double arrow

Английская и французская гравюра


Гравюра(от франц. gravure),- 1) печатный оттиск на бумаге (или на сходном материале) с пластины ("доски"), на которой нанесён рисунок. 2) Вид искусства графики, включающий многообразные способы ручной обработки "досок" и печатания с них оттисков. Нередко к гравюре относят и литографию ("плоская гравюра"), создание которой не связано с процессами гравирования. Гравюра использует присущие графическим искусствам средства художественной выразительности (контурная линия, штрих, пятно, тон, иногда цвет) и применяется в характерных для графики целях - для выполнения иллюстраций, шрифта и украшений в книгах и других печатных изданиях, альбомов, станковых листов (эстампов), лубков, листовок, экслибрисов, произведения прикладного назначения и т. д. Специфические особенности гравюры заключаются в её тиражности (т. е. в возможности получать значительное число равноценных оттисков), а также в её своеобразной стилистике, связанной с работой в более или менее твёрдых материалах.

Французская гравюра 15-18 веков

Гравюры Франции в истории искусства западной Европы находятся далеко не на последнем месте. Благодаря развитию французской гравюры мир получил великих мастеров гравюры. Тем не менее на определенных этапах истории развития печатной графики значимость Франции среди других стран отличается. В эпоху Возрождения в 15 — 16 веках, когда западноевропейская гравюра обретает высокого уровня в Италии, Германии и Нидерландах, Франции на этом поприще принадлежит скромное место.




Гравюра во Франции зародилась довольно рано, в конце 14 — начале 15 века. Ее появление было связано с целым рядом причин, характерных и для других стран: развитием просвещения, книжного дела и необходимостью упростить труд миниатюристов. Французская гравюра существует в виде книжной иллюстрации либо в виде отдельных листов с изображениями святых, евангельских и библейских сцен из различного рода календарей, а также картинок исторического и морализирующего содержания.

Колыбелью французской гравюры были монастыри герцогства Бургундского, расположенного на северо-востоке страны. Здесь, по соседству с аббатством Клюни, была найдена самая ранняя печатная форма, так называемая доска Прота, гравированная около 1379 года, с изображением центуриона и двух солдат — фрагмента большой композиции «Страсти господни». Гравюре Прота по стилю близки такие листы, как «Несение креста», «Христос в Гефсиманском саду», «Св. Бенин», выполненные между 1390 — 1400-ми годами бургундским гравером — так называемым Мастером пряжек.

Но истоки французской гравюры связаны не только с бургундскими провинциями. В это время во Франции существовал целый ряд художественных центров, где высокого развития достигли живопись, скульптура, художественные ремесла и постепенно складывались местные традиции печатной графики.



взаимодействие света и атмосферы в классицистических пейзажах француза К. Лоррена.

Английская гравюра.

История английской гравюры сравнительно молода. В то время, как многие европейские страны на континенте к 18 веку насчитывали многовековую художественную практику гравюры, Англия не знала ни одного выдающегося явления в этой области. Те немногочисленные английские граверы 16 — 17 столетий, которые нам известны, не выходят за рамки посредственных провинциальных мастеров. Они даже не пытались тянуться за своими коллегами на континенте или хотя бы подражать им. А интерес к гравюре был столь невелик в стране, что и значительные чужеземные мастера гравюры, в отличие от живописцев, редко появлялись в то время на Британских островах. Все это в дальнейшем сказалось на специфике английской гравюры, на своеобразии путей, которыми она пошла.

Вначале на предприятии Коробова работали немцы, выпускали табакерки, шкатулки с росписью либо с гравировкой или наклеенными гравированными картинками "под лак". В 1819 г. после смерти Коробова во главе предприятия встала его дочь Екатерина, в замужестве Лукутина, а с 1824 г. фабрикой руководил зять Коробова — Петр Васильевич Лукутин, и федоскинскую роспись стали называть "лукутинской". С 1830 г. при фабрике действовала рисовальная школа, в которой вольнонаемных и крепостных мастеров учили в основном по западноевропейским гравюрам.







Сейчас читают про: