1Ъ Яковлев Л.С. Пространство социализации. Автореф. дис... доктора филос. наук.
Саратов. 1998
ш Лаптева М.А. Виртуальный музей: настоящее и будущее. / Материалы научно-практической конференции «Культура информационного общества» 11 декабря 2002; Лаптева М.А. Детский культурно-образовательный центр в Красноярске / Материалы межрегиональной научной студенческой конференции 21 апреля 2004 года «Студент и гуманитарные науки». Красноярск. 2004.
Этнографический музей, Центр музейной педагогики Государственного Русского Музея, "The Studio Upstairs", Лондон)137.
Основой многих социокультурных проектов, разрабатываемых российскими музейными педагогами, стало обращение к народным традициям, к народной культуре и философии138. Это вызвано, по-видимому, переломом в мировоззрений современного общества, переживающего сегодня глубокий духовный кризис, стремлением отыскать ответы на беспокоящие в той или иной степени каждого человека вопросы о путях развития человеческого общества, о соотношении жизни и идеала, о назначении человека в современном мире, о путях воспитания нового поколения. Именно поэтому в современной педагогике при разработке многих методических принципов во главу угла ставится постижение "народной души", попытка понять сам дух народа, исследование народной жизни во всех многообразных формах ее проявления. Тема детства, давшая развитие такому направлению как народная педагогика, занимает особое место в процессе воспитания нового поколения. Исследования и практическая работа в этой области успешно идут в нашей стране с 1970-80-х г.г. (за рубежом, в частности, в США и др. странах это направление серьезно разрабатывается с 1950-60-х гг.).
Впервые поставленный известным русским этнографом Г.С. Виноградовым вопрос о процессе введения поколения детей в жизнь взрослых, передачи накопленных знаний, умений, опыта, традиций разрабатывается и практически решается многими историко-этнографическими музеями.
Жвитиашвили Н. Проект «Освоение культурного ландшафта: образы, объединяющие человечество» // Летняя музейно-педагогичсская школа на острове Кижи (1999-2000 гг.). Петрозаводск. 2000.
138 Томко Т.В. Об идее культурологической экспертизы социокультурных проектов // Культурная деятельность и культурная политика. М. 1991
В России в настоящее время активно разрабатываются и внедряются разнообразные по своей структуре и специализации программы по изучению народной культуры. Особенно широко они охватывают дошкольные и школьные учреждения - детские сады, школы, дома и дворцы творчества юных и т.д. Координирующим центром для многих из них стал Российский Этнографический Музей в Санкт-Петербурге.
Российский Этнографический Музей, представляющий материальное и нематериальное культурное ласледие российского народа и способствующий культурной репрезентации различных народов и традиций в культурном пространстве современной России, уже в течение многих лет является методическим центром для многих образовательных учреждений не только Санкт-Петербурга и области, но и регионов страны (в настоящее время утвердилась концепция музея как учреждения культуры, служащего стабилизации общества и отвечающего на его культурные запросы путем презентации хранимых коллекций; раскрытие их информационного и эстетического потенциала осуществляется посредством музейной коммуникации, механизм которой сходен с трансляцией культурных текстов в традиционных культурах)1'.
В 1998 году на основе огромного фондового материала, хранящегося в музее и опыта сотрудничества с народными мастерами в музее автором был разработан проект по созданию "Школы Народного Творчества", цель которого - изучение истории традиционной культуры на основе музейных коллекций с одновременным обучением детей
народным художественным ремеслам.
vvvvvv.cthnomuseum.ru; www.muscum.ru/M1861 140 Сорокина Г.Г. Школа народного творчества в Российском Этнографическом музее // Сб. докладов международной научно-практической конференции '"Произведение искусства в образовательном процессе". Государственный Русский музей. 2000
Для "Школы" были разработаны и апробированы базовые программы "История ремесел" и «По следам древних мастеров», рассчитанные на учащихся младших и средних классов. В основе программ -диахроническое изложение истории развития культуры и народного искусства от древности до наших дней, попытка представить целостную картину мира художественного творчества в развитии - от зарождения к становлению, от изготовления кремневого отщепа и рубила - к кружевному шитью и лаковой миниатюре.
Теоретическая часть программы строится на материалах наиболее значительных работ по истории искусства, археологии, этнографии, культурологии. Практический курс включает в себя обучение профессиональными мастерами художественным ремёслам.
Один из основных принципов проведения занятий - организация общения между специалистом-преподавателем, мастером и учеником, которое помогает ребенку яснее осмыслить содержание и значение в истории художественной культуры предметов народного искусства. Задача курса "История ремесел" - помочь ребенку не только освоить технику и приемы, традиционные для различных ремесел, но и научиться воспринимать художественные артефакты разных видов и жанров не просто как отдельные феномены, а в их взаимосвязи, как сложную многомерную систему.
Концепция "Школы народного творчества" в целом и курса "История
ремесел" в частности позволила развить и экспериментально
апробировать идеи сотрудничества в рамках единой программы
музейных специалистов в разных областях: искусствоведов,
художников, этнографов, археологов, музейных педагогов, психологов (идеи были апробированы автором в Лаборатории творческого
образования при Центре Современного искусства г. Варшавы в рамках международного проекта "Different Museum")141.
Как экспериментальный, курс "История ремесел" был введен в программу обучения ряда школ Санкт-Петербурга.
В ходе реализации проекта была разработана единая многоуровневая программа для учащихся с 1-го по 11-й классы и для дошкольников. Задачи учебных курсов заключались в следующем:
A. Дошкольный курс - ввести детей в мир традиционной культуры,
пробудить, и развить интерес к народному искусству, дать первые
навыки создания вещи своими руками.
Б. Курс для младших и средних классов - углубление этнографических знаний, знакомство с историей народного искусства и ремесел, практическое освоение традиционных приемов какого-либо ремесла.
B. Курс для старших классов - специализация учебной программы
по двум основным направлениям: «Основы этнографии» и
«Музееведение».
Эти проекты легли, в свою очередь, в основу фундаментального проекта «Создание Молодежного Этнографического Центра», где одним из приоритетных направлений деятельности стало развитие учебных программ "Школы народного творчества".
Новые тенденции в деятельности историко-этнографических музеев, которые формируются, прежде всего, в сфере взаимодействия музея и школы и определяются как стремление к партнерству, то есть интеграция на основе дифференциации и разделения функций отразились в создании таких инновационных проектов, как «Предметный мир культуры»,
141 Сорокина Г.Г. Школа народного творчества в Российском Этнографическом музее.
Указ. соч.
142 Сорокина Г.Г. Молодёжный Этнографический центр // Реконструкция Центра
Санкт-Петербурга. СПб. Фонд поддержки культуры. 2001
разработанная для школ г. Москвы творческой группой «Музей и образование» по инициативе Московского института развития образовательных систем143. Этот проект был призван способствовать социализации детей младшего школьного возраста в условиях современного мегаполиса через формирование ценностного, эмоционально окрашенного отношения к культурному наследию. Это формирование, по замыслу авторов проекта, должно осуществляться на основе приобщения к предметному миру и погружения в стихию национальной культуры, так как без знания о существовании ценностей, отличных от массовых образцов, развитие ребенка будет неполным и даже ущербным.
Данный проект послужил аналогом для региональных программ социальной направленности, таких как «Мир вокруг нас» Ярославского историко-этнографического музея-заповедника, «Музей и культура» Государственного Владимиро-Суздальского историко-архитектурного музея-заповедника. «Музей и подрастающее поколение» Новгородского музея-заповедника и другие. Эти проекты объединены одной общей идеей, выражающейся в создании особой развивающей среды, осваивая которую дети научились бы выражать свои эмоции, адекватно реагировать на конфликты и различные жизненные ситуации, взаимодействовать друг с другом и со взрослыми, выражать себя в творчестве. Примечательно, что частью всех этих программ являются арттерапевтические разделы, которые служат социальной адаптации и творческой реабилитации «детей с проблемами».
В целом, необходимо отметить, что оценка инновационных образовательных музейных проектов региональных историко-этнографических музеев далеко не однозначна, поскольку наибольшее
143 Минина СБ., Петровская И. А., Юхневич М.Ю. Проекты социальной направленности для детской аудитории // Ребенок в музее. М. 2006
освещение они получают в средствах массовой информации, которые дают преимущественно положительные отзывы, в музееведческой же литературе они представлены недостаточно.
В качестве одного из значительных достижений этих музеев в области образовательной деятельности в последние годы можно выделить апробацию в эмпирических исследованиях нового элемента музейной деятельности - музейные образовательные мастерские, в ходе которых выявлена новая социальная функция музея - инициирование культурных проектов, консолидирующих усилия других социальных институтов (например, школы, вуза, различных культурных учреждений и структур власти), призванных активизировать социальную и творческую активность подрастающего поколения
Еще одной общей тенденцией в развитии образовательной деятельности российских историко-этнографических музеев стала ориентация на превращение музея в социокультурный центр региона. При всех позитивных характеристиках нельзя не отметить и слабую сторону такого процесса. Она проявляется в том, что для музеев, принимающих форму культурно-образовательного центра музейного типа сам музейный предмет уже не является приоритетом. Главное внимание обращается на развитие методов интерактивности культурно-образовательной деятельности. Как показали межмузейные форумы последних лет «Интермузей», многие российские музеи сегодня превратились в культурно-досуговые центры своих регионов. В их ряду можно назвать Самарский областной историко-краеведческий музей, Хабаровский краеведческий музей, Объединенный музей республики Татарстан, Красноярский культурно-исторический комплекс и другие.
Юхневич М.Ю., Карпенко И.Н. Проблемы и опыт создания детских музеев как центров эстетического воспитания // Комплексная программа эстетического воспитания населения: пути разработки и реализации. М. 1990
Внедрение такой модели музея поставило вопрос о значении музея как социального института в российском обществе, имеющего специфические цели и задачи. Решение этого вопроса, на наш взгляд, тесно связано с решением вопроса о выборе приоритетов: совершенствовать научно-экспозиционную деятельность как основу работы с публикой или развивать формы работы, характерные для культурно-досуговых центров. Выбор модели музея и, соответственно, перспектив развития, как справедливо считает Л.И. Скрипкина, зависит от определения отношения музейных работников к культурному наследию, которое он хранит146.
2.4 Этноархеологические образовательные программы. Психолого-педагогические аспекты.
В образовательное пространство историко-этнографических музеев широко вводятся и археологические коллекции, включающие в себя памятники первобытного искусства, что обусловлено не только эстетической и полифункциональной природой, но и пониманием искусства как артефакта, рождённого в определённом социокультурном мире.
Предметы первобытного и древнего, искусства, представленные в коллекциях историко-этнографических музеев, отражают историко-культурный опыт целых народов. Они не только помогают интеллектуальному, эмоциональному и творческому развитию, но и формируют историческое сознание у детей и подростков
Опыт введения памятников первобытной культуры в сферу воспитания и образования накоплен во многих музеях мира. Наиболее
145 Шляхтина Л.М. Образовательная деятельность музея // Основы музейного дела. М. 2005
интересным являются такие программы и проекты, которые моделируют жизнь поселения конкретной эпохи и культуры: «Саамские поселения» в Швеции, «Деревни викингов» в Норвегии, свайные поселения в Швейцарии и др. В этих проектах успешно был апробирован вариант комплексного моделирования жизни древнего поселения как образовательной программы для детей и подростков с элементами не
только научного познания, но и социально-значимой деятельности. Программы этих музеев ориентированы на создание «образа существования» человека в культуре традиционного типа148. «Вхождение» в культуру прошлого осуществляется как на уровне теоретическом - через
149 /
овладение навыками этно-археологического исследования (раскопки, экспериментальное моделирование), осмысление логических моделей культур традиционного типа, так и на уровне эмпирическом - через присвоение технологического опыта предков, через создание комплексной среды (природной, историко-культурной), максимально приближенной к условиям существования древнего человека150. Эти проекты являются попыткой представить архетипическую модель взаимоотношения человека с миром природы, основными формами которого являются ремесло и ритуал.
Процесс создания вещи в традиционной культуре есть результат диалога Человек-Природа, осуществляемого зачастую посредством
Скрипкина Л.И. Указ. Соч.
147 Энгстрем Ч. Утверждение концепции экомузея в Швеции // Museum. 1985. № 148
148 Этнографическая деятельность музеев России. Информац. бюллетень. Составители
Н.И. Ивановская, Е.Е.Герасименко и др. Выи.1. СПб. 1997.
14'' Этноархеология - направление исследования, появившееся на стыке археологии и этнографии и широко распространившееся в 60-70-е годы. Объектом этноархеологии служит материальная культура современных народов, а предметом - специфика отражения в ней особенностей поведения людей и их социальных отношений. -См.:Шнирельман В.А. Этноархеология - 70-е годы // СЭ. 1984. № 2; Binford L.R. Ethnoarchaeology: implications of ethnography for archaeology. New York. 1979. 150 Чайковский E. Музеям под открытым небом - 100 лет // Музееведение. На пути к музею XXI века: Музеи-заповедники. М. 1991
ритуала. Человек уподобляется творцу, а предмет, созданный им, наряду с утилитарными функциями приобретает функцию символическую, реализует универсальные понятия и представления. Таким образом, ремесло (материальный аспект культуры) и ритуал (духовный аспект) становятся главными компонентами в адаптивной системе Природа-Человек-Культура. Эти - редуцированные в современном мире - формы контакта человека с природой авторы проектов стараются воспроизвести, создавая ситуацию, когда «мир вещей» и «мир идей», переплетаясь, организуют особое культурное пространство в музейной среде.
Одна из целей этноархеологического образования - помочь ребёнку обрести себя в культуре, в истории человечества, ощутить себя звеном в цепочке поколений: предки - современники - потомки (по вертикали) и в системе отношений: Я - окружающий мир (по горизонтали), расширить границы освоенного ребёнком мира (границы комфортности).
Этим аспектам посвящены, например, российские программы творческого образования детей с использованием национального или регионального историко-культурного наследия: «Школа первобытных ремёсел», «На пороге древнего мироздания» - Карельского государственного краеведческого музея151, «Школа народного творчества», «По следам древних мастеров» Российского Этнографического музея152.
Одна из основных целей подобных проектов - попытка изменения системы смысловых и ценностных ориентиров современного человека через столкновение с иной реальностью духовного бытия (мир древнего человека)
'■' Жулышкова A.M., Шилова Л.В. Указ. Соч.
152 Сорокина Г.Г. "Особая Кладовая" в Российском Этнографическом музее //
Этнографическое обозрение. N.1. 1993.
Так, основная идея проекта «По следам древних мастеров», реализованная автором в Российском Этнографическом музее в 1994-2004 гг. - в обращении к традиционной культуре как источнику духовности и овладению традиционными технологиями как способом органичного существования человека в окружающей среде153. Проект, ориентированный на создание «образа существования» человека в традиционной культуре, призван был актуализировать вечные ценности, хранимые тысячелетиями. Причастность детей к данной деятельности как нельзя лучше способствует социализации подростков, становлению их гражданской позиции по отношению к своей истории и культуре. Многообразие видов деятельности студий-мастерских позволяет ребёнку - в зависимости от возраста, опыта, психологических особенностей -самостоятельно выбрать свою тему, способ деятельности, желаемый результат. Таким образом, проект предполагает создание особой ситуации, в которой познание тесно соприкасается с практикой, отстраненная рефлексия - с проживанием множества ситуаций из жизни наших предков, игра - с серьёзной социально-значимой деятельностью.
Итак, попытаемся сформулировать наиболее важные психолого-педагогические аспекты этно-археологических программ:
1. В образовании всё чаще на смену познания-впитывания информации приходит познание-открытие. Однако, чаще всего, это познание тщательно спланировано музейным педагогом. Этнологический эксперимент, на котором строится содержательный пласт проекта, рождает совершенно новые отношения педагога и ребёнка, некоторое равенство в творческом развитии, особом для каждого. Выдвижение гипотез, их проверка, радость совместного открытия создают ситуацию, когда знания не только тесно соприкасаются с практической
153 Сорокина Г.Г. "Волшебная шкатулка". Методика работы с детьми в ''Особой Кладовой" Этнографического музея. РЭМ. 1994.
деятельностью, но и рождаются в ее процессе, проверяются на опыте, что очень важно для ребёнка, не склонного к отвлечённому теоретизированию.
2. В современном мире наблюдается тенденция к обострению
космополитического и националистического характера общественного
сознания. Уберечь ребёнка от крайних проявлений того и другого типа
сознания возможно, соблюдая определённый дуализм в подходе к
воспитанию и образованию. Авторы проектов стараются следовать
этому, прежде всего, в содержательном плане, размыкая рамки
«местной» истории и «местной» культуры. Культура универсальна как
атрибут человеческого существования, но каждое ее проявление
уникально. Поэтому важно представить широкий исторический фон
любого явления в культуре. Обращение к мировой археологии и
этнографии даёт возможность ребёнку увидеть единство бесконечно
многоликого мира и, в то же время, почувствовать неповторимость своей
культуры154.
3. Программы во многом опираются на использование принципов и
методов музейной педагогики, основой которой является представление
о вещи как семиотической системе, которую можно «прочитать»,
расшифровать. В любом артефакте помимо бытовых реалий, заключена
память, он содержит пласт исторической информации, обладает
определённой эстетической аурой, обрядовой функцией, воспринимается
как микрокосм, образ вселенной. Ребёнку, чье восприятие мира основано
в первую очередь на конкретных, реальных, осязаемых представлениях,
музейный предмет и методика музейной педагогики помогут представить
реалии прошлых эпох, войти в мир культуры через её предметный мир.
154 Сорокина Г.Г. Школа народного творчества в Российском Этнографическом музее. Указ соч.
4. Игры и праздники, являющиеся составной частью программ не
ставят своей целыо воспроизведение этнографических реалий. Их задача
- создать эмоциональный фон той познавательной и практической
деятельности, которой дети будут заниматься, целостный образ
существования человека в традиционной культуре. Ролевая игра -
естественное состояние ребёнка. Осуществляя познание в игре,
знакомство в процессе её с необходимыми в жизни навыками, избирается
кратчайший путь к уму и сердцу ребёнка
5. Историко-культурный и природный контекст содержания
программы (осознание того, что ты живёшь так, как жили древние
охотники и рыболовы, овладеваешь их трудным мастерством) рождает
эффект полифонического миробытия, идёт навстречу потребности
ребёнка жить в нескольких параллельных мирах (в том числе -
временных), отличающихся по условиям существования.
Содержание этноархеологических проектов складывается, как правило, из следующих блоков:
1. Научно-экспериментальная и практическая деятельность студий-мастерских по изучению древних технологий. Задача: через овладение навыками традиционных ремёсел попытаться понять мировоззрение создателей этих технологий, представления предков о мире и красоте, отраженные в орнаментальных композициях155. Основные направления деятельности студий-мастерских:
изготовление реплик простейших каменных и костяных орудий,
ткачество (древние технологии),
плетение поясов
изготовление украшений и амулетов из разных материалов
производство керамики с овладением приемов орнаментации
15л Сорокина Г.Г. Новые находки первобытного искусства в бассейне Десны // Советская Археология. № 4.1993.
плетение из бересты и др.
2. Проектная деятельность по созданию различных исторических реплик
и реконструкций для музейно-образовательных программ. В
соответствии с проектом участники программы: музейные сотрудники и
подростки выполняют совместный проект, который может одновременно
являться исследовательской работой (например, проекты «Жилище»,
«Костюм» и др.). Соответственно, в зависимости от сквозной проектной
темы зависит и работа студий-мастерских.
3. Волонтёрская деятельность по сохранению памятников древней
культуры (участие в сборе находок на разрушающихся памятниках,
охрана памятников и др.)156.
4. Деятельность по популяризации древнейшего историко-культурного
наследия - проведение фестивалей и праздников традиционной культуры
(например, «Праздник Священного Огня», «Посвящение» и др.)
Многие из этих проектов становятся своеобразными интеллектуальными
и психологическими тренингами, дающими свои результаты:
умение понять «язык» другой культуры, т.е. увидеть смысл за внешней оболочкой происходящего;
ломку этнических и культурных стереотипов;
ослабление эгоцентричное™, забота о членах своей группы.
Проекты, связанные с историческим моделированием, включающие участие детей и подростков в разноплановой инновационной деятельности, помогают формировать в подрастающем поколении готовность к диалогу, творчеству, существованию в современном мире с
~ 157
постоянно меняющейся системой ценностей и смысловых ориентиров.
|М' Архив ИИМК РАН. Ф.35. оп.1.
157 Сорокина Г.Г. Детские амулеты и талисманы в традиционной культуре // Ювелирное искусство и материальная культура. СПб. Эрмитаж. 2006.
В целом, очень важной особенностью музейно-образовательных программ историко-этнографических музеев является возможность реализации их в рамках организационной структуры общеобразовательной школы. В основе реализации этих программ можно выделить следующие методологические положения музейной педагогики:
актуализация и интерпретация национального историко-культурного наследия;
освоение историко-культурного наследия как личного достояния ребёнка
непрерывное образование культурой (с 1 по 11 кл.);
реализация творческих потенций, индивидуальных запросов и потребностей ученика;
использование эффективных технологий обучения опора на деятельностныи, культуротворческии и личностно-ориентированныи подход).
В основе всех музейно-образовательных программ лежит музейный предмет (вещь), который становится источником информации, ценностной ориентации и эмоционально-чувственного восприятия.
Глава 3. Формирование этнической и мёжкультурной толерантности музейными средствами.
3.1 Историко-этнографические музеи и актуальные проблемы многонационального общества.
Проблемы этнической и межкультурной толерантности в многонациональном обществе, так же как и социальная адаптация подрастающего поколения в условиях общекультурного кризиса, являются частью социокультурных проблем мирового сообщества на рубеже XX-XXI вв.
Проблема снятия внутренней социальной напряженности, грозящей глобальными потрясениями выступила в последнее десятилетие на передний план. В этих условиях в мире проблема этнической и межкультурной толерантности (терпимости) приобрела крайне острую форму. Об этом свидетельствует возросший интерес к этой проблеме на всех уровнях - конфессиональном, межгосударственном, бытовом. События последних лет показали, что всё более значимый характер приобретает интолерантность (нетерпимость), она представляет уже реальную угрозу существованию общества, ибо переходит в крайнюю форму нетерпимости - терроризм158.
Толерантность давно уже признана серьёзной философской и социокультурной проблемой, которая актуализируется в условиях, когда разнообразные культуры, этносы, вероучения, социальные структуры, мораль, право, традиции, существующие в мире, всё теснее взаимодействуют друг с другом.
Толерантность можно понимать как терпимость ко всему, что, так или иначе, способствует развитию и процветанию общества и
совершенствованию человека. Толерантность можно рассматривать как предпосылку социального здоровья человека и здорового общества. А социально здоровым, как пишут Р.А. Зобов и В.Н. Келасьев, можно считать человека не только обладающего. физическим и психическим
здоровьем, но и гармонично вписанного в социум.
Истинная толерантность связана с чувством меры, которое значительно расширяет ее возможности. Любое явление становится нетерпимым, если переходит определённые границы. Таким образом, любая историческая форма толерантности представляет собой особую пропорцию терпимого и нетерпимого в конкретное время и в конкретном месте, ту пропорцию, которая реальна для этого общества и ведёт к его
устойчивости.
Что же такое толерантность? Толерантность (от латинского "толеран") - терпение, переносимость, снисходительность. На сегодняшний день толерантность рассматривается в контексте таких понятий как признание, принятие, понимание. Признание - это способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения. Принятие - это положительное отношение к таким отличиям. Понимание - это умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.
Согласно определениям, данным в Декларации принципов толерантности, утверждённой резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года:
158 Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М., 2004
159 Зобов Р.А., Келасьев В.Н. Социальное здоровье и социализация человека. СПб.
2005.
160 Колесников А.С. Формы и виды толерантности // Толерантность и
интолерантность в современном обществе. СПб. 2005; Федоров В.Ф.
Интолерантность как существенный фактор этнорелигиозных конфликтов и пути ее
преодоления // Толерантность и интолерантность в современном обществе. СПб. 2005
«1.1. Терпимость означает уважение, принятие и правильное понимание богатого разнообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знание, общение, открытость и свобода мысли, совести и убеждений. Терпимость - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая правовая потребность. Терпимость -это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.
1.2. Терпимость - это не уступка, снисхождение или потворство. Терпимость - это, прежде всего, активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах терпимость не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности, терпимость должны проявлять отдельные люди, группы, государства»161.
Проблема толерантности впервые была обозначена Жаном Боденом в XVI столетии. Как важная идея она получила выраженную защиту у Джона Локка в «Послании о веротерпимости» (1689) '".
Когда речь заходит об этнической толерантности и необходимости быть терпимым к другому этносу, нации, то на первый план выходит понятие этнического стереотипа.