только те не полны мудрости и не благонамеренны, как сами Наги.
Гаутама Будда и его ученики посчитали книгу «Праджна-нарамита» («Мысли Будды») слишком сложной для своих современников. По
этой причине книга была сдана в книгохранилище Нагов 2500 лет
тому назад В I веке до н. э. Нагарджуна. великий основатель школы
Махаяна, спустился в обитель Нагов и возвратился с этой важной
книгой в мир людей.
Имеется тибетский рисунок хранилища Нагов, расположившегося
в одной из долин у подножия Канченджанги. Этот Музей хранит
такие баснословные вещи, как макеты исчезнувших материков и статуи всех народов прошлого, настоящего и даже будущего Технология
исчезнувших цивилизаций представлена в нем выставками машин,
повозок и воздушных кораблей. И даже образцы письменности цивилизаций других планет Вселенной выставлены здесь. Но лишь только высшие ламы, овладевшие космической наукой Калачакра, имеют
право войти в эти подземные музейные коридоры и залы...
МУЗЕЙ МАТЕРИНСТВА
Греческий врач-педиатр Христос Оикономопулос открыл свой удивительный Музей материнства у подножия афинского Акрополя. «Моя
мать рано умерла от пневмонии. Когда я поступил з высшую школу
в городе Патры, мы жили как раз напротив детского приюта, и я часто
размышлял над тем, что у меня и у тех детей много общего. Мне очень
недоставало матери...» - так впоследствии отвечал создатель Музея
на все вопросы и расспросы.
Коллекция Музея размещена в отреставрированном зале неоклассического типа. На его стенах экспонируются византийские иконы с
изображением Богоматери и божественного младенца, а также всевозможные картины на тему материнства. В стеклянных ящиках и витринах выставлены различные детские принадлежности: побрякушки,
кольца для прорезывающихся зубов, самодельные рожки, деревянные
формы для пряников и лепешек, детские чепчики, нагруднички...
Коллекция в основных своих экспонатах отражает традиционную
будничную жизнь греческой матери-крестьянки.
Вот, например, в одной из витрин посетитель видит высохшее
растение. На вид оно, может быть, и невзрачно, но это одна из
разновидностей орхидеи, и называется растение «арсенико вотано»
(«мужское растение»). Оно имеет две маленькие луковицы и один
цветочный ствол. Древнее греческое поверье связывает с этим растением желание женщины иметь сына, тогда она в течение нескольких
месяцев должна есть эти луковицы.
Следующий стенд Музея материнства посвящен рождению ребенка. Роды в греческой деревне принимали обычно пожилые женщины,
не имевшие собственных детей На этих витринах и выставлены
принадлежности их труда: нож, деревянная палочка, деревянная печать, старый ремень - каждый предмет имеет свое функциональное
назначение. Вращающуюся палочку, например, вставляли роженице в
рот, чтобы регулировать ее дыхание. После родов на живот клали
большую деревянную печать, а затем живот затягивали ремнем мужа,
чтобы символически указать на его присутствие и морально поддержать женщину.
После родов крестьянка на короткое время освобождалась от сельскохозяйственных работ, но уже вскоре носила ребенка с собой в поле
и подвешивала его на кожаной перевязи к дереву. Образцы таких
перевязей, простых и украшенных, посеттели могут увидеть в витринах Музея
Ребенок подрастал... Уходя из дома и оставляя его одного, мать
бросала на пол горсть изюма, чтобы привлечь внимание ползающего
малыша. И конечно же, в Музее есть игрушки - более 1200 образцов
кукол, сделанных из тряпок или глины, многочисленные зверушки,
обезьянки из прутиков... А вот кусок глины на красном шнурке - это
амулет «нереидос фондило». Его привязывали на шейку малышу.
когда ему исполнялось три месяца. Делалось это для того, чтобы
ребенка не задушили злые ведьмы-нереиды
В экспозиции Музея есть и многочисленные «тамата» - восковые
изображения детей Эти фигурки матери ставили в церкви вместо
свечей во имя спасения своего дитя. Смертность среди детей в то
время была очень высокой, особенно в деревнях. И если все же беда
приходила, то мертвого ребенка хоронили с восковым крестом во рту,
чтобы ангелы видели, что ребенок крещеный.
Под стеклом одной из витрин выставлены старый деревянный
замок и ключ, а рядом лежат ножницы. Для чего нужны эти предметы? Мать тщательно заботилась о своем потомстве вплоть до
замужества дочери (в возрасте от 12 до 15 лет) и до женитьбы сына
(в возрасте от 15 до 20 лет). За несколько дней до свадьбы жениха и
невесту закрывали в доме, чтобы кто-нибудь не испортил дьявольскими заклинаниями их будущее- Жениха запирали «условно» Мать
брала ключ и три раза поворачивала его в присутствии сына. Жениха, по традиционному ритуалу, «открывала» ключом тоже мать. Это
была психологическая уловка, успокаивающая нервы будущего мужа
и предотвращающая его страх. В первую брачную ночь в туфли
невесты клали ножницы, чтобы подрезать злые языки недоброжелателей.
Христос Оикономопулос много путешествовал по островам, деревням и городкам древней Эллады. Он расспрашивал крестьян о традициях предков и народных методах врачевания многих болезней. А
однажды он просто пришел в изумление, узнав, что в отдаленных
горных деревнях и по сей день все идет так, как и многие сотни лет
назад. Врач записывал на магнитофон народные сказки, колыбельные
песни, наговоры, плачи. И постоянно привозил из таких поездок все
новые и новые экспонаты для своего Музея.
В Музее очень много фотографий, рассказывающих о жизни женщин-матерей из разных районов Греции, Малой Азии, греческой
диаспоры. В музейной библиотечке можно увидеть (и почитать!) две
тысячи редких книг на эту тему. «Есть в мире Музеи игрушек, костюмов, но ни в одном каталоге мира я не нашел Музея материнства
Поразительно, что никто не додумался до этого!» - говорит Христос
Оикономопулос.
ВКУСНЫЕ МУЗЕИ
Да-да, есть и такие музеи! Например, выражение «Хлеб ~ всему
голова» может служить своеобразным лозунгом Музея хлебопродуктов, который расположился в амбаре старой мельницы около Парижа.
Более 1000 его экспонатов рассказывают посетителям о развитии
хлебопечения на протяжении многих веков. Здесь же представлены
модель древнеегипетского зернохранилища, образцы старинных форм
для хлеба, а также образцы его выпечки в разных странах.
Подобный Музей хлеба есть и в Киеве. В нем тоже собрано все об
этом продукте, начиная с глубокой древности и до наших дней.
Хлебом-солью встречают дорогих гостей. И об этом рассказывает
Музей соли, созданный в донецком объединении «Артемсоль», в котором собраны образцы соли из разных стран.
Любимому блюду итальянцев - спагетти - посвящен специальный музей в Понтассиеве. Ранее считалось, что спагетти впервые
завез на Апеннины Марко Поло, но новейшие исследования убедительно доказывают, что макароны были известны итальянцам гораздо
раньше. В шести залах Музея разместились тысячи образцов макарон
и вермишели, производимых во всем мире, а также соусы к ним. На
музейных стендах развешаны фотографии деликатесных блюд итальянской кухни.
А в Венгрии находится единственный в мире Музей перца. Его
экспонаты подробно рассказывают историю появления этой приправы в Европе, куда ее завезли из Перу.
Брюссель славится Музеем картофеля. Гости бельгийской столицы
с интересом узнают, как этот корнеплод был доставлен в Европу и
сначала был наречен «плодом дьявола». В Музее можно прослушать и
мало известную музыкальную пьесу И.С. Баха, написанную великим
композитором в честь картофеля.
Интересные материалы о развитии маслоделия в Сибири собраны
в Музее молочной промышленности Курганской области. Музей был
открыт по инициативе и при участии А. П. Еремеева, прошедшего путь
от мастера до генерального директора производственного объединения молочной промышленности Курганской области. Первые маслодельные заводы появились в Сибири еще в прошлом веке, а потом
сильный толчок развитию этой отрасли дала постройка Транссибирской дороги. Иностранные фирмы сразу же стали экспортировать
вкусный и питательный продукт в страны Европы, и к началу XX века
российское масло прочно завоевало западный рынок.
В немецком городе Ванзензее есть Музей молока. В нем разместилось около 1500 экспонатов, прежде всего различные устройства и
оборудование из разных стран мира для обработки молока и изготовления молочных продуктов.
А в Берлине можно побывать в Музее сахара, познакомиться с
историей и современной технологией его производства, а также с
добавками, которые придают ему специфический вкус.
Где сахар, там и чай! Самую большую коллекцию заварочных
чайников можно увидеть в английском замке Норвиг. Это и неудивительно, ведь англичане известны своей страстью к этому бодрящему
и освежающему напитку. И все же число собранных в Музее керамических чайников просто потрясает: их здесь почти 3000 штук!
А на Руси, где чай - там и самовар! И каких только форм не
выпускались самовары: круглые и овальные, прямые, напоминающие
толстые столбы, и многогранные. А были еще и четырехугольные, и
прямоугольные со съемными ножками. Это так называемые заплечные самовары, которые носили за спиной, словно рюкзак.
Необычный самовар выставлен в Вышневолоцком краеведческом
музее. Сделан он в виде паровоза. Когда нагреваемая на спиртовке
вода закипает в паровозном «котле», самовар заявляет о своей готовности пронзительным свистом. Передвигаясь по столу, паровозик
доставляет каждому из участников застолья не только крутой кипяток,
но и наколотый сахар, уложенный в его тендер.
В 1922 году тульские мастера создали самовар, весивший около ста
килограммов и вмещающий 250 литров воды. Корпус самовара был
сделан из специального сплава цветных металлов, благодаря чему
вода в нем не остывала двое суток. Этот сувенир был прислан в
подарок председателю ВЦИК М.И. Калинину, а тот передал его рабочим московского района Красная Пресня. По праздникам за таким
самоваром, бывало, усаживалось до пятисот человек.
А самый маленький самовар был сделан слесарем Института радиотехники и электроники АН СССР Василием Васюренко В действующем самоварчике высотой всею 3,5 сантиметра можно вскипятить..
одну каплю воды В Оружейной палате Московского Кремля храниіся
единственный в нашей стране самовар, выточенный из цельного кристалла горного хрусталя.
Хорош чай с медом' На Рязанской земле находится Музеи пчелы.
В нем собрано буквально все, что только можно было собрать о
неутомимых труженицах-производителях меда. воска. прополиса|
пыльцы и продуктах, которые незаменимы как в кондитерском деле
так и в народной медицине
В польском городе Свяжендре (недалеко от Познани) Музей пчеловодства располагается прямо под открытым небом Здесь разместились старинные ульи самой необычной формы - в виде человеческой
фигурки, смешных медведей и черта, сидящего верхом на бочке Но
настоящим шедевром является улей в виде готического собора.
Замечательный Музей шоколада есть в немецком городе Кельне. И
конечно, больше всего он нравится детям, ведь при входе, вместе с
купленным билетом, им выдают и шоколадку. В этом сладком Музее
почти все сделано из шоколада: течет шоколадная река, омывающая
шоколадный остров, на котором растет шоколадное дерево с золотыми
плодами - тоже из шоколада, только покрытого разноцветной фольгой. В Музее работает небольшой конвейер, из которого прямо на
глазах восторженной детворы сыплются конфеты, причем на них не
обязательно только смотреть... Их можно и попробовать.
Экскурсовод расскажет вам об увлекательной истории шоколада,
насчитывающей уже 3000 лет Он даст вам попробовать бобы какао,
из которых шоколад изготовляется, покажет в действии старинные
машины, перерабатывающие эти самые бобы.. Здесь же можно увидеть в действии автоматы, продающие конфеты
В украинском селе Брустури существует небольшой Музей игрушек- сделанных из... сыра. Различные фигурки из сыра гуцулы начали
делать давно, и изготовлением их занимались преимущественно пастухи. На пастбищах у них было много времени и вдоволь творожной
массы. Ее заваривали кипятком, и она становилась очень мягким
материалом, пригодным для лепки баранов, оленей, лошадей, уточек,
да и самих гуцулов в национальных костюмах.
Из такого сырного пластилина и лепится игрушка, которую потом
опускают на несколько часов в крепкий соляной раствор. А после
«просолки» игрушки выставляют сушиться на солнце или на теплую
печь Подсохнув, игрушки затвердевают и приобретают желтоватый
цвет, при этом храниться они могут долгие годы.
Сырные игрушки обычно бывают небольшого размера и могут
уместиться на ладони. Когда-то девушки такие игрушки дарили своим
женихам, как напоминание о предстоящей свадьбе. А уж для детей
лучшей забавы и нет: такими лошадками или собачками можно наиграться от души, а если наскучит, так можно и съесть, ведь вкус у
сырных игрушек просто восхитительный
В 1981 году на парижской улице О был открыт Музей вина, на
месте которого в XV века стоял монастырь. Скромные монахи, прозванные «добродеями», в свободное от молитв время занимались
виноделием, приспособив галереи старых каменоломен под винные
погреба. Монастырь славился своими винами, и сам король Людовик XIII любил, возвращаясь с охоты из Булонского леса, отведать
легкого монастырского вина.
Монахи делали вино для церковных нужд, а избытки его продавали на рынке. Но после Французской революции монастырь закрыли
и разграбили, а уцелевшие его постройки до 1906 года служили зданием ткацкой фабрики.
В одной из уцелевших подземных галерей и был устроен Музей
вина. Экспонаты его не только знакомят туристов с историей и технологией виноделия, здесь можно и попробовать наиболее известные
сорта французских вин: после осмотра Музея для его посетителей
предусмотрена специальная дегустационная программа. Гостеприимные экскурсоводы расскажут, в какие годы, например, лучше производить бордо, а в какие - бургундское. Вам продемонстрируют и
цвет, и вкус, и крепость, и букет... А желающих закрепить приобретенные познания пригласят в ресторан, который расположился в одном из подземелий Музея.
МЕМОРИАЛ МАРКА ТВЕНА
Старинный светлый городок Ганнибал в США (штат Миссури)
живописно раскинулся на зеленых холмах. Чистые его улочки сбегают
к полноводной реке Миссури. С одного из холмов открывается обзор
на всю реку вниз по течению и на лесистые просторы Иллинойса уже
на другом ее берегу.
Приезжая в родной Ганнибал, Марк Твен поднимался на Холидэй
хилл, откуда был виден весь город, и снова чувствовал себя мальчиком, а все прошедшие годы казались ему долгим сном
Жители Ганнибала безмерно гордятся своим всемирно известным
писателем-земляком, и поэтому здесь открьп мемориал Марка Твена
Во-первых, с 30 июня по 4 июля в Ганнибале проходят «Национальные дни Тома Соиера» Этот фестиваль, на который съезжаются
семьями со всей Америки, проводится вот уже 40 лет Желающих
покрасить забор - хоть отбавляй Босые мальчишки, закатав рукава
рубашки и подвернув джинсы, соревнуются, кто быстрей и лучше
покрасит отведенные им несколько досок За белым забором как раз и
располагается родной дом и Мемориальный музеи Марка Твена
В доме семейства Клеменсов обстановка создана очень простая и
строгая Из маленькой спальни на втором этаже Том удирал ночью
через окно, заслышав условный свист Гека. Напротив через улицу -
«дом с колоннами», принадлежавший доктору Гранту В гостиной
наверху - восковые фигуры- доктор Грант в кресле у камина, за
столом миссис Грант и ее мать миссис Кроуфорд, возле стола -
доктор Пик в визитке и с тросточкой
Внизу - аптека доктора Гранта с традиционным набором медных
ступок, пестиков, колбочек и весов, которые Твен называл «орудиями
уничтожения». Зубоврачебные инструменты гого времени и впрямь
напоминают орудия пытки,
В доме по соседству - книжная лавка и музей Бекки Тэтчер
Восковая русокосая Бекки в кокетливых панталончиках расскажеі,
если нажмешь кнопку у двери, о детской любви к ней Тома Соиера
На Хилл-стрит в «доме с привидениями» расположен музеи восковых фигур. Известный американский скульптор Мартин Крюсон
создал 27 восковых фигур в человеческий рост. Тут и родители
самого Марка Твена, и герои двух его самых популярных книг -
Том Сойер, Гек Финн. тетя Полли, Сид, вдова Дуглас, индеец Джо
и другие Вечером в освещенном окне под крышей видно и само
привидение
Впрочем, вся историческая часть города - мемориал Марка Твена
Городок Ганнибал живет Твеном Каждый ресторанчик использует в
своем названии имена Марка Твена и его героев - Тома Соиера,
Бекки Тэтчер и Гека Финна Не забыт и злодей-индеец Джо - его
именем назван кемпинг
В лавке тетушки Полли продаются изделия народных промыслов,
а в магазине миссис Клеменс - антиквариат, куклы, мебель и прочее
Кажется что вся Америка, вступив в «позолоченный век» (60-70-е
годы XIX века), сбросила в Ганнибал предметы строгого пуританского
быта кухонную мебель, лоскутные одеяла, которые трудолюбивые
леди того времени украшали затейливыми узорами
Даже церковь не упускает случай упомянуть о своем знаменитом
земляке. В проспекте Первой пресвитерианской церкви можно прочитать следующее" «Возможно, вам будет интересно узнать, что Сэмюэль Клеменс (Марк Твен) иногда посещал Первую пресвитерианскую
церковь Ганнибала. Ему было четыре года, когда семейство Клеменсов поселилось в нашем городе». А настоятель церкви обязательно
продемонстрирует висящую на стене в рамочке страничку летописи
приходской жизни времен Твена
Можно побывать и в знаменитой пещере, где когда-то заблудились Том и Бекки Здесь уже побывало не одно поколение туристов,
о чем говорят многочисленные надписи на ее стенах. Сначала эти
надписи делались с помощью коптящих свечей, теперь нынешние
любители, чтобы запечатлеть свои имена, пользуются фломастерами
и маркерами.
Пещера в настоящее время вся электрифицирована, и любезный
гид покажет ее чудеса - «Гостиную». «Собор», «Дворец Аладдина»,
тайные укрытия знаменитых грабителей. В городе Ганнибале давно
вошло в моду даже венчаться в пещере. Жених и невеста приглашают
туда пастора и гостей. Однажды на такую свадьбу явилось 150 приглашенных.
Мечтая вернуться в полюбившиеся им места, люди бросают монетки в моря, озера, фонтаны. В Ганнибале принято бросать монетки в
расщелину пещеры - там уже скопился всем видимый клад
МУЗЕЙ ЧЕРТЕЙ
В этом единственном в мире Музее чертей их находится около
тысячи, а может быть, и больше. Так что знаменитое пиратское выражение «Тысяча чертей'» здесь будет в самую точку. В конце 1991 года их насчитывалось около 2000 экземпляров.
А открыт этот необычный музей в литовском городе Каунасе. Он
был создан в 1966 году на основе личной коллекции профессора
Антанаса Жмуйдзинавичюса И каких только здесь не было чертиков,
чертей, чертенят! Из керамики, дерева, металлов, кожи, пластмасс,
порой даже из самых экзотических материалов.
«Черти» собрались в музей из двадцати трех стран мира, и коллекция постоянно пополняется. Кстати, у одного из постоянных «поставщиков» Музея, коллекционера Гедиминаса Юренаса, дома в личной
коллекции собрано 2500 чертей. Побольше, чем в самом Музее...
Расположился домашний музей чертей и в квартире режиссера
Харьковского кукольного театра С.А Смелянской Первый экспонат
появился у нее в 1971 году, а сейчас их уже более трехсот. Изготовлены они тоже из самых разных материалов: стекла и металла, меха и
кожи, резины и воска, гвоздей и даже... мыла. Домашний музей
С.А. Смелянской производит такое впечатление, будто в нем собрались «нечистые» со всего мира. И действительно, прибыли они сюда
из разных городов - Кишинева и Паневежиса, Киева и Херсона,
Таллинна и др. Есть и зарубежные гости - из Чехословакии, Польши.'
Болгарии, Японии и далекой Боливии.
В домашнем музее С.А. Смелянской находятся не только отдельные экспонаты чертей, они украшают буквально все: пепельницы
подсвечники, кружки, трубки. Забавные фигурки с рожками и хвостом уютно расположились на значках и ручках, тростях и театральных
программках, афишах и конфетных коробках.
Как рассказывает сама хозяйка, все началось с пустяка, а впоследствии оказалось делом увлекательным. Очень интересно было сравнивать чертей разных «национальностей», ведь они зачастую олицетворяли человеческие пороки - пьянство, жадность, лень...
Увлечение матери разделил и ее сын, который охотно пополняет
домашний музей. Так, в свое время из Прибалтики он привез керамическую кружку с ручкой-чертом и громадную восковую свечу с его
изображением. А однажды из Киева прибыли «ватынанки» - бумажные черти. Есть в музее и чертик в виде деревянной каталки для теста,
из крышек шариковых ручек изготовлен «черт-канцелярист». Неиз^
менный восторг у друзей С.А. Смелянской и у простых посетителей
вызывает зелёный чёртик, который выскакивает из пивной кружки.
Воображение основывается на представлениях, прежде всего, на образах предметов и явлений, сложившихся в прошлом опыте субъекта и запомнившихся. Но память при представлении отличается от обычного воспроизведения. Представление – это работа во внутреннем психологическом плане с образами прошлого, но уже с изменением в форме, содержании, связях.
Преобразование образов представлений осуществляется в любой репрезентативной системе психики способами агглютинации, акцентирования, типизации, схематизации и др.
Таким образом, воображение – это не просто разновидность психического отражения, а психологическое конструирование свойств предметов, явлений, отношений.
Любая творческая деятельность обеспечивается воображением, которое являет собой самостоятельное создание новых образов, реализуемое в оригинальных и ценных продуктах.
Среди видов воображения выделяют преднамеренное и непреднамеренное, творческое и воссоздающее.
К важным свойствам воображения относятся его сила или яркость, продуктивность и оригинальность, сложность, гибкость воображения и степень фиксированности образов представлений.
Цель исследования:
определить уровень сложности воображения, степень фиксированности представлений, гибкость или ригидность воображения и степень его стереотипности или оригинальность.
Материал и оборудование:
три листка бумаги размером 10х16 см без клеток или линеек. На первом листке в середине изображен контур круга диаметром 2,5 см. На втором листке также в середине изображен контур равностороннего треугольника с длиной стороны 2,5 см. На третьем – контур квадрата с длиной стороны 2,5 см. Карандаш и секундомер.
Данное исследование проводят как с одним испытуемым, так и с группой. Но лучше, чтобы группа была небольшой, до 15 человек. В последнем случае экспериментатору нужно следить, чтобы никто из испытуемых до конца тестирования не разговаривал и не показывал свои рисунки другим.
Тестирование проводится в три этапа. На первом этапе испытуемому дают листок с изображенным на нем контуром круга, на втором – треугольника и на третьем – квадрата. Каждый этап исследования предваряется повторяющейся инструкцией.