double arrow

Как развивать воображение


Итоговые вопросы

Двигательные представления

Обонятельные представления

Осязательные представления

Слуховые представления

Бой барабана. Свист милиционера. Собачий лай. Звук горна. Голос классного руководителя.

Бархатная ткань. Прикосновение ко льду. Укол иглы. Мел в руках. Ползущая по руке оса.

Запах: земляники, лука, черемухи, бензина, мяты.

Аврал. Азарт. Плавание. Качание на качелях. Молчание.

1. Подсчитайте отдельно по каждому виду представлений количество баллов.

2. По результатам практических работ дайте оценку уровню развития своего воссоздающего воображения, творческого воображения.

3. Приведите примеры профессий, которые предъявляют повышенные требования:

а) к воссоздающему воображению;

б) к творческому.

Мы отмечали ранее, что воображение человека тесно связано с его мышлением. Мысль и образ неразделимы, поэтому все, что способствует развитию мышления, полезно и для воображения.

И мышление, и фантазия, возникшие в трудовой деятельности, исключительно важны для организации и осуществления в любом виде деятельности. С другой стороны, конструктивно участвуя в любой деятельности, человек развивает в себе самом навыки воображения и творчества.




Трудно дать однозначные рекомендации, как целенаправленно развить свое воображение. Вот несколько самых общих соображений на этот счет.

Воображение развивается в игре, особенно в тех ее видах, где человек как бы выполняет определенную роль. О некоторых таких играх рассказывает в своей книге «Грамматика фантазии» известный писатель Джанни Родари. Мы не будем пересказывать здесь ее содержание, приведем только описание наиболее доступных игр.

«Игра со словами» — началом игры может служить любое слово, которое является ключевым. К каждой его букве придумываются первые пришедшие в голову слова. Начинаются эти слова с буквы, входящей в ключевое слово. Затем из этих слов придумывается история или рифмованные строки (стихи).

«Игра в рассказчика» — все участники игры по очереди рассказывают своим товарищам выдуманную историю. Затем иллюстрируют свой рассказ рисунками.

«Игра в фантастические гипотезы» — техника ее заключается в постановке вопроса: что было бы, если бы…? Играющий должен быстро назвать любые пришедшие ему в голову подлежащее и сказуемое. Они в сочетании со словами «что было бы, если бы…» создадут гипотезу, на основе которой начинает работать фантазия. Например: «Что было бы, если бы город Москва оказался посреди моря?»; «Что было бы, если бы к вам постучался крокодил и попросил конфет?» и т. д. Больше всего увлекают самые неожиданные и даже нелепые вопросы. Польза от такой игры в том, что воображение привыкает «соскальзывать» с привычных накатанных рельсов обычного смысла и в своем развитии получает мощный толчок.



«Игра в придумывание загадок» — очень облегчает придумывание загадок такой прием, как отстранение от знаний, т. е. как бы характеристика объекта или явления для человека, который его никогда не видел и ничего о нем не слышал.

Развивают воображение и такие игры, как сочинение сказок, стихов, рисование, лепка.

Воображение развивается при чтении книг. Многие из вас, к сожалению, имеют привычку пропускать места в книгах, где дается описание природы, интерьера, внешности персонажа. В результате этого воссоздающее воображение не получает пищи и поэтому не развивается. Если же при чтении литературы вы воссоздаете при помощи воображения то, что описано в них, то тренируется ваше воображение, происходит его формирование и совершенствование.

Своеобразной школой воссоздающего воображения служит изучение разных географических карт. Умение путешествовать по карте и представлять в своем воображении различные места обогащает человека и развивает его воображение.



Совершенствует воображение внимательное рассматривание чертежей, умение за различными проекциями представлять объект и, наоборот, умение изображать объекты в раз­личных проекциях.

Техническое творчество, изобретательская и рационализаторская деятельность — важный путь развития воображения. В техническом изобретательстве в разных формах соотносятся образ и мысль. Образы, с одной стороны, дают материал для мысли, а с другой — служат ее проверкой. Изобретатель в образах видит то, что получится конкретно, если будет реализована его идея. Образы сопоставляются, ассоциируются с уже известными, предметы образов изменяются в размерах.

В процесс изобретения обязательно входят графические операции по выполнению рисунков, чертежей, что также способствует тренировке воображения.

Для развития воображения важны жизненный опыт и широкий круг знаний. Накопление большого количества ярких образов может происходить в результате целенаправленного наблюдения в процессе общения с природой. Чем больше человек наблюдает и фиксирует свои наблюдения (в рисунках, сочинениях и т. п.), тем больше у него активный запас того образного материала, который можно использовать в процессе воображения.







Сейчас читают про: