Ж
Ь о
CD
X S CD
«Я
со
Приложение 12
Под нервно-психической неустойчивостью (НПН) понимают склонность к срывам нервной системы при значительных физических и психических нагрузках. Это довольно широкое понятие включает в себя различные предпатологические состояния (крайние варианты психической нормы) со скрытой, не выраженной либо умеренно выраженной, но компенсированной формой течения, обусловленные дефектами функционирования нервной системы и снижающие приспособительные возможности организма.
В происхождении нервно-психической неустойчивости определяющая роль принадлежит биологической неполноценности нервной системы (врожденной или приобретенной) в сочетании с неблагоприятными психологическими и социальными факторами. Такими факторами и, соответственно, косвенными признаками НПН являются:
- психические заболевания у родителей и близких родственников;
- перенесенные травмы и инфекционные заболевания головного мозга;
- воспитание в неблагополучной семье, отсутствие одного из родителей;
- чрезмерно строгое или «тепличное» воспитание;
- наблюдение в психо-неврологическом диспансере;
- наличие отсрочки от призыва по состоянию здоровья;
- приводы в милицию, побеги из семьи, вовлечение в антисоциальные группы;
- раннее пристрастие к алкоголю, курению, употреблению наркосодержащих препаратов и другие.
Формы проявления НПН многообразны и связаны с нарушениями регуляторных механизмов на различных уровнях. Признаки НПН обнаруживаются в отдельных биохимических, нейрофизиологических сдвигах, особенностях вегетативных реакций, специфических чертах познавательно-мыслительной деятельности, отклонениях в эмоционально-волевой сфере, своеобразии системы отношений, установок, направленности личности.
Схема 1 Основные формы проявления и характерные признаки нервно-психической
неустойчивости
| Основные формы | Характерные признаки нервно-психической неустойчивости |
| проявления НПН | |
| Психомоторика | Плохая координация движений |
| Повышенный тремор, тик | |
| Неловкость, угловатость движений | |
| Напряженность, вычурность движений и поз | |
| Познавательно- | Низкий уровень общего развития (плохая успеваемость в школе, малый словар- |
| мыслительная | ный запас, примитивность суждений) |
| деятельность | Низкая интеллектуальная активность (неспособность самостоятельно ставить |
| жизненные цели, вязкость, поверхностность мышления) | |
| Эгоцентричность мышления, нечувствительность к логическим противоречиям | |
| Темперамент | Повышенная эмоциональность (сензитивность) |
| Высокая тревожность (в трудной ситуации), робость, пугливость | |
| Импульсивность (беззаботность, легкомыслие, вспыльчивость, ранимость) | |
| Низкая или чрезмерная активность (суетливость, несобранность, вялость, апатич- | |
| ность, замкнутость) | |
| Ригидность (упрямство, прямолинейность, грубость, мстительность) | |
| Резистентность (быстрая утомляемость, истощаемость, легкая отвлекаемость) |
Приложение 12 ________________________________________________________________ 455
| Основные формы | Характерные признаки нервно-психической неустойчивости |
| проявления НПН | |
| Мотивация | Внушаемость, склонность к подражательству |
| Эгоистическая направленность интересов, иждивенчество | |
| Низкий самоконтроль | |
| Импульсивность влечений | |
| Чрезмерное стремление к доминированию | |
| Агрессивность | |
| Неустойчивость интересов, привязанностей | |
| Нарушения в процес- | Низкая эффективность деятельности |
| се деятельности | Аварийность, травматизм по вине военнослужащего |
| Быстрая утомляемость, рассеяние внимания, растерянность | |
| Заторможенность либо суетливость, беспорядочность, импульсивность действий | |
| Нарушения | Склонность к пререканиям и невыполнению распоряжений |
| дисциплинарных | Нарушение должностных требований, неверное исполнение приказов и поручений |
| и социальных норм | Сексуальные отклонения, беспорядочные половые связи |
| Случаи суицидальных действий | |
| Склонность к нечестности, воровству | |
| Уклонения от воинской службы | |
| Неряшливость | |
| Нарушения | Агрессивное поведение по отношению к сослуживцам |
| межличностных | Конфликтность, озлобленность, грубость |
| отношений | Изолированность в группе |
| Пренебрежительное отношение к значимым для группы, коллектива целям | |
| Подозрительность, мнительность, недоверчивость | |
| Неспособность противостоять влиянию окружающих | |
| Излишняя застенчивость, робость, повышенная чувствительность | |
| Обидчивость | |
| Претензии на исключительность, потребность во всеобщем внимании, восхищении | |
| Предпатологические | Общая вялость |
| и патологические | Повышенная утомляемость |
| нарушения | Нарушения сна, снохождение |
| Частые головные боли, головокружения, обмороки, потеря сознания | |
| Судорожные припадки | |
| Энурез | |
| Сердцебиения при отсутствии заболеваний сердца | |
| Чрезмерная робость, необоснованный пессимизм, неверие в свои силы, страхи | |
| Фиксированность на состоянии здоровья | |
| Резкое побледнение или покраснение кожных покровов | |
| Нарушения ритма дыхания при волнении | |
| Склонность к запорам или частому стулу и мочеиспусканию | |
| Замедленный темп действий | |
| Демонстративные суицидальные попытки, членовредительство | |
| Снижение памяти, ограниченность внимания, неадекватность, нелогичность, вяз- | |
| кость мышления |
Организация работы по выявлению военнослужащих с признаками НПН должна предусматривать плановые мероприятия в период прибытия молодого пополнения в часть, в период адаптации к военной службе (первые 3-5 месяцев), а также в период последующего прохождения военной службы.
С прибытием молодого пополнения в часть психолог проводит инструктивно-методическое занятие с должностными лицами пункта приема молодого пополнения и офицерами подразделений. На этом занятии он в доступной форме рассказывает о сущности и признаках проявления НПН в общении, поведении, деятельности, внешнем виде военнослужащих, а также указывает, на что надо обратить внимание при изучении документов, наблюдении и в процессе беседы с прибывшим пополнением.
В результате изучения документов могут быть получены косвенные признаки нервно-психической неустойчивости: психические заболевания у родителей и близких родственников, перенесенные травмы и инфекционные заболевания головного мозга, наблюдение в психо-неврологическом диспансере, ночное недержание мочи, воспитание в неблагополучной семье, отсутствие одного из родителей, наличие отсрочки от призыва по состоянию здоровья, приводы в милицию, трудности в обучении и освоении профессии, вовле-
Приложение 12
ченис в антисоциальные группы, сложные отношения с товарищами, низкая общественная активность, узость и несоответствие возрасту интересов и увлечений, вспыльчивость, раздражительность, неустойчивость настроения, обидчивость, замкнутость, безынициативность, излишняя принципиальность, слабоволие, раннее пристрастие к алкоголю, курению, употреблению наркосодержащих препаратов.
При наличии 1-2 признаков военнослужащий заслуживает более пристального внимания и наблюдения, а при наличии 3-5 признаков заносится в списки для более глубокого обследования психологом части.
Наблюдение в ходе беседы или проведения психологического обследования также дает возможность выделить ряд признаков, говорящих о нервно-психической неустойчивости военнослужащего. К таким признакам следует отнести: развязное поведение, легкую раздражительность, вспыльчивость, нетерпеливость и суетливость, театральность, демонстративность, стеснительность, замкнутость, плаксивость, неловкость, угловатость и резкость движений, скованность позы, неудобную посадку, немотивированные движения руками и ногами, частое моргание, подергивание век и щек, закусывание губ, покраснение кожных покровов лица и шеи, повышенную потливость; недостаточную сообразительность и понятливость (об этом говорят вопросы не по существу), выражение растерянности и испуга, частое обращение к товарищам за разъяснениями, опоздания, задержка с началом работы или ее прекращение при тестировании; примитивность высказываний.
Наблюдение за поведением военнослужащих в повседневной обстановке должно быть направлено на выявление лиц, склонных к замкнутости, уединению, стеснительных, нерешительных, робких, плаксивых или, наоборот, конфликтных, вступающих в пререкания, отказывающихся выполнять приказы, нарушающих распорядок, развязных в поведении. При наличии даже одного такого признака, устойчиво проявляющегося в процессе всего наблюдения, особенно у лиц, уже имевших по результатам изучения документов 1-2 косвенных признака НПН, военнослужащий заносится в список для углубленного изучения психологом части.
К наблюдению в целях получения конкретных сведений об особенностях поведения представителей молодого пополнения можно привлекать и сержантский состав, предварительно проведя с ним соответствующий инструктаж.
По результатам проделанной работы психологом совместно с командирами подразделений и их заместителями по воспитательной работе составляется список военнослужащих, нуждающихся в углубленном психологическом обследовании, ограничении использования этих военнослужащих по отдельным специальностям и в определенных ситуациях. Военнослужащие с резко выраженными признаками нервно-психической неустойчивости представляются для медицинского освидетельствования на предмет годности к военной службе.
В период адаптации к военной службе (первые 3-5 месяцев) и последующего прохождения службы продолжается изучение военнослужащих, динамическое наблюдение за лицами с признаками НПН в целях контроля их состояния и выработки психологом предложений должностным лицам о мерах индивидуально-воспитательного характера, о психопрофилактических и психокоррекционных мероприятиях.
Приложение 13






