double arrow

Список победителей молодежного областного конкурса «Музей 21 века». 5 страница


Если 15-20 лет назад статистические данные показывали периферийную роль американских историко-этнографических музеев в жизни местных сообществ, то сегодня эти музеи все больше повышают свою социальную значимость109. Музеи начинают вновь заслуживать репутацию самого достоверного источника информации не только для учёных, научных исследователей, но и обычных посетителей. Недавнее исследование американских коллег, в частности, показало, что рейтинг надёжности информации в исторических музеях оказался выше, чем у учебников, фильмов и учителей .

Темой многих образовательных программ историко-этнографических музеев США стали вопросы социальной справедливости, выдвигающие на передний план проблему утраты культурной самобытности. В некотором роде музеи играют важную роль механизма, способствующего изучению и определению значения

107 Glaser J., Zenetou A. Planning Museum Careers. Washington, 1993.

108 Панас К.И. Художественный музей Метрополитен. М. 1982. С. 11-12

109 Хейдекен С. Художник в роли хранителя музея города. Museum. № 187. 1996

110 From Learning Landscapes to New Town Squares. AYM Annual Report 1999-2000.
Hand to hand. Edit. AYM, spring 2001, Vol.16. #1


культурных границ, незримо существующих в том или ином регионе, и особенностей формирования отдельных общин на его территории.




Образовательные программы историко-этнографических музеев США стремятся отражать понятия доминирующей культурной традиции и изучать такие стороны культурного разнообразия, как чувство превосходства, различия во взглядах, формирование духа протеста и изменения, происходящие среди населения. При этом понятие «культурные границы» включает такие аспекты, как происхождение, пол, возраст, вероисповедание, принадлежность к определённой общине, традиционно живущей в конкретном районе города или региона и др.1"

Разрабатываемые проекты дают возможность посетителям через соприкосновение с воссозданной реальностью, атмосферой «другой жизни» ощутить свою причастность к собственной истории и культуре, а также к культуре других стран и народов.

Приоритет же в разработке таких проектов принадлежит детским музеям общеисторического профиля, ориентированным на многоканальную и разноуровневую интеграцию этих учреждений в окружающий социум и представляющим особый феномен в мировой культуре (прежде всего, следует выделить проекты Бостонского музея «Что, если бы ты не мог?», вовлекающий посетителей в переживание и осмысление проблем детей-инвалидов, «Ending: An Exhibit about Death fnd Loss» об очень непростой теме смерти и потери близких).

Необходимо отметить, что появление детского музея как нового элемента структуры музея вызвало множество споров среди музейных профессионалов. Сторонники такого музея в качестве основного аргумента в его защиту выдвигают тезис о том, что он, в отличие от традиционного музея, способен создавать уникальное пространство детского творчества, имеет свой инструментарий актуализации




воображения и желания созидать, способствует социальной адаптации посредством практического претворения в жизнь новых психолого-педагогических идей и методик. Противники детского музея говорят о невозможности его автономного существования в связи с тем, что он не рассматривает подлинник в качестве основного средства образовательной деятельности музея.

В Захарис и П Кольб отмечали, что детские музеи в развитых странах возникают в связи с реформами педагогической системы, они как социальные институты реагируют на изменения в обществе и включаются в процесс реформирования системы образования, акцентируя образовательную функцию"2. Находясь в постоянном движении, обеспечивающем стабильность структуры, детский музей встраивается в действительность путем актуализации потенциала отдельных элементов структуры113. Детские музеи мыслились на начальном этапе своего становления как мастерские, где «в интересах воспитания возможны замены подлинников слепками, копиями, моделями, фотографиями памятников»114.

До XX века мир детства в культуре не считался самоценным. Затем возникла философия самоценности детства, имеющего свою литературу, свой театр, свою логику, свой язык. Детский музей, обеспечивая предметность, форму и сценарий, предоставляет возможность культурного диалога между взрослым и ребенком, в ходе которого как одна, как и другая сторона совершает свое открытие ' .



111 Johnson N. Reflecting Cities. Museum of London. London. 1993

112 Детский исторический музей. Научная концепция. ГМ ПИР. Санкт-Петербург.
1995

"" The Kindermuseum: history and accounting. Amsterdam. 2002. P.8

1,4 Initiative Kinder- und Jugendmuseum (Kathen D. Von, Zacharias W. Hrsg.). Unna.

115Ко1ЬР.Указ.Соч.


Основная цель детского музея - способствовать социальной адаптации ребенка, стимулировать его активность, направленную на творческое преобразование среды (пространственной, духовной). Факт его существования как нового элемента в структуре музея как социального института - реальность, и на данном этапе своего развития он, будучи малой частью внутри множества, обнаруживает гораздо большую значимость, чем это соответствует его удельному весу в данном множестве . В отличие от других музеев, он способен использовать приток энергии, доставляемой средой, информационно содержателен и легче поддается преобразованию117.

В нашей работе рассматривается деятельность тех музеев, в тематике которых широко представлены исторические и этнографические сюжеты.

В основу философии американских историко-этнографических музеев, в которых идея создания специализированных музейных пространств для детей и молодёжи получила наиболее многообразное и яркое воплощение, легла не столько значимость музейных экспонатов, сколько значимость непосредственного опыта юных посетителей и самостоятельного поиска. Это нашло своё воплощение в создании «участвующих экспозиций», музейных мастерских и образовательных клубов. Американские историко-этнографические музеи впервые стали местом, где можно увидеть не только различные экспонаты, но и стать участником увлекательных приключений и действий, опытным путём «открывая» знания и удовлетворяя собственные интересы (например Американский Музей Естественной Истории в Нью-Йорке, Городской музей и Музей "Worldways» в Сент-Луисе).

'"• Kolb Р. Там же.

1,7 Kids in museums; experiencing culture. On communicating material and immaterial culture to children from 6-12 years old. 28-30 August 2002. Amsterdam & Rotterdam. The course of the Maastricht Summer University


В основу "американской" модели легла так называемая концепция интерактивного музея, где дети осваивают предметную среду и социальную действительность путём самого непосредственного с ней соприкосновения и взаимодействия. Исходной для создателей таких музеев явилась получившая мировое признание в 1950-1960-х г.г. операциональная теория интеллекта швейцарского психолога Ж. Пиаже, который рассматривал предметные действия в качестве главного фактора формирования интеллекта ребенка118. Согласно его концепции, интеллект - это совокупность операций, у истоков каждой из которых стоит конкретное материальное действие с предметом. Если «эпоха НТР» стимулировала создание широкого спектра новых научно-технических экспозиций, то операциональная теория интеллекта Ж. Пиаже утверждала важность активного взаимодействия ребенка с реальным миром, дети, как считал Ж. Пиаже, непрерывно переорганизуют свои идеи о том, как устроен мир, и поэтому им нужно постоянно исследовать окружающее, задавать вопросы, сравнивать, анализировать, классифицировать известные и неизвестные предметы. Эти новые идеи нашли реальное воплощение в деятельности М Спока (сына знаменитого педиатра Б. Спока), создавшего в Бостоне один из самых больших детских музеев.

Принцип интерактивности лежит и в основе сложных проектов, посвященных фундаментальным исследованиям проблем современного общества.

В тематике детских музеев Америки очень широко распространены исторические и этнографические темы, при этом отбираются сюжеты, наиболее интересные и поучительные для молодёжи, важные с точки зрения их социализации. Формы общения с подобными экспозициями различны - забраться в старинную повозку, надеть костюм вождя

118 Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М. 1969


индейского племени, изготовить традиционное украшение, размолоть зерно в деревянной ступке. Подобные реконструированные игровые пространства дают возможность посетителям сравнить образ жизни в разные эпохи и у разных народов.

Пионером таких принципов экспонирования и организации работы с детьми стал в своё время Бруклинский детский музей, расположенный в районе Большого Ныо-Иорка и сразу завоевавший огромную популярность. Вслед за Бруклинским музеем быстро стали популярны Детские музеи в Бостоне, Детройте, Индианаполисе. Например, одна из основных идей музея Индианаполиса, где издавна проживают выходцы из различных регионов и культурных групп, заключалась в том, чтобы, помогая детям узнавать свою культуру, одновременно учить уважать и понимать другую. Создание детских музеев как центров альтернативного образования давало возможность практического претворения в жизнь новых психолого-педагогических идей и методик119.

Практические разработки детских историко-этнографических музеев в значительной степени повлияли и на педагогические новации естественнонаучных центрах и лабораториях, университетах и колледжах.

Так, одна из самых крупномасштабных в США программ просветительской и внемузейной работы была разработана в Музее в Ричмонде (штат Вирджиния). Такие серьёзные просветительные программы как TEAMS (Traveling Exhibition and Media Services - Служба передвижных выставок и средств распространения информации) и The Affilate Program («Филиал») получили признание у себя в стране не только за разработку, но и за успешное осуществление на практике. В

119 Levin-Bcnham A Children's Museum: A Structure for Family Learning // Collective Vision: Starting and Sustaining a Children's Museum. Washington, DS: Association for Youth Museum. 1997


программе «Филиал» сегодня участвуют более 30 филиалов - музеев, художественных центров и ассоциаций.

Программы просветительной работы в большинстве крупных американских музеев, вслед за музеем в Ричмонде, стали развиваться в последнее десятилетие по двум неразрывно связанным направлениям. Они по-прежнему выполняют традиционную роль - основное внимание здесь обращено на постоянную экспозицию, организацию временных выставок и специализированных программ. В то же время они выступают в качестве оперативного центра, откуда в большом количестве расходятся по всему штату образовательные программы, обучающие материалы и передвижные выставки, предназначенные для небольших музеев, университетов, школ, библиотек, исправительных учреждений.

Сектора просветительной работы, занимающиеся в американских музеях главным образом образовательными программами, состоят из нескольких отделений: экскурсионного обслуживания, специальных программ, студийно-учебных программ для взрослых, программ для молодёжи и семьи. Экскурсионная служба отвечает за ежегодную подготовку более 100 гидов, они изучают наиболее значительные памятники постоянной экспозиции и временных выставок для работы с обычными посетителями, а также овладевают принципами проведения специальных экскурсий на материале постоянных экспозиций для групп, требующих индивидуального подхода, например для посетителей с физическими или умственными недостатками. Отделение специальных программ организует циклы лекций, симпозиумы, музыкальные представления, лекционные занятия для взрослых.

Одно из отделений разрабатывает на базе крупных временных выставок программы для молодёжи и семьи.

Современные программы и экспозиции почти всех американских музеев продолжают споковские традиции: все они интерактивны,


занимательны и адресны. Здесь традиционное музейное правило «руками не трогать» заменяется прямо противоположным - «please, touch» («Пожалуйста, трогайте»). Один из детских музеев в Филадельфии так и назван - «Please, touch». Коллекция этого музея включает в себя самые разнообразные предметы: этнографические костюмы и маски, бытовые предметы и игрушки различных эпох и культур и др. В музейно-игровое пространство, где всё можно трогать руками, включаются и дети, и взрослые, открывая окружающий мир в непосредственной и увлекательной атмосфере.

В последней четверти 20 века в США было открыто более 170 новых детских музеев. Один из наиболее известных - Городской музей в Сент-Луисе, созданный известными скульпторами и меценатами Бобом и Гэйлом Гассили. Этот музей можно описать как гигантскую творческую лабораторию, вмещающую в себя самые неожиданные экспозиции, приключенческие лабиринты и пещеры. Выставку старых детских игрушек, «живые» демонстрации традиционных ремёсел, творческие мастерские, исторические реконструкции и многое другое.

Ещё один, известный интерактивный центр, рассказывающий о разных странах , культурах и народах - музей "Worldways" в окрестностях Сент-Луиса. Основные принципы его работы - познание многообразия мира истории и культуры через игру, творчество, ориентация на психологические особенности детского возраста и

«включение» всех органов чувств в процесс познания .

Сегодня американские музеи в полной мере приобрели значение центров апробации и развития новых технологий образования. Им принадлежит и приоритет в разработке инновационных методик музейного образования. Эта функция осуществляется уже давно не


только на эмпирическом, но и на исследовательском уровне. Кроме того, детские музеи усиливают свою роль в качестве неформального общения людей всех возрастов (прежде всего в рамках местных национальных сообществ), помогая преодолевать противоречия, связанные с социальным неравенством, национальными и расовыми проблемами1"1.

Характерными примерами воплощения новых образовательных технологий и методик являются Детский исторический музей Индианаполиса и «The Field Museum» в Чикаго. Подход этих музеев к образовательной работе был описан Н. Крипленом, который заметил, что «методы и приемы не могли не быть экспериментальными, и это к лучшему. Не существовало накаких правил, кроме тех, что определяются здравым смыслом и благородством цели. Каждая возможность охватывалась, каждая разумная просьба удовлетворялась, каждый метод испытывался, если это было хоть сколько-нибудь возможно, все было пронизано духом приключений и взаимопомощи»122.

Сегодня программы музеев в Индианаполисе и Чикаго - типичные образцы полностью разработанных образовательных программ в американском музее. «The Field Museum», надо добавить, каждый год представляет до 10 тысяч самых разнообразных просветительских мероприятий.

Большинство американских историко-этнографических музеев предлагают похожие программы, характеризующиеся тем, что разрабатываются не в соответствии с той или иной теорией или

Fisher J., Sorokina G. Developing educational hands-on activities and interactive exhibits in Worldways Children's Museum // International parthnerships among museums. AAM. Washington. 2001

121 Юхневич М.Ю. Российско-голландский проект «Возможно быть другим» // Летняя
музейно-педагогическая школа. Петрозаводск. 2000

122 Kriplen N. Keep an Eye on That Mummy: A History of the Children's Museum of
Indianapolis. Indianapolis. 1982. с 208.


идеологией, а с позиций прагматизма. Е. Морэ объясняет это несколькими причинами123.

1) Американские педагоги уделяют внимание комплексности этнической истории. Музейный предмет - это в первую очередь объекты, созданные человеком. Через процесс определения ценности объекты приобретают особое значение и важность. Помимо исторической важности есть еще техническое совершенство и эстетическая ценность; у каждого отдельного человека эти вещи могут вызывать свои особые ассоциации или напоминать о прошлых и настоящих достижениях людей. Поэтому в своей образовательной работе американские музейные педагоги не ограничиваются каким-то одним подходом, а исследуют те многочисленные пути, через которые объект приобретает смысловое значение.

2) Американские музейные педагоги внимательны к своим посетителям и к тому, что привлекает и удерживает их интерес. Они понимают, как важно хорошо знать своего ученика и изучаемый материал, поэтому тщательно анализируют посетителей во всех существующих демографических категориях. Таким образом, в их образовательной стратегии очень важную роль играет предложение программ, отвечающих интересам посетителей.

3) Музейные педагоги хорошо знакомы со структурными реалиями
современной американской культуры. Необходимо учитывать, что нигде,
кроме США, нет настолько децентрализованной образовательной
системы; в США нет единого национального учебного плана, решения в
области образования принимаются на местном уровне. В этой ситуации
музеи поддерживают мероприятия местных школ, проявляя гибкость и
адаптацию.

123 More Е. Youth in Museums. Philadelphia. Univ. Of Pennsylvania press. 1991.


В поисках своей позиции по отношению к быстро меняющейся социальной и этнокультурной действительности, американские историко-этнографические музеи переживают серьезные трансформации, но, тем не менее остаются в русле профильной специфики и функций, имманентно присущих музею, определяющих его своеобразие как социокультурного института.

В 1990-е годы, во многом благодаря расширению международных контактов и увеличению американского влияния, новую силу тенденция к созданию детских историко-этнографических музеев обрела в Европе и, в частности, Германии. Однако, если американские музеи стремились использовать образовательный потенциал коллекций для посетителей разных возрастов, инициируя при этом социально значимые проекты, то музеи Германии ориентировались в основном на подрастающее поколение.

Первым в Германии детским музеем стал Юношеский музей (Juniormuseum), созданный в составе Далемского этнографического музея в Берлине. Юношеский музей проводил интенсивную выставочную политику, одной из центральных тем которой стали проблемы социальной адаптации молодёжи в современном обществе1" .

Основной задачей детских историко-этнографических музеев в Германии стало содействие социализации подрастающего поколения, знакомству с окружающим миром - с его историей, культурой, противоречиями и проблемами. Поэтому деятельность музеев нового поколения, построенная на принципе интерактивности, осуществляется в форме проектов, включающих в себя выставки, образовательные программы и театрализованные действия, мастерские, курсы для учителей, исследования и эксперименты125.

124 Initiative Kinder- und Jugendmuseum. Указ соч. s. 63

125 Leonard I. Der fliegende Kofler// Die Grundschulzeitschrift. 1997. №101. S.22-24


Возросший интерес общества к этим музеям объясняется рядом причин, среди которых, в качестве основных, немецкие музееведы называют изменившиеся условия детства, потерю смысла в школе, новый интерес к культуре и образованию средствами культуры, в том числе среди детей и подростков, возвращение качества жизни для семьи в большом городе, потребность в осмысленном досуге126.

За последние десятилетие в деятельности многих этнографических музеев Европы проявились новые тенденции, свидетельствующие о качественных сдвигах в организации их работы: изменились концепции и названия музеев, трансформировалась и сама технология передачи этнокультурной информации, в которой все большее значение приобретают интерактивные формы127. Столь глубокие перемены отражают изменения демографической и этнической структуры населения стран Западной Европы, произошедшие в течение последних четырех десятилетий после крушения колониальной системы.

2.3 Социокультурная проектная деятельность историко-этнографических музеев в России.

Одна из приоритетных задач, стоящих сегодня перед российскими музеями, заключается не только в выявлении новых перспективных тенденций в работе с музейной аудиторией и анализе их в условиях конкретной историко-социалыюй среды, но и в разработке новых образовательных программ с ориентацией на российские особенности и

126 Zacharias W. Von Dingen, Sinnen und Dinosauren. Unna. 1993. S. 63; Zacharias W. Ein
Kinder- und Jugcndmuseum fuer die Neunziger Jahre // Standbein Spielbein. №32. 1992. S.
3-7

127 Соболева E.C., Эпштейн М.З. Новые тенденции в маркетинговой политике
этнографических музеев // Музей. Традиция. Этичность. XX-XXI в.в.: Материалы
международной научной конференции, посвященной 100-летию Российского
Этнографического музея. СНб.-Кишинев. 2002


зарубежный опыт . Сегодня для многих историко-этнографических музеев России главным направлением деятельности стали поиски в области социокультурного проектирования, базирующегося на музейно-педагогических исследованиях, направленных на целостное осмысление взаимодействия музея с посетителем с учетом культурологических, социологических и психологических составляющих.

Одним из результатов таких поисков стало создание на базе историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника «Кижи» Республиканского детского музейного центра Карелии в Петрозаводске, призванного содействовать социализации детей через ознакомление с историко-культурным наследием народов Карелии. Этот уникальный, не имеющий аналогов, музей-консорциум является частью инфраструктуры двух сфер - культуры и образования. Значительное место в деятельности РДМЦ занимает этнокультурный компонент.

Одним из примеров современного уровня проектной деятельности российских музеев стала проводившаяся с 1997 года акция «Музейный пикник», цель которой - презентация разнообразных социальных инициатив, выраженных в формах и образах современной культуры. Наиболее интересными из представленных стали проекты Музея истории народного образования Республики Карелии «Стена», «Фасад и изнанка», «Молодёжная культура: спрос и предложение», непосредственно обращенные к проблемам молодёжи и подростков и направленные на выявление и обсуждение наиболее острых для молодёжной среды проблем: взаимоотношения в семье и обществе, наркомания, преступность .

Музейное проектирование стало главным направлением деятельности Тольяттинского краеведческого музея. Первым крупным

1-8 Музей. Образование. Культура. Процессы интеграции. МЛ 999 129 Кондратьев В., Кузнецов Д. Указ соч.


образовательным проектом явилась программа «В музей всей семьей»130. Эта программа затрагивает проблемы, волнующие и детей, и взрослых. Среди них, например, дефицит личностного общения, сложность адаптации к окружающему миру «нестандартных» детей, эгоизм и жестокость, предрассудки и дискриминационное поведение, детские страхи. Отмечено, что среда историко-этнографического музея наиболее полно помогает раскрыть потенциальные возможности личности каждого ребёнка, даёт возможность для включения посетителей в действие и моделирования в различные игровые и проблемно-поисковые ситуации.

Один из интереснейших проектов Тодьяттинского краеведческого музея - создание выставки о проблемах наркомании «Наедине с собой». На конкурсе музейных экспозиций в рамках III Красноярской Музейной Биеннале в 1999 году выставка получила диплом за лучший образовательный проект. Выставка была адресована подросткам 12-17 лет, а ее целью было формирование устойчивой негативной установки молодёжи к наркотикам.

Экспозиция была организована как лабиринт, состоящий из трёх пространств - белого («Мир и ты»), красного («Первая проба наркотика») и черного («Наркомания»). «Мир и ты» - здесь подростки определяют своё место в окружающем мире: чувствуют ли они себя одинокими, счастливыми, нравится ли им самим или их родителям их окружение. Из белого пространства два выхода - в наркотики и в жизнь. Каждому предоставляется право выбора. «Первая проба наркотика» - подростку предлагаются различные провокационные вопросы и ситуации. «Наркомания» - подростки видят достоверные списки умерших от наркотиков, слышат голос, воспроизводящий имена погибших и др. Каждый посетитель этой интерактивной выставки осматривает ее

130 Черняева Л. Интерактивная выставка для подростков «Наедине с собой». // Летняя музейно-педагогическая школа на острове Кижи (1999-2000 г.г.). Петрозаводск. 2000.


самостоятельно - «наедине с собой», а помогает ему в этом путеводитель, который содержит не только вопросы и задания, но и различного рода информацию о наркотиках и наркомании.

В результате работы выставки были получены интересные, уникальные в своём роде материалы. По данным опроса, примерно половина подростков изменили своё отношение к наркотикам, и не потому, что узнали о них много нового (20% отметили, что «не узнали ничего нового»), а потому, что «осознали, почувствовали» пагубность наркомании. Самое сильное впечатление, как и предполагалось, оказали списки погибших от наркотиков, а также общая атмосфера выставки, 96% опрошенных хотели бы видеть подобные выставки в музее и в

дальнейшем .

Судя по приведённым данным и степени интереса аудитории к проекту (за четыре месяца он собрал более 9000 человек), выставка достигла цели, которую ставили перед собой авторы концепции. Она обозначила существование серьёзной проблемы, помогла многим задуматься и принять собственные решения «наедине с собой»132.

В рамках этого же проекта музейными педагогами ряда российских музеев был составлен опросник, целью которого стало выявление ведущего фактора социализации современных подростков '". Каждый из 24 вопросов теста выявлял приверженность подростка к тому или иному фактору социализации, были универсальные вопросы, где предлагалось выбрать не однозначное подтверждение факта «Да и Нет», а какой-то один из предложенных факторов, который в данном случае влияет больше всего, так же присутствовали варианты, когда можно было выразить нейтральное отношение к ним всем.

2000.

131 Черняева Л. Указ. Соч.

132 Черняева Л. Указ. Соч.

133 Там же


Исследование выявило, что основным фактором социализации большинство подростков называют группу сверстников, на втором месте, с небольшим отставанием идут СМИ, далее семья и на последнем месте школа. Руководствуясь полученной информацией, был сделан вывод о том, что у современной молодежи отдых и досуг являются ведущей формой жизнедеятельности, от удовлетворенности досугом теперь зависит удовлетворенность жизнью в целом. Эти выводы позволили проанализировать современный характер молодежной субкультуры, в которой было отмечено отсутствие избирательности в культурном поведении, преобладание стереотипы и групповой конформизм134.

Молодежная субкультура сегодня обладает своим языком, особой модой, искусством и стилем поведения. Все больше она становится неформальной культурой, носителями которой выступают неформальные подростковые группы.

В раках этого же опросника были исследованы неформальные молодежные группы, называемые "дворовыми тусовками": 70% их участников составили юноши, 30% - девушки. Полученные ответы выявили причины, которые побудили молодых людей «уйти в неформалы», это: внутреннее одиночество, потребность в друзьях, конфликты в школе и дома, недоверие к взрослым, протест против лжи взрослых. Молодежная субкультура во многом носит суррогатный характер - она полна искусственными заменителями реальных ценностей: продленное ученичество как псевдосамостоятельность, подражание отношениями взрослых с системой господства и доминирования сильных личностей, призрачное участие в приключениях экранных и литературных героев вместо реализации собственных стремлений, наконец, бегство или неприятие социальной действительности вместо ее

134 Шаврина СР. Проблемы политической социализации молодежи в условиях трансформации общества: Дис... канд. социол. наук. М. 1992


1 Ч^

переустройства и совершенствования ' . Одним из способов бегства от действительности, а также стремление походить на взрослых является употребление наркотиков.

На решение социальных проблем, существующих в подростковой среде, направлены задачи проекта музейно-образовательных мастерских «На перекрестке», реализованного Ассоциацией «Открытый Музей» (Красноярск)' . Этот проект, призванный консолидировать усилия музейных педагогов, современных художников и дизайнеров, школьных учителей и учащихся обычных общеобразовательных школ, способствовал расширению и активизации культурного сотрудничества между различными областями России, обмену опытом в области музейной педагогики, объединению усилий по созданию культурного объекта взрослых и детей, стремлению деятелей культуры, образования и местных сообществ найти пути решения острейших социальных проблем. Целью проекта являлось создание совместными усилиями взрослых и детей коллекции, выявляющей наиболее важные проблемы и выражающей отношение участников проекта к окружающему миру

Помочь подросткам с различным культурным, религиозным и личным опытом создавать своё безопасное пространство для общения призван долгосрочный проект «Освоение культурного ландшафта: образы, объединяющие человечество». Проект, также ориентированный в своей деятельности на этнокультурный аспект, осуществляется совместно британскими и российскими специалистами (Российский







Сейчас читают про: