double arrow

Тренировка ритма внимания


В удобном положении, расслабившись, рассматривайте кисть руки, стараясь почувствовать каждый миллиметр. Смотреть только на кисть (можно моргать). Если внимание пытается "уйти" , постарайтесь его вернуть . Во время выполнения упражнения в голове не должно быть ни одной мысли. Что нам дает "пустота" в голове? Мысль есть энергия . Когда энергия не спокойна , а "носится" в хаосе , то в таком состоянии гораздо сложнее достигнуть желаемого результата . Причем, человек быстро устает. Полное отсутствие мыслей и легкость владения вниманием дает удивительное состояние легкости и свободы .Нужно начинать выполнять упражнения с 5 - 7 секунд , постепенно доводя до 10 минут. В сумме в день Вы должны заниматься этим упражнением 10 минут . Причем, каждый новый подход делать по-разному (под разным углом зрения , в разном положении, в другом кресле, в другом настроении и т.д.).Упражнение освоено ,когда Вы сможете удерживать взгляд на кисти руки, ни о чем не думая , столько, сколько хотите . Постепенно Вы освоите это упражнение и его выполнение не будет составлять особого труда.

Упражнение 1.2 .

Запечатление - стирание .




Найдите приятный Вам предмет, или безразличный. Смотрите на него неотрывно в течении 3 - 5 секунд, стараясь "сфотографировать" (на вдохе). Закрывайте глаза и в течении 3 - 5 секунд старайтесь его вызвать (на задержке дыхания), теперь выдыхайте, мысленно растворяя образ (сжигая ,выбрасывая куда-либо и т.д.). Каждые 3 - 5 раз меняйте способ запечатления-стирания ,скорость, ритм. Постоянно ищите и находите новые способы и вместе с ними состояния удивления и озарения .

Это позволит очень быстро двигаться вперед. Занимайтесь целый день по нескольку минут маленькими отрывками . Не назначайте себе твердого, конкретного времени дня, не откладывайте удовольствие . Учтите, что попытка четко утвердить строгое время занятий редко приводит к хорошим результатам. Гораздо более продуктивно заниматься небольшими отрывками, достигая с помощью удивления состояния творческого подъема.

Повторяйте упражнение 30-50 раз, начинайте с 5-7 и доводите до 50 раз . Ваша задача - научиться по желанию "повторять" образ в воображении и "стирать" его . Тренироваться нужно не менее двух раз в день по 10-15 минут . Лучше, если все предложенные упражнения станут потребностью, превратятся в удовольствие и Вы будете заниматься значительно больше предложенного. Данная система должна стать самой жизнью, это образ жизни, а не временный тренинг.

Объекты внимания необходимо чередовать, например, части тела. Причем, когда Вы стараетесь вызвать в воображении часть тела, помогайте себе ощущениями в руке - почувствуйте пульс в этом месте, тепло, теплую волну и т.д. Напоминаем: в голове в момент выполнения упражнения не должно быть ни одной мысли, она должна "пустой".



Упражнение 1.3 .

Запечатление - удержание.

В течении трех-десяти минут в состоянии "пустоты" в голове смотрите внимательно на предмет (смотреть лучше в центр, стараясь охватить весь предмет или часть тела ). Затем закройте на 3-4 минуты глаза и постарайтесь вызвать соответствующий образ как можно ярче и четче. Желательно, чтобы он был цветной.

Повторите 5-10 раз за один подход, постоянно сличая с оригиналом. Не забывайте каждый новый раз выполнять по-другому, не допускайте однообразных повторов. С каждым разом ищите новое, которое должно переходить в состояние удивления и поднимать Ваше общее состояние на качественно новую ступень.

Основные задачи упражнения : проработать (прочувствовать) все части тела , достигнув не менее, чем четвертого уровня по шкале воображения . Когда Вы четко научились видеть запечатленный предмет с закрытыми глазами, переходите к следующему упражнению .

В течении 3-10 минут (сколько удастся смотреть на предмет до появления первой мысли) смотрите на предмет, выполняя все вышеуказанные рекомендации. Затем отвернитесь от предмета на 180 градусов и смотрите на заранее приготовленный белый лист бумаги, стараясь вызвать соответствующий образ. Тренируясь таким образом, нужно достигнуть шестого уровня по шкале вооб - ражения. Когда Вы легко будете удерживать различные предметы, переходите к запечатлению картин, открыток и т.д. Когда получится с картинами , переходите к отдельным буквам, слогам, словам, словосочетаниям, предложениям, абзацам, постепенно дойдя до страницы (запечатление букв книжных размеров). Когда достигнете четкого запечатления слова, можете переходить к следующему упражнению .



Перед каждым упражнением закрывайте глаза и проигрывайте а воображении до мельчайших деталей его выполнение, воображая нужный Вам результат. Этот способ позволяет повысить эффективность интеллектуальных и физических упражнений в два-три раза. Учтите, что любое упражнение без мысли малоэффективно.

Упражнение 1.4 .

Остановись , мгновенье .

В течении дня Вы имеете множество возможностей упражняться. Неожиданно для себя остановитесь, бросив взгляд на картину перед глазами и закройте их. Постарайтесь восстановить в воображении только что виденное. Старайтесь почувствовать всем телом (дальше этот способ запоминания будет описан под робнее). Учтите, что каждый предмет, ситуация вызывает, пусть почти неуловимое, но совершенно определенное состояние всего тела. Постарайтесь "поймать" это состояние и увидеть нужную картину, помогая состоянием. Тренируясь таким образом, постепенно научитесь запоминать состояния, а затем, при желании, их воспроизводить . Например : художник, поэт, композитор сможет воспроизвести и удержать состояние вдохновения .

Вначале это будет напоминать фотографирование в тумане. Через некоторое время оно начнет "проявляться" и постепенно Вы будете получать все более резкий и четкий "снимок". Причем, в момент, когда Вы закрыли глаза, все мысли должны исчезнуть. Тренируйтесь так 10-15 раз в день по 15-20 секунд.

Постепенно доведите время проявления и удержания снимка до 5 минут. Во время выполнения упражнения возникнет ощущение отдыха и свежести в голове. Кроме эффекта тренировки яркости и четкости воображения, Вы получите возможность хорошо отдыхать в эти мгновения. Этот результат достигается за счет постепенного погашения "мозговых шумов" , которые излишне перегружают Ваш мозг.

Упражнение 1.5.

Мгновенное фото.

Kогда Вы прогуливаетесь, находитесь в транспорте или в очереди, поупражняйтесь следующим образом. Бросьте короткий взгляд на прохожего, какой-либо предмет и т.д.,закройте глаза и постарайтесь ярко и четко увидеть его в течении 2-7 секунд (в зависимости от ситуации). В момент, когда закрыли глаза, можете продолжать двигаться. Останавливаться не обязательно. Постепенно Вы научитесь вызывать четкое и яркое 'мгновенное фото' и удерживать его в воображении столько, сколько захотите. Потренировавшись некоторое время с закрытыми глазами, переходите на тренировки с открытыми глазами, т.е. Вы должны, посмотрев на 'фото',видеть (и отвернувшись) на любом фоне за - поминаемую картину.

Упражнение 1.6.

Живая фотография.

Сядьте где-либо на лавочке или в другом месте, выберете прохожего, бросьте на него взгляд, закройте глаза. У Вас по лучилось 'мгновенное фото', но Вы постарайтесь не останавливать ситуацию в воображении, а увидеть с закрытыми глазами, как и куда продолжает двигаться человек. Сначала это может не получиться, но, потренировавшись 1-2 недели, Вы сможете оживить 'картину' и постепенно уменьшить количество ошибок при сравнении с действиями идущего.

Упражнение 1.7.

Манипуляция 'фотографией'.

Аналогично как в упражнении 1.5. Только теперь задача усложняется. Сфотографированные предметы нужно по своему желанию передвигать, накладывать, изменять их форму в заранее определенном направлении. Тренируйтесь до тех пор, пока не почувствуете, что у Вас получается легко, без напряжения.

Упражнение 1.8.

Фигуры.

Попросите кого-либо разложить спички на столе и накрыть листом бумаги, а затем на 1-2 секунды поднять его и показать Вам полученную фигуру. Посмотрев, Вы закрываете глаза и стараетесь посчитать количество.Затем открываете глаза и выкладываете из запасенных ранее спичек сфотографированную фигуру. Затем поднимаете лист и сверяете количество и правильность расположенных спичек с оригиналом.По мере тренированности запоминаете разноцветные спички или палочки(количество, место расположения и цвет).Переходить к следующему упражнению можно в случае, если Вы свободно удерживаете в воображении не менее десяти спичек.

Упражнение 1.9.

Умение видеть главное и особенности.

Берете 200-300 спичек. Вам диктуют слова. Ваша задача -выкладывать из спичек ассоциации,которые они у Вас вызывают.(Hапример,трактор может вызвать ассоциации,соответствующие ломанным линиям от звука 'р-р-р').Спички можно ломать, класть в любом положении.Слова диктуются с паузой в одну минуту. Ва- ша задача после того, как закончили диктовать слова по составленным Вами ассоциациям (спичками), воспроизвести их. По мере тренированности повышается скорость и увеличивается количество слов. K следующему упражнению можно переходить в случае, если Вы можете составить ассоциации и воспроизвести 50 слов, диктуемых с паузой в 30 секунд.

Упражнение 1.10.

Обработка состояния 'пустоты' в голове

и яркости воображения.

Выберете предмет или точку. Он должен у Вас вызывать приятное или безразличное отношение. Смотрите на него, не о чем не думая (взгляд концентрируется в центре и охватывает весь предмет). Смотрите, ни о чем не думая, сколько это будет возможно, впитывая в воображение предмет. Kак только почувствуете, что вот-вот возникнет отвлекающая мысль, закрывайте глаза и старайтесь максимально ярко увидеть предмет. Это позволит удержать состояние безмыслия и усилить четкость видения предмета. Секрет упражнения заключается в следующем: когда у человека роятся беспорядочно в голове мысли, так называемый 'шум' имеет высокий уровень. За счет этого 'шума' человек устает, забывает, т.е. теряет ход мыслей, информацию, а также на начальном этапе занятий возникают серьезные трудности при отработке яркости воображения.

Упражнение 1.11.

Запоминание слов.

Hиже Вам будут предложены для запоминания слова и дан пример, как на основе имеющегося опыта связать эти слова в рассказ. Ваша задача попытаться запомнить зачитываемые Вам слова, составляя из них рассказ. Hачните с 20 слов и интервала между словами 30 секунд. Если Вы воспроизводите не менее 18 слов, можно увеличить нагрузку путем постепенного увеличения числа слов до 100 и уменьшения времени между словами до 2 сек. Число запомнившихся в процессе тренировок слов необходимо довести до 2000. Опыт показывает - такой способ дает хорошие результаты. Позднее попросите, чтобы Вам диктовали слова по 2 (затем соответствующая пауза), по три, по четыре, по пять и т.д.

Перед тем, как запоминать, давайте подведем итог полученным навыкам и знаниям:

1. Образы должны быть яркими, четкими, необычными. Вы

должны видеть их в воображении.

2. Они должны быть в движении.

3. связка между ними может быть в виде накладывания друг

на друга, перекатывания, на основе 'похожести'.

Итак попробуйте запоминать следующие слова: дерево, стол, река, корзина, расческа, мыло, ежик, резинка, книга, трактор, дождь, солнце, часы, лампа, скрепка, дом, самолет, тетрадь, носки, воздух.

ПРИМЕР запоминания логически не связанных слов:

Мы видим зеленое красивое ДЕРЕВО. Из него начинает расти

в сторону доска, из доски вниз опускается ножка, получается

СТОЛ. Приближаем свой взгляд к столу и видим на нем лужу, ко-

торая стекает вниз, превращаясь в целую РЕKУ.

Упражнение 1.12.

Взаимодействие с образами

(метод запоминания)

Возьмите художественную книгу, прочитайте один абзац (5-6 предложений), представляя себя на месте главного героя или участвующим в виде какого-либо предмета. Найдите какое-либо ключевое слово в абзаце, представьте его. Подойдите мысленно к нему, войдите в него, начните двигаться в нем, жить. Предс тавьте, что этот предмет - Вы, и начинайте составлять рассказ, оживляя слова и сокращая их. Вы должны заранее подготовить 20-30 слов, из которых и составляйте рассказ.

Представьте, что Вы на основании "похожести" : цвета, каких-либо общих черт, формы, тяжести материала и т.д. перетекли и превратились в другой образ. Доведите количество слов до 50-70 и переходите к следующему упражнению.

Упражнение 1.13.

Метод Цицерона.

Он заключается в том, что Вы запоминаете предметы, расставляете их на заранее запомненных обьектах. Это может быть Ваша квартира, путь на работу, запомненные ранее слова. Суть метода. К каждому отдельному обьекту (в углах квартиры, на улицах города, к отдельным словам) Вы привязываете запоминае- мую информацию.

Правила запоминания :

а) образы "ставятся" на хорошо освещенные

места;

б) маленькие образы увеличиваются до больших

размеров, большие уменьшаются до маленьких;

в) связка должна быть яркой, необычной,

динамичной.

Р А З Д Е Л II.

Развитие тактильного воображения.

Синхронизация тактильных ощущений

со зрительным восприятием образов.

Не забывайте, что переходить от одного упражнения к другому можно в случае, если Вы достигли требуемых результатов. В противном случае возможны сбои.

Представьте с закрытыми глазами, что на кисть руки садиться божья коровка и ползет к сгибу локтя по обнаженной руке или что-либо в этом роде.

ТЕСТ тактильных ощущений.

Ощущений нет -0

Еле заметные - 1

Четкие но неустойчивые - 2

Четкие и устойчивые - 3

Четкие, устойчивые, их можно

изменить - 4

С открытыми глазами видите

четкие, устойчивые образы, которые

можете изменить - 5

Для перехода к третьему разделу необходимо достичь пятого

уровня развития.

Упражнение 2.1.

Движение.

Возьмите кисточку или перышко. Расслабьтесь. Почувствуйте "пустоту" в голове, проведите кисточкой от кисти до локтя мягко, не торопясь. Попытайтесь восстановить эти ощущения.

Повторяйте до тех пор, пока не достигните четвертого уровня. Помогайте себе представлением, что Вы ведете кисточкой по руке. Проработайте таким образом все части тела: руки, ноги, туловище, лицо.

Упражнение 2.2.

Прикосновение.

Приведите себя в привычное состояние безмыслия и расслабленности, положите левую руку ладонью вверх. Правой рукой возьмите предмет и положите его на ладонь левой руки.

Сосредоточьтесь на ощущениях, которые исходят от предмета, характере давления на руку, уберите его и попытайтесь с закрытыми глазами восстановить ощущения в руке до четвертого уровня, помогая себе зрительным представлением предмета. Таким образом надо "пропустить" через ощущения 20-30 различных предметов, проработав все части тела.

Упражнение 2.3

Письмо.

Закройте глаза,расслабьтесь,приведите себя в состояние безмыслия. Попросите,чтобы Вам кисточкой на теле "писали" печатным или прописным шрифтом буквы алфавита (вразброс). Когда Вы сможете без труда читать буквы, переходите к слогам, затем к словам, словосочетаниям, предложениям и текстам. Причем, Вы должны не только "прочитать" букву, но и вызвать устойчивое ощуще-

ние, т.е. восстановить ощущение по принципу первого и второго упражнения.

Довести ощущения до пятого уровня.Учтите,что кроме четких ощущений,Вы должны чувствовать весь текст на теле.

Упражнение 2.4

Простукивание.

Возьмите линейку (или другой предмет) и мягко ударяйте себя по плечам, рукам и т.д., стараясь как можно быстрее и четче восстановить ощущения после прикосновения линейкой. Довести ощущения до пятого уровня. Постарайтесь натренироваться до уровня, когда ощущения будут повторяться мгновенно по Вашему желанию. За время тренировок нужно поменять 20-30 различных предметов (ремень, вата, игла и т.д.).

Р А З Д Е Л III.

Развитие слухового воображения.

Упражнение 3.1

Возьмите линейку и ударьте о стол. Расслабьтесь, закройте глаза, добейтесь состояния "пустоты" в голове, постарайтесь "услышать" звук в воображении, подкрепляя слуховые ощущения зрительными (видеть линейку в момент удара о стол),и тактильными (ощущать всем телом линейку, стол, удар).Не торопитесь, ес-ли звук вызвать в воображении не удалось: обычно звук возникает на начальном этапе через 5-10 секунд после создания соответствующего мыслеобраза.

Достигнув пятого уровня,выполните все упражнения первого раздела, работая всеми тремя органами чувств одновременно.

ТЕСТ развития слухового воображения:

Не слышите - 0

Звук нечеткий и неустойчивый - 1

Четкий, но неустойчивый - 2

Четкий и устойчивый - 3

Можете по своему желанию трансформировать - 4

Слуховые образы идут параллельно со

зрительными и тактильными - 5

Упражнение 3.2

Изменение слуховых ощущений.

Представьте (аналогично тактильным ощущениям),что один вид звука входит в зону другого звука и "перетекает" в него. Например, представьте, что какой-либо музыкальный звук завладел одной из зон Вашего тела (почувствуйте вибрацию), мысленно распространите вибрацию на все тело. Затем представьте, что совершенно иной тональности звук завладел одной из зон тела. Распространите его по всему телу. По этой же схеме звук или неприятное ощущение "убирается" с тела.

Упражнение 3.3

Соощущения.

Возьмите пять дощечек с наклеенными на них различными материалами. Попросите, чтобы Вам подобранными заранее предметами (металлическими, деревянными, стеклянными, пластмассовыми и т.д.) ударяли, допустим, о стол. В это время Вы должны, положив правую руку поочередно на каждую из дощечек, воспринимать и запоминать (один звук - одну дощечку).Например, о стол ударили стеклянным предметом, соответственно Вы услышали удар стекла о стол. В это же время Вы рукой воспринимаете клеенку, наклеенную на дощечку. Представьте, что Вы касаетесь с закрытыми глазами клеенки, которая при каждом прикосновении издает "стеклянный" звук, т.е. Вы можете представить, скажем, рюмку, сделанную из клеенки, и таким образом запомнить ощущение .Затем, когда Вы будете воспроизводить этот образ, Вы сможете считать звук и материал.

Цель упражнения достигнуть состояния, когда Вы будете воспринимать звук в виде тактильных и слуховых ощущений, т.е. при восприятии определенного звука Вы должны ощутить прикосновение соответствующего материала.

Р А З Д Е Л IV

Развитие вкусового воображения.

Упражнение 4.1

Тренировка вкусовых ощущений.

Сконцентрируйте внимание на кончике языка в течение одной-двух минут, начнется слюноотделение. Возьмите кусочек сахара и положите его перед собой. Посмотрите на него, закройте глаза, представьте (необходимо ярко увидеть, ощутить тактильно, услышать звук одновременно). Продолжайте держать внимание на кончике языка, стараясь вызвать вкус сахара. Обычно отдаленно вкусовые ощущения появляются уже через 20-30 секунд, затем они от упражнения к упражнению усиливаются. Если же у Вас очень плохо получается (5-7% от всех занимающихся), попробуйте сахар на кончике языка и постарайтесь вызвать соответствующие вкусовые ощущения по предложенной схеме.

Тренируйтесь по 15-20 минут 3-4 раза в день в течение 7-10 дней. Вы должны достигнуть следующего: представив предмет в воображении, ощутив его тактильно, услышав звук и одновременно автоматически сконцентрировав внимание на кончике языка, Вы должны почувствовать вкус этого предмета, причем это должно происходить неосознанно.

Совершенствуя свои вкусовые ощущения, постарайтесь ощутить "вкус" звука (примерная градация: приятный-неприятный, мягкий-острый, сладкий-горький), тактильные ощущения, цвет, форму предмета, движение.

ТЕСТ на уровень воображения.

Не чувствуете вкуса - 0

Вкус нечеткий и неустойчивый - 1

Четкий,но неустойчивый - 2

Четкий и устойчивый - 3

Можете легко трансформировать - 4

Вкусовые ощущения сочетаются со зрительными

образами,тактильными и слуховыми ощущениями - 5

Упражнение 4.2

Изменение вкуса.

1. Представьте вкус сыра.

2. Представьте привкус клубники.

3. Привкус клубники начинает вытеснять вкус сыра. Постепенно с каждой новой волной вкус сыра отдаляется, ослабевает, а привкус клубники усиливается. Потренировавшись таким образом 10-15 дней, по 15-20 минут три раза в день до еды, Вы сможете произвольно, легко и просто менять вкусовые ощущения.

Р А З Д Е Л V

Развитие обонятельного воображения.

Упражнение 5.1

Сконцентрируйте внимание на кончике носа и постарайтесь представить запах лимона, розы и т.д. На начальном этапе упражнение выполняется с закрытыми глазами. Глаза смотрят прямо, на нос не скашиваются. На носу концентрируется только внимание. Если не удается вызвать запах, возьмите воображаемый объект в руку, поднесите его к носу, ощутите его запах и положи- те перед собой на расстоянии полуметра. Теперь, концентрируя внимание на кончике носа, старайтесь вызвать запах этого предмета. Если это удалось, откладывайте предмет все дальше и дальше, старайтесь вызвать запах, а затем и вовсе уберите его.

Теперь Вы должны вызвать в воображении зрительный образ этого предмета, тактильные, слуховые и вкусовые ощущения, помогая тем самым вызвать запах этого предмета (соответственно в этот момент Вы должны концентрироваться на кончике носа).

ТЕСТ на уровень воображения обоняния.

Нет запаха - 0

Слабый и неустойчивый - 1

Четкий,но неустойчивый - 2

Четкий и устойчивый - 3

Можете трансформировать по своему желанию - 4

Кроме обонятельного образа еще и зрительный,

тактильный,слуховой и вкусовой - 5

После достижения пятого уровня по тесту обоняния повторите все упражнения раздела первого. Соответственно Вы должны одновременно ярко видеть образ, ощущать его тактильно, его звук, вкус и обонятельное представление, которые объединяются в единое целое.

Упражнение 5.2

Возьмите несколько предметов с различными запахами и попробуйте их запомнить с закрытыми глазами, ощущая только их запах и соответственно вставляя их в рассказ. Например, легкий воздушный запах можно представить в виде пуха, а острый в виде чего-то стального. Т.е. нужно стараться добиться неосоз- нанного появления зрительных образов в ответ на обонятельное ощущение или представление.

Тренируйтесь таким образом 5-6 раз в день по 2-3 минуты.







Сейчас читают про: