Федо́скинская миниатю́ра — вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи масляными красками на папье-маше, сложившийся в конце XVIII века в подмосковном селе Федоскино.
Основные мотивы пейзажа — природа Подмосковья.
В 1928 году артель пополнилась группой наиболее талантливых художников из числа вишняковских миниатюристов. Их опыт, особенно в создании пейзажей, существенно обогатил искусство Федоскина.
А. О.Орловский.
В пейзаже «Вид Останкино» часть перламутровой пластины покрыта тончайшими слоями краски — лессировками. Художник, «обыгрывая» переливы перламутра, «вписал» их в пейзаж, передавая с их помощью светящиеся полосы на небе и воде.
Романтичный пейзаж или сдержанный орнамент в благородной цветовой гамме никогда не бывают самодовлеющими, но всегда подчинены задуманной автором форме.
Иначе соотносятся живопись и изделие в произведениях Сергея и Аллы Козловых, где главенствующую роль играет избранная тема, сюжет. Форма изделия, его декор призваны лишь усилить впечатление, создаваемое собственно миниатюрой. Легкий дымчатый монохромный пейзаж Марфино, как видение из прошлых веков, выступает на изящной чернолаковой шкатулке. На другой вещи — зимняя панорама Троице-Сергиевой лавры. Изысканный артистичный рисунок будто драгоценным серебристым кружевом обволакивает всю коробочку целиком. Создается удивительно поэтичная картина монастыря, в любое время года чарующего прелестью своей архитектуры. Гармонично сочетаются форма и живопись в серии футляров с неглубокими донышками и высокими оригинальными крышками в виде расписных луковиц-маковок — традиционного навершия древнерусских теремов и церквей.
С 1960-х годов особую значимость приобрела пейзажная миниатюра. И. И, Страхов, используя декоративные возможности живописи по металлическому порошку, бронзовому и алюминиевому, создал целые серии пейзажей: зимних — с серебристым снегом, весенних — с блестящим закатным небом, осенних — с золотой листвой. Нежные лирические пейзажи созданы С. П. Рогатовым. В его миниатюрах преодолено влияние станковизма. Конкретные виды Федоскина и окрестных деревень — Крюкова, Семенищева — написаны по законам старого пейзажа первой половины XIX века с сохранением планового построения изображения. Многие современные федоскинские художники отдают дань поиску новых форм. Можно долго и с интересом рассматривать высокий прямоугольный футляр для духов работы Д. В. Рогатова на тему из елизаветинских времен, расписанный им под впечатлением посещения пригородных петербургских парков. Живопись расположена на откидывающейся крышке и по всем боковым граням футляра, который как бы и заключает в себе изобразительное пространство — увитую декоративными листьями беседку, укрывшихся в ней от посторонних взоров придворную даму со своим кавалером.
Существенно новым этапом в развитии пейзажного жанра явилось творчество Ю. В. Карапаева. Его лессировочное письмо по золоту и перламутру в сочетании с легкостью рисунка помогло многим федоскинцам открыть для себя всю прелесть сверкающего миниатюрного пейзажа. С 1980-х годов начался настоящий расцвет этого жанра, в котором в настоящее время плодотворно работают Г. И. Ларишев, Г. В. Скрипунов, Ю. Л. Дубовиков, Е. С. Шишкин. Под руками художников переливы перламутра «вплавляются» в изображение поблескивающей воды, закатного неба, солнечных лучей, пробивающихся сквозь облака...
Заслуживают превосходной оценки работы А. А. Федорова. Внимание истинного ценителя привлекают не только профессиональная живопись, но и предельно малые размеры его миниатюр, их рельефное обрамление, безупречное качество полировки, обязательное авторское клеймо-вензель, выполненное в технике золотой скани. Художник отказывается от традиционного черного цвета шкатулок в пользу темно-коричневой гаммы, которая гораздо лучше сочетается с теплым колоритом его пейзажной живописи.