдела нового швейцарского искусства, а в 1904 году и сам Базель
создает в своем городском бюджете специальную статью расходов на
приобретение художественных произведений. Помимо полотен швейцарских художников, Музей стал приобретать произведения французской живописи и скульптуры. Первой была куплена в 1906 году
скульптура О. Родена «Виктор Гюго», потом картина К. Писарро
«Деревня близ Понтуаза», следующей стала маленькая картина
О. Ренуара «Девушка, лежащая на траве».
Для все увеличивающихся новых поступлений уже не стало хватать места и в Августинском переулке, и в 1932 году по проекту Пауля
Бонаца началось строительство нового музейного помещения с двумя
внутренними дворами. Возводилось оно на улице Санкт-Альбаграбен,
которая во времена Амербахов была глухой окраиной Базеля. Здесь
некогда проходили ров и фортификационные укрепления, а сейчас
этот район стал центром старого Базеля. Новый музей был открыт для
публики в 1936 году, и с этого времени часть Университетского
собрания (куда входили картины, гравюры и скульптуры) переехала в
новое здание и стала называться Публичным художественным собранием, а само здание - Базельским художественным музеем.
СТАРАЯ ПИНАКОТЕКА В МЮНХЕНЕ
М. Пахср. Дьявол (протягивающий молитвенник св. Вольфгангу).
Фрагмент алтаря «Отцов церкви»
В 1528 году баварский герцог Вильгельм IV фон Виттельсбах задумал украсить летний павильон в саду своей резиденции картинами на библейские и исторические темы. Картины должны были быть нарисованы так, чтобы на них прославлялись мужчины-герои и добродетельные женщины. Для выполнения столь ответственной и грандиозной задачи были приглашены немецкие художники Альтдорфер, Буркмайр, Бехам и другие.
В своем большом исследовании, посвященном Мюнхенской пинакотеке, искусствовед Т.А. Седова рассказывает, что уже через год
Альтдорфер написал картину «Битва Александра Македонского с Дарием». Эта картина стала первым полотном, вошедшим в знаменитое
мюнхенское собрание. Именно с этого времени, 1529 года, и ведет
свое начало баварская коллекция, которая впоследствии была названа
Пинакотекой (от греческого наименования картинной галереи).
В ней нет ни произведений скульптуры, ни графики, ни предметов
прикладного искусства, ни старинной мебели. На стенах и стендах
Пинакотеки выставлены только картины, поэтому ничто не рассеивает внимания посетителей, ничто не отвлекает его от экспозиций и
коллекций. И все равно от зрителя требуется максимум внимания и
внутренней собранности, потому что в экспозиции нет ни одного
«проходного» произведения, на каждом шагу вам приготовлены открытия и шедевры.
За долгие годы своего существования коллекция баварских курфюрстов испытала немало трудностей и невзгод, понесла много потерь - и по прихоти своих владельцев, и в результате разграблений
и войн. После Вильгельма IV немногие из баварских правителей были
настоящими любителями живописи. Герцог Альбрехт V (наследник
Вильгельма IV) собрал около 700 картин, но от них осталось совсем
немного.
Его племянник Максимилиан I был первым из баварских курфюрстов, кто проявил интерес собственно к немецкой живописи XVI века.
При нем были приобретены в числе одиннадцати произведений «Четыре апостола» и «Алтарь Паумгартнеров» А. Дюрера. Кроме того,
именно Максимилиан I заложил основы коллекции произведений
П.-П. Рубенса.
Тридцатилетняя война стала серьезным препятствием для собирательской деятельности и самого Максимилиана I, и его ближайших
преемников, а вскоре прекратилась и сама баварская линия рода Виттельсбахов. Ее наследовал дом Рейнских пфальцграфов, которые обосновались в Мюнхене. Для своей живописной коллекции курфюрст
Карл Теодор построил в 1781 году в Придворном саду специальную
галерею, в которой картины были развешаны по историческому принципу, а кроме того, в ней впервые была решена проблема чисто
музейного освещения их. В восьми залах находилось более 700 картин, и вскоре Галерея была открыта для публики.
Среди курфюрстов следует упомянуть Людвига I. Еще будучи
кронпринцем, он начал страстно собирать произведения живописи и
развил бурную деятельность по приобретению картин. В годы его
правления было закуплено много живописных полотен в Италии
(например, «Оплакивание Христа» Сандро Боттичелли). Король стремился расширить мюнхенскую коллекцию не путем случайных покупок, а продуманным подбором произведений, которые представили
бы все значительные художественные школы Европы.
В 1826 году Людвиг I купил в Кельне у братьев Буассере великолепнейшую коллекцию, в которую входили прекрасные произведения
немецких и голландских мастеров XV века. В ней был и небольшой
триптих изысканнейшей красоты, который даже в инвентарных списках назывался «Жемчужиной Брабанта». Исследователи предполагают, что это может быть работа Дирка Баутса Старшего. Из последующих приобретений в мюнхенскую Пинакотеку попала небольшая, полная невыразимой прелести картина Рафаэля «Мадонна дома Темпи». Ее доставили в Мюнхен из Флоренции после многих усилий и почти 20-летних переговоров с прежними владельцами.
Вскоре помещений и залов в Галерее, замках Шлейсхем и Нимфенбург, а также в Мюнхенской резиденции не стало хватать, и для
размещения картин нужно было новое здание. Оно было выстроено
по проекту и под руководством архитектора Лео фон Кленце. Закладка нового здания Пинакотеки было событием исключительной
важности, тем более примечательным, что состоялась она 7 апреля
1826 года - в день рождения Рафаэля. Теперь в новой Пинакотеке
все коллекции были собраны воедино и образовали ту уникальную
коллекцию, которой мы любуемся и поныне.
По решению курфюрста Пинакотека стала доступной для широкой
публики и продолжала постоянно пополняться. Во второй половине
XIX века в нее поступили ранняя работа Леонардо да Винчи «Мадонна
с младенцем» и многие другие произведения. Но вместе с тем Галерея
несла и потери. Так, по прихоти наследника Людвига І в 1852 году
было продано 1500 «негодных» картин, а ведь среди них были работы
А. Дюрера, Кранаха, Грюневальда и Альтдорфера. Нанесло урон Пинакотеке и наполеоновское нашествие, когда из Мюнхена увезли
71 картину. Впоследствии, правда, 36 полотен вернули, но 45 так и
остались достоянием Лувра.
В XX веке Пинакотека продолжала пополнять свои коллекции
произведениями старых мастеров, хотя это и кажется невозможным.